«Женское монашество и всегда, и сегодня следует за мироносицами…»

Игумения Викторина (Перминова)

Интервью настоятельницы Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря, игумении Викторины (Перминовой) опубликовано в 4 (61) номере журнала «Монастырский вестник» по случаю 635-летия со дня преставления основательницы обители, схимонахини Марфы.

Матушка Викторина, в декабре 2024 года Богородице-Рождественский монастырь отметил важную дату – 635 лет со дня преставления основательницы обители, схимонахини Марфы (в миру – княгини Марии Серпуховской). В Патриаршем поздравлении по случаю праздника сказано: «Богоугодная жизнь княгини, основавшей по благословению преподобного Сергия Радонежского один из ставропигиальных монастырей Москвы и взошедшей на высшую степень монашеского жития, ее самоотверженное служение Богу, ближним и Отечеству, послушание духовному наставнику и воспитание сына-героя – князя Владимира Андреевича Храброго, могут служить образцом совершенствования в евангельских заповедях для монашествующих и мирян». А что для Вас, как игумении, и для сестер обители является особенно ценным в личности и жизни схимонахини Марфы?

Сердечно благодарна Его Святейшеству за теплое приветственное слово и Первосвятительское благословение на проведение торжеств в память такого важного события в жизни монастыря. В облике нашей основательницы, схимонахини Марфы (княгини Марии Ивановны Серпуховской) очень привлекает ее послушание Божественной воле и духовному наставнику – преподобному Сергию, а также ее великое смирение. Имея большое состояние и земли, она делала многое для блага Отечества и ближних незаметно, «не трубя перед собою». Характерные для нее черты – нежелание даже малейшего приписать себе, властвовать над другими, предание себя и других в волю Божию, боязнь славы и почета, очень важны в духовной жизни, и не только. Сын княгини Марии, князь Владимир Андреевич Храбрый должен был наследовать престол и управлять страной после святого благоверного князя Димитрия Донского. Но, наставляемый матерью и преподобным Сергием, он выбрал другой путь ради блага Отечества и собственной души – отказался от верховной власти и предпочел быть в подчинении. При его уме, образовании и талантах он мог бы стать выдающимся правителем, но своим решением, которое он трижды подтвердил грамотами и крестным целованием, он сделал намного большее – сохранил лучший порядок престолонаследия, продолжил созидание централизованного единого государства и, главное, воплотил завет преподобного Сергия о любви и единении, а также приготовил свою душу для Царствия Небесного. Недаром в Серпухове народ называет его святым, хотя он и не прославлен. У князя Владимира перед глазами был живой пример праведной жизни – его мать. Наверное, вот эти черты очень важны для монашеского жития: послушание, смирение, нежелание властвовать и удаление от мирской славы.

В одном из интервью сайту «Монастырский вестник» Вы говорили, что княгиня Мария Серпуховская и ее сын, Владимир Андреевич Храбрый содействовали сближению великокняжеской семьи с преподобным Сергием, игуменом земли Русской. Расскажите, пожалуйста, немного подробнее об этом.

Троицкий монастырь (будущая Троице-Сергиева лавра) находился на землях, принадлежавших Серпуховским князьям. Княгиня Мария и ее сын были не только благотворителями, но и преданными духовными детьми преподобного Сергия. Мария Ивановна была вдовой князя Андрея Серпуховского – младшего сына святого благоверного князя Иоанна Калиты и, как представительница Рюриковичей, родственница великокняжеской ветви. Серпуховские князья сблизили семью великого князя с преподобным Сергием, охарактеризовав его как достойного священнослужителя и духоносного наставника, к которому можно и нужно обращаться за советом и помощью. И, даже во время возникавших разногласий, как было в истории с архимандритом Михаилом-Митяем, недостойным кандидатом на митрополию, или в связи с неприятием великим князем святителя Киприана, великокняжеская семья ценила преподобного Сергия и прислушивалась к его мнению, чему особенно способствовали преподобная Евдокия (Евфросиния) Московская и княгиня Мария Серпуховская.

