Беседа игумении Викторины (Перминовой) с сестрами в День Святой Троицы. Cошествие Святого Духа

Игумения Викторина (Перминова)

Языцы иногда размесишася, / дерзости ради столпотворения: / языцы же ныне умудришася, / славы ради Боговедения. / Тамо осуди нечестивыя погрешением: / зде просветил есть Христос рыбари Духом. / Тогда упразднися безгласие к мучению: / ныне обновляется согласие / ко спасению душ наших.

/ Стихира на стиховне праздника Пятидесятницы /

В день Святой Троицы Церковь переживает удивительное событие – Сошествие Святого Духа на Апостолов. Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорит об этом событии так: «В сей день торжественно открылась Святая Троица — Бог Отец, пославший Духа Святого Апостолам, по ходатайству Сына Своего Господа Иисуса Христа, и Дух Святый, от Отца исходящий и чрез Сына нисшедший на Апостолов и умудривший их вещать о великих делах Божиих на разных языках, которым они не учились и коих не знали» [1].

Богослужение этого дня напоминает нам и о событии древних времен – Вавилонском столпотворении. Тогда Бог разделил людей, переставших понимать друг друга. Почему это произошло? Строителей Вавилонской башни объединяли их страсти. Не имеющие больше ничего общего, они были чужды настоящей любви и единства, а также и истинного Боговедения. Ослепленные грехом люди забыли не только о вездеприсутствии и всемогуществе Божием, но и о том, что Господь – их Создатель и Любящий Отец. Они пытались противопоставить величию Божию свое мнимое величие и сопротивляться воле Божией.

Желание сотворить себе имя, устроить жизнь без Бога, не по Его воле, не только дерзки и губительны. Они абсолютно бессмысленны. Тщеславие и иллюзия самодостаточности не дают человеку ничего, кроме пустоты и удаления от Источника истины, любви и добра. Но Бог желает освободить человека от мучающих его страстей и даровать ему счастье и истинную, Небесную славу.

«Дух Святый просветил и возродил Апостолов и все собрание в горнице так, что они сделались новыми людьми, очищенными от всякаго греха, от всякой страсти плоти и духа, освятились и утвердились непоколебимо в вере, надежде и любви, при полной Божественной свободе, данной им чрез Христа Духом Святым; и сделались способными пронести проповедь о Христе Спасителе во все концы мира и насадить веру в Него» [2], – продолжает свое слово святой праведный Иоанн Кронштадский.

Кем же были получившие такие великие дарования? Сверхлюдьми? Совсем нет. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) в своем слове говорит: «Вспомните: в Сионскую горницу вошли простые галилейские люди - ближайшие ученики Христовы и Пречистая Его Матерь. Это были очень робкие, не имеющие еще твердого определенного понимания недавних событий люди. А вышли оттуда уже убежденные вестники вселенской истины, готовые идти куда угодно и учить все народы. Смело говорить, что распятый Иисус есть Мессия - Христос… Святая Церковь поет: "Видеша вси языцы во граде Давидове...", как в бурном дыхании ветра в виде огненных языков снисшел Дух Святой на апостолов... "Видеша вси", как отверзлись уста простых галилейских рыбаков, и они начали говорить на иных языках... "Видеша вси...", какими великими проповедниками сделались еще недавно робкие и запуганные ученики Христовы, и посредством их Господь привлек в Свои отеческие объятия всю вселенную...» [3]

Разделивший некогда вавилонских строителей, Господь, через Своих апостолов, теперь призывает всех людей к соединению в Духе – к истинному единству в вере и любви. И каждый может стать причастником Божественной благодати.

«Разве и ныне Дух Святой не сходит на всех, кто достоин Его принять? – обращается к верующим святитель Лука, архиепископ Крымский и Симферопольский. – Разве не преисполнен был Духа Святого преподобный Серафим Саровский? Дух Святой сошел на него не в виде огненного языка, но так, что овладел всеми помышлениями, всеми желаниями, чувствами и стремлениями его. Он полонил преподобного Серафима. Так нисходил Дух Святой на многих и многих святых, так нисходил Дух Святой и на всех нас, недостойных нынешних христиан, ибо в Таинстве Миропомазания и святого Крещения подается нам всем благодать Духа Святого» [4].

Наставник монашествующих преподобный Феодор Студит ободряет слушающих, говоря: «Сам Бог соделался Утешителем нашим. Так Он, подлинно, утешает отягченных несчастиями, предохраняя их от изнеможения духом, как свидетельствует об этом святой Апостол, говоря: внеуду брани, внутрьуду боязни, но утешаяй смиренныя, утеши нас Бог... (2 Кор. 7, 5). Он утешает устрашенное демонскими страхованиями сердце, возводя его через дерзновенное упование к непобедимому мужеству, как свидетельствует святой Давид: яко Ты, Господи, помогл ми, и утешил мя еси (Пс. 85, 17)» [5].

К сожалению, по словам святителя Луки (Войно-Ясенецкого), «многие потеряли это сокровище, лишились благодати Духа Святого. Ибо разве может обитать Дух Святой в нечистом, полном греха сердце человека? Как дым отгоняет пчел, как смрад отгоняет всех людей, так и смрад сердца человеческого отгоняет Духа Святого. Дух Святой живет только в сердцах чистых, только им подает Он Свою Божественную благодать, Свои Святые дары, ибо Он есть "Сокровище благих" - всех истинных и самых ценных благ, какими может обладать сердце человеческое. Разве может восприять их сердце нечистое? Разве может восприять благодать Духа Святого сердце греховное, лишенное милосердия и любви?»

