Сколько любви ты отдашь, столько и получишь

Игумения Домника (Коробейникова)

У преподобного Исаака Сирина есть одно хорошее пожелание христианам, и мне хотелось бы, чтобы это пожелание стало для нас путеводной звездой. Святой отец говорит: «Пусть уста твои будут сладкими и язык твой говорит нежно, и тогда все люди будут твоими друзьями». Итак, он призывает нас, чтобы наши речи и слова, которые мы обращаем друг ко другу, были исполнены любви и утешения. Плод подлинной духовной жизни – это всегда любовь. И я даже могу не спрашивать сестер, как они молятся, какое впечатление производит на них богослужение. Это и так видно по плодам – плодам любви.

Некоторые сестры приходят ко мне и рассказывают, какое доброе, мягкое отношение они видят в других сестрах. Например, такой простой случай. Встретились две сестры в коридоре, и одна из них внимательно посмотрела на другую. А та сразу откликнулась на этот взгляд и с искренней любовью, с готовностью послужить спросила: «Ты что-то хочешь?» Или, например, просто при встрече одна сестра другой как-то особенно почтительно, благоговейно поклонилась. И это почтение и смирение очень тронуло сестру, так что она потом весь день ощущала тихую радость. Или еще был такой случай. Одна сестра несла ведро и по дороге нечаянно пролила грязную воду на пол, который только что помыла другая сестра. Эта сестра заметила ее испуг и принялась ее успокаивать: «Да я тут еще не мыла, ты не беспокойся!»

И все эти случаи меня очень радуют. Они свидетельствуют о том, что у нас есть любовь. Именно по тому, имеем ли мы этот плод, мы можем понять: как мы молимся. Если мы холодны к ближним, если мы пытаемся от них отгородиться, не откликаемся на их нужды, не проявляем терпения и снисхождения к их немощам – то это сигнал, что мы молимся формально. Мы просто бессмысленно повторяем молитву, а не просим у Бога помощи, не имеем живой связи с Ним. А главное дело в нашей жизни – это именно обрести связь с Богом, пребывать в неформальном, живом общении с Ним. Ни одно наше правило, ни одно богослужение не должно проходить холодно, без покаяния, без понуждения себя. Всегда молитва должна быть живой, одухотворенной стремлением к Богу. И всегда должен быть плод – любовь к ближним.

Владыка Афанасий Лимасольский в одной своей беседе как-то сказал: «В чем проявляется наша связь с Богом? Не в формальностях. То есть не в том, что мы соблюдаем форму, и, значит, мы в полном порядке. Форма должна вести нас к сущности. Иметь милосердное сердце, быть смиренным, снисходительным, кротким, открытым для ближних – это плод, не так ли? А остальное – листья: поститься без елея, совершать бдения, исповедоваться, читать, подавать милостыню, соблюдать праздники. Всё это полезно, хорошо и необходимо, но это листья дерева. У тебя есть дерево, у него хорошие листья, но плод дерева – стать богоподобным и совершенным, как совершен Отец Небесный, стать милостивым, как милостив Отец наш Небесный. Вот плод всех дел, которые ты совершаешь».

И действительно духовного человека, то есть человека, который искренне и ревностно молится, имеет любовь к Богу, – такого человека видно, прежде всего, по тому, как он относится к ближним.

На Святой Горе был такой случай. Однажды на Афон приехал журналист, чтобы взять интервью у какого-нибудь монаха. И так получилось, что он поговорил с самым нерадивым монахом. Когда отцы узнали об этом, они обеспокоились: «Пресвятая Богородица! Что же он наговорил журналисту?» Но потом кто-то посмотрел запись этого интервью и передал отцам его содержание. Журналист спросил этого монаха:

— Есть ли на Афоне святые?

И тот, не задумываясь, ответил:

— Есть. Старец Паисий.

— А почему ты называешь его святым?

В ответ на это монах рассказал следующее:

— Как вам сказать? Я не знаю, соблюдает ли он посты, совершает ли бдения, молится ли по четкам и кладёт ли поклоны. Может, он и делает всё это. Но одно я знаю точно. Я, как видите, плохой монах и признаюсь в этом: я иногда напиваюсь, не пощусь, не хожу на службы. Другие отцы меня презирают, не хотят, чтобы я жил у них, ни в грош меня не ставят и счастливы были бы избавиться от моего присутствия. А Паисий каждый год, поскольку я не знаю иного способа заработать себе на хлеб, звал меня к себе, чтобы я наколол ему дров. И хотя были другие желающие ему помочь, хорошие монахи, он звал меня: «Приходи, отче, напилим дров на этот год». И вот я иду к нему, а он меня спрашивает: «Сколько ты хочешь, отче?» – «Хочу где-то тысяч десять драхм». – «Я дам тебе пятнадцать тысяч! Ты хороший человек и бедный, я дам тебе пятнадцать тысяч!»