В день праздника, 15 декабря 2024 года, после Божественной литургии в монастыре состоялся показ фильма режиссера Любови Акелиной «Княгиня Мария Серпуховская. Подвиг матери». Вы благословили Любовь Сергеевну снять эту картину, несмотря на то, что в наши дни документальное кино, кажется, трудно назвать популярным и востребованным жанром. Для кого этот фильм, и каким был Ваш посыл зрителю?

Искренне благодарны Любови Сергеевне Акелиной, ее съемочной группе, всем, кто принимал участие в съемках – а это и духовные лица, и представители власти, и доктора наук, и археологи, и сотрудники музейного комплекса «Куликово поле», и работники других прекрасных музеев. Все они – истинные патриоты нашего Отечества. Думаю, что этот фильм актуален для всех, и именно в настоящее время. Сейчас проходит специальная военная операция. И точно так же, как княгиня Мария Серпуховская провожала своего сына, матери провожают сыновей, а жены мужей в зону боевых действий, также дают им последнее целование, ожидая, что они или вернутся с победой или, как герои, положат жизнь за Отечество. Последнее разрывает болью каждое материнское сердце, и отправить сына, возможно, на смерть – настоящий подвиг. Да, этот подвиг незаметен, но он велик. Из-за его незаметности, внутреннего характера, об этом зачастую не задумываются, но ведь такой подвиг заслуживает награды. Если бы был когда-либо утвержден орден матери, то такая награда вполне могла бы быть посвящена княгине Марии Серпуховской (схимонахине Марфе). Относительно зрителя… Вот, например, на показ фильма приезжало много воспитанников-кадетов из православного военно-патриотического клуба имени князя Владимира Храброго. Для ребят Владимир Андреевич Храбрый – живой пример, на который они постоянно равняются. И для них было очень интересно узнать больше подробностей о нем и его матери. Думаю, что очень ценно наглядно представить, какими нужно быть, как взращивать в себе веру и другие добродетели, как любить ближних и Отечество на примерах таких людей как св. Димитрий Донской, как Владимир Храбрый. Очень надеюсь, что в жизни Серпуховских князей, которую фильм раскрывает, каждый найдет то, что ему близко: монашествующие – наставление о молитве и внутренней жизни (сердечно благодарим владыку Кирилла, епископа Сергиево-Посадского и Дмитровского за прекрасное интервью), матери – утверждение в несении материнского подвига, те, кто наделен властью, – пример мудрого правления, воины – укрепление к подвигу, историки – новые сведения, раскрывающие аспекты жизни исторических лиц, и так далее. Значение княгинь во время частых сражений с внешними врагами Руси было очень велико. Пока мужья и сыновья были в походах, княгини-матери оставались на княжествах, обеспечивая их мирную жизнь и храня тот внутренний мир, без которого ничто не может быть устроенным и совершенным. Княгиням нужно было иметь не только мудрость правителей, но и высокодуховное устроение. Такой была и княгиня Мария Серпуховская завершившая свое земное житие великосхимническим подвигом.

В 2024 году состоялось еще одно знаменательное событие. В честь 785-летия заключения союзного договора князем Новгородским Александром Невским с Полоцким князем Брячиславом Васильевичем, 25-летия Союзного государства России и Белоруссии, 920-летия со дня рождения преподобной Евфросинии Полоцкой, 155-летия прославления в лике святых преподобной Евфросинии в храмы и монастыри Москвы были принесены для поклонения верующих мощи преподобной Евфросинии Полоцкой. В Белоруссии православные христиане имели возможность помолиться у мощей преподобной Евфросинии Московской. Преподобная Евфросиния Полоцкая пребывает частицей своих честных мощей и в Вашей обители. Как ее почитание помогает монастырю?

Господь сподобил меня неоднократно бывать в Полоцком монастыре, у мощей преподобной Евфросинии. Каждый раз это было утешением для моей души и благодатной поддержкой и для меня, и для нашей обители. В этом году мы побывали на Патриаршем богослужении и торжествах встречи частицы мощей святой в Сретенском монастыре, это очень вдохновило всех нас. Интересно, что и к нам в монастырь, как к соседям Сретенской обители, в этот день пришло очень много верующих. Все радовались тому, что и у нас есть небольшая частица мощей преподобной Евфросинии Полоцкой и другие святыни. Те, кто не смог попасть из-за многолюдства в Сретенский монастырь, были утешены тем, что поклонились мощам святой в нашей обители.

