Организация пространства монастыря: исторические свидетельства и современный опыт

Елена Романенко

Доклад Е.В. Романенко, научного сотрудника ПНЦ «Православная энциклопедия» на XXIII Международных Рождественских образовательных чтениях, направление «Преемство святоотеческих традиций в монашестве Русской Церкви» (Сретенский ставропигиальный мужской монастырь. 22–23 января 2015 года)

Для большинства из нас привычно выражение «святая обитель». И мы уже подчас не задумываемся о том, что подразумеваем, произнося эти слова. Мне хотелось бы вспомнить одно из значений слова «святой». В Ветхом Завете святым называли всё то, что посвящено Богу, что отделено для Него: будь то люди, отделенные для служения Богу, плоды и животные, предназначенные для жертвоприношения, церковные сосуды и утварь, и даже деньги, пожертвованные на устроение храма. И любой монастырь – это святое место, отделенное для Бога, в котором пребывают святые, то есть посвященные Богу люди. Для монахов очень важно ощущать себя «иными», отделенными людьми, и каждый день внутренне вновь совершать свое отречение от мира. В этом им призваны помогать монашеские традиции и установления, которые касаются общения монахов с миром, например, деление территории монастыря на доступную для мирян и закрытую для посещения.

Если мы обратимся к исследованиям по архитектуре древних византийских и средневековых русских монастырей, то заметим одну интересную закономерность: гостиницы для богомольцев строились практически всегда за воротами монастыря, иногда – при самых воротах, но, тем не менее, с внешней стороны. Почему? Потому что преподобные устроители монашеских общин тщательно берегли сердца братий от соприкосновения с миром и от мирских соблазнов.

Такое разделение территории существовало в монастырях с глубокой древности, при этом в разных монастырях были разные традиции. Наверное, сейчас правила древних монастырей могут показаться чересчур суровыми, и в наше время должна проявляться в этом отношении некоторая икономия, снисхождение. Но важно понять сам дух этих правил – дух подлинного мироотречения.

В древности в некоторые обители вход мирянам не дозволялся вовсе. Например, в монастырях преподобного Пахомия недалеко от врат располагалась гостиница, в которой принимали всех приходящих в обитель. Однако в сам монастырь странников вводить не разрешалось, исключение делалось только в отношении иноков и клириков, и не иначе как по благословению игумена[1].Кроме того, в этих монастыряхпаломников «в трапезу не вводили, а предлагали им пищу в гостинице»[2]. Иерей Тантирской Церкви Дионисий, который близко знал святого Пахомия, однажды высказал ему свое смущение: не нарушается ли этим заповедь о гостеприимстве и не лучше ли отменить такое правило. Однако преподобный авва ответил, что поступает так во избежание различных соблазнов, и оставил свой закон в силе[3].

Особая территория и особые помещения вдали от монашеских келий отделялись и для тех, кто готовился вступить в монастырь. В житии преподобного Пахомия говорится об этом так: «А при воротах [преподобный Пахомий] поставил богобоязненных и строгих, но гостеприимных (братьев), чтобы принимали посетителей по достоинству каждого. И имели они возле себя тех, кто собирался стать монахом, и наставляли их пути к спасению до тех пор, пока они не облачились в монашескую одежду»[4].

Точно так же вне монастыря, у ограды располагались и детские приюты и школы, если они были. На это указывает в своих правилах святитель Василий Великий, говоря про детей, что «хотя должно их воспитывать во всяком благочестии, как общих чад братства, однако же отделять особые дома и особый образ жизни детям мужеского и женского пола»[5]. Обычай содержать детей в отдельных помещениях из Каппадокии перешел и в Константинополь[6]. Эту традицию восприняли и русские монастыри. Например, в обители преподобного Корнилия Комельского детский приют находился за монастырской оградой. Монастырские дьяки обучали грамоте отроков также за пределами монастыря. Так, преподобный Кирилл Белоезерский попросил дьяка Олешу Павлова взять к себе и выучить грамоте будущего преподобного Мартиниана Белоезерского.

Внутри монастыря традиционно располагались монашеские кельи и послушания, на которых трудились только иноки, как говорится в уставе преподобного Паисия (Величковского): «Настоятель… должен на определенное время направлять братьев в поварню, пекарню, келарскую и трапезную и, проще сказать, на все послушания внутри монастыря, не употребляя на таких послушаниях монастырских работников[7]. Святитель Василий Великий говорит, что монашествующим важно избирать такие ремесла, которые не способствовали бы тому, чтобы в монастырь ради этого привлекалось множество посетителей и работников, потому что встречи с ними для монахов «неприличны и вредны»[8].

Преподобный Иринарх Соловецкий (начало XVII века) считал, что страшные пожары, опустошившие Соловецкую обитель, были попущены Богом за то, что наемные рабочие люди стали жить в монашеских кельях.

