Заповедник тишины преподобных сестер

Игумения Иулиания (Каледа)

 В 2015 году Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь отмечает двойной юбилей: 655 лет со дня основания и 20 лет возобновления статуса монастыря. А этим летом обитель, как и вся Русская Православная Церковь, празднует 700-летие преподобного Сергия Радонежского, современника преподобных сестер-основательниц. Замечательно, что великий русский подвижник, согласно преданию, родился 3/16 мая 1314 года – в тот же день 1393 года почила преподобная игумения Иулиания.

Духовное родство

Свидетельство о духовном родстве этих двух угодников Божиих запечатлено в одном из древнейших письменных памятников русской истории – Троицкой летописи. «Не успела земля русская оправиться от скорби по преподобному Сергию, как новая скорбь постигла народ московский. Преставилась ко Господу Ульяна, игумения Алексеевского монастыря».

Союзом любви ко Христу и стремлением к воплощению заветов древних отцов об истинно монашеском житии неразделимо связаны святитель Алексий Московский, Игумен земли Русской Сергий и преподобные матери Иулиания и Евпраксия.

Проявляя архипастырское попечение о родной Церкви, святитель Алексий усердствовал о возрождении и укреплении русского монашества в духе молитвенного делания и Богосозерцания, в хранении монашеских обетов нестяжания, телесной и душевной чистоты и послушания. Ради этой цели митрополит перевел «Устав» Константинопольского Патриарха Филофея (Коккина) и с некоторыми изменениями и дополнениями применил его в созданном им Чудовом монастыре.

Провидя духом великое будущее Троицкой обители и ее Богомудрого основателя, глубокого молитвенника-исихаста и сердечного ревнителя о хранении древних иноческих уставов, святитель Алексий исходатайствовал у Патриарха Филофея и грамоту-благословение на устроение общежития в обители преподобного Сергия. Это событие предопределило начало духовного расцвета не только Троицкого монастыря, но и всего русского монашества.

Ревнуя о благоустроении духовной жизни и в Алексеевской девичьей обители, святитель ввел и здесь устав общего жития, с любовью и благоговением хранимый его сестрами. Впоследствии устав сей служил образцом для других женских монастырей столицы и прочих городов и весей.

Благоговейное почитание в Зачатьевской обители преподобного Сергия находит отражение в особенно праздничных богослужениях в дни его памяти, а также в образах, украшающих монастырские храмы. В Соборе Рождества Пресвятой Богородицы есть икона с частицей мощей преподобного, а над ракой с мощами Зачатьевских матушек-основательниц располагается икона, специально написанная к 700-летнему юбилею святого. На ней основательницы изображены вместе со святителем Алексием и преподобным Сергием. За фигурами святых – изображения основанных ими обителей: Зачатьевского (Алексеевского) монастыря, Кремлевского Чудова монастыря, Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Наместник последней – архиепископ Сергиево-Посадский Феогност – и освятил эту икону.

А внутри – тишина...

Да, это первое, что поражает в Зачатьевском монастыре. Необыкновенная ти-ши-на. Напомню: мы – в самом центре крупнейшего мегаполиса Европы. В чем секрет этого акустического эффекта?

Настоятельница Зачатьевского монастыря игумения Иулиания (Каледа) возглавляет монашескую общину уже более 20 лет с самого начала возрождения монастырской жизни в 1992 году. Она рассказала, что, по свидетельству старожилов, особенная атмосфера благодатной тишины сохранялась в обители и в безбожные советские времена (а это ведь время непрекращающейся стройки почти всей современной Москвы). Иногда даже не подозревая, что здесь когда-то был монастырь, москвичи стремились в этот «уголок старины» напитаться удивительной умиротворенностью и спокойствием сего святого места.

Может быть, молитва здесь – и человеческая, и ангельская – настолько «громкая», что словно огнем попаляет все звуки суетного мира вокруг?