А как же приобрести чистое сердце? Святитель Лука в своей проповеди отвечает: «Нужно неустанно, всегда, во все дни жизни нашей, в каждый час помнить о том, что Дух Святой не живет в сердце нечистом. Нужно не поддаваться соблазну, и когда дух нечистый, враг спасения нашего, нашептывает нам стремления к земному благополучию, когда рисует картины славной, обеспеченной жизни, когда пробуждает гордость нашу, возбуждает желание чести и славы, мы не должны принимать в сердце наше этих дьявольских нашептываний, не должны принимать соблазнов мира. Когда приходят в сердце такие соблазны, мы должны сразу понимать, что это искушение. Мы тотчас же должны всеми силами ума и сердца отгонять эти соблазны» [6].

Но так ли и сейчас сходит Святой Дух, как сходил Он на Апостолов? На этот вопрос отвечает архимандрит Иоанн (Крестьянкин): «Мы теперь не слышим того шума, который некогда наполнил Иерусалим, потому что слух наш недостаточно тонок для восприятия небесных движений. Но его слышит наше внутреннее, духовное ухо. Таинственное соединение Творца и твари - сошествие Святого Духа в сердца верующих непосредственно совершается в Церкви Христовой. Благодать Духа Божия Животворящего, все Собою наполняющего, "Сокровища благих и жизни Подателя", проникает в человеческие души, способствуя их просветлению. Дарами Святого Духа человек очищается от грехов, совершенствуется и может восстановить в себе утерянный образ Божий. Во внутреннем человеке постепенно восстанавливаются свойства Христовы» [7].

Святитель Николай Сербский благоговейно рассуждает о великом событии: «Все свершилось так, как и было предречено. Дух Святый был обетован, и Дух Святый сошел. Кто мог обещать сошествие на землю Духа Всесильного, кроме Того, Кто знал, что Дух Сей послушает Его и сойдет? А по отношению к кому мог Дух Всесильный явить столь быстрое Свое послушание, если не по отношению к Тому, к Кому Он имеет совершенную любовь? О, как совершенная любовь всегда готова к совершенному послушанию! Да ведь совершенная любовь не может быть совершенно выражена иначе, как в совершенном послушании. Любовь постоянно бдит в желании и готовности послушаться своего возлюбленного. А из совершенного послушания проистекает, словно поток меда и млека, совершенная радость, коя и составляет притягательную силу любви» [8].

Внимательно вслушиваясь в слова церковных молитв и песнопений, читая высказывания святых угодников Божьих и подвижников благочестия нашего времени, мы можем сделать вывод, что способствует стяжанию благодати Святого Духа и что препятствует ей обитать и действовать в нас. Будем же помнить о том, что все доброе и злое начинается внутри нас – с помыслов, желаний и намерений, с внутреннего принятия воли Божией или же сопротивления ей. Будем помнить, что самый короткий путь к тому, чтобы быть облагодатствованными и иметь в сердце любовь – это послушание.

По словам благодатного старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина), «чтобы не заглохла в нас духовная жизнь, мы должны стремиться к ее источнику – к Богу мыслями, чувствами, делами и всей жизнью. О други мои! И нам бы с вами принять сегодня в свои души и сердца эту благодать Святого Духа! Изменила бы она и нас. И робких и не всегда твердо стоящих в вере соделала бы твердо убежденными носителями истинной веры. От всего сердца желаю, чтобы каждый из вас имел в своем сознании полные ликующего восторга слова церковного песнопения: "Видехом Свет Истинный, прияхом Духа Небеснаго, обретохом веру Истинную, Нераздельней Троице покланяемся: Та бо нас спасла есть"» [9].

-----------------------------

Примечания:

[1] Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Проповедь в День Святой Троицы http://hram-tihonitskiy.ru/2846  
[2] Там же.  
[3] Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Проповеди. Двунадесятые праздники. http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjankin/propovedi-dvunadesjatye-prazdniki/    
[4] Слово святителя Луки Крымского на праздник Святой Троицы (Пятидесятницы) http://www.slavianka.com/read/mesyatceslov/Troitca-radost-zapechatlennaya-Svyatym-Duhom/    
[5] ЖМП, 1980 г., № 6. С.27-28    
[6] Слово святителя Луки Крымского на праздник Святой Троицы (Пятидесятницы) http://www.slavianka.com/read/mesyatceslov/Troitca-radost-zapechatlennaya-Svyatym-Duhom/    
[7] Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Проповеди. Двунадесятые праздники. http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjankin/propovedi-dvunadesjatye-prazdniki/    
[8] http://www.pravoslavie.ru/46976.html    
[9] Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Проповеди. Двунадесятые праздники. http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjankin/propovedi-dvunadesjatye-prazdniki/

Материалы по теме

Публикации

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь
Суздальский Свято-Покровский женский монастырь
Мужской монастырь святых Царственных Страстотерпцев (в урочище Ганина Яма) г. Екатеринбург
Женский монастырь в честь иконы Божией Матери «Всецарица» г. Краснодара
Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь
Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь
Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра
Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь
Марфо-Мариинская обитель милосердия
Свято-Богородице-Казанский Жадовский мужской монастырь.