Как бы Вы описали особенности женского служения православных христианок? Княгини, ставшие монахинями, – что это, если не пример для подражания обычным людям! Но подобное решение несомненно является плодом высокой духовной жизни. И в то же время – такой выбор почти недоступен для понимания человека, далекого от Церкви.

На самом деле, это не так трудно и представить, учитывая современные реалии. Например, люди переживают за своих родных, участвующих в военных действиях, кто-то теряет близкого человека, кто-то оказывается на грани жизни и смерти. Все открывает «иного жития вечного начало» и может стать началом служения. Казалось бы, происходят скорбные обстоятельства, но именно они открывают для человека новые горизонты. Он начинает видеть страдания других людей, сочувствовать им, стремиться к очищению себя, к подвигу. Происходит переоценка ценностей, земные вещи теряют свое значение или притяжение. Но приходят к Богу не от скорби, не от нужды, а познав радость общения с Ним в этих сложных обстоятельствах, познав любовь Божию и ту свободу, которую дарует Господь любящей его душе.

Обычно «недоступное для понимания» всегда страшно. А когда человек всем сердцем любит, то любовь вон изгоняет страх. Бывает, что устрашает, например, дисциплина. Сама по себе дисциплина заключает в себе четкое и неукоснительное исполнение каких-либо задач, а цель при этом может быть и не обозначена. Если говорить простым языком, дисциплина – это в большей степени «нельзя», чем «можно». Но человек, как имеющий дух и душу, не может ограничиться просто исполнением определенных задач и тем, что чего-то «нельзя». Ему нужна высшая Цель, он ищет Бога – Живого и Любящего.

Женское монашество – это следование за Христом по пути жен-мироносиц. Для души, обрученной Ему, Христос– Небесный Жених, душа призвана всегда Его встречать с зажженным светильником, всегда идти к Нему, даже если это путь на Голгофу, или к Живоносному Гробу в ночной тьме, когда окружают опасности, и нет сил «отвалить камень от входа». У каждого ведь есть свой такой «камень», который можно отвалить только верой, любовью, смирением, терпением, послушанием, молитвой… Так что женское монашество и всегда, и сегодня следует за мироносицами. Женщина слабее, уязвимее, более эмоциональна, но она может быть чуткой, преданной, верной, если будет развивать в себе духовную чуткость. Об этом рассуждает, например, святитель Лука (Войно-Ясенецкий) в одной из проповедей в Неделю жен-мироносиц (слово 13 мая 1951 г.) . Вот, наверное, в чем отличие женского монашества. В основном, оно – в том, что «сила Божия в немощи совершается» (см. 2 Кор. 12:9).

Обитель бережно хранит память своей основательницы и всех тех, кто подвизался в монастыре и был непосредственно связан с ним духовными узами. Расскажите, пожалуйста, какие сегодня предпринимаются шаги по увековечиванию памяти новомучеников, исповедников и подвижников благочестия Церкви Русской в Вашей обители. Для чего христианину важно хранить память о своих предшественниках?

Монастырь включен в рабочую группу по почитанию новомучеников и подвижников в обителях. Мы и наши помощники работают в различных архивах, находим новые факты о них, добавляем в жития, уточняя некоторые моменты их жизни, работаем над сборником их жизнеописаний, и, конечно же, почитаем их богослужениями, чтением их житий, рассказываем о них прихожанам и паломникам, делаем публикации на сайте и в социальных сетях. Хранить память важно для того, чтобы воодушевляться примером святых и праведных людей в различных обстоятельствах, поступать так же, как и они, чтобы их благодатная помощь была с нами. Тот, кто почитает святого, становится сопричастным к его подвигу. Это мысль святителя Василия Великого. Когда святые за нас молятся, в наших душах водворяется мир, приходит понимание многих вещей в свете Вечности, в духе Христовом. Для тех подвижников, кто не прославлен в лике святых, почитание приближает их прославление. Например, в Серпухове народ очень чтит князя Владимира Андреевича, есть его памятники, его именем называются различные учреждения и мероприятия, есть награды в его честь, и главное, о нем говорят как о святом, так же как и о его благочестивой матери. И это очень давнее почитание, но Комиссия по канонизации святых еще не обратила на это внимания. У нас в обители также почитают схимонахиню Марфу, есть случаи ее помощи. Стараемся об этом рассказывать и писать, фактически ежедневно служим по ней литию, поминаем ее на Литургиях и панихидах. И, мне думается, что фильм о схимонахине Марфе ответит на многие вопросы тем, у кого возникают какие-либо сомнения, и поспособствует ее будущему прославлению.

