11–12 декабря в Пюхтицком Успенском ставропигиальном женском монастыре в Эстонии состоялась международная научно-практическая конференция «Пятые Пюхтицкие чтения».
Мероприятие проводится с 2011 года по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и посвящена памяти схиигумении Варвары (Трофимовой).
В этом году возглавить конференцию Его Святейшество благословил архиепископа Верейского Евгения, викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, ректора Московской Духовной академии и семинарии, председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви.
В работе конференции приняло участие более 100 человек и более 50 докладчиков, было представлено 7 стран (Россия, Беларусь, Украина, Швеция, Эстония, Латвия и Литва). Доклады участников конференции были объедены темой «Православная культура и практика воспитания личности: традиции и современный опыт».
Первый день конференции начался с Божественной литургии и молебна в Успенском соборе монастыря. Богослужение возглавил архиепископ Верейский Евгений в сослужении клириков обители и священнослужителей – участников конференции. Обратившись к молящимся с архипастырским словом, Владыка привел в качестве примера христианского подвига жизнь священномученика митрополита Серафима (Чичагова), память которого совершалась в этот день.
После трапезы в Трапезном храме, за которой читалось житие свщмч. Серафима (Чичагова), состоялось торжественное открытие конференции. С приветственным словом к участникам конференции обратились: Высокопреосвященнейший Евгений, архиепископ Верейский; игумения Филарета (Калачева), настоятельница Пюхтицкого Успенского ставропигиального женского монастыря; д.ф.н., профессор Т.В. Мальцева, проректор ЛГУ им. А.С. Пушкина (Санкт-Петербург); депутат сейма Латвийской республики И.Е. Рыбаков; педагог Р.А. Иванова (Кохтла-Ярве, Эстония).
Член-корреспондент РАО Ю.Н. Гладкий, доклад которого открыл пленарное заседание, предложил собравшимся «подвести некоторые итоги общения, ответить на целый ряд вопросов: для чего следует проводить подобные конференции, какова от них реальная польза носителям православной и светской культур и какие моменты следовало бы учесть при планировании последующих встреч в Пюхтицкой обители». Ответ на этот вопрос содержался и в его докладе, и в выступлениях следующих докладчиков.
В своих выступлениях и кулуарах конференции участники отмечали, как вырос за пять лет уровень Пюхтицких чтений, широту тем докладов: «Трудолюбие» (игум. Филарета (Калачева)); «Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников через приобщение к ценностям родной культуры» (Н.В. Еремина); «Понятие сквернословия в свете новозаветного мировоззрения» (прот. Игорь Прекуп); «Эвакуация 1917 г. и возвращение пюхтицких сестер с монастырским имуществом в 1923 г.» (ин. Даниила (Полякова)); «Витая колонна как “образ невещественного светодаяния”» (Л.В. Клешнина); «Педагогический грех: понятие, виды, масштаб» (А.А. Остапенко) и т.д.
Итоги конференции подводились во второй день ее работы после завершения пленарного заседания. Затем архиепископ Верейский Евгений благословил объявить закрытие Пятых Пюхтицких чтений. В заключительном слове Владыка отметил высокий научный уровень международной конференции, информативную и практическую насыщенность докладов и выступлений и выразил игумении Филарете и сестрам обители благодарность за четкую, конструктивную организацию и проведение Пюхтицких чтений.
В центре зала на протяжении всей конференции стоял украшенный цветами портрет схиигумении Варвары, и Распятие с зажженными свечами. Без преувеличения можно сказать, что незримое присутствие матушки Варвары ощущали все участники конференции.
Завершился второй день конференции панихидой памяти схиигумении Варвары.
Фото: Галина Пармаск