Во многие монастыри не допускались лица противоположного пола. Этот обычай был распространен, например, в Византии в середине IX – начале XIII века[9]. В одном из мужских монастырей исключение из этого правила делалось только для царицы – основательницы этого монастыря, причем входить она должна была через боковые двери и встречали ее не все монахи, а только игумен и несколько старших братьев[10]. А преподобный Феодор Студит, ради того чтобы в монастырь не входили женщины, принял решение не держать в обители овец, коз и других животных, которые требовали ухода женщин-служанок. Примеру преподобного Феодора вскоре последовали и другие монастыри Востока[11]. Многие благоустроенные монастыри Московской Руси также были закрыты для посещения женщин, например, Иосифов Волоцкий монастырь и скит преподобного Нила Сорского.

Женский монастырь Богородицы Благодатной, основанный императрицей Ириной, дочерью императора Андроника Дуки, около 1114 года, отделялся от внешнего мира высокой стеной и двумя воротами – внешними и внутренними. Внутри ограды, у внешних врат располагался так называемый архондарик – гостиница для приходящих в обитель женщин. Вторые, внутренние врата отделяли помещение архондарика от монастырских зданий, в которых размещались сестры. Из архондарика посетительницы могли входить только в храм для молитвы и поклонения святыням, не встречаясь при этом с монахинями[12]. Если была особая необходимость принять монахине родственника мужского пола, или если игумения должна была встретиться для обсуждения какого-либо важного вопроса с официальным лицом, такие встречи происходили также в помещении при архондарике или даже у внешних врат монастыря – дальше мужчины в обитель не допускались[13].

Нередко монастыри были открыты для посещения мирянами только в определенные дни или часы. Например, всем известно из жития преподобного Феодосия Печерского, что в его время Киево-Печерский монастырь был закрыт от обедни до вечерни, то есть миряне могли находиться в нем только во время богослужений. Этим преподобный ограждал своих учеников от суеты, давал им возможность между богослужениями в уединении молиться или заниматься рукоделием. И иноки с большой ревностью соблюдали это установление. Однажды великий князь Изяслав, желая побеседовать с преподобным Феодосием, просил привратника отворить ворота, но тот, не зная, что это князь, не стал открывать пришедшему. На просьбы князя привратник отвечал: «Говорю тебе: игумен никому не велел отворять ворот, даже самому князю, если бы он пришел. Поэтому, если хочешь, подожди до вечерни». «Я – князь, – сказал Изяслав, – Неужели ты не отворишь мне?» Тогда инок понял, что перед ним действительно великий князь, но все-таки не открыл, а пошел спросить совета у игумена. И только тогда сам преподобный Феодосий, оказывая почтение высокому сану, велел открыть монастырские ворота для князя, сделав для него исключение.

И в более близкое к нам время, например, в XVIII веке, в России соблюдались подобные традиции. Так, если в Валаамский монастырь приходили миряне «ради благословныя вещи и нужды некия, или молитвы», их провожали в церковь, а из церкви отводили либо в келью для посетителей, либо за монастырскую ограду[14]. То есть миряне не могли свободно ходить по монастырю, что свидетельствует о внутреннем благоустроении этой обители.

В «Прибавлении к духовному регламенту о монахах», составленному также в XVIII веке, в отношении женских монастырей говорилось о том, что женским обителям необходимо «всегда заключенным быть», а для мирян нужно устраивать отдельные «церкви на воротах» с крыльцом на улицу. В эти надвратные церкви предлагалось помещать честные мощи и чтимые иконы, чтобы миряне имели возможность поклоняться святыням[15].

В монастырях всегда старались дать посетителям возможность поклоняться святыням, однако если богомольцы при этом могли свободно находиться в любом месте монастыря, то этим нарушалось течение монастырской жизни. Так, преподобный Паисий Величковский не желал переселяться из Драгомирны в Нямецкий монастырь, провидя вред, который будет получать братия, поскольку в Нямец приходило много паломников обоего пола вместе с детьми ради поклонения чудотворной иконе[16]. По мнению одного из учеников преподобного Паисия, после его смерти Нямецкий монастырь пришел в упадок именно потому, что в летние месяцы в него усиливался приток мирян, беспрепятственно приходивших в монастырь и проживавших в нем неограниченное время. Как говорит святитель Василий Великий, «без разбора входящие в монастырь нередко оставляют в сердцах ряд неблаговременных речей и бесполезных рассказов, а с пустыми словами влагают суетные и бесполезные мысли»[17].

В уставе духовно процветавшей в XIX веке Глинской пустыни говорилось, что паломники мужского пола могли, по благословению настоятеля, посещать определенную территорию монастыря в сопровождении одного из братий. Женщинам же с радостью и любовью позволялось посещать монастырский храм, но не разрешалось при этом входить на внутреннюю территорию монастыря[18].