На что Вы ориентировались, возрождая духовную жизнь обители? Чьи примеры вдохновляли Вас? Кого сестры поминают сегодня как духовных наставников? Расскажите немного о них, пожалуйста.

Благодарю Господа за то, что Он сподобил встретить старцев. Мой духовник игумен Исайя (Будюкин) начинал свой монашеский подвиг в Святогорском монастыре, где соблюдался строгий устав, при составлении которого взяты за образец правила жизни Святой Горы Афон и Глинской пустыни. Потом началась Первая мировая война, и батюшку – тогда еще послушника, призвали в армию, а когда он вернулся, монастырь уже закрыли и разорили новые власти. Но где бы батюшка впоследствии ни жил, в других ли обителях (до их закрытия), в ссылке или на приходах, он следовал усвоенным им правилам и укладу жизни. Этот уклад помогал Ему уподобляться Христу, исполнять Его заповеди, умножать дух смирения, кротости, любви. Отец Исайя помогал немногочисленным действующим монастырям, в том числе и женским, отправлял пожертвования из своих малых средств. У него было немало духовных чад, и среди них – те самые «белые платочки», несмотря ни на что ходившие в храм в годы гонений. Были в числе духовных детей девушки и женщины, стремившиеся к монашеству и в монастырь. В советские годы поступить в монастырь было не просто трудно, а и фактически невозможно. И батюшка учил стремящихся к монашеству чад, прежде всего, внутренней жизни, воспитывал в них внутреннего монаха. Он помог понять, как созревают духовные плоды в человеке, что на них указывает, например, такими словами: «Полный колос всегда к земле клонится, а пустой – вверху торчит». И становилось понятно, что духовная жизнь по своей природе – внутренняя, внимательная, что монашествующий живет и совершает добрые дела незаметно, а «трубящий перед собою» опустошает себя, что очень прискорбно.

Конечно, батюшка понимал, что полноценная монашеская жизнь может быть только в монастыре. Сам он какое-то время желал оставить приход и чад, и уйти в какую-нибудь из существовавших обителей. Он поехал советоваться в Пюхтицы к блаженной Екатерине (Малков-Паниной), которая ныне прославлена в лике святых. Мать Екатерина в то время болела, но сама встретила старца, поклонилась ему в ноги, а он – ей. На вопрос батюшки блаженная старица ответила: «У тебя свой монастырь есть». Господь сотворил Себе обитель в душе старца, созидавшего внутри и вокруг себя Царствие Божие, да и многие рядом с ним нуждались в наставлении. Вот ради всех нас он и остался. И для меня это было также промыслительно: батюшка говорил мне о том, как подвизаются в монастырях, что и я сама буду жить в обители, готовил меня к этому. Игумен Исайя хорошо понимал монастырскую жизнь. Он говорил, что в монастырях живут люди, а не ангелы, и случается всякое. Но, что бы ни происходило, нужно стараться вести себя по-христиански, относиться ко всем по-доброму, независимо от того, как относятся к тебе, никого не осуждать. Отличие же истинных монахов – в усиленном исправлении себя, в более сильном стремлении к Богу. Нужно сказать, что моя мама тоже ездила к блаженной Екатерине, спрашивала совета, просила молитв. И когда Святейший Патриарх Кирилл подарил нашей обители икону блаженной Екатерины, все мы были глубоко тронуты… Когда слова старца исполнились, и я оказалась в Пюхтицком монастыре, отец Исайя уже почил. Его духовный друг и сотаинник протоиерей Вениамин Румянцев духовно меня окормлял, очень помогал своими мудрыми советами, учил нести тяготы монастырской жизни. Он молился, когда я переживала трудности или скорби – и они проходили, а иногда объяснял, что нужно и потерпеть, и поскорбеть, потому что это те уроки и то духовное лечение, которое Господь предлагает именно мне для исцеления и совершенствования.

