В Евангельском чтении Недели о Самаряныне мы слышим о том, как Господь открывает Себя женщине, которая была далеко не безгрешной, но имела в своей душе и что-то доброе. Видевший ее добрые мысли и чувства Всеведущий Бог пожелал помочь ей исправиться, приблизить ее к Себе, а через нее спасти и многих людей
По Своей любви Христос говорит с Самарянкой о неизреченных тайнах Божиих. Удивительно, что она понимает и воспринимает Его спасительное слово лучше, чем законники и книжники в Иерусалиме. Почему? Потому что она, несмотря на свои грехи и немощи, стремилась к Богу. Именно поэтому Господь утолил жажду ее души. И нам ничто не может помешать стремиться к Спасителю и иметь ту живую воду, о которой Он говорил.
Как поясняет святитель Иоанн Златоуст, под живой водой Господь Иисус Христос подразумевает благодать Святого Духа. О действиях Духа святитель говорит так: «Благодать Святого Духа в Писании называется иногда огнем, иногда водою, и это показывает, что такие наименования выражают не существо Его, а только действие, потому что Дух, как существо невидимое и однородное, не состоит из различных сущностей. Так огнем называет его Матфей, говоря: Той вы крестит Духом Святым и огнем (Мф. 3, 11), а водою именует Христос: реки от чрева его истекут воды живы. Сие же рече о Дусе, Егоже хотяху приимати (Ин. 7, 38, 39). Так и, беседуя с женою (Самарянкой), водою называет Духа: иже пиет от воды, юже Аз дам ему, не вжаждется во веки. Называется же Дух огнем – для означения теплоты благодати, которую Он возбуждает, и истребления грехов; а водою – для выражения чистоты и обновления, сообщаемого от Него душам, приемлющим Его. И справедливо. Как некий сад, цветущий различными плодоносными и вечно зеленеющими деревьями, Он уготовляет ревностную душу, не допуская в ней ощущений ни печали, ни наветов сатаны, но легко угашая разжженные стрелы лукавого» [1].
«Вода, юже Аз дам ему, будет в нем источник воды, текущия в живот вечный(ст. 14). Как имеющий внутри себя сокровенный источник никогда не стал бы томиться жаждою, так и имеющий эту воду» [2], – говорит святитель Иоанн. Как же мы можем просить у Христа живую воду и что поможет ее получить?
Преподобный Серафим в известной беседе с Н.А. Мотовиловым говорит о том, что нужно прибегать к тем средствам, которые дают душе больше благодати. Чем можем воспользоваться мы?
Во-первых, молитва является тем средством, которое всегда нам доступно. Во всякое время и на всяком месте можно совершать краткую молитву, да и сама жизнь человека, направленная к Богу, может быть непрестанной молитвой. И, конечно же, при любой возможности, нам нужно стремиться в храм и молиться келейно. В проповеди, посвященной беседе Спасителя с Самарянкой, архимандрит Кирилл (Павлов) сказал: «Господь требует от нас более всего и прежде всего служения духовного, сердечного: ведь Бог – это Дух, а поэтому, если хочешь, чтобы молитва была приятна Богу, молись Ему и дома, и в церкви от всего сердца. Самая же истинная, настоящая, в собственном смысле молитва, — это возношение ума и сердца к Богу, когда человек достигает высочайшего духовного состояния и забывает все житейское и не чувствует, что вокруг него творится. Образец такой молитвы можно видеть в житии Преподобного Серафима Саровского, который, углубившись в молитву, зачастую даже не чувствовал, как из его рук выпадала лопата, которой он копал землю» [3].
Во-вторых, монашеская жизнь – это житие постническое. Пост мы понимаем в широком смысле слова как воздержание от всего недолжного, могущего оскорбить Бога. Но одного воздержания и уклонения от зла мало. Нужно сотворить и благо, то есть делать то, что противоположно нашим страстям, возделывать в душе и жизни добродетели.
И этого всего будет недостаточно, если мы не будем внимательны. Трезвение, как говорил наш духовник отец Борис, обогащает нашу молитву и придает смысл духовному деланию и трудам, совершаемым ради Бога.
Все это не принесет должного плода, если не будет делаться в русле послушания воли Божией, Евангельским заповедям, церковным правилам, монастырскому укладу жизни, духовному наставнику. Именно в послушании мы исполняем волю Господа и проявляем любовь к ближним. Ведь воля Божия ясно проявляется и в обстоятельствах нашей жизни, и в переданных нам святыми Отцами правилах.
Есть и еще один источник благодати, о которой говорит, например, архимандрит Кирилл (Павлов): «В беседе сей Господь обещает и самарянке, и всем верующим в Него дать воду живую, текущую в жизнь вечную. Нам известно, что без воды все умирает. Где нет дождей, где не текут реки, там не произрастает никаких деревьев и растений, но все бывает покрыто песком, и такие места называются пустынями. Одним видом своим наводят они на душу человека страх и отчаяние. Такое значение в нашей жизни и жизни растительного мира имеет вода вещественная. Но есть еще и вода живая, небесная, которая еще нужнее и которую Господь заповедует всем искать. Вода эта есть, прежде всего, благодатное учение Христово: когда оно принимается душой, то дает душе блаженство и жизнь. Напротив, когда в душе нет сего учения, тогда душа томится, сохнет, каменеет и вся человеческая жизнь становится похожей на пустыню, где для человека только страх, или скорбь, или терзание… Поэтому, дорогие во Христе братия и сестры, подражая примеру самарянки, от проповеди Спасителя обратившейся в проповедницу веры Христовой, и сами станем искренне любить Господа нашего и питать свою душу от благодатного источника воды живой, каким является для нас святое слово Божие» [4].
При этом нам необходимо терпеливо и смиренно трудиться и не ждать от Господа желаемых нам результатов, а с благодарностью принимать все, что Он посылает. Такое устроение привлекает благодать и милость Божию.
Почему мы теряем благодать? Более всего – по гордости и тщеславию, с которых, по словам святых Отцов, начинаются все страсти. Исполняя наши страсти, мы удаляемся от Бога и теряем благодать. Можно отдельно сказать о празднословии и пустословии, а еще хуже – осуждении, которые мгновенно опустошают человека и лишают благодати, а последнее (то есть осуждение) быстро привлекает противоположную силу вражию, которая приносит с собой тяжесть, тоску, злые чувства и отдает душу на поругание страстям. Чтобы избежать такой беды, будем непрестанно прибегать к покаянию, молитве, Богомыслию, помнить, что мы сами сильно оскорбили Господа, стремится себя останавливать, не только воздерживая язык, но и не принимая греховные помыслы, просить помощи у Бога. И Господь, видя наши старания, поможет нам думать о людях и видеть в них доброе и быть душами истинно благомыслящими [5], какой и была вспоминаемая сегодня Евангельская Самарянка.
Примечания:
[1] Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. Том 8. СПб.: Издание С.- Петербургской Духовной Академии, 1902. С. 205-206.
[2] Там же. С. 207.
[3] Проповедь архимандрита Кирилла (Павлова) в неделю о самаряныне. Сайт храма в честь иконы Божией Матери «УТОЛИ МОЯ ПЕЧАЛИ» г. Саратова. http://utoli-hram.ru/?p=2651
[4] Там же.
[5] См. Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. Том 8. Указ. соч. С. 208.