Обитель Живоначальной Троицы. Ко дню памяти преподобного Сергия Радонежского. Беседа с сестрами

Игумения Викторина (Перминова)

«Мира мятеж, преподобне, оставив, и взем крест свой,  
последовал еси Христу невозвратным помыслом»

Из стихиры службы преподобному Сергию

Преподобный Сергий Радонежский – игумен Земли Русской – был, к нашей большой радости, и первым духовником нашей обители. Благодарим Бога за то, что святой и сейчас является для монастыря скорым помощником и заступником.

Всеобъемлющую любовь Преподобного чувствуют и монашествующие, и миряне. Святой не произносил пространных поучений. Только одно его наставление, состоящее буквально из двух-трех строк, осталось записанным. В нем преподобный Сергий призывает иметь память о смерти и нелицемерную любовь. Известен также завет преподобного Сергия: «Любовью и единением спасаемся».

По милости Божией, ученик святого, преподобный Епифаний составил его житие, которое сохранилось и дошло до наших дней. Но очень многого мы о преподобном Сергии не знаем. А если бы и узнали, то, возможно, не смогли бы в полной мере осмыслить, потому что наша жизнь, к сожалению, далека от жития святого.

Преподобный Сергий наставлял собственным примером. Его жизнь является подтверждением Евангельских слов о том, что Царствие Божие внутрь нас есть. Ведь христианство – это не отвлеченная идея, а жизнь во Христе. И преподобный Сергий стал живым храмом Духа Святого, одушевленной обителью Живоначальной Троицы, Которую прославил всей своей жизнью.

Чтобы подражать преподобному Сергию в следовании за Христом, нужно определиться, что мы оставляем, от чего отвергаемся. Почему нас так тревожит мятеж этого мира? Потому что мы имеем мирское мудрование. В чем же оно заключается? В неправильных жизненных ориентирах и целях, вытекающих из неправильных представлений о жизни.

Какие цели ставит перед нами мирское мудрование? Самоутвердиться в жизни – достичь благосостояния, богатства, известности, славы, быть успешным, быть первым или хотя бы в чем-то превосходить других. Господь благословил труд и деятельность человека, но ради совсем других целей. Когда блага мира сего становятся самоцелью, это лишает человека мира и покоя. Земная жизнь когда-нибудь завершится: а что же останется с нами, что мы приобрели для своей души?

Возможно, кто-то скажет, что самоутверждаться нужно для того, чтобы человек чувствовал себя полноценным, состоявшимся, независимым, чтобы его уважали, любили или, по крайней мере, ощущали его силу. Но мы знаем множество примеров, когда стяжание благ этого мира вызывают далеко не уважение и любовь, а зависть и ненависть. В самом же человеке успехи нередко развивают гордость, тщеславие, алчность, властолюбие и другие страсти, которые невозможно никогда и ничем удовлетворить.

Некоторые говорят, что стремятся достичь чего-то в жизни ради ближних, но и ближние зачастую не получают от этого пользы, а иногда терпят и вред. Таким образом, жизнь превращается в бессмысленную погоню, бесконечный круговорот суеты, в результате которого человек вновь и вновь приходит к тому, что, по словам поэта, «цели нет передо мною, сердце пусто, хладен ум».

Мирское мудрование часто стремится выразить себя в произведениях искусства, в литературе. Но, какими бы красивыми образами оно себя ни облекало, оно продолжает вести человека, по словам святителя Николая Сербского, «в землю недостижимую».

Мирские логику и мудрование мы приносим с собой и в монастырские стены. И бывает, что это отвлекает нас от главного и закрывает собой цель нашего существования. Как же найти главную и правильную цель, чтобы не растратить напрасно, а приумножить те внутренние ресурсы, которые дал Бог? Давайте обратим наш взор к преподобному Сергию и его жизни.

С младенческих лет святой имел стремление к Богу. Он хранил и развивал это благодатное стремление всю жизнь. Ведь каким бы большим и горячим ни было человеческое стремление, его можно легко угасить. А преподобный Сергий каждый день возгревал в себе любовь к Богу. Вся жизнь Преподобного была богослужением, непрерывной Божественной литургией. Жизнь святых показывает, что молитва может совершаться не только тогда, когда человек находится в Алтаре или стоит в определенном месте с молитвословом и вычитывает правило. Вся жизнь человека может стать непрестанной молитвой, если помнить, что Любящий Господь всегда близ и взирает на нас, и обращаться к Нему на всякое время и за всяким делом.

Был ли преподобный Сергий особым избранником Божиим? Вне всякого сомнения. Об этом свидетельствовали и Небесные откровения, и явления Свыше. Но ведь и каждый из нас для чего-то избирается Богом. И все мы избраны для Царствия Божия. Однако мы этого не видим, не замечаем, забываем об этом, проходим мимо главных, очень важных вещей в своей жизни. И нам кажется, будто бы с нами ничего не происходит, или же происходит как-то «случайно», «само собой». Но ничего случайного не бывает.

Итак, всю жизнь преподобный устремлялся к Небу, смотрел в глубины своего сердца. Внешняя жизнь людей и ее события также проходили перед его глазами. Но душа святого, сострадая ближним, только чуть касалась их жизни, и вновь устремлялась к Творцу, Которому непрестанно молилась и приносила молитвы о всем мире. Преподобный Амвросий Оптинский говорил, что жизнь человека должна быть похожей на вращение колеса, которое только одной точкой касается земли, а остальными устремляется к небу. Именно такой и была жизнь преподобного Сергия.

Для того, чтобы приблизиться к Богу, соединиться с Ним, святой усиленно подвизался в борьбе со страстями. Мы часто развиваем наши страсти, а он с ними боролся и совершенствовался в противоположных страстям добродетелях. Этот колоссальный труд предполагает внимательную жизнь, внутреннее делание, полагание правильных, конкретных целей. К примеру, если человек много говорит и пустословит, он ставит себе задачи: сначала – говорить меньше и не встревать с комментариями, когда его не спрашивают; затем – говорить только по существу дела; далее – отвечать лишь на поставленные вопросы. И так постепенно он придет к тому, что будет не только хранить уста, но и останавливать мятеж помыслов и учиться молчанию ума. Его ум постепенно навыкнет в тишине со вниманием слушать и правильно понимать Слово Божие и то, что говорят ему окружающие. Постепенность прослеживается в приобретении каждой добродетели. Почему же святые стремились приобрести добродетели? Может быть, они желали быть какими-то правильными, или же получать похвалу от людей? Нет, они просто желали быть со Христом, в Котором заключается полнота любви и счастья человека. Святые жили любовью, приближались ко Христу, учились у Него кротости, смирению, всепрощению.

Если говорить о человеческой деятельности, то человек часто видит преуспеяние не в том, в чем оно заключается. Нередко внешний неуспех способствует приобретению внутренней молитвы, добродетелей терпения и смирения. Наверное, все помнят, как долго преподобный Сергий (тогда еще отрок Варфоломей) не мог постичь грамоту. Зато как чудесно и своевременно он получил драгоценный дар! Когда же он получил от Бога и другие, еще большие дары, как же он ими распорядился? Он употребил их не на пустые занятия, а для того, чтобы быть с Богом, обрести «единое на потребу», послужить спасению своей души и ближних.

В людях святой видел добродетели, которым подражал. К сожалению, мы часто видим в людях не хорошее, а плохое. Мы судим ближних по себе и начинаем соревноваться между собой в том, кто из нас хуже. Наш ближний тщеславится – а мы ему завидуем, начинаем порочить его доброе имя и хвалить самих себя. Наш ближний падает в грех – и мы его осуждаем, а сами, по духовному закону, впадаем в еще худшие и большие грехи. Не так поступал Преподобный: если он и соревновался с другими, то только в добром. Судьями же в добром соревновании были для него не мнение людей, не похвала человеческая, а собственная чуткая совесть и Господь. Чем ближе человек к Богу, и тем более он облагодатствован. Рядом с таким, смиренным и любящим всякое создание угодником Божиим всем было хорошо – и князю, и простолюдину, и праведному, и грешному, и даже дикому зверю, приходившему к пустынной келье Преподобного.

Богатый внутренний мир святого, его любовь к Богу и ближним находили выражение во внешней жизни. Преподобный Сергий много трудился, что помогало и его внутреннему деланию. Он не гнушался никакой работы, терпел голод и жажду, помогал, чем мог, братии, носил тяготы и немощи ближних. Его подчас не могли отличить от братии, и он так исполнял монашеские общежительные правила, как никто другой. И, самое главное, во всех обстоятельствах жизни святой принимал волю Божию.

Что же делал Преподобный, чтобы сохранять и приумножать благодать? Он жил и подвизался скромно и незаметно. Святой не только не стремился к славе, но и убегал от нее и уклонялся какой-либо известности. Он ушел в пустынное место, далеко в лес, на гору Маковец. Но там через какое-то время его обрели подвижники, взыскавшие Христа и духовной жизни. Образовалась монашеская община, которую преподобный сперва не принуждал жить по своим правилам, но, как раб, служил братии в их нуждах. Владелица этого места, княгиня Мария Серпуховская (в будущем – схимонахиня Марфа), подарила Преподобному земли под его обитель и стала его преданной духовной дочерью. Святой искренне не желал быть игуменом своего монастыря, и уступил просьбам братии лишь по послушанию и возникшей необходимости.

Удаляясь от мира, понимаемого в смысле царствующего в мире греха, преподобный Сергий стяжал внутренний мир. Рядом с ним затихали волнения человеческих душ и укрощались бури житейского моря. И поэтому Преподобного неоднократно просили помочь, когда необходимо было примирить между собой князей. В делах мира сего Преподобный участвовал не по собственной воле, а только за послушание. Его миссия всегда увенчивалась успехом, потому что он действовал не как политик или дипломат, но силой и премудростью Духа Святого.

По благословению высокодуховных иерархов Церкви – последователя святителя Григория Паламы патриарха Филофея и святителя Алексия Московского – преподобный Сергий ввел в своей обители общежительный устав. Строгое житие, дух самоотвержения и помощь ближним, которую оказывал монастырь, не всем в обители пришлись по душе. И когда в обитель возвратился старший брат преподобного Сергия Стефан и поставил вопрос о том, кто из них старше, кто основатель этого места, то святой Сергий уступил. Не сказав ни слова, он покинул обитель, которую создал и взрастил в Боге. Везде, где ни появлялся святой, расцветала духовная жизнь, а вот оставленное братство почувствовало, что лишилось отца. Братия отправились на поиски своего игумена, нашли его и попросили вернуться. И он смиренно возвратился, не высказав ни единого упрека.

Такому житию преподобный Сергий учил и своих духовных чад. Скромно и незаметно прожила свою жизнь княгиня Мария Серпуховская. Совершив много добрых дел на благо Отечества, она основала нашу тихую, находившуюся вблизи столицы, но духом удаленную от мира обитель, и собрала сестринство, наставляемое преподобным Сергием на тот же путь внутреннего делания. В своей обители она приняла постриг в схиму и мирно почила о Господе. По благословению преподобного Сергия, сын княгини Марии князь Владимир Андреевич Храбрый для блага Отечества отказался от прав на великое княжение, уступив детям двоюродного брата – благоверного князя Димитрия Донского. Беспримерный по тем временам поступок многое может поведать о внутреннем мире и устроении чада Радонежского игумена.

Читая жития Радонежских чудотворцев и других последователей преподобного Сергия, мы видим, как они достигали святости и обретали внутренний мир. Мы читаем об их послушании, смирении, кротости, долготерпении, об их отношении к ближним, любви к врагам, доброделании. Это и есть то самое настоящее, живое христианство не по форме, а по духу, которое реально и возможно для каждого из нас. Никто не сказал, что это легко. Это крестный путь, но следование по нему наполняет жизнь смыслом и радостью. Истинная радость и превосходящий всякое разумение мир Божий – это плоды Духа Святого. Стяжать их может научить жизнь преподобного Сергия, если мы будем следовать его примеру.

Материалы по теме

Публикации

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Живоначальной Троицы Антониев Сийский мужской монастырь
Константино-Еленинский женский монастырь
Данилов ставропигиальный мужской монастырь
Коневский Рождествено-Богородичный монастырь
Петропавловский мужской монастырь
Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь
Богоявленский Кожеезерский мужской монастырь
Иоанновский ставропигиальный женский монастырь
Андреевский ставропигиальный мужской монастырь
Александро-Ошевенский мужской монастырь