На Афоне почтили память первоначальника древнерусского монашества прп. Антония Печерского

Память преподобного Антония Печерского, основателя Киево-Печерской обители и первоначальника древнерусского монашества, почтили 23 июля в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре, - сообщает корреспондент портала "Русский Афон".

Для участия в праздничных богослужениях в монастырь прибыл настоятель Подворья Пантелеимонова монастыря в Киеве иеромонах Алексий (Корсак). По благословению Игумена обители схиархимандрита Иеремии также были совершены торжества в древней Богородичной обители Ксилургу, издревле являющейся скитом Пантелеимонова монастыря. Оттуда преп. Антоний принес иноческое делание и благословение своего духовного отца на Русскую Землю. Божественную Литургию в Успенском Соборе скита Ксилургу совершил антипросоп Пантелеимонова монастыря в Протате иеромонах Кирион в сослужении со скитоначальником иеромонахом Симоном и другими служащими братиями.

Почитание памяти преподобного Антония Печерского особенно дорого для русских иноков на Святой Горе, поскольку он не только 1000 лет назад принес с Афона православное монашество на Русь, но и самым тесным образом был связан с Русским монастырем на Афоне.

На Святой Горе издавна хранится древнее предание о том, что будущий отец русского монашества изначально подвизался в русском святогорском монастыре Успения Богородицы «Ксилургу» (именуемом в указе византийского императора за 1048 г. Лаврой), в подражание которому позже и основал на Киевских горах Печерскую обитель в честь Успения Божией Матери.

Краткая справка

По преданию, древнерусский монастырь «Ксилургу» был основан попечением святого равноапостольного князя Владимира Киевского († 1015) и его супруги – византийской царевны Анны († 1012) вскоре после принятия христианства на Руси. Соборный храм этой обители посвящен Успению Пресвятой Богородицы. Как известно, и основанная преподобным Антонием по его возвращении с Афона Киево-Печерская обитель, как и соборный храм монастыря, тоже символически были посвящены Успению Божией Матери. Существует предположение, что обитель на Киевских горах, на начальной стадии, была основана преподобным, как «подворье» или «представительство» афонского Свято-Успенского Богородичного монастыря «Ксилургу».
При этом более поздние легенды о том, что преп. Антоний Печерский подвизался на Афоне в Великой Лавре святого Афанасия или в Есфигменском монастыре, не находят своего подтверждения в источниках и появились лишь в XIX веке.
По мнению исследователей, основание на Киевских горах обители в честь Успения и строительство величественного Успенского храма, осуществленные с благословения преподобного Антония, были как бы символическими проекциями своего первообраза – Свято-Успенской русской святогорской обители «Ксилургу» и ее соборного храма на Святой Горе Афон, где, по преданию, духовно возрастал и принял постриг будущий авва и «начальник русского монашества».
В подражание афонской Свято-Успенской обители «Ксилургу» в домонгольской Киевской Руси были основаны и другие известные ныне обители – Свято-Успенская Почаевская Лавра и Свято-Успенская Святогрская Лавра.
Таким образом, Афонский Свято-Успенский монастырь «Ксилургу» стал тем «первообразным» центром сакрализации киеворусской земли, наследуя который, через духовное единство и родство с ним, на Руси был воссоздан «образ», «икона» Святой Горы Афон, как Третьего Удела Божией Матери. И обитель «Ксилургу» была в этом отношении духовно-историческим связующим звеном, тесно соединившим 1000 лет назад новопросвещенную Киевскую Русь и Святую Гору Афон.
***
Успенский Собор обители Богородицы "Ксилургу" является одним из древнейших русских храмов, уступая только Ильинской церкви в Киеве. У престола этого храма преп. Антоний Печерский принял монашеский постриг, а также благословение своего Игумена возвратится на Русь. Первое возвращение св. Антония на Русь произошло незадолго до кончины равноапостольного князя Владимира. С началом Святополковой смуты и убийства свв. Бориса и Глеба в 1015 году преп. Антоний вновь возвратился на Афон, к старцу, который постриг его, как сказано в житии св. Антония. В начале XI века, когда преп. Антоний жил на Афоне, в монастыре Пресвятой Богородицы игуменствовал старец и пресвитер Герасим, оставивший свою подпись на святогорском акте 1016 года. Благословением этого богоносного старца запечатлено все Русское монашество. Поселившись в Киеве, преп. Антоний произнес такие слова: "Да будет на месте сем благословение Святой Афонской Горы и старца, который постриг меня". Преподобный Антоний несколько раз, настойчиво, упоминает о благословении Святой Афонской Горы и о старце-игумене, постригшем его. Он придает этому особое значение и смысл, подчеркивая преемственную связь со Святым Афоном, от которого благодать излилась на Печерский монастырь, а через него — на все Русское монашество. Благодать, полученную в постриге от святогорского игумена, он передал русским инокам через обряд пострижения, который первоначально совершал сам.
Как отмечает духовник и первый эпитроп Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря иеромонах Макарий (Макиенко): «Русская земля связана со Святою Горою непосредственным духовным родством, поскольку русская монашеская традиция является летораслью, или отростком, святогорского монашества, пересаженным на русскую землю Божией, а не человеческой рукою. В силу этого духовного родства Русь искони имела пристанище, богодарованный уголок в Уделе Пречистой Девы Богородицы – русскую обитель, которую видимо хранил на протяжении веков Промысл Божий, судивший и определивший быть ей достоянием и отчиною наших соотечественников, ищущих спасения на Святой Горе».
Ныне древнерусская святогрская обитель «Ксилургу» является скитом при Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре и в 2016 г. будет отмечать 1000-летие первого письменного упоминания о ней.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