В Полоцком Спасо-Евфросиниевском монастыре прошла монашеская конференция «Организация внутренней жизни монастырей»

21–22 июня 2018 года в Полоцком Спасо-Евфросиниевском ставропигиальном женском монастыре Белорусской Православной Церкви состоялась монашеская конференция на тему «Организация внутренней жизни монастырей».

Конференция была посвящена осмыслению суточной деятельности монахов как системе распределения времени для богослужебной молитвы, труда и келейного пребывания.

Президиум конференции возглавил митрополит Минский и Заславский Павел, Патриарший экзарх всея Беларуси.

Организатором конференции выступил Синодальный отдел по делам монастырей и монашеству Белорусского экзархата совместно с Полоцкой Спасо-Евфросиниевской обителью.

В форуме приняли участие: епископ Борисовский и Марьиногорский Вениамин; епископ Лидский и Сморгонский Порфирий, председатель Синодального отдела по делам монастырей и монашеству Белорусского экзархата; представители Синодального отдела по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви: заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря игумения Иулиания (Каледа) и настоятельница Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря игумения Викторина (Перминова); игумены, игумении и монашествующие Белорусской Православной Церкви; представители Польской Православной Церкви, Святой Горы Афон и Русской Духовной Миссии в Иерусалиме.

22 июня участники конференции вознесли молитвы за Божественной литургией в Кресто-Воздвиженском соборе Спасо-Евфросиниевского монастыря, которую совершили: епископы Борисовский и Марьиногорский Вениамин, Лидский и Сморгонский Порфирий, игумены белорусских монастырей и гости в священном сане.

По окончании богослужения состоялось торжественное открытие конференции.

Митрополит Павел обратился к собравшимся с приветственным словом, в котором подчеркнул необходимость сохранения святоотеческой аскетической традиции, а также напомнил, как важны для монашествующих внутреннее сосредоточение и молитвенная концентрация ума человека. Раньше инок не выходил за монастырские стены и в уединении совершал свой подвиг, а сегодня, если не будет внутреннего доброго монашеского устроения, даже оставаясь за теми же стенами, через интернет он в одно мгновение может покинуть свою келию, обитель и блуждать по миру, растрачивая свой внутренний мир. Именно поэтому распорядок дня монаха должен включать в себя строгую регламентацию доступа к Интернету, отметил глава Белорусской Церкви.

В завершение владыка экзарх пожелал монашествующим благодатной помощи Божией в аскетическом, молитвенном делании.

Далее с докладами выступили:

  • архимандрит Алексий (Мандзирис), игумен монастыря Ксенофонт (Святая Гора Афон): «О монашеской жизни и распорядке дня»;

  • игумен Евсевий (Тюхлов), настоятель Елисеевского Лавришевского мужского монастыря Новогрудской епархии: «Внутренний распорядок жизни монастыря: келейное пребывание монахов»;

  • игумен Михей (Барановский), настоятель Зосимо-Савватиевского Велико-Кракотского мужского монастыря Новогрудской епархии: «Возможные трудности и способы их преодоления в вопросе организации распорядка дня монахов»;

  • архимандрит Тимофей (Савчук), игумен монастыря святого Димитрия Солунского в Саках Варшавско-Бельской епархии (Польская Православная Церковь): «Священное Писание и творения святых отцов в повседневной жизни монаха»;

  • игумен Леонтий (Козлов), казначей Русской Духовной Миссии в Иерусалиме: «Монастыри на Святой Земле: внутренний распорядок жизни»;

  • инокиня Александра (Купаленко), секретарь Синодального отдела по делам монастырей и монашеству Белорусского экзархата: «Распределение времени и повседневный режим дня. Практика монастырей Белорусской Православной Церкви». 

По итогам выступлений были сделаны следующие выводы:

• человек, избравший иноческий образ, должен жить так, как предписывают Евангелие и святоотеческое монашеское предание. Прежде всего, инок должен стремиться и преуспевать в подлинной любви к Господу по заповеди Христа Спасителя «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего как самого себя» (Лк. 10:27). В основе каждого монашеского устава лежит любовь к Богу и ближнему;

• монастырь должен быть местом молитвы, где монахи ежедневно участвуют в богослужениях, совершают молитвы в келии, изучают творения святых отцов, трудятся на послушаниях на благо монастыря. Всё это является средством, благодаря которому монах совершенствуется духовно и стремится уподобиться Христу;

• молитва монаха и личный пример его благочестивой жизни в соответствии с евангельским учением – самое ценное, что монашество может дать людям, живущим в миру. Монах проповедует Христа своей жизнью. Приводить ко Христу может только тот, кто искренне верит в Бога и всегда пребывает в молитве. В монастыре должны быть созданы условия для полноценной духовной жизни. Важное значение в этом имеет правильно организованный распорядок дня.

Участники конференции выразили молитвенную радость общения друг с другом во время совершения Божественной литургии, которая объединила ее участников у Чаши Христовой, получили духовное назидание, обменялись опытом и обсудили вопросы, волнующие современных иноков. Единодушно была выражена надежда на возможность подобного молитвенного и душеполезного общения в будущем.

Форум завершился принятием итогового документа.

Материалы по теме

Доклады:

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Данилов ставропигиальный мужской монастырь
Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Иоанновский ставропигиальный женский монастырь
Свято-Троицкий Стефано-Махрищский ставропигиальный женский монастырь
Донской ставропигиальный мужской монастырь
Макарьева пустынь
Сретенский ставропигиальный мужской монастырь
Мужской монастырь святых Царственных Страстотерпцев (в урочище Ганина Яма) г. Екатеринбург
Свято-Троицкий Александро-Невский ставропигиальный женский монастырь
Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь