«Будешь готов к любым испытаниям, если…»

Схиархимандрит Авраам (Рейдман)

Что делать, если вместо живой веры чувствуешь в себе сухость, пустоту, безразличие? Как быть, если вновь начнутся гонения на верующих? Какое молитвенное правило – самое лучшее? Эти и многие другие вопросы встают перед человеком, который искренне ищет спасения. Духовник Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря Екатеринбурга схиархимандрит Авраам в своих беседах дает очень емкие ответы на подобные вопросы. Вот лишь некоторые из них, опубликованные недавно на сайте обители. Сестры надеются, что слово отца Авраама, исходящее из его многолетнего опыта, будет полезно всем, кто стремится вести духовную жизнь.

Батюшка, я боюсь, что вновь будут гонения на Церковь. Боюсь, что я проявлю малодушие. Подскажите, как укрепить свой дух?

Почему «будут»?! Гонения уже идут! «Наша брань не против плоти и крови, а против духов злобы поднебесной», – говорит апостол Павел. Это гонения от демонов. И гонения эти очень страшные, а мы их не замечаем. Поэтому мы должны бодрствовать и бороться. Бороться с собой, со своими страстями, со своими немощами, не роптать из-за болезней или каких-то несправедливостей, не унывать, когда у нас что-то не получается или не получается так быстро, как хотелось бы. А так вот сидеть и нагонять на себя страх: скоро гонения, скоро гонения... – это ничего не даст. Молись изо всех сил, смиряйся, борись со своими страстями, причащайся Святых Христовых Таин – и будешь готов к любым испытаниям.

Какой бы особенный подвиг на себя взять, чтобы Господь принял мое покаяние?

Подвиг – это, конечно, хорошо… Но что такое подвиг? Обет молчания дать? или в затвор уйти? или класть сотни поклонов?.. Есть такая простая вещь, которая как будто бы всем известна, но почему-то никто на нее не обращает внимания – нужно жить по Евангелию. Вот если спросить кого: ты это знаешь? – знаю. А ты это делаешь? – не делаю. Мы всё знаем, а как до дела дойдет… Если человек честно на себя посмотрит: следит ли он за собой, чтобы жить по Евангелию? стремится ли жить по Евангелию? – он в лучшем случае пожмет плечами.

Мне очень нравится повествование об одном старце, к которому пришли подвижники, спрашивают его наставления, говорят: «Отец, дай нам заповедь». А тот спрашивает: «Вы Евангелие читали?» Они: «Читали». – «Ну вот, и исполняйте». Подвижникам такой ответ показался неудовлетворительным. Через какое-то время они приходят к старцу с таким же вопросом: «Что нам делать, чтобы спастись?» Он говорит: «Вы Евангелие читали?» Они решили немного схитрить и говорят: «Нет, не читали». – «Ну вот, прочитайте и исполняйте». Вот и все.

Есть заповедь: не гневаться. Всякий, гневающийся на брата своего всуе, повинен есть суду. Мы это знаем? – знаем. Соблюдаем ли мы это? Многократно, в течение каждого дня, мы гневаемся. А потом спрашиваем: что нам делать, чтобы спастись? Налагать на себя посты и думать, что если я буду строго поститься, то от этого спасусь, – неправильно. Пост – лишь вспомогательное средство. Подвиг состоит именно в том, чтобы жить по Евангелию, бороться за исполнение заповедей. И это касается всех: мирян, монахов, рясофорных, послушниц, схимников, архиереев, президентов – все должны жить по Евангелию. Гневаешься? Склонен к раздражительности? – следи за собою, в особенности за страстью гнева. Другой склонен к нечистой страсти – следи за собою, чтобы не смотреть ни на кого с вожделением. Вот как мы должны подвизаться, в этом и состоит христианский подвиг.

Однажды в беседе Вы говорили, что встречали людей, имеющих благодатные переживания, но очень страстных. Не могли бы Вы рассказать о таких случаях поподробнее?

Да, к сожалению, такое бывает… Я знал одного юношу, который увлекался буддизмом, хотя не отрицал и христианства. Каким-то образом этот человек познакомился с моим духовником отцом Андреем (Машковым). Мы были в храме на службе, и отец Андрей настоял, чтобы тот причастился. И когда этот юноша причастился, у него в сердце начала непрестанно произноситься Иисусова молитва. Ему было это непонятно. Он и не читал ничего о молитве. Эта внутренняя самодвижная молитва даже мешала ему. И он насильно ее в себе остановил. Потом этот человек опять увлекся буддизмом и совершенно отпал от Церкви.

А вот еще пример. Одна женщина, фронтовичка, рассказывала мне следующее. На фронте она служила санитаркой, и все время молилась святителю Николаю. Все считали, что она просто какая-то везучая, и старались держаться рядом с ней, потому что «там уж точно не застрелят». Как-то даже снарядом у нее сорвало шапку, а она сама осталась невредимой. Таким образом она приобрела непрестанную молитву святителю Николаю. Когда война кончилась и эта женщина стала жить обычной гражданской жизнью, то непрестанная молитва начала ей мешать, и она вытравила ее из себя, не понимая, какое это великое сокровище. Потом, спустя годы, когда она воцерковилась, то поняла свою ошибку, но приобрести тот дар непрестанной молитвы ей уже не было дано.

Почему такое бывает? – Не знаю. Но нам надо думать не о великих благодатных дарованиях, а о вечной жизни. Наше дело – трудиться в исполнении евангельских заповедей.


