Навстречу Господу. Слова трех великих святителей. Беседа с сестрами

Игумения Викторина (Перминова)

Приближается праздник Сретения Господня. Слово «сретение» означает «встреча». О значении этого слова так рассуждает один из архипастырей-подвижников ХХ столетия Митрополит Вениамин (Федченков): «Встреча… Это слово — хорошо; но для нас, грешных, оно несколько вольно: встречаются равные. А здесь – более подходящее славянское слово “Сретение”; ибо оно говорит о выхождении меньших навстречу большему, – людей, встречающих Бога» [1].

Милостивый Господь Сам пришел и приблизился к людям, удалившимся от Него. Вот как говорит об этом святитель Василий Великий: «Что же нам с тобой делать, человек? Ты не искал Бога, пока Он пребывал в вышине. Но даже когда Он сходит к тебе и беседует с тобой посредством плоти, ты все равно Его не принимаешь. Рассмотри же хотя бы причину того, как ты стал родственным Богу. Знай, что Бог [явился] во плоти потому, что следовало... плоти освятиться, немоществующей обрести силу, отчужденной от Бога сродниться с Ним, изгнанной из Рая взойти на Небо. «Анна [пророчица] благовествовала» (Лк. 2:36—38), «Симеон [Богоприимец] взял на руки» (Лк. 2:28) — все они в малом Младенце поклонялись Великому Богу, не обращая внимания на видимое, но славословя величие Его Божества» [2].

В песнопениях праздника Сретения мы слышим призыв прийти и встретить Господа. «В трех стихирах на “Господи воззвах”, положенных святыми отцами-песнотворцами на первый глас, мы улавливаем это движение навстречу Господу, — сказал на одной из бесед духовник монастыря протоиерей Борис Николаев. — Сначала, в первой стихире “Глаголи, Симеоне”, перед нашим духовным взором предстает само историческое событие. Вторая стихира “Приими, Симеоне” является связующим звеном между первой и третьей. А третья стихира “Приидем и мы” содержит обращение — призыв к каждому из нас встретить Христа “песньми божеcтвенными” и принять Его в свое сердце исполнением Его заповедей, Его Святой Воли. Чтобы принять Его, нужно стремиться очистить сердце от греховной скверны, ибо “Сей есть от Девы рождейся, Сей есть от Бога Бог Слово”» [3].

До дня Сретения Господня празднуется память святых, которые всей своей жизнью встречали и воспевали Господа. Это вселенские учители и святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст, а также делатель покаяния преподобный Ефрем Сирин. Хотелось бы вспомнить их изречения и наставления о том, с каким сердечным расположением нужно встречать Господа.

Святитель Василий Великий, разъясняя слова Священного Писания, говорит: « “Близ Господь сокрушеных сердцем, и смиренныя духом спасет” (Пс 33:19). Господь ко всем приближается Своей благостью, но мы сами себя удаляем грехами». [4] Великий святитель говорит о том, что «близость с Господом познается … по тщательности в исполнении воли Божией» [5].

«Человек, — рассуждает святитель Григорий Богослов, — есть храм великого Бога. И тот сооружает себя в сей храм, кто отрешается от земли и непрестанно идет к небу» [6].

Святитель Григорий сделал свою жизнь путем к Богу. Обращаясь ко Христу в своем слове о безмолвии, он восклицает: «...О безсмертный Свет и вновь родившийся для смертного, безплотная Высота, напоследок же, чтобы избавить от гибели смертных, Плотоносец! Для Тебя живу, для Тебя говорю; я одушевленная пред Тобою жертва...» [7].

Как идти ко Господу? Истолковывая четырнадцатый псалом святитель Василий говорит о постоянном и неуклонном следовании за Господом: «Обрати внимание на тщательную точность речи. [Пророк] не сказал “Тот, кто ходил непорочно”, но — тот, кто ходит непорочно, и не сказал “делавший правду”, но — делающий правду. Человека делает добродетельным не какой-то единичный поступок; ему всю жизнь должно стараться поступать добродетельно» [8].

