Обителью управляют два Патриарха

Донской ставропигиальный мужской монастырь

Сегодня в древней московской обители, основанной в XVI веке в память о победе над крымским ханом Казы-Гиреем, как и в любом крупном хозяйстве, много разных проблем, которые нужно решать, чтобы сохранить святыню в надлежащем состоянии и чтобы живой организм современного монастыря нормально функционировал. Но какие бы работы здесь ни проводились, братская община должна иметь возможность жить монашеской жизнью. Иначе, по словам наместника обители игумена Парамона (Голубки) и благочинного игумена Григория (Качалова), дух угаснет... Наш разговор с отцами – о монашеской жизни в современном монастыре.

Отец Григорий, трудно было начинать монашескую жизнь в обители, где братия (послушники, а затем монахи и иеромонахи), воодушевленные эпохой церковного возрождения, не видели рядом с собой духовно опытных монахов, способных наставлять новоначальных?

Очень непросто. Когда после решения определенных проблем духовного свойства можно было идти дальше, мы часто топтались на месте. К некоторым вопросам возвращались по многу раз. Словом, буксовали из-за отсутствия опыта. К счастью, отца Агафодора (Маркевича), первого наместника возрождающейся Донской обители, окормлял лаврский духовник архимандрит Кирилл (Павлов), и братия перед постригами, перед принятием священного сана ездила к батюшке в Троице-Сергиеву лавру за благословением. К тому же сам отец Кирилл, будучи еще в силе, каждый год приезжал сюда Великим постом – исповедовал и соборовал нас. Так что какое-то окормление, пусть непостоянное, не изо дня в день, как хотелось бы, но все же было. Тогда нам пришлось очень много потрудиться над восстановлением обители. Работали целыми днями, а нередко и ночами. Если сравнить день сегодняшний с ярким, памятным и трудным начальным этапом восстановления обители в постсоветский период, то можно сказать, что мы за эти годы вошли в более спокойный ритм монашеской жизни. У нас есть возможность посвящать достаточное количество времени молитвенному деланию и уделять основное внимание богослужению.

mv 2

В отличие от многих приходов богослужение мы совершаем ежедневно. Служба начинается в 06.40 с братского молебна у мощей святителя Тихона. Как в Троице-Сергиевой лавре у мощей преподобного Сергия Радонежского, так у нас – у мощей святителя, перенесенных в собор Донской иконы Божией Матери, называемый Большим. Знаю, что в Лавре раньше начинают, но мы решили учитывать специфику города: метро и другой транспорт... Конечно, братский молебен – для братии, однако всегда от семи до десяти прихожан молятся вместе с нами. Открываются врата, и люди проходят на монастырскую территорию. После молебна мы читаем часы, затем начинается Божественная литургия. Кто-то из братии служит, кто-то исповедует, послушники пономарят. В субботу вечером, в воскресенье утром, в большие православные праздники у нас бывает много прихожан. И это как раз характерно для монастыря в крупном городе. Священнослужителям из братии надо успеть поисповедовать людей, чтобы не получилось так, что человек пришел с намерением причаститься, а из-за большого количества народа не смог попасть на исповедь. Поэтому в воскресные дни в обители три Литургии: в 07.00 – ранняя в Большом Донском соборе, в 09.00 – поздняя и в 10.00 – в нашем храме Преподобного Серафима Саровского, расположенном вне монастырской ограды. Если на ранней Литургии причащается человек 80, на поздней – около 200 и в храме Преподобного Серафима Саровского – до 50, то можете представить, какая нагрузка у братии. Нельзя забывать и о требах. В таком большом городе, как Москва, их очень много.

Правда ли, что Таинство Крещения совершается теперь и в стенах монастыря?

Да, с благословения священноархимандрита нашей обители Святейшего Патриарха Кирилла. Вначале иеромонахи крестили младенцев и взрослых в упомянутом мной Серафимовском храме, но иной раз в один день собирается столько крещаемых, что приходится их распределять по другим церквям: в честь Святителя Тихона, Великомученика Георгия Победоносца, Святого благоверного князя Александра Невского. Это совсем небольшие монастырские церкви, в которых есть купели.