Не могли предположить

В Зачатьевском монастыре мы побывали 9 июня, когда обитель с любовью и радостью встречала престольный праздник храма Сошествия Святого Духа. Малый монастырский храм, изнутри похожий на расписную шкатулку, украсили цветы и березовые ветки. На полу ковром лежит душистая трава. Несмотря на будний понедельник, храм полон: на праздничную службу постарались прийти многие прихожане. Божественная Литургия, крестный ход, лития на монастырском кладбище. Батюшка перечисляет имена насельниц минувших лет и наших современниц. Поясняет матушка игумения:


«Во время раскопок на территории монастыря на том месте, где мы сейчас совершали литию, были обнаружены останки наших предшественниц. Очевидно, здесь располагалось кладбище. Сначала мы косточки хоронили в гробиках, но оказалось, что их слишком много, поэтому решили устроить костницу. Если судить по афонским меркам, у нас в монастыре было немало подвижниц, угодивших Богу, поскольку часто встречались косточки золотистого и янтарного цвета, что является свидетельством добродетельной богоугодной жизни почивших. Мы тогда ясно поняли, что молитвами, предстательством, подвигом и слезами всех, кто был здесь до нас, стоял, стоит и, Бог даст, будет стоять монастырь. Единство Церкви земной и Церкви Небесной в обители очень чувствуется.

Во время престольных праздников мы поминаем устроителей того или иного храма. Сегодня мы с благодарностью вспоминали святителя Филарета Московского, игумению Аполлинарию, при которой был построен храм Святаго Духа, и игумению Веру (Головину), собственно, устроительницу сего храма. С ними поминали и монахиню Авелю, скончавшуюся восемь дней назад, одну из первых наших сестер. Она была очень трудолюбивая, много трудов понесла по восстановлению монастыря».

Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь 90-е гг XX в.В 1923 году, когда Зачатьевский монастырь закрывали, последняя игумения обители матушка Мария (Коробка) собрала сестер перед иконой «Милостивая». Отслужили последний молебен. Матушка игумения обратилась к сестрам с прощальным словом, в котором сказала, что отныне не может быть игуменией... Благословила сестер во всех скорбях и бедах прибегать к помощи Царицы Небесной, Которая отныне будет им и Игуменией, и Наставницей, и Матерью. В знак передачи игуменской власти матушка Мария поставила у иконы свой посох. Почитаемый образ Пресвятой Богородицы был перенесен в храм святого пророка Илии в Обыденском переулке, где святыня хранилась более 70 лет. В 1999 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия II «Милостивую» икону Божией Матери и старинный игуменский посох торжественно перенесли в родную Зачатьевскую обитель.

Сестры, которые остались на свободе, поселились в подвалах переулков между монастырем и Обыденским храмом Илии пророка. Тут же, в Обыденском храме, их провожали в путь всея земли.

Вспоминает игумения Иулиания:

«После кончины игумении Марии и ареста последнего духовника сестер протоиерея Михаила Ивановского маленькая сестринская община сплотилась вокруг матушки Антонины (Яковлевой), которая отошла ко Господу в 1969 году в возрасте 100 лет и была наделена многими духовными дарами. События, которые она предсказывала, сбылись. Говорила она и о том, что монастырь возродится.

В 1984 году в день иконы Божией Матери «Милостивая» в Ильинском храме отпевали последнюю из сестер монастыря – схимонахиню Нину (Корнееву). Духовник последних зачатьевских сестер, мой духовный отец, клирик Обыденского храма протоиерей Александр Егоров разбирал келью матушки Нины после погребения. Он передал мне монастырские документы и фотографии, а затем благословил меня монастырской иконой Святого апостола и Евангелиста Иоанна Богослова на всю оставшуюся жизнь. Тогда ни батюшка, ни я и предположить не могли, что монастырь возродится».

Человеку – невозможно!

Храмы «одеты» в ослепительное великолепие. Тянутся к солнцу деревца молодого монастырского сада. Благоухает разноцветье, оберегаемое мощными стенами... Но еще 20 лет назад все здесь находилось совсем «не в поэтическом» настроении... Выносить мусор, мыть все, что не отмыто, штукатурить, разгружать машины со стройматериалами, передавая кирпич по цепочке, приходилось самим насельницам во главе с настоятельницей. Матушка Иулиания описывает те времена:

«Когда мы впервые вошли сюда, храм был один – Надвратный, из стен кирпичи сыпались, но крест, слава Богу, стоял. На месте собора была школа, а храм Сошествия Святого Духа был просто домиком с двускатной крышей.