В трудные мгновения меня очень поддержал и духовно укрепил протоиерей Николай Гурьянов, приезжавший в Пюхтицы к игумении Варваре и будущей игумении Георгии. Его краткие наставления, а более всего – любовь помогали понять, что Господь близ, что Он – Любящий Отец, и поэтому нужно «не унывать, а на Бога уповать». А когда отец Вениамин уже готовился отойти в мир иной, то он ответил на мой вопрос, к кому мне обращаться, сказав: «Есть у меня друг, отец Борис, под Псковом». Даже не представляла, как смогу из Пюхтицкой обители попасть в Псковскую область, где до этого ни разу не была, но Господь все устроил в свое время. Когда приснопамятный Святейший Патриарх Алексий направил в Богородице-Рождественский монастырь, тогда еще закрытый, и Господь помог добиться его открытия, через одного из благодетелей мы познакомились с протоиереем Борисом Николаевым (1915-2005), приехавшим в Москву на лечение и согласившимся остановиться в нашем монастыре.

Батюшка был исповедником, претерпевшим за веру тюремное и лагерное заключения, прожил длинную и плодотворную жизнь. Застав монастыри и верующих дореволюционной эпохи, он был хорошо знаком с монашеской жизнью и знал, какой она должна быть. Вместе с ним мы составляли Устав монастыря, используя уставы древних и дореволюционных обителей: это была, так скажем, основа, самое главное, выраженное понятным языком, рассчитанное на тот духовный уровень, на котором находились пришедшие в обитель сестры. По мере возрастания в Боге сестер пункты и правила устава расширялись, дополнялись и уточнялись. Отец Борис свято исполнял правила и Уставы Церкви, нес свое пастырское служение жертвенно, никому не отказывая, любил богослужение, изучал и практиковал знаменное пение и разбирался в вопросах церковного пения вообще, научил сестер всему, что умел – церковному звону, изготовлению просфор, клиросному пению и многому другому. Но самое главное – он обучал сестер внутренней жизни, положил начало их духовному образованию и дал жизни монастыря то направление и те правила, которым следовали дореволюционные обители. Не проходит и дня, чтобы, мы не вспомнили, о том, что он говорил, чему учил, как поступал в том или ином случае и так далее. Очень помог монастырю приснопамятный Святейший Патриарх Алексий II, начинавший возрождать обитель именно в том духе, в котором она когда-то создавалась, спасший от разрушения монастырские храмы и строения. И нынешний Первосвятитель – Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, который вывел монастырь на новый духовной уровень, всегда близок обители своей истинно отеческой заботой.

Основные понятия, составляющие монашество и, в частности, женское, прививаемые благодаря личному примеру наставников, можно определить ключевыми словами – стремление к Богу как к вечной Цели и Любящему Небесному Отцу, доверие и послушание Господу, всеобъемлющая любовь, истинная молитва, трезвение – внутреннее внимание и борьба со страстями, неосуждение, всепрощение, забвение о себе, жертвенность, радость о преуспеянии других, благодарность Богу за все. Здесь многое еще можно добавить и уточнить, и все это вмещают в себя и Евангельские Заповеди, и монашеские обеты.

Беседовала Екатерина Орлова
Фото: Владимир Ходаков

Материалы по теме

Публикации

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Участники XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений
Участники XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений
Участники XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений
Игумения София (Сухова)
Участники XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений
Участники XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений
Участники XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений
Игумения София (Сухова)
Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь
Суздальский Свято-Покровский женский монастырь
Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь
Петропавловский мужской монастырь
Монашеская женская община Ризоположения Божией Матери с. Люк
Мужской монастырь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость»
Пензенский Троицкий женский монастырь
Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь
Андреевский ставропигиальный мужской монастырь
Саввино-Сторожевский ставропигиальный мужской монастырь