Монастырь известен и своей просветительской деятельностью: высокий авторитет завоевала Воскресная школа. Популярен среди молодежи православный клуб «Донской»...

Снова вернусь в памятные 90-е годы. С самого начала наместник архимандрит Агафодор и братия понимали: стены стенами, восстанавливать их необходимо, сил жалеть на это не надо, но в то же время нужно серьезно заниматься человеком и его душой. А без просветительской деятельности в этом плане далеко не продвинешься. Вот и организовали мы Воскресную школу, которых сегодня, слава Богу, у нас в Москве и в стране много, но в то время они только-только начали появляться. Посещать ее начало по тем временам впечатляющее число детей – более ста. Пришлось разделить этот поток на два: в субботу приходили заниматься малыши в сопровождении родителей, в воскресенье – те, кто немного постарше. Нынче же Воскресная школа Донского монастыря – это школа с традициями, куда воцерковленные или воцерковляющиеся родители охотно приводят своих детей. Она состоялась. Как состоялся и молодежный клуб «Донской», тоже относящийся к Духовно-просветительскому центру обители. Правда, создан он был сравнительно недавно – в конце 2010 года. Отвечает за его работу иеромонах Косма (Афанасьев), тоже насельник «первого призыва». Отец Косма организовывает для молодежи встречи с такими интереснейшими людьми, как известный историк и телеведущий Феликс Разумовский, который выступил перед молодежью с темой «Русская смута и Патриарх Тихон». (А батюшка после лекции поведал собравшимся историю чудесного обретения мощей Патриарха Тихона в трапезной части Малого собора, о чем знает не понаслышке – сам был тому свидетелем). Глубокий живой диалог состоялся с уральским владыкой – епископом Каменским и Алапаевским Мефодием (Кондратьевым), почти четверть века занимающимся реабилитацией наркозависимых. Вечер с Петром Мамоновым, актером, награжденным премией «Золотой орел» за роль старца Анатолия в фильме «Остров», собрал особенно много народа. Маститые московские пастыри – протоиереи Димитрий Смирнов, Владимир Вигилянский, Артемий Владимиров – выступали в молодежном клубе «Донской».

Что касается социального монастырского служения, главный его аспект – пастырское окормление пожилых людей. Ответственный – тоже отец Косма. Батюшку хорошо знают в Центре социального обслуживания Донского района, потому что он не только традиционно на Рождество и Пасху привозит туда подарки бабушкам и дедушкам, но уже более десяти лет проводит с ними раз в месяц беседы, отвечая на вопросы, которые их волнуют. Недалеко расположен филиал этого центра, где отец Косма встречается с детьми, у которых имеются сложности в общении с родителями – из-за особенностей подросткового возраста, ершистого характера, пресловутого влияния улицы или тяжелой атмосферы в семье.

Другой иеромонах – молодой и тоже энергичный, деятельный – отец Антоний (Скорик) отвечает за работу Паломнического центра. В нем трудятся миряне, но несколько человек из братии, когда бывает наплыв паломников, подключаются и проводят экскурсии по монастырю и некрополю – древнейшему кладбищу Москвы, упоминаемому еще Карамзиным в «Истории государства Российского» как главное кладбище элиты дворянства и богатого купечества. Оно стало и местом упокоения многих знаменитых мужей России: художников, поэтов, писателей, философов, архитекторов, генералов. Родственники Пушкина, Тургенева, Толстого, выдающийся российский историк Василий Ключевский, отец русской авиации Николай Жуковский тоже нашли здесь свой последний приют. В 2000 году сюда были перевезены из Франции останки писателя Ивана Шмелева, в 2005 году в монастырском некрополе были перезахоронены останки генерала Антона Деникина, доставленные из США, и останки философа Ивана Ильина из Швейцарии. В 2007 году перевезены из китайского Харбина останки генерала Владимира Каппеля. Мы стараемся донести до паломников и туристов мысль, что возвращение великих сынов России на Родину глубоко символично.

mv 3

Что касается монастырских послушаний, их спектр достаточно широк: в храме, просфорне, больнице (куда иеромонахи ездят, чтобы соборовать больных), районных социальных центрах, Воскресной школе, монастырской библиотеке, гараже. Список продолжает коптильня, где коптят рыбу для братской трапезной и монастырского кафе, столь популярного у паломников. Еще упомяну рутинную, но просто необходимую для нормального функционирования монастыря уборку нашей совсем немаленькой территории. И главное – в монастыре давно такой настрой, что братии не в тягость любые послушания...

Поскольку наместник обители игумен Парамон (Голубка) в прославленном московском монастыре только третий год, то вопрос к нему был такой:

mv 4

Отец Парамон, насколько быстро произошел для Вас процесс «врастания» в прошлое и настоящее обители? Сразу ли Вы прониклись духом величия и значимости монастыря?

Вообще мое первое посещение Донского монастыря состоялось давно, когда я учился в первом классе Московской Духовной семинарии. Существовала хорошая традиция – возить новое пополнение семинарии по монастырям Москвы. Посетили мы и эту святыню. Вот только мне, недавно приехавшему из села, закончившему сельскую школу, особенно запомнились... танки, пушка, БТРы, стоявшие у входа. Тогда я впервые узнал, что в годы Великой Отечественной войны на средства верующих и священнослужителей удалось построить целую танковую колонну из 40 единиц техники. На броне одного из танков было написано имя величайшего русского князя-полководца – Дмитрия Донского. Уцелевшие после победы над врагом военные машины долгое время хранились в музеях Вооруженных сил ряда городов, затем было принято решение передать их в дар Донскому монастырю. И много позже, когда наместник обители епископ Павлово-Посадский Кирилл (ныне – митрополит, глава Ставропольской митрополии) пригласил меня к себе, то первое, что вспомнилось в связи с Донской обителью, – бронетехника времен Великой Отечественной войны. Ступив на следующую ступеньку духовного становления, я смог взглянуть на монастырь другими глазами, потянуло к его святыням. Великая святыня – чудотворный список с чудотворного образа Донской иконы Божией Матери – находилась в местном ряду уникального резного семиярусного иконостаса, созданного, как я узнал, в XVII веке по указу и на средства русских государей. Поклониться ей было радостно.

Теперь ежегодно накануне престольного праздника обители, 1 сентября, саму чудотворную икону Божией Матери «Донская», которая помогала русским дружинникам на Куликовом поле и перед которой в древности молились наши предки, торжественно приносят к нам для поклонения верующих из Третьяковской галереи, где она постоянно хранится. Совершаются Божественные литургии и молебны с чтением акафиста Донской иконе Божией Матери. Праздничную Литургию служит Святейший Патриарх Кирилл. Среди молящихся можно увидеть представителей высшего командования, офицеров и прочих чинов казачьих войск, поскольку здание Синодального отдела по взаимодействию с казачеством находится рядом и предыдущий наместник Донской обители митрополит Кирилл возглавляет этот Отдел. Разумеется, в последующие мои посещения монастыря у меня и в мыслях не было, что по Промыслу Божию я стану не просто свидетелем, а и одним из основных организаторов этого великого торжества – принесения чудотворной иконы в обитель. Не мог также предположить, что ответственность за реставрацию списка с чудотворного образа, особо почитаемого верующими, ляжет на мои плечи.

...Иногда в разговорах с братией мы называем Донской монастырь подворьем Троице-Сергиевой лавры. В плане духовном, конечно. Почему так говорим? Да потому, что здесь лаврский дух живет. Вы, наверное, от монашествующих слышали о первом наместнике открытого в 1991 году монастыря – отце Агафодоре. Благодаря ему и архимандриту Кириллу (Павлову) основа монашеского устроения здесь была заложена лаврская. Я не вижу отличия братии Донского монастыря от братии Лавры, насельником которой сам долгое время был. Практически, мы живем по лаврскому уставу. Он, на мой взгляд, наиболее приемлемый для городской обители.

mv 5

Возвращаясь к разговору о недавней реставрации чудотворного списка Донской иконы Божией Матери, скажу: я с интересом посмотрела материалы официального интернет-сайта Донской обители и увидела новый для себя жанр – фотоотчет. После краткого пояснения, почему необходимо реставрировать эту святыню, размещены фотографии, показывающие, какой была икона до реставрации и какой она стала после нее. И еще несколько других икон представлены на снимках – до и после... Подумалось: будет замечательно, если такого рода фотоотчет появится впоследствии и по Малому собору, ремонт и реставрация которого идут полным ходом. Кстати, в нем ведь на Страстной седмице совершается мироварение и святое миро распределяется по всем приходам Русской Церкви?

Мироваренная печь установлена в Малом, или старом, соборе, построенном в 1591–1593 годах вместе с основанием самой обители. Нашим современникам Малый собор хорошо известен тем, что в нем были обретены святые мощи Патриарха Тихона; после того, как там случился пожар, храм отремонтировали, а вскоре, в 1992 году, в его трапезной части обрели святыню. Мощи Патриарха-мученика, похороненного здесь в 1925 году, оказались нетленными. Хочется привести в надлежащее состояние и всю обитель (где, практически, нет такого объекта, к которому не надо было бы приложить руки), и, понятное дело, Малый собор. Он в своем роде точка отсчета монастыря. Его начало. Первое сооружение на его территории. Привлекаем к строительно-реставрационному процессу специалистов, наемных рабочих, поскольку объем работ колоссальный.

Отец Парамон, из беседы с монахами выяснилось, что в начале этого года в преддверии 150-летия со дня рождения святителя Тихона состоялась поездка братии и сотрудников Донского монастыря на родину святителя в город Торопец, где прошло его детство и отрочество. Вы принимали в ней участие?

Я ее возглавил. Мы также посетили местечко, называемое погост Клин в Псковской области, где родился Василий Белавин – будущий Патриарх нашей Церкви. Побывали в Клину на городском кладбище, где покоятся родители Патриарха и его братья. Отслужили панихиду. В храме Воскресения Господня (там был крещен святитель) делегация Донского монастыря приняла участие в общей молитве за Божественной литургией. С иеромонахами нашего монастыря я сослужил епископу Великолукскому и Невельскому Сергию. Что можно сказать о том паломничестве? Наиболее точно отражают состояние души следующие слова: благоговейный трепет, волнение. Бывая в таких местах, понимаешь: человек, которого чтит вся Россия, вырос здесь! Он в этом алтаре пономарил. На этой земле набирался той силы духа, которую потом проявил в жизни. Бывая у истока могучей реки, о чем вы обычно думаете? Наверное, о том, какую силу и мощь она набирает к месту своего впадения в море или океан. Такие сравнения пришли мне на ум в Торопце и Клину. Иногда в шутку, а на самом деле всерьез, мы говорим: сегодня нашей обителью управляют два Патриарха – святитель Тихон и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, своими молитвами и своим участием в правильном устроении монашеской жизни они помогают нам. Мы явно это ощущаем.

mv 6

Беседовала Нина Ставицкая

Фотограф: Владимир Ходаков


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Монашеская женская община Ризоположения Божией Матери с. Люк
Валаамский Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь
Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь Зосимова пустынь
Андреевский ставропигиальный мужской монастырь
Воскресенский Новодевичий монастырь
Успенский женский монастырь с. Перевозное
Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь
Данилов ставропигиальный мужской монастырь
Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы г. Москвы
Пензенский Спасо-Преображенский мужской монастырь