При чтении Евангелия чувствую внутреннюю сухость, трудно воспринимать евангельские слова. Как с этим бороться? Как сделать, чтобы чтение Евангелия было более живым?

Когда я говорил своему духовнику, отцу Андрею (Машкову), что испытываю при Иисусовой молитве сухость, то он отвечал: «Сухо ли, мокро ли, молись все равно». Здесь самое лучшее средство – это просто усердный труд. Чувствуешь ли ты сухость при Иисусовой молитве, во время чтения Евангелия или Псалтири, на богослужении – не важно, ты должен преодолевать ее усердием. В случае с чтением Евангелия нужно просто проявить терпение. Если мы будем внимательно и много читать Евангелие, то постепенно сухость уменьшится и в конечном счете отступит. Поэтому не нужно усиленно искать каких-то средств против сухости.

Достигнуть постоянства в духовных ощущениях очень трудно, это считается уже высоким преуспеянием христианина. Не нужно слишком стремиться к такому постоянству. Трудись как получается, читай больше, внимательнее, и все. А если мы будем рассуждать да вычислять, то в конечном счете запутаемся и ничего не вычислим, только зря время потратим. Будем сидеть и думать: «Почему у меня сухость в этот раз? А в тот раз почему была?» Да лучше, чем вычислять, больше помолился бы, Евангелие бы почитал, и сухость бы прошла.

Батюшка, я не понимаю евангельский отрывок, где иудеи спрашивают Господа, почему апостолы не постятся, тогда как ученики Иоанновы и фарисейские постятся. Господь им отвечает притчей о заплате и вине. Мне непонятно, какая тут связь с постом. Что такое заплата из новой ткани и что такое молодое вино?

Если пришить к старой одежде новую ткань, то заплата не удержится на ней и еще больше разорвет одежду. Так и пост. Если «приложить» пост к человеку не обновленному, во всех отношениях страстному, то это ничего ему не даст. У него должна быть новая «риза» из всех добродетелей! А не так, что человек прилежит только посту, а все остальное у него негодное.

Например, если человек строго постится, а обо всем остальном нерадит, то это приведет его только к гордости, надменности. Он будет считать, что делает что-то великое. Если он не имеет покаяния, смирения и других добродетелей, в особенности если не имеет умного делания, то, как говорят святые отцы, проповедники умного делания, он ничего не приобретет, только может в прелесть впасть. Если он не будет молиться Иисусовой молитвой, следить за своими помыслами, настраивать свою жизнь по Евангелию, то даже самый строгий пост не принесет ему никакого плода, не избавит его, допустим, от блудной страсти. Поэтому нужно не пришивать заплату к ветхой ризе, а поменять вообще ризу, сменить ее на новую – настроить всю свою жизнь по Евангелию.

Так же и с молитвой. В ветхие мехи не наливается вино молодое. Почему? Потому что оно еще бродит. И мехи могут рассесться, и вино пропадет. Но вино новое в мехи новые вливают. Вино – это и есть молитва. Если человек ревностно молится, но не старается обновить всю свою жизнь, сделать ее соответствующей молитве, тогда может случиться катастрофа – вино новое прорвет ветхие мехи. То есть под действием страстей и молитва пропадет, и сам человек погибнет.

Батюшка, скажите, какое молитвенное правило Вы посоветовали бы для новоначальных?

Самое лучшее правило – непрестанно молиться. Святитель Феофан рассказывает про себя, что когда принял постриг в монашество и уже заканчивал обучение в Киевской духовной академии, то вместе с другими иноками посетил знаменитого старца Парфения Киевского. Тот был человеком малообразованным, потому что ушел из семинарии, для того чтобы подвизаться в монастыре. И он им сказал: «Вот вы, ученые монахи, набравши себе правил, помните, что нужно только одно – непрестанно молиться».

Вот в чем суть дела. Когда правило, в чем бы оно ни состояло – пусть это будет чтение какого-нибудь канона, акафиста, псалтири, – помогает непрестанной молитве, то это прекрасно. Святые отцы избрали для непрестанной молитвы слова молитвы Иисусовой как наиболее подходящие для этого делания. Но на самом деле молитва Иисусова – это не только собственно молитва, а именно внутреннее, умное делание, то есть борьба с помыслами, понуждение своего ума и сердца к исполнению Евангелия внутри себя и постоянное призывание помощи Божией для того, чтобы победить самих себя. В конечном счете наша цель состоит именно в том, чтобы с помощью Божией победить самих себя, свои страсти, потому что мы сами – это единственный враг, который мешает нам жить по-евангельски. Больше нам помешать никто и ни при каких обстоятельствах не может.

13.10.2021

Материалы по теме

Публикации

Схиархимандрит Авраам (Рейдман)
Игумения Домника (Коробейникова)
Схиархимандрит Авраам (Рейдман)
Игумения Домника (Коробейникова)

Монастыри

Александро-Невский Ново-Тихвинский женский монастырь города Екатеринбурга
Свердловская область, Екатеринбург, улица Зелёная Роща, 1
Александро-Невский Ново-Тихвинский женский монастырь города Екатеринбурга
Свердловская область, Екатеринбург, улица Зелёная Роща, 1

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Воскресенский Новодевичий монастырь
Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь Зосимова пустынь
Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь
Свято-Богородице-Казанский Жадовский мужской монастырь.
Тихвинский скит Спасо-Преображенского мужского монастыря города Пензы
Пензенский Спасо-Преображенский мужской монастырь
Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь
Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь
Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской монастырь
Корецкий Свято-Троицкий ставропигиальный женский монастырь