Сначала нам передали одну квартирку в северном сестринском корпусе. Двери были заколочены, но начальник ЖЭКа разрешил нам... влезть в окно. Внутри были горы мусора, бутылки и даже ампулы из-под наркотиков. Но мы были в монастыре! И все вокруг казалось замечательным, как будто мы в царские чертоги попали.

Вскоре я позвала к нам отца Александра. Батюшке, как и нам, пришлось влезать в окно. К тому времени мы уже убрали мусор, а посреди коридора стоял ветхий стол с ящиком от овощей вместо стула. Батюшка был человеком хозяйственным, он обошел и осмотрел все вокруг, потом сел за этот стол, охватил руками голову и сказал: «Это невозможно!» А потом добавил: «Человеку – невозможно, а Богу возможно. Господь все управит. Помоги тебе Господи!»

Когда в обитель перенесли икону Божией Матери «Милостивая», монастырская жизнь сразу перешла на новый этап. Небесная Игумения вернулась в обитель! Вскоре произошли значительные перемены: съехали арендаторы, которые несколько лет после передачи монастыря Церкви не могли найти себе нового места, началось восстановление храмов, в обитель стали приходить новые сестры... Появились и благотворители, жертвовавшие монастырю крупные средства.

Каждое событие монастырской жизни было свидетельством явного заступничества и попечения Царицы Небесной. Особенно ясно это чувствовалось в том, как происходило воссоздание Собора Рождества Пресвятой Богородицы, полностью разрушенного в 30-е годы прошлого столетия. Вывод школы с территории монастыря, разбор здания, археологические и другие изыскания, проект Собора, закладка камня, возведение стен и куполов, Великое освящение одновременно семи престолов Собора – все было одним нескончаемым чудом, делом не столько рук человеческих, сколько благодатной помощи Пречистой Владычицы.

Сейчас нам предстоит привести в порядок большое строение южного келейного корпуса, находящегося в архи-аварийном состоянии. С Божией помощью и предстательством Милостивой Царицы Небесной все получится».


Монастырь живет по общежительному уставу, как и было изначально установлено святителем Алексием и преподобными Иулианией и Евпраксией. Жизнь обители выстраивается в духе святоотеческих традиций и сосредоточена вокруг богослужения. Сестры стараются участвовать во всех службах суточного круга и проходить свое монашеское жительство в молитве, исполняя необходимые дела служения в смирении и послушании во славу Божию.

Сестры попеременно живут и в монастыре, и на подворье в подмосковной деревне Барвиха. В XIX веке монастырское подворье было очень обширным: храм, церковно-приходская школа для крестьянских детей, приют, больница и хозяйство: сады, огороды, скотный двор; вокруг – монастырский лес. Все это называлось «монастырской дачей». Сейчас территория подворья невелика: действуют храм, Воскресная школа; устроено небольшое подсобное хозяйство: козочки, куры, грядки.

Сегодня в Зачатьевском монастыре 20 сестер. Самой молодой 25 лет, а самой старшей – 95.

Насельницы обители, как и их предшественницы, занимаются различными видами рукоделия, например шитьем, вышиванием. Интересно, что во время раскопок здесь было найдено много образцов старинного монастырского искусства: иголки, булавки, кусочки кружева... Послушаний много: в храмах, в трапезной, в просфорне, на подворье.

«При монастыре, как в прежние годы, существует богадельня. При Обыденском храме батюшка Александр Егоров организовал помощь пожилым прихожанам, которые не могут сами себя обслуживать. Эта сестринская община и стала переходной ступенькой к монастырю. Когда мы пришли в монастырь в 1992 году, то взяли с собой бабушек, за которыми ухаживали. Постепенно количество бабушек увеличивалось. За это время через нашу богадельню прошло более сорока подопечных. Бабушки – наши главные молитвенницы. Мы за ними ухаживаем, а они за нас – молятся!» – рассказывает матушка Иулиания.

«А почему бы не купить батон?»

На вопрос об экономических основах монастырской жизни наша собеседница ответила следующее:

«Главные наши «Благотворители» – Господь и Царица Небесная. История восстановления монастыря – великое чудо Милости Божией! Когда мы начинали, средств не было даже на хлеб. Однажды я приболела и почти ничего не могла есть, только кашку и белый хлеб понемногу. А белый хлеб у нас как раз кончился. Как только мы начали трапезу, кто-то позвонил в дверь, сестра вышла открывать и вернулась с батоном. Его принес какой-то мужчина. Он рассказал, что шел мимо и вдруг подумал: «А почему бы не купить батон и не отнести в монастырь?» И таких случаев у нас было немало. Каждый раз испытываешь глубокое умиление и особенный трепет от осознания того, как же Господь нас любит и печется о нас!

Или еще. Однажды у нас кончилась картошка. Именно в этот день приехали сестры из Пензенского монастыря и привезли нам два мешка картошки. А Великим постом, когда запасы овощей иссякли и в суп клали только то, что заготовили на зиму, на ручке входной двери вдруг «выросла» сетка с морковью. Господь давал именно то, что было потребно. Так же и с деньгами: когда началось восстановление монастыря, в нужный день вдруг появлялась сумма, необходимая, чтобы расплатиться с рабочими».

С Кипра пчелка «прилетела»

В церковном убранстве храмов, в кованых решетках и на витражах дверей можно увидеть изображение пчелы. Вот что поведала матушка игумения об истории этого символа:

«Главная святыня нашего монастыря – икона Божией Матери «Милостивая» – соименна и сродна Киккской иконе «Елеуса», которая находится на Кипре в Киккском монастыре.

С Кипра «прилетела» и пчелка. Ее история такова. Когда у византийского императора Алексея Комнина тяжело заболела дочь, правитель острова Кипр возвестил ему волю Царицы Небесной: икону, написанную святым евангелистом Лукой, нужно передать на Кипр, тогда дочь императора выздоровеет. Император пообещал отдать святыню – его дочь выздоровела. Но расставаться с иконой правитель не торопился. Он заказал ее копию. Старцу Исаии, который приехал, чтобы забрать Киккскую икону на Кипр, император показал две иконы: «Какую выберешь, такую и возьмешь». Старец помолился Царице Небесной, и в момент выбора ему был дан знак: на икону села пчелка. С тех пор пчела является символом Киккского монастыря. С Киккским монастырем мы поддерживаем братские отношения, поэтому и пчелку можно видеть у нас».

Пчелиный улей устроен премудро, и у каждой пчелы свое послушание. Так же и отношения в монастыре строятся на послушании игумену (игумении) и братии (сестрам) по любви ко Христу, и у каждого есть свое дело, исполняемое на пользу обители.

В церковной жизни много удивительных символов, в меру нашего восприятия открывающих глубину и величие истин православной веры. Но есть особые символы, на самом деле являющиеся реальностью, открывающейся тем, кто в простоте и цельности веры принимает ее. Такой символ – сам монастырь, прообразующий Рай, где преображенные покаянием и благодатью души человеческие непрестанно славословят своего Спасителя и пребывают в таинственном единении с Триипостасным Богом, Который есть Любовь!

Алиса Орлова
Фото: Алена Гетман
(исторические фото предоставлены
архивом Зачатьевского монастыря)

Журнал "Монастырский вестник"

Материалы по теме

Публикации:

Доклады:

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь
Свято-Богородице-Казанский Жадовский мужской монастырь.
Алексеевский ставропигиальный женский монастырь
Успенский женский монастырь с. Перевозное
Живоначальной Троицы Антониев Сийский мужской монастырь
Мужской монастырь святых Царственных Страстотерпцев (в урочище Ганина Яма) г. Екатеринбург
Коневский Рождествено-Богородичный монастырь
Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь
Пензенский Спасо-Преображенский мужской монастырь
Николо-Вяжищский ставропигиальный женский монастырь