Другие готовы уморить меня работой, заставляют и пилить дрова, и носить их, и складывать в поленницу, чего только не выдумают! А он то и дело спрашивал меня: «Отче, ты не устал? Посиди маленько, отдохни!» И пока я колол дрова, он носил их, складывал, весь день мне помогал, словно был моим работником и слугой. Платил мне лишнее и заботился обо мне. Он не умел готовить, но заботился, чтобы были консервы, вино, чтобы я хорошо поел, все время поил меня всякими напитками и говорил: «Отдохни немного, давай я угощу тебя чем-нибудь, давай перекусим!» Мало того, когда приходил какой-нибудь посетитель, он расхваливал меня и говорил: «Посмотрите, какой хороший монах, возьмите у него благословение!» И я думаю, что этот человек святой, потому что поступал так.

Когда отцы Святой Горы узнали, что этот монах так сказал, то удивлялись: «Смотри-ка, самый плохой монах на Святой Горе произнёс самую хорошую проповедь!»

Действительно, для всех очевидна эта простая истина – святость, высота духовной жизни более всего проявляется в любви к ближним.

И я хочу, чтобы каждая из нас заглянула в свое сердце и посмотрела: нет ли в нем того, что мешает любви? И что можно сделать, чтобы любовь расцвела в нашем сердце с особой силой?

Наша любовь и милость могут проявляться в мелочах, в незаметном для других самоотречении. Нередко бывает так, что сестра как будто бы ничего особенного не делает, ведет себя обыкновенно, просто, но другим почему-то хорошо и легко рядом с ней. Ее присутствие умиротворяет, рядом с ней все отдыхают душой, потому что от нее исходит тепло и мир. Красота ее любви складывается из множества малых поступков, подобно тому, как хорошая икона складывается из многих тонких штрихов.

И вот сегодня мне хотелось бы поговорить о том, в каких мелочах может выражаться наша любовь друг ко другу. Хочу оговориться, что, хотя я называю это мелочами, но на самом деле для того, чтобы их исполнять, требуется постоянная внутренняя работа, внимание, бдительность над собой. В этом, собственно, и состоит подвиг монаха, и может быть, это не меньший подвиг, чем пролить за ближнего кровь.

Итак, евангельская любовь выражается, например, в том, чтобы никогда не возражать ближнему. Понаблюдаем за собой. Когда наше сердце полно любви, тогда мы с радостью во всём соглашаемся с ближними, что бы они ни сказали. Когда же любовь в нашем сердце умаляется, тогда нам хочется противоречить им на каждом шагу. Причем, как правило, мы противоречим в каких-то мелочных, не стоящих того вещах. Например, сестра говорит: «Пойдем там», а мы говорим: «Нет, пойдем здесь». Или кто-то вслух предполагает: «Сегодня, наверно, будет дождь». А мы сразу говорим: «Ну уж вряд ли». А ведь так просто сказать ближнему «да», «конечно», «так и есть»! Кто-то может спросить: «Но почему я не могу высказать свою точку зрения? Если ближний говорит что-то неправильно, почему я не могу его поправить?» Потому что ближний от этого огорчится, это его заденет. Ведь все мы любим, когда с нами соглашаются, когда на наши слова нам отвечают: «Да, да, я тоже так думаю!»

Иногда мы можем еще так оправдываться: «Почему я должна притворяться и говорить “да”, если я думаю по-другому? Я должна вести себя естественно, свободно!» Но подумаем: что на самом деле значит вести себя естественно? Это значит поступать по заповедям, постоянно оказывать ближнему любовь и почитание. Вот это и есть самое естественное для нас поведение! Когда мы понуждаем себя к этому, тогда чувствуем, что в нас раскрывается наша подлинная евангельская природа. И та радость, которую мы доставляем ближнему своим полным согласием с ним, та любовь, которую мы при этом проявляем, – для нас гораздо выше, чем наша маленькая правота. Что важнее? Обрадовать ближнего или доказать ему, что завтра точно будет ясная погода, а не ненастная, как он утверждает? Конечно, радость ближнего намного выше.

