Церковь совместно с музейным сообществом продолжает обсуждение возрождения московского Андроникова монастыря, которое не должно при этом причинить ущерб Музею имени Андрея Рублёва, располагающемуся в обители. Об этом заявил председатель Патриаршего совета по культуре и руководитель Комиссии по взаимодействию Русской Православной Церкви с музейным сообществом, наместник Сретенского ставропигиального мужского монастыря епископ Егорьевский Тихон.
«Мы хотим сделать так, чтобы не было ущерба ни стороне хранения древних памятников, ни церковной стороне. Это совместная синергическая работа», – отметил Владыка.
Председатель Патриаршего совета по культуре рассказал, что сейчас в сотрудничестве с музейным сообществом представители Церкви разрабатывают концепцию развития монастыря и музея. «Это и древнейший московский монастырь, одна из наших святынь, и, несомненно, уникальная музейная коллекция – труд нескольких поколений самоотверженных, необычайно профессиональных реставраторов», – пояснил Его Преосвященство.
«Мы не торопимся – понимаем, что для этого нужно и время, и выверенное решение», – заключил епископ Тихон.
Краткая справка
Андроников монастырь был основан в 1357 году митрополитом Алексием как митрополичий монастырь, назван по имени первого игумена преподобного Андроника, ученика прп. Сергия Радонежского. В настоящее время монастырь находится в черте Москвы у Андроньевской площади. Спасский собор монастыря – древнейший из сохранившихся московских храмов (церковь Рождества Богородицы в Московском Кремле уцелела лишь до уровня хоров).
После революции в 1918 году монастырь был закрыт большевиками, на его территории наряду с Ивановским и Новоспасским монастырями до 1922 года располагался один из первых концентрационных лагерей ВЧК для офицеров и политзаключенных, в лагере проводились массовые расстрелы.
В 1922–1928 годах в монастыре располагалась колония для беспризорников. В 1928 году территория была передана в ведение рабочего коллектива завода «Серп и Молот». В монастырских зданиях, в том числе и в храмах, было устроено 200 комнат для рабочих. В 1930–1940-х годах там также располагались учреждения Наркомата обороны.
В 1929–1932 годах уничтожена колокольня монастыря, вторая по высоте в Москве после колокольни Ивана Великого, 13 сентября 1927 года – некрополь Андроникова монастыря, где были похоронены Андрей Рублёв, воины, погибшие во время Северной войны 1700–1721 годов и Отечественной войны 1812 года, основатель русского театра Ф.Г. Волков, меценат П.Г. Демидов, представители многих дворянских родов: Лопухины, Толстые, Барятинские, Волконские, Аладьины, Щербатовы.
Громадная заслуга в сохранении ветшавшего памятника и превращении его в музей принадлежит П.Д. Барановскому и Г.Ф. Сенатову, большую роль в выявлении первоначальных форм собора сыграли работы П.Н. Максимова и Б.А. Огнева.
Исследованиями П.Д. Барановского и П.Н. Максимова было впервые установлено, что после многочисленных переделок сохранился белокаменный Спасский собор Андроникова монастыря XV века.
Возрождение монастыря началось после Великой Отечественной войны, когда выяснилось, что собор монастыря – самое древнее сохранившееся здание Москвы (церковь Рождества Богородицы (Воскрешения Лазаря) в Кремле уцелела лишь до уровня хоров). В 1947 году (в год 800-летия Москвы) инициативная группа во главе с академиком И.Э. Грабарем обратилась к правительству с просьбой о создании на территории монастыря Музея древнерусской живописи.
10 декабря 1947 года Председатель Совета министров СССР И.В. Сталин подписал постановление № 3974 о создании в Андрониковом монастыре историко-архитектурного заповедника имени русского художника Андрея Рублёва. Но в «хрущевскую оттепель» работы по созданию музея-заповедника были заморожены, что вынудило авторитетных специалистов по древнерусской культуре М.В. Алпатова, Н.Н. Воронина, В.П. Адрианову-Перетц, Д.С. Лихачева выступить с открытым письмом в газете «Правда» (№ 300, 26 октября 1956).
В 1959–1960 годах произведена реставрация первоначальных форм Спасского собора, в том числе вызывающее споры восстановление формы утраченной главы и кокошников.
После повторного письма академиков М.В. Алпатова и С.В. Герасимова Н.С. Хрущев был вынужден разрешить официальное открытие Музея Андрея Рублёва в 1960 году, который был объявлен ЮНЕСКО «годом русского иконописца Андрея Рублёва» в связи с 600-летием со дня его рождения. С 1985 года музей носит современное название – Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва (ЦМиАР).
В 1989 году Спасский собор был освящен, возобновлены богослужения. Позже вместо снесенной колокольни на территории упраздненного монастыря сооружена небольшая деревянная звонница.
В 1993 году под Престолом Спасского собора было обнаружено неизвестное захоронение, которое пока не идентифицировано.