«Kогда же нам сказано “возрастайте”, — разъясняет святитель Василий, — то подразумевался человек внутренний и его возрастание в Боге. Таков был Павел, устремленный вперед, предающий забвению (достигнутое) в прошлом. Это — совершенствование мировоззрения, укрепление благочестия, устремленность к лучшему, дабы мы всегда держались истинного бытия, к забвению достигнутого, чтобы стремиться к тому, чего недостает для благочестия. Так же поступал Исаак, о котором в Писании содержится такое свидетельство: “и возвеличивался человек сей и стал весьма великим” (Быт. 26:13). Ибо он не отступал (от пути своего) и не останавливался, достигнув небольшого успеха, но большими шагами постоянно шел вперед, восходил делами добродетели: быстрой поступью прошел он через воздержание, достиг справедливости, а от нее поднялся к мужеству. Вот как, целеустремленно двигаясь, праведник достигает наивысшей точки добра. Итак, “возрастайте” возрастанием по Богу и совершенствованием по внутреннему человеку» [9].

Конечно же, для следования путем Божиим необходима помощь Свыше, а для Господа нет ничего невозможного, и Его сила не оскудевает: «И как солнце, освещая тела, и в различных видах имея их своими причастниками, не умаляется от множества причащающихся, так и Дух, всем сообщая Свою благодать, пребывает неумаленным и нераздельным. Всех просвещает к познанию Бога, вдохновляет пророков, умудряет законодателей, совершает священников, укрепляет царей, приводит в благоустройство праведных, украшает целомудренных, сообщает дарование исцелений, оживотворяет мертвых, разрешает узников, усыновляет чуждых. Производит сие чрез рождение свыше. Если возьмет мытаря верующего, делает его Евангелистом (Мф. 9:9). Если будет в рыбаре, совершает его богословом (Мф. 4:18—19). Если найдет гонителя кающегося, соделывает его Апостолом языков, проповедником веры, «сосудом избранным» (Деян. 9:15). Им немощные крепки, бедные богатеют; Им невежды словом мудрее мудрых» [10].

Каков Господь, которого нужно встретить, как узнать Его? «Что знаем о Боге? – вопрошает святитель Василий Великий. – “Овцы Мои слушаются голоса Моего” (Ин. 10:27). Вот как уразумевается Бог — через слышание заповеди Его и через исполнение слышанного. Вот ведение Бога — соблюдение заповедей Его... “Знаю Моих, и Мои знают Меня” (Ин. 10:14). Довольно тебе знать, что Пастырь добр, что положил душу за овцы. Вот предел Богопознания! А как велик Бог? Kакая мера Его? Kаков Он в сущности? — Подобные вопросы опасны для вопрошающего и затруднительны для вопрошаемого. Лучшее обращение с ними — молчание» [11].

«Kакая душа направлена по воле Божией? – рассуждает святитель Василий. – Та, которая приняла предложение Господа, сказавшего: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мф. 16:24). Ибо кто прежде не исполнит повеления отвергнуться себя и взять крест, тот потом сам в себе много находит препятствий к последованию за Христом» [12].

Душа, которая безропотно идет крестным путем и благодарит Бога, чувствует близость и помощь Божию и, таким образом, встречает Господа. Всемилостивый Бог обращает во благо ее скорби и трудности, как свидетельствует об этом святитель Иоанн Златоуст: «Хотя и постигла тебя скорбь или нищета, узы или голод, смерть и другое подобное, но Бог властен изменить все это в противоположное... Потому (апостол) не сказал, что с любящими Бога не случается что-либо неприятное, но говорит, что им все содействует ко благу, то есть Бог самые бедствия употребляет для прославления бедствующих, а это гораздо важнее, чем воспрепятствовать наступлению несчастья или отвратить его, когда оно случилось. Так сделал (Бог) и с пещью вавилонской: Он не воспрепятствовал ввергнуть святых отроков в пещь, и, когда они были ввержены, не угасил пламени, но, оставив его гореть, посредством этого пламени сделал отроков более достойными удивления. И на апостолах показал Бог разные подобные чудеса. Если люди, умеющие любомудрствовать, могут из вещей делать употребление, противоположное их природе и, живя в бедности, казаться достаточнее богатых и сиять даже в бесчестии, то тем более Бог на любящих Его покажет не только что-нибудь подобное, но и гораздо большее. Нужно только одно — любить Его искренно, а все остальное последует само собою» [13].

