В Лазареву субботу архиепископ Феогност отслужил Литургию в Богородице-Рождественском монастыре

20 апреля 2019 года, в Лазареву субботу, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископ Каширский Феогност возглавил Божественную литургию в Богородице-Рожественском ставропигиальном женском монастыре.

Его Высокопреосвященству сослужило духовенство обители.

За богослужением молились настоятельница монастыря игумения Викторина (Перминова) с сестрами и прихожане обители. 

По окончании богослужения Высокопреосвященнейший владыка Феогност обратился к молящимся с архипастырским словом:

«Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Бог вселил согрешившего Адама напротив Рая, не сокрыв от него Рай совершенно. Он поставил Херувима с пламенным оружием, чтобы стеречь Древо жизни. Господь сказал: “Вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы ни простер он руки своей, и не взял также от Дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно“ (Быт. 3, 22).  

Смерть всегда и для всех людей была таинством. Шумеры и египтяне, древние евреи, греки, римляне и все народы пытались проникнуть в тайну смерти. Но все останавливались перед этой тайной и не могли не только приоткрыть ее, а даже и сформулировать свой вопрос. 

Сегодня мы вспоминаем воскрешение праведного Лазаря, будущего епископа Китийского на Кипре, который был воскрешен Христом-Спасителем. Святой Лазарь был воскрешен во свидетельство того, что есть жизнь вечная и воскресение – это реальность. Некоторые могут сказать о том, что у пророка Моисея нет ни одного слова о вечной жизни, Моисей говорит только о жизни земной. Но так кажется только на первый взгляд – всё гораздо глубже. Моисей говорит о хождении перед Богом. И все пророки Ветхого Завета говорили о том, что Господь приведет на суд и доброе, и злое. Кого же Он приведет, если не будет воскресения? С кого будет спрос, если нет вечной жизни? Поэтому-то мы с благодарностью и благоговением взираем на Священную историю Ветхого и Нового Заветов и видим, как совершаются и открываются нам тайны, которые были сокрыты когда-то. И всё это открывается нам во Христе. Вне Христа мы не в состоянии понять ни ветхого, ни нового.

Только во Христе мы можем прикоснуться к тайне смерти и вечной жизни, и она начинает открываться нам. Самое главное не пытаться осмысливать эту тайну своим ограниченным умом, не строить теории и не умствовать. Достаточно поверить в то, что Господь воскресит нас и будет Суд, на который Бог приведет всякого человека. Этот Суд будет последним и Страшным, но не потому, что там станут кого-то подвергать мучениям, а потому, что уже не будет возможности ничего исправить. 

Пока мы живем на земле, как же мы должны благодарить Бога, что у нас есть время! Когда человек умирает, завершается не только его жизнь, но заканчивается и отведенное ему время и он уже ничего не может изменить. Но, пока мы живы, можем многое сделать. 

Удивительные слова сказаны о последних временах. Сказано, что времена будут настолько тяжелыми, что человек, который не смалодушествует, не дрогнет, а только призовет имя Господне, будет спасен. Наша жизнь – это покаяние и благодарность, это жизнь, основанная на вере и доверии Господу Богу и Спасителю нашему. Как никто другой, мы счастливы и должны быть благодарны Богу за то, что Он приоткрывает для нас и эту тайну, и эту таинственную дверь, которую мы называем смертью. 

Воскрешение праведного Лазаря подает нам надежду, но вместе с тем побуждает неленостно трудиться, прилагать усилия для того, чтобы быть достойными того дара, который дал нам Господь. Ибо Бог создал нас без нас, но Он не может спасти нас без нас. И к благодатной помощи, которую Господь подает для нашего спасения, должны прилагаться и наши усилия, и наше собственное стремление к Богу и совершенству духовному. Ибо сказано в Евангелии: “Будите убо вы совершени, яко же Отец ваш Небесный совершен есть“ (Мф. 5, 48). Аминь».

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