В Свято-Троицкой Сергиевой лавре встретили Прощеное воскресенье

10 марта 2019 года, в Неделю сыропустную, день воспоминания Адамова изгнания, в Свято-Троицкой Сергиевой лавре встретили Прощеное воскресенье. 

Накануне наместник лавры епископ Сергиево-Посадский Парамон совершил всенощное бдение в Успенском соборе обители. 

В сам день праздника владыка Парамон возглавил Божественную литургию в Троицком соборе монастыря. 

Его Преосвященству сослужили насельники лавры: архимандриты Иеремия (Соловьев), Диодор (Дидковский) и Мефодий (Ермаков), игумен Иларион (Гоюк), иеромонахи Архипп (Шаханов), Власий (Рылков), Митрофан (Солдатенко) и Далмат (Юдин). 

За богослужением пел третий знаменный хор под управлением насельника обители иеромонаха Зиновия (Бубякина). 

По окончании Литургии иеромонах Далмат в своей проповеди рассказал о сути вспоминаемого в этот день события – изгнания Адама из Рая. Свою проповедь отец Далмат завершил словами: «Всегда следовать образу Господа. Сохранять мир со всеми, даже если нас будут гнать и предавать унижениям. Ведь и на Литургии в этот день читается Евангелие от Матфея, в котором говорится о невозможности совершать Божие дело будучи отягощенным гневом, враждой и прочими подобными чувствами и страстями». 

Вечером этого же дня епископ Парамон совершил в Успенском соборе лавры вечерню с чином прощения.

Песнопения за вечерним богослужением исполнили братский хор Троице-Сергиевой лавры под управлением архимандрита Глеба (Кожевникова) и второй академический хор под управлением иеромонаха Нестора (Волкова). 

По окончании богослужения владыка Парамон обратился к собравшимся со словом наставления на предстоящий Великий пост и испросил прощения у всех присутствовавших:

«Сегодня, дорогие отцы, братья и сестры, мы переступаем порог поприща Великой Четыредесятницы, Великого поста. Мы делаем первый шаг, и в зависимости от того, каков этот шаг, таково будет и дальнейшее восхождение наше во время этого подвига.

Что же является основой духовной жизни каждого человека? Основой жизни христианина является любовь. Любовь к Богу и любовь к ближним. И без любви нет ни духовной жизни, ни христианских поступков. И эта любовь подчас бывает уязвлена, то есть наша любовь, наше сердце, которое должно быть наполнено этой любовью. Оно бывает уязвлено грехом, обидой, завистью, злобой, наипаче гордыней. И вот для того, чтобы пришел мир в наши души и наши сердца, нужно сделать этот первый шаг, который каждый человек в Прощеное воскресенье старается совершить. Нужно совершить великий поступок – простить тех людей, из-за которых обида вошла в наше сердце. Простить тех ближних, которые нас раздражают, простить их и принять такими, какие они есть. 

Легко ли человеку это сделать? Это крайне сложно. Ведь грех как заноза внедряется в наше сердце и нашу душу, и когда мы пытаемся его извлекать из своей души, то он задевает еще живые клетки. И боль кажется нестерпимой, кажется, что это невозможно сделать. Кажется, что такой поступок превосходит наши человеческие силы. Не зря Церковь нас учит тому, чтобы, когда обращается к нам человек со словами "прости меня", мы отвечали: "Бог простит", – потому что мы не можем иной раз переступить через себя. И почему мы говорим, что Бог простит, а не мы прощаем? Когда говорю "я", это говорит во мне гордость. Когда я говорю, что Бог простит, то я молюсь за себя и за того человека, который ко мне обращается с этой просьбой. Потому что только Бог может исцелить израненную грехами душу. Только Он эти грехи, эти занозы может изъять и эти раны исцелить. И тогда, когда от души мы произносим эти слова и просим у Бога, то приходит в наше сердце и нашу душу мир. Мир и любовь. И только на этом основании можно построить духовную жизнь и можно построить этот подвиг Великой Четыредесятницы. По-другому это невозможно. 

Выходя на брань против греха, против диавола и называясь войском Христовым, если мы будем разрозненны, если грех будет разделять нас, то такое войско не устоит даже при первом малейшем бое. Оно всё разбежится, точнее, оно даже не выступит на бой, потому что оно бывает разделено грехом. Любовь объединяет. Она объединяет людей, и на этом основании можно созидать и свою жизнь, и жизнь общества, и жизнь целого народа. Если же грех входит в жизнь человека, жизнь общества, жизнь народа, то такое общество, и такой народ, и такие люди разделяются». 

«Поэтому в сегодняшний день постараемся простить друг другу все те обиды, которые в жизни кто-то нам принес или мы принесли. Даже если мы увидим, что тот человек, который нанес нам обиду, не может совершить этот первый шаг, не может попросить прощения у нас, то сделаем этот шаг мы первыми для того, чтобы мир пришел не только в нашу душу и сердце, но и в души наших ближних. Чтобы Святая Четыредесятница и подвиг поста прошли в мире и мы увидели Голгофу, а за ней – Светлое Христово Воскресение. Я первым у вас прошу прощения. Простите мне, отцы, братья и сестры, мои грехи, которые совершил делом, словом, помышлением и всеми моими чувствами», – заключил владыка Парамон. 

Краткая справка 

Согласно церковному уставу, Прощеное воскресенье – последний день перед Великим постом, когда вкушают сыр, яйца и молочные продукты. В это же воскресенье православные просят друг у друга прощения перед началом Великого поста, чтобы войти на ниву молитвенного делания не отягощенными обидами на своих близких. Важность чина прощения велика: прощая и отпуская, верующие с чистой совестью вступают в непростое время Святой Четыредесятницы, дабы с радостью встретить Светлое Христово Воскресение.

Каждый должен во время Святой Четыредесятницы внимательно посмотреть на свою жизнь, постараться исправиться и сделать правильные выводы. Главное – совершать добрые дела, любить и прощать ближних.

В этот же день Церковь вспоминает изгнание прародителей Адама и Евы из Рая. В песнопениях всенощного бдения повествуется, как праотец Адам оплакивал свое грехопадение: «Раю мой, раю, прекрасный мой раю! Мене бо ради раю сотворен еси, а Евы ради раю заключен бысти. Согреших, о Господи, согрешихом! Милостиве Боже, помилуй мя, падшаго!»

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