Состоялся съезд монашествующих Екатеринбургской митрополии

3 октября в монастыре Святых царственных страстотерпцев на Ганиной Яме г. Екатеринбурга состоялся съезд монашествующих Екатеринбургской митрополии в рамках празднования 700-летия прп. Сергия Радонежского.

Перед началом работы съезда была отслужена Божественная литургия, которую возглавляли: митрополит Месогейский и Лавреотикийский Николай, Элладская Православная Церковь; архимандрит Мефодий, игумен монастыря Хиландар, Святая гора Афон; архимандрит Илия, духовник женского монастыря Преображения Господня в Терассоне, Франция.

Съезд монашествующих Екатеринбургской митрополии осуществлял свою работу под председательством митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла; секретарь – архимандрит Пимен, наместник монастыря Святых царственных страстотерпцев на Ганиной Яме.

Съезд начал свою работу с приветственного слова Высокопреосвященнейшего Кирилла, митрополита Екатеринбургского и Верхотурского. В своем обращении к присутствующим владыка Кирилл коснулся одного из актуальных вопросов, активно обсуждаемого в проекте «Положения о монастырях и монашествующих»: взаимоотношения архиерея и монашествующих. Митрополит Кирилл отметил, что архиерей для монашествующих должен выступать в роли отца и заботиться о них, а монахи должны оказывать ему сыновнее послушание.

В работе съезда приняло участие около 130 человек – игуменов и игумений с братьями и сестрами. Прозвучали следующие доклады:

  • митрополит Месогейский и Лавреотикийский Николай, Элладская Православная Церковь: «Особенности современного монашества: проблемы и их преодоление»;
  • архимандрит Мефодий, игумен монастыря Хиландар, Святая гора Афон: «Духовные основы общежительного монастыря»;
  • архимандрит Илия, духовник женского монастыря Преображения Господня в Терассоне, Франция: «Монашеский подвиг и проблема потери духовной ревности. Святоотеческие рекомендации и опыт современных подвижников»;
  • игумения Евфимия, настоятельница монастыря Пантократор (Христа Вседержителя), о. Корфу, Греция: «Монашество: крестовоскресная жизнь и смерть»;
  • архимандрит Пимен, наместник монастыря Святых царственных страстотерпцев на Ганиной Яме: «Переход монашествующих из монастыря в монастырь согласно каноническим источникам»;
  • иеродиакон Пафнутий, Свято-Троицкая Сергиева Лавра: «Основные принципы устроения общежительного монастыря по житию прп. Сергия Радонежского (в изложении прп. Епифания Премудрого, нач. XV в.)»;
  • игумения Викторина, настоятельница Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря Москвы: «Общежительный устав как основа монашеской жизни»;
  • Е.В. Жукова, кандидат исторических наук, доктор богословия: «Зарождение Последования монашеской схимы в IVVII веках на базе агиологических источников»;
  • Л.И. Алехина, кандидат филологических наук, заведующая сектором рукописных и старопечатных книг Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва: «Памятники агиографии, гимнографии и иконографии времени прославления преподобного Сергия Радонежского»;
  • игумения Феоксения, настоятельница монастыря Хрисопиги, о. Крит, Греция: «Монастырь как духовная семья: взаимоотношения игумена и братства в свете святоотеческого учения».

Кроме того, были зачитаны доклад архимандрита Ефрема, настоятеля монастыря Ватопед, Святая гора Афон, и приветственное слово архимандрита Елисея, настоятеля монастыря Симонопетра, Святая гора Афон.

Вопрос о взаимоотношениях архиерея и монашествующих, затронутый митрополитом Кириллом, развил в своем выступлении митрополит Месогейский и Лавреотикийский Николай, Элладская Православная Церковь. Его вывод совпал с мнением владыки Кирилла. Также в своем докладе «Особенности современного монашества: проблемы и их преодоление» митрополит Николай поднял проблему секуляризации монашества: влияния духа времени и современных средств общения на монашествующих. Владыка Николай считает, что в какой-то мере нужно смириться этому явлению, но в то же время необходимо и противостоять подобным тенденциям и духу времени, стараться сохранять традиции исихии, молитвы и безмолвия в монастырях. Ради этого монастыри и существуют: их цель, прежде всего, – внутреннее преображение человека, а не социальное служение обществу. Вопрос о предназначении монастырей и их социальном служении активно обсуждается в проекте «Положения о монастырях и монашествующих» и является очень актуальным.

Источник: Синодальный отдел по монастырям и монашеству.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Пермский Свято-Троицкий Стефанов мужской монастырь
Женский монастырь в честь иконы Божией Матери «Умиление» г. Сургута
Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь
Спасо-Каменный Преображенский мужской монастырь на о. Каменный
Успенский Вышенский женский монастырь
Сарсинский Боголюбский женский монастырь
Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь Зосимова пустынь
Мужской монастырь в честь святителя Димитрия, митрополита Ростовского, г. Ханты-Мансийск
Казанская Амвросиевская ставропигиальная женская пустынь
Вознесенский Печерский мужской монастырь