О вере, любви и послушании. Беседа с сестрами

Игумения Викторина (Перминова)

Предлагаем вниманию читателей «Монастырского вестника» беседу игумении Викторины (Перминовой), настоятельницы Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря с сестрами обители в Неделю Антипасхи.

Из Евангельского повествования мы видим, как взаимосвязаны все добродетели. Почему? Потому что они имеют один Источник – Бога. Все евангельские добродетели созидают Царствие Божие в душе человека.

Добродетели настолько близки друг другу, что подчас трудно сказать, где кончается одна и начинается другая. Можно только заметить, что у них – общие начало и основание, есть свое развитие, но нет предела совершенствованию, поскольку добродетели уподобляют человека Творцу и простираются в вечность. Началом добродетелей Отцы называют послушание, от которого, по словам преподобного Иоанна Лествичника, рождается смирение. Смирение – единственно правильная и прочная основа всех добродетелей. А вера и любовь, развиваясь, взращивают в нас все доброе и святое. Чтобы понять, как это происходит, обратимся к примерам, данным в Евангелии.

Апостол Фома, у которого, согласно церковному песнопению, даже неверие привело всех верных к познанию Бога, сильно любил своего Учителя и Господа. Он был одним из двенадцати ближайших учеников, которых Христос воспитывал как духовный Наставник. Хотя в то время ученики не имели еще должных понятий обо всем, и Евангелие не скрывает их недостатков и несовершенств, но, тем не менее, они прониклись духом, царившим в апостольской общине, привыкли жить в послушании и имели любовь к Своему Учителю и друг ко другу.

Таким был и апостол Фома. Его неверие отличается от того неверия, которым оправдывают себя удаляющиеся от Бога люди. Из любви ко Христу Фома желал точно убедиться в том, что его Учитель воскрес. И Господь даровал такую возможность ученику, как предоставляет ее и всякому стремящемуся к Нему человеку. Апостол Фома вновь обрел и укрепил свою веру, потому что воспользовался этой возможностью. Он пришел на собрание учеников, увидел Воскресшего Спасителя и послушался Своего Учителя, прикоснувшись к Его ранам. От послушания прекратились внутренние сомнения и страдания ученика Христова, его сердце озарилось радостью о Господе, его любовь к Богу стала еще пламеннее. Но этого не произошло бы, если бы он не пришел и не стремился уврачевать свою рану!

В том же повествовании мы слышим и слова Христа о том, что блаженны не видевшие и веровавшие. Этими словами Господь говорит о более совершенной вере, которую, например, имел Его ученик апостол Иоанн. Наш духовник протоиерей Борис говорил, что апостол Иоанн был любимым учеником Христа не в смысле какого-то особого расположения к нему Учителя. Христос любил всех учеников. Просто апостол Иоанн Богослов был лучшим учеником: он лучше других воспринял, понял и осуществил в своей жизни учение Спасителя о всеобъемлющей евангельской любви. Воспринял же он спасительное учение потому, что был послушен и открыт Христу. Вера апостола Иоанна заключала в себе не только уверенность в невидимом как в видимом – она была по существу своему полным и безграничным доверием Господу из любви к Нему, готовностью следовать за Ним.

Каждый из учеников Христовых имел веру и любовь ко Господу в меру своего послушания, и каждый исполнением заповедей Христа укреплял в себе веру и любовь. Союз добродетелей – послушания, веры и любви – творит настоящие чудеса в человеческой жизни. Посмотрите на жен-мироносиц, которые служили Христу и апостолам. Почему они прошли со своим Господом путь страданий и были у Его Креста, хотя столь многие оставили Его? На что они надеялись, когда шли к Живоносному Гробу Спасителя, охраняемому римскими легионерами и закрытому камнем, который Мироносицы не могли не только отвалить, но даже и подвинуть? Но совершилось чудо веры. Когда, движимые любовью, ученицы Христа пришли ко Гробу, то нашли камень отваленным, а «крепкую» стражу – в страхе покинувшей свой пост.

Почему слабые женщины оказались сильнее и мужественнее вооруженных до зубов воинов? Жены-мироносицы не были какими-то сверхсильными и сверхмужественными. Они просто не могли поступить по-другому в силу своей любви. Сильными их сделали послушание Христу, вера и любовь к Нему, которые проявились в опасностях и испытаниях и явили великие чудеса. Мироносицы встретили Воскресшего Господа и стали первыми проповедницами Евангелия.

Жизнь последователей Христовых является для нас великим примером. Хотелось бы, чтобы все мы стремились приобрести послушание, укрепить в себе веру и любовь к Богу, и, чтобы мы подражали всем тем, кто следовал и следует за Христом, в их добродетелях.


Материалы по теме

Публикации

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь
Сретенский ставропигиальный мужской монастырь
Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы г. Москвы
Свято-Артемиев Веркольский мужской монастырь
Данилов ставропигиальный мужской монастырь
Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской монастырь
Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь Зосимова пустынь
Суздальский Свято-Покровский женский монастырь
Череменецкий Иоанно-Богословский мужской монастырь