Человек, ведущий духовную жизнь, тонко чувствует это. И он готов, скорее, даже потерпеть какой-либо ущерб, например, нарушить свои планы, чем возразить ближнему. Вспомним один случай из жизни преподобного Силуана Афонского. Старец Силуан, как мы знаем, достиг высокого духовного преуспеяния, совершенства. И его преуспеяние проявлялось, в том числе, и в особой деликатности, любви. Однажды в праздничный день он прогуливался с одним монахом по монастырскому лесу. Монах предложил отцу Силуану пойти к известному на Афоне старцу, отцу Амвросию. Старец Силуан немедленно согласился. Они пошли. Когда они шли, монах полюбопытствовал, о чем отец Силуан будет спрашивать старца Амвросия.

— Я ни о чем не думаю спрашивать старца, — ответил отец Силуан. — У меня сейчас нет никаких недоумений.

— Тогда зачем же ты идешь? – удивился монах.

— Я иду, потому что ты так хочешь, – ответил отец Силуан.

— Но ведь к старцам ходят ради пользы, – возразил монах.

На это старец Силуан сказал:

— Я отсекаю мою волю пред тобой, и в этом моя польза, большая, чем от какого бы то ни было совета Старца.

Так и мы получаем огромную пользу, когда соглашаемся с ближними и исполняем их волю. И этот, казалось бы, малый подвиг удивительно преображает нас. Все вы, наверно, замечали: когда человек, любящий поспорить, вдруг начинает смиряться, уступать, соглашаться, то мы как будто видим перед собой другого человека, ангела! И своим поведением такой человек вдохновляет всех окружающих.

Другой подвиг, в котором выражается любовь, – никогда не упрекать ближних. У нас очень часто бывает повод поупражняться в этом. Например, мы только что вымыли пол в трапезной, и вдруг пришел кто-то с улицы в грязных ботинках и наследил. Мы можем в сердцах воскликнуть: «Ну что это такое! Совесть у тебя есть? Уходи скорей отсюда». А можем сказать: «Да ничего страшного. Я за пять минут сейчас всё затру». Или, например, у нас взяли рабочий инструмент без спросу. Нас не было на месте, а сестрам он был срочно нужен, и они решили взять, а потом не смогли сразу вернуть, забыли нам об этом сказать, мы волновались, искали… Мы можем справедливо возмутиться этой ситуацией: «Почему вообще заходят ко мне, когда меня нет? Я буду закрывать дверь на ключ!» А можем с благодушием сказать себе: «Все эти инструменты не мои, а только поручены мне. Но мне поручено монастырём и другое – исполнять заповедь о любви. И это гораздо важнее». И когда сестры придут к нам с повинной, мы ни словом не упрекнем их. И я даже нарочно прошу вас именно так к этому относиться. Никогда не упрекать ближнего из-за рабочих инструментов. Пусть лучше даже какие-то инструменты будут испорчены, чем мы своим упреком разрушим главное богатство монастыря – нашу любовь друг ко другу.

Для вдохновения я хочу вам кратко пересказать одну сказку, которую все вы, наверно, слышали в детстве. Жили-были старик со старухой, и был у них только старенький домик и одна-единственная корова. Однажды в домике прохудилась крыша, а дело было к зиме. И старик со старухой решили продать корову, чтобы выручить деньги на починку кровли. Старик отправился с коровой на базар и по дороге увидел торговца, гнавшего на базар свинью. Свинья была откормленная, хорошая, и он предложил торговцу обменяться. Отдал корову, взял свинью и пошел дальше. Потом увидел он козочку, и снова поменялся. И так за один день обменял он козочку на овечку, овечку на гусочку, гусочку на курочку, а курочку на мешок подгнивших яблок. И пошел обратно домой. По дороге он встретил барина, которому рассказал всю свою историю. Барин рассмеялся: «Вот достанется тебе сейчас от жены!» Старик ответил: «А вот и не достанется. Она рада-радёшенька будет». Барин не поверил и сказал: «Пойду с тобой, посмотрю. Если правда она будет рада, дам тебе котомку золота». Старик пришел домой и начал рассказывать: «Вот, старуха, обменял я нашу корову на свинью». Старуха обрадовалась: «Как хорошо! И как это ты догадался, что мне давно хотелось завести свинью?» Старик ответил: «Хорошо-то хорошо, да я ее обменял на козочку». Старуха еще больше обрадовалась: «Так ведь это еще лучше! Из козьего пуха я буду вязать тебе и мне рукавицы и чулочки». И что бы старик ни сказал, старуха только радовалась. И когда он признался, что пришел с мешком гнилых яблок, она обняла его и сказала: «А вот я только что думала: “Так хочется яблочка, хоть подгнившего!” А ты мне целый мешок принес! Как же я тебе благодарна!» Барин, стоявший за дверью, изумился такой любви и дал старикам котомку золота.

