8 мая 2024 года в Введенском ставропигиальном мужском монастыре Оптина пустынь состоялась духовная беседа наместника обители епископа Можайского Иосифа с настоятельницами и сестрами ряда монастырей Калужской митрополии. Во встрече также приняли участие игумен Лаврентий, духовник братии, и архимандрит Антоний, помощник духовника.
Начиная встречу владыка Иосиф привел слова Святейшего Патриарха Кирилла о том, как важно настоятелям монастырей время от времени собираться вместе. «Вот сейчас мы собрались, не только игумении, но и насельницы обителей, – для общения и обмена духовным опытом», – сказал отец наместник.
Продолжая обращаться к наставлениям Святейшего Патриарха владыка напомнил присутствующим, что приоритет для монаха – молитва, богослужение. Рассказав о богослужебном уставе Оптиной пустыни, он подчеркнул, что братия почувствовали внутри силу и единение, когда стали служить повечерие с чином прощения. «Я посещал многие монастыри, много раз бывал на Афоне, изучал устав, и ввожу корректировки обдуманно и понемногу», – отметил владыка.
Говоря о келейном правиле для братии епископ Иосиф рассказал как архимандрит Емилиан и старец Иосиф Исихаст учили своих чад вставать рано для молитвы.
«И в Оптиной, – дополнил игумен Лаврентий, – многие братия, те, которые у меня исповедуются, встают за час до полунощницы и исполняют пятисотницу».
Затем владыка напомнил присутствующим о благословении наместника архимандрита Венедикта (Пенькова, † 22 января 2018 г.) изучать и заучивать наизусть заповеди Священного Писания. Эта традиция продолжается и сейчас, изданы и розданы братии небольшие книжечки, составленные по благословению почившего наместника. Ведь, по слову преподобного Серафима Саровского, очень важно, чтобы ум «плавал» в Священном Писании.
Среди важнейших деланий монаха послушание также занимает особое место. «Послушание усиливает молитву, а молитва помогает послушанию. Но нужно помнить: если мы не слушаемся старших, молитва не действует», – подчеркнул наместник.
«Приходя в монастырь, человек должен отдать игумену и братии самое дорогое, что у него есть: свою свободу, – продолжил рассуждение игумен Лаврентий. – И тогда он будет жить в святом послушании радостно. Безропотное послушание дает монаху радость, силы, здоровье, счастье жизни в монастыре».
«Да, мы самые счастливые люди», – подтвердил епископ Иосиф. Еще одно делание должно сопровождать монаха всю его жизнь: всячески бороться с духом ропота. Разрушительно для монашеского духа роптать, рассуждать по-мирски: почему у брата послушание легче, почему он начальник и прочее. В распоряжениях начальства нужно видеть волю Божию, и тогда послушание будет в радость.
Далее речь зашла о чтении. «Великое дело – чтение. Сейчас люди рассеянные, информационный шум мешает молиться. А вдумчивое чтение пробуждает сердце монаха», – сказал владыка.
«Читать духовные книги необходимо, это питание для монаха», – заметил отец Антоний. Затем епископ Иосиф предложил настоятельницам и сестрам рассказать о духовных особенностях женских монастырей.
Говоря о Свято-Никольском Черноостровском монастыре в г. Малоярославце и его дочерних обителях, монахини привели в пример настоятельницу обители игумению Николаю (Ильину), свою общую наставницу: ее жертвенность, духовное горение, стремление непрестанно учиться.
«Духовной жизни без жертвы быть не может… Ропот перекрывает дыхание монаха. Нужно не потерять ниточку любви, благодарности Богу... Не потерять драгоценное время, зажечь свой светильник», – делились духовным опытом сестры.
Вновь подняв тему послушания владыка сказал, что, по его впечатлению, в женских монастырях физические труды тяжелее, чем в мужских. «У вас на коровнике 30 коров, а на послушании там всего 4 человека. Еще ведь телята, куры – это тяжело. В 4 утра встаете, пасете, доите, убираете. У нас вот 15 человек братии на коровнике. Дояры чередуются, стараемся, чтобы у них получалось бывать утром и вечером на богослужении».
Отвечая епископу Иосифу одна из сестер отметила: «У нас есть единомыслие, мы работаем командой. Сестры читают Иисусову молитву, стараются молиться. Знаем, что матушка за наc молится. Поэтому тяжести нет, мы радуемся, что живем, трудимся в обители».
«Вы верно говорите: когда на послушании атмосфера спокойствия, радость, единение духа, то труд в радость, а не в тягость», – подтвердил владыка. На вопрос о том, есть ли у братии конкретное время на исполнение келейного правила владыка ответил, что хорошо бы его выделить. Сейчас это есть только в скиту: в 21 час звучит колокол, призывая скитскую братию встать на келейную молитву.
Продолжив рассказ о монастыре владыка Иосиф отметил, что средний возраст братии 55 лет, а притока молодежи почти нет, как и везде сейчас. Нужны келейники в помощь старым и больным, много времени и сил необходимо на прием паломников, и все это приходится учитывать. Владыка выразил надежду на изменение ситуации: если в семьях будет больше детей, а молодое поколение будет воспитываться не на западных, а на традиционных ценностях, то молодежь снова пойдет в монастыри.
Затем был задан вопрос об обидах и сохранении внутреннего мира. «Как сохранить мир? Не гневаться, – спросил отец наместник. – А начало безгневию – молчание уст. Принять ситуацию как волю Божию: значит, мне нужно потерпеть. Я стараюсь понять каждого, оправдать, принять со всеми недостатками. Учить друг друга – тупик – обидчивые все. Учить должны старшие».
«Некоторые ищут духовника и не находят, – продолжил тему отец Антоний. – А другие ищут Бога – и Господь дает им и духовника. Нужно через молитву обращаться к Богу, и Господь даст ‟золотой ключик”, который откроет сердце брата. Молитвенное обращение к Богу помогает сохранить мир».
«Не обижаться можно научиться, – сказал владыка. – А вот не огорчаться сложнее. Но главное, чтобы огорчение не переходило в уныние. Я не замечал у нас в монастыре, чтобы братия вот прямо обижались, чтобы кто-то не общался, ходил и дулся. Ну поворчат, спокойно скажут какое-то замечание – ладно, принимаю… А вот обиды – этого нет, все взрослые, все всё понимают».
Тему обид и сложности взаимоотношений в монастыре продолжили сестры: «Матушка дала нам правило: когда мы встречаемся, то улыбаемся друг другу и кланяемся. Если идет какая-то сестра хмурая, просто улыбнись ей».
«Есть такое выражение: улыбка – лучшая благодарность», – заметил отец Антоний.
«Улыбка искренняя, – продолжил его мысль владыка. – Вот европейцы изображают улыбку, а мы улыбаемся искренне. Оптина отличается особой внутренней сосредоточенностью. А вот мирянам я говорю: улыбайтесь, не ходите хмурые. Где обиды – так это у мирян. Вот мои чада – столько приходится от них выслушивать! Обижаются друг на друга постоянно, пишут мне об этом. А среди братии такого нет».
Одна из сестер подняла тему о боязливости и страхах: «Матушка говорит нам: ‟Ничего не бойся”».
«Это нехорошая черта монаха, когда он все время чего-то боится: а если я вот это не смогу, а если другое не получится… Это страх, малодушие. Монах не должен бояться – и не боится, если пребывает в послушании», – подытожил владыка Иосиф.
Кроме упомянутых вопросов, в беседе были затронуты многие другие аспекты жизни современного монастыря. В завершение беседы владыка сказал о притяжении Оптиной, о том, что старцами заведено принимать всех, заведена традиция гостеприимства и странноприимства. «Мы живем в раю. Живем в любви, в доверии, одной семьей. Оптина пустынь славилась своими цветниками, особенно скит. Сейчас мы и это возрождаем. Ведь важна и внешняя красота монастыря», – сказал владыка Иосиф.
Поблагодарив епископа Иосифа за плодотворное общение и отеческую заботу, монахини выразили надежду на дальнейший обмен опытом и сотрудничество в проведении различных мероприятий.