Хотя перечисленные традиции несколько отличаются друг от друга, но суть всех этих традиций одна: стремление к мироотреченной жизни, хранение подвижнического духа в обители. В наши дни такое разделение территории на доступную и закрытую для посетителей существует во многих благоустроенных монастырях как русских, так и других Поместных Церквей – Греческой, Сербской.

Богомольцы с пониманием относятся к таким традициям и получают от них духовную пользу. Про один древний палестинский монастырь (VI век) рассказывали, что монахини в нем строго хранили себя от общения с миром. Они никогда не выходили в город, а в храме молились высоко на хорах. И жители города чрезвычайно почитали обитель, много жертвовали на нее и прилежно посещали богослужения. Горожане при этом говорили: «Монахини нашего монастыря – это благоуханные лилии. Лилия источает дивное благоухание, но вянет, если грубо трогаешь ее руками. Так и монахиня: она цветет лишь пред Богом, вдали от мирских попечений, и вянет, соприкасаясь с миром».



[1] Древние иноческие уставы преподобного Пахомия Великого, святого Василия Великого, преподобного Иоанна Кассиана и преподобного Венедикта, собранные епископом Феофаном. Репр. воспр. изд. 1892 г. С. 141.
[2] Устав прп. Пахомия Великого // Древние иноческие уставы. Репр. воспр. изд. 1892 г. Рига: Паломник – Благовест, 1995. С. 142.
[3] Хосроев А.Л. Пахомий Великий. Из ранней истории общежительного монашества в Египте. СПб., Кишинев, Париж, 2004. С. 97; Древние иноческие уставы преподобного Пахомия Великого, святого Василия Великого, преподобного Иоанна Кассиана и преподобного Венедикта, собранные епископом Феофаном. Репр. воспр. изд. 1892 г. С. 142.
[4] Хосроев А.Л. Пахомий Великий. Из ранней истории общежительного монашества в Египте. С. 204.
[5] Святитель Василий Великий. Правила, пространно изложенные. Гл. 15 // Святитель Василий Великий. Творения: в 2 томах. М.: Сибирская благозвонница, 2009. Т. 2. С. 177.
[6] Марен. Константинопольское монашество от основания города до кончины патриарха Фотия. СПб., 1899. С. 33.
[7] Паисий (Величковский), прп. Устав. Гл. 7.
[8] Святитель Василий Великий. Правила, пространно изложенные. Гл. 38 // Святитель Василий Великий. Творения: в 2 томах. М.: Сибирская благозвонница, 2009. Т. 2. С. 206.
[9] Соколов И. И. Состояние монашества в Византийской империи с середины IX до начала XIII века (842–1204). Опыт церковно-исторического исследования. СПб.: Библиотека Олега Абышко, 2003. С. 271.
[10] Там же. С. 271–273.
[11] Марен. Константинопольское монашество от основания города до кончины патриарха Фотия. С. 26–27.
[12] Древности. VII. Исследования. Типик женского монастыря Пресвятой Богородицы Благодатной, основанного и устроенного императрицею Ириною, женою императора Алексея Комнена, по ея повелению и мысли составленный и изданный. В пер. П. С. Казанского с комментариями И. Д. Мансветова. С. 65, 82–83.
[13]Древности. VII. Исследования. С. 61, 83.
[14] Устав Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального монастыря 1782 года, привезенный архимандритом Иовом в Верхотурский Николаевский монастырь по указу Святейшего Правительствующего Синода от 30 января 1893 года за № 423. Гл. 10.
[15] Прибавление о правилах причта церковнаго и чина монашескаго. Май 1722 года. Пункт 37.
[16] Преподобный Паисий Величковский.Житие и подвиги блаженного отца нашего Старца Паисия // Преподобный Паисий Величковский.Житие и избранные творения. Серпухов, 2014. С. 249, 269.
[17] Святитель Василий Великий. Слово о подвижничестве второе// Святитель Василий Великий. Творения: в 2 томах. М.: Сибирская благозвонница, 2009. Т. 2. С. 142–143.
[18] Устав Глинской пустыни. Гл. 23. О гостеприимстве.

Материалы по теме

Публикации

Доклады

Монастыри

Сретенский ставропигиальный мужской монастырь
107031, Россия, Москва, ул. Б. Лубянка д. 19, стр. 1
Сретенский ставропигиальный мужской монастырь
107031, Россия, Москва, ул. Б. Лубянка д. 19, стр. 1

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Мужской монастырь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость»
Воскресенский Новодевичий монастырь
Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь
Мужская монашеская община прихода храма Тихвинской иконы Божией Матери
Успенский нижнеломовский женский монастырь
Коневский Рождествено-Богородичный монастырь
Сретенский ставропигиальный мужской монастырь
Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь
Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь в Эстонии
Успенский женский монастырь с. Перевозное