В Оптиной пустыни состоялся очередной лекторий, посвященный свт. Игнатию (Брянчанинову)

15 декабря 2019 года Оптинский лекторий собрал слушателей на четвертую встречу. На этот раз она была посвящена значению Оптиной пустыни и ее духоносных старцев в жизни святителя Игнатия, которого современное монашество называет учителем покаяния.

Открывая встречу, наместник Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь епископ Можайский Леонид отметил символичность момента: будущий святитель Игнатий (Брянчанинов) приехал в Оптину пустынь со старцем Львом (Наголкиным) в 1829 году. «И сегодня мы служили Божественную литургию с протоиереем Павлом Хондзинским и протоиереем Георгием Орехановым во Владимирском храме, где лежат мощи первого Оптинского старца преподобного Льва», – продолжил владыка. Обращаясь к многочисленной аудитории, собравшей, помимо насельников обители, представителей православной молодежной организации «Покров» при храме святых первоверховных апостолов Петра и Павла Московского подворья Оптиной пустыни, а также паломников из других мест, епископ Леонид выразил пожелание, чтобы каждый участник не только узнал какую-то информацию из лекции декана богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерея Павла Хондзинского и последующих за ней обсуждения и обмена мнениями, но и подумал бы об услышанном и спроектировал это на свою жизнь.

Предваряя лекцию, соведущий профессор ПСТГУ доктор исторических наук протоиерей Георгий Ореханов сообщил такой интересный факт: протоиерей Павел Хондзинский является первым в русской истории человеком, который защитил кандидатскую диссертацию по теологии, признанную государством. «Таких прецедентов не было ни до революции, ни после нее», – сказал отец Георгий.

Отец Павел, глубоко и серьезно занимающийся изучением русского богословия в Синодальный период, начал свой доклад с того, что святитель Игнатий (Брянчанинов) уникален во многих отношениях: и в своей жизни, и в своих трудах. Это была яркая неординарная личность, но, по словам пастыря, чтобы понять, в чем заключалась его неординарность, нужно посмотреть на монашество в Синодальную эпоху. Не углубляясь в причины, почему так произошло, докладчик отметил, что после нанесения русскому монашеству довольно-таки сильного удара Петровскими реформами, всё же в конце XVIII века оно начинает восстанавливаться. Однако при этом ощутимо меняется его социальный состав. Появляется ученое монашество, которое мало живет собственно монашеской жизнью – у него нет такой возможности. Вторая группа, являющая собой монастырское монашество, это в большинстве своем выходцы из простонародья. А святитель Игнатий – выходец из древнейшего дворянского рода. Он получил прекрасное домашнее образование и блестяще закончил Военно-инженерное училище в Петербурге. Его тепло встречали во многих великосветских домах. Будущий святитель был знаком с Великими князьями, Пушкиным, Жуковским, Глинкой. Казалось бы, он полностью не соответствовал классическим условиям для монашества с самого своего рождения. И тем не менее он избирает монашеский путь. Уже во время своего обучения Дмитрий Брянчанинов старается вести тайную духовную жизнь. Он ходит в Александро-Невскую лавру, часто исповедуется и однажды знакомится там с будущим оптинским старцем Львом (до пострижения в схиму – иеромонахом Леонидом).

Много важных фактов, связанных с отношениями будущего святителя Игнатия и будущего преподобного Льва, привел протоиерей Павел Хондзинский. Отношения были непростыми. Но, когда старец отошел ко Господу, а святитель в то время возглавлял Троице-Сергиеву пустынь на берегу Финского залива под Петербургом, в ответ на скорбное известие, полученное им из Оптиной пустыни от отца Макария, он написал следующие слова: «Душа моя исполнилась печали, и как ни вспомяну о нем – каждый раз обильная печаль изливается в мое сердце. Точно как Вы пишете, он имел ко мне особеннейшие расположение и любовь, следствие коих постоянно в себе ощущаю: отклонясь телесно, я не отклонился в противное мудрование, но многие его изречения остались у меня в памяти и доселе меня руководствуют, особливо произнесенные в Свирском монастыре». Отец Павел отметил, что сконцентрироваться на отношениях святителя Игнатия (Брянчанинова) с оптинскими старцами помогают два рода источников. Первый – это письма святителя старцам и их ответы. Второй – упоминания им о старцах благословенной Оптиной в посланиях, адресованных другим лицам. Кстати, часть писем посвящена предполагаемому переезду архимандрита Игнатия в Оптину пустынь, о которой он мечтал как о месте уединения, однако переезд по неизвестным причинам не состоялся.