Преподобный Ефрем Сирин говорит о тех, кто исполняет Евангельские заповеди и созидает в своей душе Царствие Божие: «Многие... совлеклись сего мира и дел его по доброму произволению свободы, и по благому упованию на заповеди Божии, убедились, что насладятся Божиими благами в раю сладости; ибо, возлюбив Христа, предпочли Его всему тленному, поэтому ежедневно ликуют в Боге, просвещаются во Христе, непрестанно радуясь в Духе Святом. Веселится о них Святая Троица, веселятся о них Ангелы и Архангелы, веселится о них рай сладости. Они подлинно достойны похвалы, славы, всегда блаженны. Ангелы и человеки ублажают их, потому что любовь Божию предпочли они целому миру. И святый, праведный, истинный Бог даровал им Царство Свое, и еще дал им большую славу вместе со святыми Ангелами всегда в радости взирать на Него» [14].

Святитель Василий так обращается к монашествующему, который добровольно выбрал путь злострадания, чтобы соединиться со Христом: «Ты, любитель небесных уставов, ревнитель ангельского жития, желающий стать соратником святых учеников Христовых, укрепи себя к претерпению скорбей... и в самом начале своего отречения будь тверд, чтобы не увлекла тебя привязанность к сродникам по плоти, причем укрепляй и себя обменом смертного на бессмертное. А когда самым делом оставляешь собственность свою, будь непреклонен, в несомненной уверенности, что предпосылаешь это на небо, скрывая в недрах убогих и обретая у Бога с великим приращением. Разрывая связь с друзьями и близкими, не будь прискорбен, потому что сопрягаешься со Христом, за тебя распявшимся, а можешь ли представить себе что-либо выше такого дружества?» [15].

«О, если бы и нам, хорошо подвизавшись и низложив мудрование плотское, которое есть вражда на Бога (Рим 8:7), когда душа придет в спокойное и безмятежное состояние, наименоваться сынами мира и в мире приобщиться Божия благословения!» - желает всем подвизающимся святитель [16].

Как можем мы приблизиться ко Господу? Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Но как можем мы привлечь к себе помощь Духа и расположить Его пребывать в нас? Добрыми делами и хорошею жизнью. Как свет светильника поддерживается елеем, с уничтожением которого и он прекращается и исчезает, — так точно и благодать Духа: когда есть у нас добрые дела и душа орошается великой милостынею, пребывает в нас, как огонь, поддерживаемый елеем, а без нее отступает и удаляется. Молитва есть огонь, особенно когда она воссылается трезвенною и бодрствующею душою; но этот огонь нуждается и в елее, чтобы достигнуть до самих небесных сводов; а елей для этого огня есть не что иное, как милостыня. Подливай же этот елей щедро, чтобы ободряясь правым делом, ты мог совершать молитвы с большим дерзновением и большим усердием» [17].

Подвижник ХХ столетия игумен Никон (Воробьев) дает такое пояснение о милостыне: «Милостыня очищает от многих грехов. Речь идет не только о вещественной милостыне; гораздо дороже милостыня духовная. Она состоит в том, что человек, вместо осуждения ближних, жалеет их, прощает им их грехи и недостатки, и просит Бога простить их. Надо также не роптать, когда терпишь болезнь или невнимание окружающих, холодность их и прочее, а говорить от всего сердца: “Достойное по делам моим приемлю, помяни мя, Господи, во царствии Твоем”» [18].

В беседе на слова Апостола «Знаем, что любящим Бога все содействует ко благу» святитель Иоанн Златоуст говорит о Богообщении: «Так, человеку бодрствующему, внимательному и имеющему пламенную любовь к Богу ничто никогда не может препятствовать беседовать с Господом … "разве Я — Бог только вблизи, — говорит Господь, — а не Бог и вдали?" (Иерем.23:23); и еще в другом месте: "возопиешь, и Он скажет: "вот Я!" (Ис.58:9). Где душа бодрствующая, там ум окрыляется и освобождается, так сказать, от уз тела, возлетает к предмету любви и, презирая землю и становясь выше всего видимого, стремится к Нему» [19].

Встречать Господа препятствуют наши грехи, но Сам Господь и Его святые указывают благонадежный путь покаяния. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Покаяние... есть исцеление прегрешений, истечение слез, уничтожение неправды, дерзновение к Богу, оружие против диавола, меч, отсекающий ему голову, надежда на спасение, отнятие отчаяния. Оно открывает небо, вводит в рай, побеждает дьявола. Поэтому, я не перестану возбуждать относительно него слово, чтобы ты не отчаивался в грехах, а поступая право, не гордился. “Посему, кто думает, что он стои́т, берегись, чтобы не упасть” (1 Кор. 10:12), — чрезмерная уверенность действительно приводит к падению. Ты праведен? Не падай. Грешник? Не отчаивайся. Я не перестану натирать вас этим лекарством, потому что я не знаю, есть ли какое оружие против диавола, чтобы вы не отчаивались. Если ты грешен, не отчаивайся. Я не перестану говорить тебе следующее: если ты каждый день грешишь, каждый день кайся. То же самое, что мы делаем в ветхих домах: когда они разрушаются, мы убираем разрушающееся и поправляем новым, никогда не переставая заботиться. Если сегодня ты пришел в ветхость от греха, восстанови себя назавтра покаянием».