Вот так и мы давайте будем беречь самое главное наше достояние – любовь. Так, чтобы никакие ошибки ближнего не могли заставить нас сказать слово упрека. Вместо упрека будем стараться утешить ближнего. И не может быть, чтобы Господь, Который Сам есть Любовь, не вознаградил нас за это.

В чем еще может выражаться наша любовь? В особенности в том, чтобы отвергать помыслы осуждения. Этот наш внутренний подвиг ни для кого невидим. И, казалось бы, это личное дело каждой из нас. Но на самом деле, когда мы стараемся не осуждать, это влияет на жизнь всего сестринства, укрепляет наше единство. Что же помогает нам не осуждать?

Этому в особенности помогает молитва. Чем усерднее мы молимся, тем более чистым становится наш ум, и мы можем смотреть на ближних непредвзято. Мы смотрим на них через Христа и видим в них образ Христа. А когда мы ослабляем молитву и предаемся разнообразным помыслам, то этот образ затемняется, и мы видим человека неправильно, поверхностно. Старец Эмилиан говорит об этом: «Когда я рассматриваю, отчего это один повел себя так, а другой эдак, то я становлюсь чурбаном, бессмысленной головешкой, не улавливаю глубинного бытия человека, не открываю в нем Духа Святого. Напротив, молитва, молчание, взгляд на людей, как на ангелов, сынов Божиих, сотворенных Его руками, даруют мне органы чувств, которые извещают меня о глубинах человека и помогают мне его полюбить».

Каждая из нас, наверно, замечала, что после усердной, покаянной молитвы она смотрит на ближних по-другому: с любовью, без осуждения. Будем трепетно хранить этот плод молитвы, никого не осуждая ни словом, ни мыслью. Даже одно слово осуждения убивает в нашей душе благоговение к ближнему, изгоняет из нее тонкое и трепетное чувство, что ближний – это Сам Христос. Поэтому нам, как пишет один старец, «совершенно возбраняется говорить о том, что не оказывает чести другому человеку. Разрешается высказываться только с уважением».

Если мы хотим, чтобы наша душа была живой, чтобы она всегда с радостью ощущала присутствие Божие – одно из самых необходимых условий для этого: хранить себя от осуждения наших ближних. Это не значит, что нужно резко отвечать тому человеку, который заводит с нами такой разговор. Резкий ответ тоже является прегрешением. Можно просто ответить ему: «Я ничего про это не знаю, ничего не могу сказать, прости».

И конечно, избегая осуждения в разговоре, мы призваны и свое сердце очищать от всякого подобного помысла. Даже всего один помысел осуждения, если мы в нем не покаялись, всегда ведет к падению. Мы неизбежно впадаем в тот же грех, за который осудили. Наоборот, когда мы усердно молимся о том, чтобы Господь помог нам никого не осуждать, тогда благодать Божия пребывает с нами, оберегая нас от падений. Пусть же молитва и покаяние постоянно возрождают в нашей душе глубокую, никого не осуждающую любовь.

Еще одно очень важное проявление любви состоит в том, чтобы везде и всегда предпочитать ближнего. У старца Эмилиана есть такие слова: «Любовь – это не ласки, не слова, не чувства, а предпочтение другого человека». Предпочитать ближнего, жертвуя собой, – это высокий, непростой подвиг. Но зато он особенно умягчает наше сердце и более всех других привлекает к нам Христа. Старец Паисий Святогорец приводит такой пример: «Допустим, какая-то монахиня хочет сходить к матушке-игуменье и видит, что другая сестра тоже хочет к ней зайти. Если первая сразу же уступит сестре свою очередь, даже зная, что особых проблем у сестры нет, то это значит, что у нее есть послушание, жертвенность и другие добродетели. И когда она от всего сердца уступит свое место другой и с матушкой не поговорит, то с ней будет говорить Сам Христос. Однако она должна осознать, что это необходимо, должна сделать это потому, что так подсказало ей сердце, а не просто потому, что “так говорят святые отцы”. Так она приемлет двойную благодать Божию. И в этом случае одна сестра получает духовную помощь по-человечески, другая же получает помощь образом божественным, непосредственно от Христа». Уступая ближним в мелочах, мы сами приобретаем гораздо больше. Любовь утешает наше сердце и преображает весь мир в наших глазах.

И наконец, хочу сказать еще об одном проявлении любви – о стремлении радовать ближнего. Для этого не требуется больших усилий. Люди, как правило, не избалованы любовью, и их радует любая мелочь.

Одна наша сестра как-то помогала гладить полотенца для трапезной. И ей пришла такая мысль – в каждое полотенце вкладывать маленькие записочки: «Сестры, какой хороший сегодня день!», «Радости вам!» или «Доброго дня!» и еще что-то подобное. И когда сестры находили эти записочки, им было очень приятно.

И любая из нас умеет приносить ближним радость. Но что иногда может этому мешать? Самая главная проблема у каждого человека – в том, что мы погружены в свои проблемы и помыслы. Мы замыкаемся внутри себя и не видим других людей. И чтобы научиться радовать ближних, нам нужно оставить все свои помыслы, перестать заниматься собой. В особенности в те моменты, когда мы оказываемся среди ближних, будем забывать о себе и смотреть только на ближних, внимать им. Тогда мы увидим, чего они хотят, чем их можно порадовать. У каждой из нас в сердце живет любовь к ближним. Но может быть, иногда мы мало трудимся над тем, чтобы отдать им эту любовь, как-то выразить ее. Мы или стесняемся это делать, или не придаем этому значения. А между тем, для ближних так важно любое наше доброе слово, любой наш теплый, радостный взгляд! И над этим стоит потрудиться! Малые проявления любви – это настоящий монашеский труд, которым мы истинно можем послужить ближним и самим себе принести великую пользу! У старца Паисия Святогорца есть одно хорошее сравнение. Вот как он говорит: «Допустим, у земледельца есть небольшой пакетик семян. Если он будет держать семена в пакетике и не посеет их, то в них заведутся черви. Он должен бросить семена в землю, чтобы они проросли, выросли и дали плод. То же самое происходит и с любовью. Чтобы любовь возрастала, нужно ее отдавать. Человек, который не отдает даже ту немногую любовь, что у него есть, словно держит в руке горсть семян и не хочет их посеять. Сколько любви ты отдашь, столько и получишь».

Любовь, которую мы отдаем ближним, всегда возвращается к нам. И главное, что мы получаем от этого духовного труда, – это неразрывная связь с Богом. Как молитва всегда приносит плод любви, так и любовь в свою очередь приносит обильный плод молитвы. Как говорит владыка Афанасий Лимасольский: «Когда человек обращается с любовью к тому, кто находится с ним рядом, тогда благодать не замедлит прийти к нему. И мы видим в таких случаях, как наша молитва движется со всей силой, какая есть у нас. Всего лишь одно простое движение любви! То есть мы можем сказать, что ключ, который в нашем распоряжении и который вводит нас в поток молитвы, – это любовь. Поэтому для молящегося человека необходимо подвизаться в любви, где бы он ни был, чтобы он мог пребывать в духе молитвы».

И я желаю, чтобы все мы ходили по монастырю, как по райскому саду, и каждый день, общаясь друг с другом, вкушали сладкие плоды любви: приветливость, участливость, деликатность, самоотверженность и многие другие.

Материалы по теме

Публикации

Доклады

Монастыри

Александро-Невский Ново-Тихвинский женский монастырь города Екатеринбурга
Свердловская область, Екатеринбург, улица Зелёная Роща, 1
Александро-Невский Ново-Тихвинский женский монастырь города Екатеринбурга
Свердловская область, Екатеринбург, улица Зелёная Роща, 1

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Марфо-Мариинская обитель милосердия
Казанская Амвросиевская женская пустынь
Богоявленский Кожеезерский мужской монастырь
Саввино-Сторожевский ставропигиальный мужской монастырь
Монашеская женская община Ризоположения Божией Матери с. Люк
Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь
Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь
Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь
Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь
Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь