«…Чтобы душа спаслась»

Архимандрит Паисий (Чекан)
Беседа с наместником Свято-Вознесенского Ново-Нямецкого (Кицканского) монастыря архимандритом Паисием (Чеканом)

Батюшка, монашество — это особое призвание? Или каждый может быть монахом?

Все-таки это призвание, это дар Божий. Сколько людей здесь на земле — столько путей ведет в Царство Небесное. Каждому Господь дает свой талант, от Него исходит призыв к человеку крест свой нести. Дальше зависит от самого человека, как он откликнется на этот призыв и пройдет свой жизненный путь.

Господь призывает в монашество, чтобы мы были постоянными молитвенниками, посредниками между человеческим родом и Господом, потому что монастыри — это то место, где идет постоянная молитва. И, конечно, в монастырях происходит усовершенствование человека не без трудов, не без искушений и страданий. Но с Божией помощью монах обязан преодолеть все испытания и войти в Царство Небесное.

Есть такое мнение, что даже если появляется мысль стать монахом — это уже есть призвание, то есть просто так эта мысль не возникает. И, тем не менее, не всегда с радостью бежит человек в монастырь, а идет процесс еще долгих мучительных переживаний: тот путь или не тот. Как правильно оценить свои возможности и понять: призвание это или нет?

У меня лично появилось это желание, когда я учился в седьмом или восьмом классе. У других по-другому складывается. У каждого свой путь. Если возникают сомнения, нужно крепко молиться, просить. Господь не может не откликнуться, потому что Он нас так сильно любит, идет нам навстречу, терпит нас. Если есть воля Божия и Господь хочет, чтобы человек стал монахом, он обязательно почувствует эту близость с Богом и уже не сможет спокойно идти по прежнему пути, а будет стремиться в монастырь.

Как бы вы определили: монах — это кто?

Монах — это дитя Божие, чудное, смиренное, кроткое, евангельское дитя. Было видение одному старцу, что Матерь Божия любит всех монахов. Даже если монах не очень прилежен к молитве, к послушанию, все же Матерь Божия говорит: «Они являются моими детьми, поэтому Я их люблю и покрываю».

По словам преподобного Иоанна Лествичника, никто не войдет в Небесный чертог с победным венцом, если не совершит отречения от мира и всего что в мире. Почему так важно преодолеть в себе все мирское?

Вся наша жизнь есть борьба с самим собой, со своим Я, со своей плотью. Это необходимо потому, что земные пристрастия препятствуют нам быть с Богом. Должно произойти отречение от себя. В монастыре нужно полностью положиться на благословение настоятеля, настоятельницы, через которых Господь заботится о нас. Если это происходит, мы — на верном пути и диавол не имеет над ним власти. А земные пристрастия, исполнение своих желаний отвлекают нас от самого главного, что должно быть в нас.

А что должно быть самым главным?

Надо заботиться о своей душе, питать ее духовной пищей, а все остальное Господь и так нам дает, правильно? Душа должна быть на первом плане, чтобы, когда Господь призовет, было с чем предстать перед Ним.

Святые отцы советуют нам быть внимательными к себе. Как быть внимательными к себе?

Конечно, это нелегко. Наука из наук — познание самого себя. Нужно просить Господа, наедине с Ним покаяться, поплакаться, помолиться. Нужен труд и подвиг. Если есть свободная минутка — нужно заглянуть в свою душу и посмотреть, что там творится. Сделаешь один маленький шаг — уже хорошо. Прошел день, другой — и не совершил привычный грех, значит, захотел исправиться и немного исправился.

Преподобный Паисий, по его собственному свидетельству, так и не нашел духовника и потому стал пользоваться в качестве духовного руководства Священным Писанием и святыми отцами. В то же время он говорит: «Без исповедания помышлений невозможно достичь умения правильно руководить своей душой и вести ее по пути, указанному Господом». Как быть, если нет рядом духовного наставника?

Живи по Евангелию — и спасешься, потому что Иисус Христос для нас — идеал. Да, преподобный Паисий не имел духовного учителя; он искал его со смирением, трудился, просвещаемый Божией благодатью, и обрел в собственном сердце источник, который обильно напоил его самого и других. Это был его крест. И не каждый может такой крест понести, потому что та самость, которая есть в нас, незаметно для нас будет в нас проявляться. Поэтому важно иметь духовного наставника, который знает твою душу и умно руководит ею. В женских монастырях, конечно, сейчас не хватает духовников. Но выход тоже есть из этого положения: нужно встречаться вместе хотя бы раз в неделю и решать духовные вопросы. Говорить о смиренномудрии, о любви, о воздержании… Эти встречи сплачивают, соединяют людей. Монахи ведь, как дети, хотят внимания и утешения.

В послушании проявляется любовь?

Послушание — единственное доказательство любви. Но это должна быть искренняя, нелицемерная любовь. Потому что если нет той любви, которую нам Господь заповедал, мы все теряем. И мы не сможем достичь Царствия Небесного.

В послушании смягчается сердце?

Конечно.

Как это происходит?

Когда человек не знает, как поступить, он должен крепко молиться, чтобы Господь его Сам наставил. А если живешь в монастыре — тут философии не надо: иди к настоятелю, настоятельнице, духовнику, и как Господь через них откроет, так и должен поступать. Не сопротивляться, не возмущаться. Господь через них открывает Свою волю. И человек, зная, что это воля Божия, не может не почувствовать близость Господа, и на сердце у него от этого становится легко и радостно. Благодать наполняет, согревает сердце, в нем живет кроткий и смиренный дух. Сопротивление ожесточает, а повиновение смягчает и сердце, и душу, и все человеческое естество.

Ваш монастырь основали ученики учеников преподобного Паисия Величковского, в свое время они принесли сюда традиции монашеской жизни, установленные этим святым. А сейчас вы продолжаете эти традиции?

Основатели нашего монастыря — постриженики Нямецкого монастыря, ученики учеников Паисия Величковского, — жили по установленному им уставу. Одна из его заповедей — служить службу на двух языках. И у нас до сих пор это совершается, одни песнопения мы поем на церковнославянском языке, другие — на молдавском, так же ектении и возгласы произносим. Так же проповеди говорим. Служба у нас совершается каждый день.
Мы знаем, что преподобный Паисий был внимателен к нуждам людей, заповедовал помогать мирянам. Во время войны с Турцией он даже в свой монастырь принял мирян. Это тоже его заповедь, и мы стараемся помогать людям.
И, конечно, самое главное, — преподобный Паисий беспрекословное послушание ставил во главе угла. Он говорил: «Блаженнейшее послушание», — потому что послушание приводит к спасению. Оно освобождает сердце от мирского своеволия и открывает путь к истинному состоянию свободы. Без послушания нет монашества. Монах — это прежде всего послушник.

Часто цитируют слова преподобного Паисия: «…Когда я вижу братьев, не за братьев их почитаю, но за ангелов». Почему люди чаще всего не видят друг в друге ангелов?

Если человек на правильном пути, то у него есть любовь Христова. А как проявляется любовь к Богу? Через ближнего. Человек, имеющий любовь, видит вокруг себя добрых людей. А кто погряз в грехах, он видит вокруг себя всех плохими. Это зависит от самого человека, от его внутреннего состояния.

Говорят, святые похожи между собой. Чем, на ваш взгляд, похожи преподобный Серафим и преподобный Паисий?

Оба они искали прежде всего Царства Небесного, не искали ничего земного, временного, тленного. И достигли любви Христовой. Многие люди спасли через них свои души. Первое, что нужно человеку, — чтобы душа спаслась. А Господь, видя искреннюю веру человека, помогает ему.

Как достичь того состояния, которое пережил Мотовилов во время разговора с преподобным Серафимом о цели христианской жизни, когда на вопрос Старца: «Что вы сейчас чувствуете?» — ответил: «Необыкновенно хорошо»?

Это происходит по милости Божией. Бог может дать нам пережить такое состояние, чтобы мы, почувствовав, помнили и стремились к Нему. Подобные моменты трогают душу. От святых мощей, от икон мы плачем — и это милость Божия, благодать Божия в нас действует. Даже когда читаешь жития святых, не можешь не поплакать. Не каждому дано почувствовать такую благодать, потому что грехи мешают. А если каяться, смиряться, то станем способными воспринять ее. Господь — щедр, Он хочет, чтобы каждый достиг Царства Небесного.

Беседа состоялась в радиостудии Серафимо-Дивеевского монастыря


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Данилов ставропигиальный мужской монастырь
Воскресенский Новодевичий монастырь
Иоанно-Богословский женский монастырь, дер. Ершовка
Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра
Тихвинский скит Спасо-Преображенского мужского монастыря города Пензы
Живоначальной Троицы Антониев Сийский мужской монастырь
Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь
Николо-Вяжищский ставропигиальный женский монастырь
Свято-Богородице-Казанский Жадовский мужской монастырь.
Коневский Рождествено-Богородичный монастырь