«Целью монашеской жизни является богоуподобление»

Святейший Патриарх Кирилл

21 июля 2017 года, в день празднования явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Казанской Амвросиевской ставропигиальной женской пустыни в Шамордино. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Всех вас, мои дорогие владыки, отцы, матушка игумения с сестрами, братья и сестры, поздравляю с великим для нашей страны праздником — днем Казанской иконы Божией Матери!

Святой Григорий Палама, размышляя о тайне приснодевства Пресвятой Богородицы и рождения от Нее Сына и Бога нашего, воплотившегося Логоса, Господа Иисуса Христа, говорит такие слова: «Дева и Матерь есть граница между тварным и нетварным, то есть Божественным, естеством».

Действительно, Царица Небесная, родившая по плоти Сына Божиего и Сына Человеческого, вошла в такое соприкосновение с Божеством, в какое никому не дано войти. Мы знаем, что идеалом человеческой жизни является обожение — как говорили отцы, используя греческий термин, theosis, — когда человек, работая над самим собой, напрягая все свои силы, преодолевает влечение греховной плоти и уподобляется Богу. И мы знаем образцы такой удивительной святости. Это и афонские подвижники-исихасты, в том числе святитель Григорий Палама, и преподобный Сергий Радонежский, и преподобный Серафим Саровский, и многие другие, которые силой Божией, в ответ на неизреченную человеческую силу духа, сподоблялись такого обожения.

Но всякое, даже самое великое богоуподобление, совершенное человеческим подвигом в ответ на силу Божественной благодати, не может сравниться с тем, чему сподобилась Пресвятая Дева, став действительно гранью между Божественным и человеческим, между тварной и несотворенной природой. Неслучайно в монастырях, как в мужских, так и женских, особенно прославляется имя Пресвятой Богородицы. Это проистекает именно потому, что целью монашеской жизни является богоуподобление. Царица Небесная, явившая, по Божественному замыслу, нечто большее, чем богоуподобление, является не только покровительницей монашеской жизни, но и недостижимым лучезарным примером, к которому устремляется благочестивое сердце подвижника. И, зная об этом почитании, Царица Небесная идет навстречу монашествующим, являясь для них Матерью, Покровительницей, поддержкой и утешением.

Мы воспеваем Ее как Взбранную Воеводу и как Победительницу. Воевода — это военачальник. Победительный военачальник — тот, кто не знает поражений. Царица Небесная не знала никаких поражений. Она прошла через жизнь, не омрачив греховными поступками и даже мыслями красоты Своей личности и Своей природы, соединенной через рождение Сына с природой Божественной. Вот почему мы и называем Ее Взбранной Воеводой, — потому что Она впереди всякого воинства и, в первую очередь, воинства монашеского, которое устремляется к святости. Вне зависимости от того, что происходит за стенами монастыря (а за ними происходило и тем более ныне происходит всякое), монастырские стены, монастырская община — это как крепость и духовная семья, имеющая Главой своей Взбранную Воеводу, великого Полководца духовной жизни, Царицу Небесную.

Именно поэтому Божия Матерь, в Себе соединившая Божественное и человеческое, ставшая, по слову святителя Григория, границей этих двух естеств, так близка всем, кто по духу устремляется к Богу, кто по данным обетам стремится к совершенству и, находясь под тяжестью воздействия плотских сил, направляет жизнь свою по пути преодоления плотского, греховного начала, для того чтобы Божественное начало, просиявшее в Пресвятой Богородице, хотя бы в какой-то мере стало частью жизни монашествующих. Именно потому, что монашествующие повергают жизнь свою на волю Божию, именно потому, что Взбранной Воеводой монашествующего воинства является Пресвятая Богородица, монашеский подвиг, такой странный для людей, живущих за монастырской оградой, не только не умаляется, но по милости Божией и сегодня процветает в земле нашей, и в Церкви нашей. И когда посещаешь монастыри, в которых есть горячая вера, послушание, дух монастырский, чувствуешь силу, которая пребывает в этих монастырских стенах.

Именно поэтому я так люблю посещать Оптину пустынь и Шамординскую обитель. Несмотря на трудные обстоятельства, которые сегодня сопутствуют монастырской жизни, здесь процветает духовная составляющая монашеского бытия. Верю: именно потому, что Взбранной Воеводой нашей является Царица Небесная, в ответ на наше искреннее желание, в ответ на принесенные обеты, в ответ на исполнение послушаний и на молитву Царица Небесная приклонит к каждому, кто встал на путь монашеского бытия, Свою милость и Свою любовь. Нам же только остается держать Ее образ в сознании, в сердце нашем, и приносить Ей наши искренние молитвы, прося у нее помощи в прохождении монашеского поприща.

Пред иконой Казанской, особенно чтимой в сей день, помолимся, чтобы материнская любовь Пречистой Девы простиралась на всех тех, кто посвящает Ей и Ее Сыну свою жизнь, а через монашествующих — и на множество мирян, тех, кто посещает монастыри, благочестивых паломников, нередко преодолевающих многие километры, возлагающих на себя особый подвиг, чтобы с живой верой прикоснуться к святыням обителей наших. Ее молитвами да хранит Господь Церковь Русскую и землю нашу. Аминь.

Коневский Рождествено-Богородичный монастырь
Иоанновский ставропигиальный женский монастырь
Петропавловский мужской монастырь
Богоявленский Кожеезерский мужской монастырь
Свято-Артемиев Веркольский мужской монастырь
Живоначальной Троицы Антониев Сийский мужской монастырь
Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь
Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь
Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь
Макарьева пустынь