В докладе был затронут еще один немаловажный аспект: как святитель Игнатий понимал монашества. С одной стороны, он, аскет, богослов, церковный писатель, считал, что это такие оазисы христианской жизни среди уже нехристианского мира. С другой – называл его барометром, который, стоя в уединенной комнате, со всех сторон замкнутой, с точностью показывает состояние погоды на улице. Весь мир находится в кризисе, значит, и монашество тоже. Причем одну из причин кризиса русского монашества он видел в его простонародности, что, считал святитель, принижает понятие о внутреннем смысле монашеской жизни. По его мнению, монахи того времени в большей степени были способны на телесный подвиг, чем на духовный. И именно с этой точки зрения он высоко ставил Оптину пустынь. Вот строки из его письма преподобному Макарию Оптинскому: «Утешительно видеть, что Оптина пустыня благоразумным своим правлением доставляет пристанище благонамеренным и благовоспитанным людям, могущим поддержать монашество; к несчастию, для таких людей монастыри русские почти совершенно недоступны…».

Организаторов нового проекта «Оптинский лекторий», стартовавшего летом 2019 года, каждый раз волнует вопрос: как выстроить встречу, чтобы она вызвала у аудитории (включающей в себя и тысячи людей, знакомящихся с лекциями и их обсуждениями на «Youtube»), неподдельный живой интерес? На сей раз было решено, что после доклада отца Павла Хондзинского соведущий протоиерей Георгий Ореханов задаст ему целый ряд вопросов, ответы на которые помогут высветить тему с разных сторон. Один из наиболее актуальных вопросов отца Георгия касался значения великого духовного наследия святителя Игнатия (Брянчанинова). Отметив, что наследие святителя Феофана Затворника оказало могучее влияние на последующие поколения монашествующих и мирян, протоиерей Георгий поинтересовался, какое значение имеет наследие святителя Игнатия (Брянчанинова): кто его читает, кто его цитирует?

Отвечая на этот вопрос, протоиерей Павел Хондзинский обратил внимание аудитории на одну интересную подробность: когда святитель Феофан составил свой труд «Путь ко спасению» (ставший одним из самых известных его аскетических трудов, востребованных в любой среде), то показал его тогда еще архимандриту Игнатию (Брянчанинову) и получил от него одобрение. То есть эту работу можно назвать их общим видением пути. Но, что касается самого наследия святителя Игнатия, после его кончины оно было востребовано мало. Волна интереса к нему началась несколько позже, в конце XIX – начале XX веков.

Другой соведущий игумен Лаврентий (Балаев), братский духовник, добавил к этому, что на сегодняшний день труды святителя Игнатия (Брянчанинова), пожалуй, одни из наиболее читаемых в монастыре, с которых начинает каждый послушник, придя в Оптину пустынь.

Братия обители приняла самое активное участие в работе лектория, не только задавая вопросы докладчику, но и высказывая свои мысли по теме лекции. Представители московской молодежи из «Покрова» сказали, что многие из них хотели побольше узнать о святителе, потому что нынешней осенью они побывали в Свято-Введенском Толгском женском монастыре, где поклонились мощам святого. И вот теперь, по их словам, благодаря той поездке и лекции отца Павла Хондзинского святитель Игнатий (Брянчанинов) стал для них намного ближе и роднее.

Нина Ставицкая

Материалы по теме

Публикации

К дню памяти митрополита Киевского и Галицкого Филарета
Николай Головкин
К дню памяти митрополита Киевского и Галицкого Филарета
Николай Головкин

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Христорождественский монастырь города Слободского
Покровский мужской монастырь в с. Дракино
Казанский мужской монастырь в с. Кузнецово
Богоявленский мужской монастырь г. Челябинска
Саратовский Спасо-Преображенский мужской монастырь
Мужской монастырь Спаса Нерукотворного пустынь с. Клыково
Богородице-Казанский Коробейниковский мужской монастырь
Курский Свято-Троицкий женский монастырь
Кунгурский Иоанно-Предтеченский женский монастырь
Стефано-Афанасьевский женский монастырь села Вотча