19 июня 2015 года Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь посетила Комиссия Священного Кинота Святой Горы Афон, прибывшая в Россию для решения организационных вопросов по подготовке празднования в 2016 году 1000-летия русского монашеского присутствия на Афоне.
Во время посещения обители состоялась беседа с представителем Комиссии, насельником Великой Лавры Святой Горы Афон иеромонахом Никодимом.
Настоятельница Зачатьевской обители игумения Иулиания задала некоторые вопросы о монастырской жизни.
Игумения Иулиания: Во все времена для монашествующих Святая Гора Афон являлась светочем. Преподобный Антоний Киево-Печерский, принявший постриг в монастыре на Афоне, принес на Русскую землю святоотеческую традицию, которой из поколения в поколение жили монахи. Многие подвижники Русской Православной Церкви начинали свой путь на Афоне. В Синодальный период, когда монашеская жизнь в нашей стране находилась в состоянии упадка, возрождение святоотеческой афонской традиции начинается с преподобного Паисия Величковского. Благодаря ему и его ученикам на Руси появляется институт старчества и внутреннего делания.
Сегодня наши взоры снова обращены к Афону. Общение с афонитами очень важно для нас. Когда в Москве по благословению Святейшего Патриарха Кирилла проходят монашеские конференции, насельников Святой Горы всегда приглашают к участию, чтобы они поделились своим опытом, и их слово неизменно имеет горячий отклик.
Для нас большая радость принимать святогорцев в Зачатьевской обители.
Иеромонах Никодим: Кроме преподобного Антония Киевского, который принес на Русскую землю образ монашества со Святой Горы Афон, были и многие другие. Независимо от своего происхождения и следуя Евангельскому слову, что во Христе нет уже ни эллина, ни иудея, человек, который умирает для мира, должен, как, впрочем, и любой христианин, выходящий из купели Крещения, забыть о национальных и других различиях между людьми. Но для нас, монахов, где бы мы ни находились – в Греции, России или на Святой Горе, – еще более важно то, что мы являемся воинами Христовыми. И это для нас превыше всего. Святая Гора так устроена, чтобы мы могли претворять это в жизнь. Афон, наверное, единственное место в мире, где любой, кто приходит, чтобы жить монашеской жизнью, получает имя святогорца – и больше ничего.
Святая Гора в течение многих веков способствовала укреплению Поместных Церквей. Ее помощь и присутствие ощущали все православные народы. Несмотря на то, что монахи, приходящие на Афон из разных стран, становились святогорцами без национальности, в своих молитвах они были связаны со своей родиной и тем самым помогали ей. Сегодня на Святой Горе в полной гармонии живут монахи из самых разных уголков Земли, которые своей духовной жизнью, своими подвигами помогают своим Церквям.
Игумения Иулиания: По благословению Святейшего Патриарха Кирилла и под председательством Председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископа Феогноста в Москве, как я уже говорила, регулярно проходят монашеские конференции. Участникам предлагаются в качестве тем докладов исторические аспекты иноческой жизни, но в то же время докладчики стараются освещать и вопросы современного монашества. На предстоящей конференции мы хотели бы обсудить, как обрести пристань спасения в монастыре и помочь молодым людям, выросшим в современном обществе, влиться в монашескую жизнь.
Иеромонах Никодим: Есть только один путь – стремление к святости. Во времена Никодима Святогорца, в 1780-е годах, Священный Кинот решил навести порядок в уставах монастырей, и проверить, как обстоят дела в обителях Святой Горы. Двадцать из афонских монастырей находились в ужасающем состоянии. И знаете, что решил Священный Кинот? Важно, не сколько монахов живут в монастыре, а сколько из них спасаются. Единственным способом привлечения молодых монахов в монастырь может быть присутствие в нем святости. Если есть святость, значит, будут приходить молодые монахи. Так сказал преподобный Никодим, и мы тоже верим, что привлечь молодежь можно только через святой образ жизни.
Игумения Иулиания: Святые Отцы говорят, что в жизни монаха есть три периода. Первый, когда призывающая благодать Божия приводит человека на иноческий путь, – это время, когда человек горит ревностью по Богу. Второй период, когда благодать отступает и человеку надо бороться и подвизаться. И третий, когда благодать снова возвращается. Что делать, когда угасает ревность и становиться трудно подвизаться, трудно поститься, трудно слушаться?
Иеромонах Никодим: «Дух дышит, где хочет». Иоанн Златоуст пишет, что никогда не надо говорить, что благодать Божия отступает. Часто мы в унынии говорим, что диавол владеет миром и Бог отступил от нас. Но если бы хоть на один день Бог оставил мир, то все было бы уничтожено.
Как никогда не уходит любовь Божия, так и благодать Божия никогда не отступает. Это мы, подобно блудному сыну, отходим от Бога, а Господь всегда ждет каждого из нас. Но ведь такое случается не только в монашестве. Начиная любое новое дело, люди бывают преисполнены вдохновением, которое со временем пропадает, и необходимо приложить усилие, чтобы продолжить дело.
Я вам приведу пример из жизни. Один монах пришел в монастырь и имел такое рвение, что не видел ничего плохого в монастыре – все ему представлялось идеальным. И так продолжалось много лет. У него было настолько ревностное настроение, что он замечал только хорошее. Но привычка – враг ревности. Чтобы вернуть ревность, нужно стараться деятельно любить Бога. Только любовь к Богу может содействовать тому, чтобы ревность укоренилась в сердце. Монашеская жизнь не может быть основана на чувствах. Это, прежде всего, подлинная внутренняя жизнь души. И те святые, которые говорят об отступлении благодати Божией, имеют в виду состояние, которое переживает человек, приходя в монастырь. Поначалу он чувствует себя на небе, а потом это первое чувство вдруг исчезает. Но для того ведь и дается этот период, чтобы человек успел укорениться в монашестве, чтобы, когда уйдет рвение новоначального, вместе с ним ушли и все лишние переживания и осталось только подлинное желание быть с Богом.
Игумения Иулиания: На какие качества особенно обращают внимание, когда человек поступает в монастырь Святой Горы Афон?
Иеромонах Никодим: Как говорит Иоанн Лествичник в Первом слове об отвержении мира, причины, по которым человек приходит в монастырь, бывают разными. Среди тех, кто стремиться к монашеству, есть люди, которые вышли из благочестивых семей и воспитаны в вере. Другие, наоборот, приходят в монастырь, чтобы освободиться от великого бремени грехов. Есть те, кто приходит из любопытства, но, посмотрев, что такое монашеская жизнь, становится монахом. А есть, говорит Лествичник, и такие, которые приходят в монастырь, чтобы его обворовать, и тоже становятся монахами. Ни одно из этих условий ни о чем не говорит, потому что венец дается в конце подвига, а не в начале. Апостол Павел учит, что спасется тот, кто претерпел до конца.
Очень важно, чтобы старец или игумен в каждом человеке увидел характер и в соответствии с его свойствами подобрал иноку условия жизни: определенный порядок и устроение. Потому что старец – это тот, кто, получив от своего духовного руководителя опыт идти прямым путем, облегчает этот самый путь и молодым монахам. Когда кто-то начинает монашескую жизнь в одиночку, это можно сравнить с тем, как человек отправляется в незнакомый лес без проводника. Скорее всего, он заблудится и не доберется до нужного места. А если есть проводник, который поведет его по известной тропинке, тогда человек сможет безошибочно достигнуть цели. Вот почему руководство старца должно быть безошибочным и цель должна быть единственной – помочь послушнику приблизиться к Богу.
В настоящее время мужское монашество, благодаря Святой Горе лучше устроено. Женскому же монашеству еще предстоит понять, что игумения в женском монастыре имеет такое же значение, как игумен в мужском.
Игумения Иулиания: Что же для этого нам надо сделать?
Иеромонах Никодим: Христос никогда не говорил слова «надо». «Надо» – это основа западной мысли. А Евангельское и церковное, скорее, может быть выражено словом «желаю». «Кто хочет иметь жизнь вечную, тот следует за Мной». Мы, православные, следуем за Христом, не потому, что это надо, а потому, что мы хотим этого. Во время пострига мы спрашиваем: «По своей ли воле ты пришел сюда?» Совершенство же наступает в тот момент, когда наше желание совпадает с волей Божией.
Игумения Иулиания: Мы благодарим Вас за беседу и просим Ваших святых молитв. На Святой Горе Афон вспоминайте, пожалуйста, своих младших сестер, которые находятся здесь, в Москве.