«Но можно ли, скажут, спастись покаянием? - продолжает святитель - Да, обязательно. Неужели я, всю жизнь проведший в грехе, если покаюсь, получу спасение? Да. Чем это доказать? Человеколюбием Господа. Могу ли я питать доверие к твоему покаянию только? В состоянии ли твое покаяние уничтожить столько зла? Если бы было одно покаяние, — тогда ты в самом деле должен трепетать. Но когда к покаянию примешивается Божие милосердие, мужайся. Нет меры Божию милосердию; никаким словом не выразить Его благости. Есть мера для твоей порочности, но для исцеляющих средств нет меры. Твоя порочность, какая бы она ни была, есть все-таки человеческая порочность; милосердие же Божие неизреченно. Мужайся, потому что твое зло побеждено» [20].

Преподобный Ефрем Сирин напоминает о словах Христа и разъясняет их так: «Господь блаженным и божественным Своим гласом учит нас покаянию, говоря: «не приидох бо призвати праведники, но грешники на покаяние» (Мф.9:13); и еще: «не требуют здравии врача, но болящии» (Лк.5:31). Если я скажу это, то можешь не послушать меня. Но если же говорит Сам Господь, то почему пренебрегаешь этим, нерадя о жизни своей? Если сознаешь в себе, что во внутренности твоей есть язва помыслов и дел, то почему нерадишь о сокровенных язвах своих? Почему боишься Врача? Он не жесток, и не бессострадателен, и не безжалостен; не употребляет в дело железа, а также крепкого врачевства и прижигания; врачует одним словом. Если хочешь прийти к Нему, то исполнен Он благ, исполнен милосердия. Для тебя пришел из Отчего недра. Для тебя воплотился, чтобы приступал к Нему ты без страха; для тебя вочеловечился, чтобы исцелить твои тяжкие язвы. С великой любовью и со всякой благостью Он призывает тебя к Себе» [21].

Подвижник дает такое наставления следующим по пути Божию: «Кто вступает в брань и желает одержать победу, тот пусть, как в броню, облечется в славные доспехи, — смирение. Оружие лукавого — гордость, ею умертвил он отца нашего Адама; ею умерщвляет и всех чад его. А оружие Господа нашего — смирение, это оружие уготовил Он на лукавого, им низверг сатану с высоты самоуправного владычества. Смирением вооружились апостолы, им побеждали истинно верующие; оно доставляло победу и древним и новым. Препояштесь же этим оружием, ученики Христовы, потому что им приобретете победу и сделаетесь наследниками Царствия. Кто любит победу, тот вооружайся этим оружием; кто желает войти в Царство, входи этими вратами. Смирение — путь к Царствию. Это — дверь небесная, это — лествица, по которой человек восходит на небо. Им Бог сошел с высоты до обители земнородных, им потомки Адамовы восходят из глубины до обители горних. Им приобретается всякое благо, им преодолевается всякая напасть» [22].

«Итак, слава Его человеколюбию, исповедание Его благости, и поклонение Его благоутробию! – говорит преподобный Ефрем – Какой отец так любит, как наш Владыка, изъявляющий любовь к нам, рабам Своим? Всем снабжает, все припасает с избытком: душевные наши язвы врачует, и долго терпит, оставляемый нами, хочет, чтобы все мы стали наследниками Царства Его, хочет, чтобы и произволение наше, исцеляя легкие и маловажные болезни, заслужило от Него похвалу; тяжкие и трудные болезни врачует Сам; исцеляет язвы ленивого, отверзая уста его к славословию, и отпускает грехи грешнику, возбуждая его к усердию; скоро внемлет немощному, чтобы не малодушествовал, а великодушным и терпеливо ударяющим в двери подает и то, и другое – и исцеление, и награду. Он мог бы уврачевать все душевные наши язвы и силой преложить (переменить) нас на благость, но не хочет этого, чтобы наше произволение не лишило похвал Его. Итак, мы ли вознерадим призвать Его к себе в помощь и заступление, когда Он любит и милует нас? Он искупил нас и просветил очи ума нашего; Он даровал нам познание о Себе, дал вкусить сладости Своей, чтобы вполне взыскали мы Его» [23].

Будем же стремиться навстречу нашему Господу исполнением Его заповедей, послушанием Его святой воле, смирением перед Ним, искренней молитвой, мирным и благодарным устроением и любовью к нашим ближним, чтобы и нам присоединиться к поющим: «Приидем и мы, песньми Божественными Христа усрящем и приимем Его» [24].

-----------------------------

Примечания:

[1] Вениамин (Федченков), митрополит. Размышления о двунадесятых праздниках. От Рождества Богородицы до Сретения Господня. М.: СТСЛ, «Правило веры», 2008. С. 338.

[2] Святитель Василий Великий. Гомилия на Рождество Христово. https://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Velikij/gomilija-na-rozhdestvo-hristovo/

[3] Знаменная жизнь. Воспоминания о протоиерее Борисе Николаеве. Автобиография. М.: Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь, «АСТ-ПРЕСС ШКОЛА», 2008. С. 33.

[4] Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийския. Ч. I. Беседы на псалмы. Беседа 7 на Псалом 33, стих 19. М.: Типография Августа Семена при Императорской Медико-Хирургической Академии, 1845. С. 308.

[5] Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, Архиепископа Кесарии Каппадокийския. Нравственные правила. Правило 22. Глава 2. Ч. I. 4-е изд. Сергиев Посад. 1900. С. 333. Также: Святитель Василий Великий. Избранные творения. М.: Сретенский ставропигиальный мужской монастырь, 2006. С. 413.

[6] Святитель Григорий Богослов. Песнопения таинственные. М.: «Правило веры», 2000. С. 67-68.

[7] Святитель Григорий Богослов. Собрание творений. Т. 2. Песнь Христу после безмолвия в Пасху. Репринтное издание. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. С. 97.

[8] Святитель Василий Великий. Беседа первая на Псалом 14. https://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Velikij/besedy_na_psalmy/#0_3

[9] Симфония по творениям святителя Василия Великого. М.: «Дар», 2009. С. 66.

[10] Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийския. Ч. IV. Беседа 15. О вере. М.: Типография Августа Семена при Императорской Медико-Хирургической Академии, 1846. С. 263.

[11] Симфония по творениям святителя Василия Великого. М.: «Дар», 2009. С. 43.

[12] Там же. С. 70.

[13] Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе. Издание СПб. Духовной Академии, 1903. Том 9, Книга 2, Беседы на послание к Римлянам, с. 483-859.

[14] Творения прп. Ефрема Сирина. Т. 1. О покаянии. М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1993. С. 196.

[15] Святой Ефрем Сирин. Творения. Т.1. Слово подвижническое и увещание об отречении от мира и о духовном совершенстве.М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1993. С. 58-59.

[16] Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийския. Ч. I. Беседы на псалмы. Беседа 4 на Псалом 28. Указ. соч. С. 246-247.

[17] Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе. Издание СПб. Духовной Академии, 1897. Том 3, Книга 1, Беседы на слова апостола: (2Кор.4:13), с. 276-309. С. 281.

[18] Никон (Воробьев), игумен. Нам оставлено покаяние. Письмо 121. М., 1997. С. 181.

[19] Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе. Издание СПб. Духовной Академии, 1897. Том 3, Книга 1, Беседа на слова Апостола: (Рим.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей. С. 158-164. С. 162.

[20] Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе. Издание СПб. Духовной Академии, 1906. Том 12, Книга 2, Выборки из разных слов св. Иоанна Златоуста. С. 471-889 Слово 35. О покаянии. С. 802.

Материалы по теме

Публикации

Доклады

Монастыри

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Игумения Викторина (Перминова)
Игумения Викторина (Перминова)
Игумения Викторина (Перминова)
Игумения Викторина (Перминова)
Игумения Викторина (Перминова)
Игумения Викторина (Перминова)
Пензенский Троицкий женский монастырь
Суздальский Свято-Покровский женский монастырь
Данилов ставропигиальный мужской монастырь
Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь
Петропавловский мужской монастырь
Мужская монашеская община прихода храма Тихвинской иконы Божией Матери
Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь
Николо-Угрешский ставропигиальный мужской монастырь
Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь
Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь