Состоялась церковно-научная конференция «Аносина пустынь. 200 лет служения Богу и ближним»

26-27 мая 2023 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялась конференция «Аносина пустынь. 200 лет служения Богу и ближним», посвященная юбилею Борисоглебского Аносина ставропигиального женского монастыря.

Конференция была организована сестрами Аносина монастыря в память об основании монастыря. Основательницей обители стала родная тетя русского поэта Феодора Тютчева, княгиня Евдокия Николаевна Мещерская (в монашестве Евгения) – человек удивительной судьбы, которая, оставшись вдовой через три месяца после свадьбы, больше не выходила замуж, а посвятила свою жизнь воспитанию родившейся дочери Анастасии. В память о рано ушедшем супруге – князе Борисе – княгиня основала Борисоглебский монастырь, которому благоволил ныне прославленный в лике святых митрополит Филарет (Дроздов). Почти двести лет назад, 18 сентября 1823 года (1 октября по новому стилю), состоялось открытие Борисоглебского Аносина женского монастыря, во главе которого стала новопостриженная и возведенная в сан игумении Евгения (Мещерская). Это был первый после длительного перерыва официально оформленный общежительный женский монастырь в Московской епархии.

Мероприятие началась с Божественной литургии, которую возглавил наместник Саввино-Сторожевского ставропигиального монастыря архимандрит Павел (Кривоногов), и экскурсии в Борисоглебском Аносином монастыре. Продолжилось в формате научной конференции в доме культуры в селе Павловская Слобода Истринского района Московской области.

По окончании Литургии архимандрит Павел зачитал приветствие председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству митрополита Каширского Феогноста участникам конференции. В своем обращении митрополит Феогност отметил, что обитель вошла в историю Русской Православной Церкви с наименованием «Женская Оптина» – благодаря строгости действующего в ней Устава студийской традиции и монашескому благочестию насельниц, славное место среди которых занимает сама основательница монастыря игумения Евгения, в миру княгиня Евдокия Мещерская. «В историческую судьбу Аносина монастыря вкраплены жизненные пути московских святителей Филарета (Дроздова) и Иннокентия (Вениаминова), священномученика Серафима (Звездинского), епископа Дмитриевского. Обитель посещали русский философ Алексей Лосев, церковный историк Сергей Мансуров, незадолго до смерти принявший священный сан по совету своей духовной матери, аносинской игумении Алипии (Таишевой). По дорожкам обители ходила и преподобноисповедница Фамарь (Маржанова). В стенах Аносиной пустыни огнем мученичества зажглись души священномученика иеромонаха Ефросина (Антонова) и послушниц преподобномучениц Дарии (Зайцевой) и Татияны (Фомичевой), ныне прославленных в лике святых».

Участников конференции приветствовала также настоятельница Аносина монастыря игумения Мария (Солодовникова), которая поблагодарила всех собравшихся за то, что они пришли на общий праздник обители – почтить память подвижниц, «которые положили свои труды на то, чтобы наша святая Русь процветала».

В работе форума приняли участие краеведы, историки и сотрудники Государственного исторического музея, Музеев Московского Кремля, Тютчевской «Усадьбы Мураново», историко-художественного музея «Новый Иерусалим», насельницы женских монастырей, директор Николаевской гимназии в с. Павловская Слобода С.М. Балакшина, писатель Л.В. Сурова, и аспирантка исторического факультета МГУ из Китая Чжао Чжэннань, которая рассказала о хозяйственной жизни женских общин XIX века.

Интересные сведения – о крупнейших благотворителях Аносинской обители представил краевед С.П. Носиков. Исследователь рассказал об отце и сыне Цуриковых – Григории Михайловиче и Павле Григорьевиче, которые в 1847-1878 годах оказывали регулярную помощь обители, снабжая ее всем необходимым, построили странноприимный дом, финансировали роспись храмов.

Е.М. Букреева, кандидат исторических наук, главный хранитель отдела изобразительных материалов Государственного исторического музея рассказала не только об уникальном альбоме рисунков сестер Озеровых (внучек Евдокии Мещерской) в собрании Государственного исторического музея, но и сделала подарок Аносинской обители – преподнесла копию этого альбома игумении Марии.

Первый день конференции закончился экскурсией по отреставрированному храмовому комплексу XVII века Благовещения Пресвятой Богородицы в Павловской Слободе.

Все новые грани жизни основательницы Аносина Борисоглебского монастыря княгини Евдокии Мещерской (в монашестве Евгении), а также сестер обители высвечивали участники конференции «Аносина пустынь. 200 лет служения Богу и людям». Подвиги семейный, педагогический, монашеский (включая храмостроительство), игуменский.

Второй день конференции открыли гости из Смоленской области: протоиерей Михаил Гольцман, благочинный Рославльского района и краевед Н.И. Козлова. Гости рассказали о возрождении в селе Гореново Смоленской области храма в честь Пресвятой Троицы, заложенном некогда отцом основательницы Аносина монастыря Николаем Андреевичем Тютчевым, брянского помещика и уездного предводителя дворянства (деда выдающегося русского поэта Федора Тютчева).

Широкой традиции храмостроительства в семье Тютчевых был посвящен доклад и фильм Екатерины Кузнецовой, созданный вместе с детьми из исторического клуба «Пересвет» (Брянск).

Н.Н. Амелин, главный хранитель музейных предметов Государственного мемориального историко-литературного музея-заповедника Ф.И. Тютчева «Овстуг», поделился информацией о недавней находке: в 2018 году праправнук поэта Иван Николаевич Пигарев передал в дар музею рукописную молитву Екатерины Львовны Тютчевой, матери поэта. Молитва обращена к святителю Димитрию Ростовскому. По словам Н.Н. Амелина, эта рукописная молитва важна для понимания духовной обстановки семьи Тютчевых. Первый биограф поэта Иван Сергеевич Аксаков (муж его дочери Анны) называет Екатерину Львовну женщиной «замечательного ума, сухощавого нервного сложения, с наклонностью к ипохондрии, с фантазией, развитой до болезненности». Аксаков пишет о Тютчевой как о «простой русской православной женщине», несмотря на «господство французской речи». Святителя Димитрия Ростовского почитала и княгиня Евдокия Николаевна Тютчева, основательница Аносина монастыря. Ныне в Борисоглебской обители восстановлен небольшой храм святителя Димитрия, построенный княгиней и освященный митрополитом Филаретом (Дроздовым) 12 сентября 1824 года.

И.Ю. Смирнова, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН в своем докладе отметила особое – доверительное и бережное – отношение святителя Филарета Московского к Евдокии Николаевне Мещерской, будущей игумении Аносиной обители, которую святитель называет не иначе как духовной сестрой. Сам митрополит совершил постриг княгини 13 сентября 1823 года в Вознесенском девичьем монастыре в Кремле, дав ей имя Евгения, а на следующий день, 14 сентября, в Чудовом монастыре она была возведена в сан игумении новой обители.

М.Д. Смирнова, кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры немецкого языка и культуры факультета иностранных языков и религиоведения МГУ им. М.В. Ломоносова более подробно рассказала об особенностях того времени, когда создавался Аносин монастырь. Это был тот непростой период истории нашего Отечества, когда после реформы Екатерины 1764 года монастыри лишилиcь вотчин, количество обителей резко сократилось, монашеский постриг разрешался только в зрелом возрасте (для женщин – от 50 до 60 лет), при этом желающие монашеской жизни сами за свой счет обустраивали себе жилье. Для не имеющих средств путь в монастырь был закрыт. Так появились женские общины вне монастырей для богоугодной жизни – здесь селились без пострижения в монашество. Одной из первых таких общин и стала Аносинская, правила которой, а затем и Устав монастыря разработал сам митрополит Филарет, взяв за основу строгую студийскую традицию. Не случайно обитель потом называлась «Женской Оптиной». Во главе общины стояла смотрительница, ей сестры должны были оказывать полное послушание и почтение. Смотрительница, в свою очередь, должна была управлять в духе любви и кротости – как мать и старшая сестра (например, увещевать провинившихся наедине). Желающим вступить в общину полагался трехнедельный испытательный срок. В монастыре утреня начиналась в три часа ночи, обедня в восемь утра (в воскресные дни – в девять), всенощная – в шесть вечера. В кельях ничего не готовили, самовары были запрещены, ежедневно полагалось бывать на службах, у каждой сестры было определено свое место в храме. Ни лампад, ни свечей в кельях не держали, Псалтирь учили наизусть. Был один только самовар в обители, в игуменской, на случай приезда гостей. Сестры все делали сами: работали в поле, в огороде, кололи дрова, пряли шерсть, ткали холст. Все безропотно подчинялись такому строгому порядку, ибо сама настоятельница постоянно подавала пример труда и лишения.

Игумения Евгения скончалась в 1837 году, 2 февраля. Ей было 64 года. В духовном завещании своем она наказывала: «При погребении моем не делать никакой траты, а сколько кто при сем случае пожелает поусердствовать, да обратит свою лепту в пользу неимущих…» «Возлюбленные мои! – говорила она сестрам своей обители. – Знайте, что ежели я обрящу благодать у Господа, то по смерти моей обитель утвердится и процветет; но если душа моя будет отвержена Богом, то и обитель придет в упадок…»

Монахиня Феонилла (Харченко), насельница Иоанно-Предтеченского ставропигиального монастыря г. Москвы рассказала о том, какую роль подвижницы из Аносиной пустыни играли в истории других московских обителей. Так, 25 аносинских сестер были переведены в Иоанно-Предтеческий монастырь для возрождения обители во второй половине XIX века. Окормлял обитель ныне прославленный старец Алексей Мечев, приход которого находился по соседству.

Инок Софроний (Курицин), насельник Успенского Свято-Георгиевского монастыря Уфимской епархии прислал на конференцию уникальный материал о бывшей настоятельнице Свято-Георгиевской обители (некогда женской) – игумении Христины (Ермоловой Ольги Юрьевне), также бывшей насельницы Аносина монастыря, пострадавшей за веру Христову в годы гонений на Церковь. Ольга Юрьевна принадлежала известному дворянскому роду, восходящему по линии матери к Никите Романовичу Захарьеву-Юрьеву, дедушке первого русского царя из рода Романовых. В 1905 году Ольга Ермолова, выпускница Казанского института благородных девиц, приехала в Борисоглебский монастырь в Аносино и прожила в нем три года как трудница, а затем еще 11 лет как послушница – до перевода в Георгиевский женский монастырь «Святые кустики». Там через полгода она была пострижена в монашество, а 1 июля 1917 года поставлена во игумению. В 1921 году монастырь был преобразован в трудовую артель «Первый колос». Игумения Христина активно боролась с обновленчеством. Ее несколько раз арестовывали, а 9 июля 1931 года расстреляли вместе с родной сестрой в Казани. Мученицы погребены на Архангельском кладбище в общей могиле.

Игумения Мария выразила надежду, что и неизвестные ранее подвижницы обители, и сама матушка Евгения когда-нибудь будут прославлены в лике святых.

В завершение конференции состоялась премьера песни «Анастасия», записанная прихожанами обители (слова Елены Агапитовой, музыка Виктора Романова, вокал Миры Тимурхановой, песочная анимация Юлии Степановой). Песня посвящена Анастасии, дочери княгини Евдокии Мещерской и представляет собой своего рода напутствие девочке от лица матери. Однако слова ее можно отнести и к нашим современникам: «Анастасия, Анастасия, пусть возродится наша Россия, Анастасия, Анастасия, только молитвой спасется Россия…» 

Фото: Владимир Ходаков

Материалы по теме

Монастыри

Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь
143581, Россия, Московская область, Истринский р-н, село Аносино, п/о Павловская Слобода, ул. Троицкая, 37
Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь
143581, Россия, Московская область, Истринский р-н, село Аносино, п/о Павловская Слобода, ул. Троицкая, 37

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь
Иоанновский ставропигиальный женский монастырь
Воскресенский Новодевичий монастырь
Макарьева пустынь
Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь Зосимова пустынь
Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Ставропигиальный мужской монастырь
Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь
Свято-Богородице-Казанский Жадовский мужской монастырь.
Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь
Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь