Комплекс построек признан объектом культурного наследия федерального значения. Главный храм монастыря – действующий, однако, большинство зданий в аварийном состоянии, передает телеканал «Культура».
Когда-то Симонов монастырь, основанный в XIV веке по благословению Сергия Радонежского, был одним из крупнейших и наиболее почитаемых в Москве. Сегодня обитель упразднена и забыта, а сохранившиеся памятники архитектуры разрушаются на глазах. Башне «Дуло» уже почти четыреста лет. Трещины в стенах и выпады кладки угрожают не только зданию, но и людям.
«Обрушение, обрушение. Кладка падает. Дело в том, что башня находится одной своей стороной на территории парка детского. Гуляют дети, ходят экскурсии, люди фотографируются на фоне этого грандиозного сооружения. А с него реально падают камни. И, вот, сейчас, например, зима, снег с крыши падает тоже как бы достаточно серьезно. Нельзя никак это предотвратить, потому что на крышу подняться практически невозможно, только если на вертолете туда прилететь», – пояснила экскурсовод Елена Смирнова.
Большинство уцелевших монастырских зданий построено в XVII веке. Как эта трехэтажная хозяйственная постройка – сушило. Для своего времени это был настоящий небоскреб. Еще одно примечательное сооружение – трапезный храм в честь иконы Тихвинской Божией Матери в стиле московского барокко. На западном фасаде – ступенчатый щипец, а над притвором церкви специальная башенка – «смотрильня».
«Это смотровая площадка. Строилась для того, чтобы государь во время поста, когда он находится на территории монастыря, мог подняться наверх и посмотреть на Кремль, на свой любимый город», – заявила Елена Смирнова.
После революции Симонов монастырь упразднили, а в 1930 году взорвали. На месте колокольни и соборного храма возник Дворец культуры автозавода «ЗИЛ». Полномасштабной реставрации уцелевших зданий не случилось ни в советское время, ни после 90-х, когда остатки ансамбля передали Церкви. Сейчас здесь действует приход для людей с нарушением слуха, речи и зрения. Денег, необходимых на восстановление обители, у прихожан нет.
«Здесь многое за последние 30 лет было. Поддерживали в надлежащем состоянии, но в общем и целом, конечно, этих усилий подвижнических недостаточно для того, чтобы сама обитель задышала по-новому и вернула себе тот самый статус, о котором мечтают многие москвичи», – пояснил историк, главный редактор журнала «Московское наследие» Филипп Смирнов.
До недавнего времени спасение Симонова монастыря было делом энтузиастов. Но в прошлом году появилась надежда. Департамент культурного наследия Москвы приступил к подготовительному этапу реставрации – научно-исследовательским работам. На их основе сейчас создается план восстановления памятников.
«Учитывая сложное техническое состояние, учитывая то, что работы – настоящие реставрационные работы – как минимум, последние 20 лет точно не проводились, здесь важно определить приоритеты, важно определить очередность, и только после этого я смогу ответственно сказать, когда и на каком объекте из Симонова монастыря, что у нас войдет в приоритет», – заметил руководитель Департамента культурного наследия города Москвы Алексей Емельянов.
Специалисты понимают, время – дорого, запоздалого спасения памятники Симонового монастыря могут просто не дождаться.