Сегодня в древней московской обители, основанной в XVI веке в память о победе над крымским ханом Казы-Гиреем, как и в любом крупном хозяйстве, много разных проблем, которые нужно решать, чтобы сохранить святыню в надлежащем состоянии и чтобы живой организм современного монастыря нормально функционировал. Но какие бы работы здесь ни проводились, братская община должна иметь возможность жить монашеской жизнью. Иначе, по словам наместника обители игумена Парамона (Голубки) и благочинного игумена Григория (Качалова), дух угаснет... Наш разговор с отцами – о монашеской жизни в современном монастыре.
Отец Григорий, трудно было начинать монашескую жизнь в обители, где братия (послушники, а затем монахи и иеромонахи), воодушевленные эпохой церковного возрождения, не видели рядом с собой духовно опытных монахов, способных наставлять новоначальных?
Очень непросто. Когда после решения определенных проблем духовного свойства можно было идти дальше, мы часто топтались на месте. К некоторым вопросам возвращались по многу раз. Словом, буксовали из-за отсутствия опыта. К счастью, отца Агафодора (Маркевича), первого наместника возрождающейся Донской обители, окормлял лаврский духовник архимандрит Кирилл (Павлов), и братия перед постригами, перед принятием священного сана ездила к батюшке в Троице-Сергиеву лавру за благословением. К тому же сам отец Кирилл, будучи еще в силе, каждый год приезжал сюда Великим постом – исповедовал и соборовал нас. Так что какое-то окормление, пусть непостоянное, не изо дня в день, как хотелось бы, но все же было. Тогда нам пришлось очень много потрудиться над восстановлением обители. Работали целыми днями, а нередко и ночами. Если сравнить день сегодняшний с ярким, памятным и трудным начальным этапом восстановления обители в постсоветский период, то можно сказать, что мы за эти годы вошли в более спокойный ритм монашеской жизни. У нас есть возможность посвящать достаточное количество времени молитвенному деланию и уделять основное внимание богослужению.
В отличие от многих приходов богослужение мы совершаем ежедневно. Служба начинается в 06.40 с братского молебна у мощей святителя Тихона. Как в Троице-Сергиевой лавре у мощей преподобного Сергия Радонежского, так у нас – у мощей святителя, перенесенных в собор Донской иконы Божией Матери, называемый Большим. Знаю, что в Лавре раньше начинают, но мы решили учитывать специфику города: метро и другой транспорт... Конечно, братский молебен – для братии, однако всегда от семи до десяти прихожан молятся вместе с нами. Открываются врата, и люди проходят на монастырскую территорию. После молебна мы читаем часы, затем начинается Божественная литургия. Кто-то из братии служит, кто-то исповедует, послушники пономарят. В субботу вечером, в воскресенье утром, в большие православные праздники у нас бывает много прихожан. И это как раз характерно для монастыря в крупном городе. Священнослужителям из братии надо успеть поисповедовать людей, чтобы не получилось так, что человек пришел с намерением причаститься, а из-за большого количества народа не смог попасть на исповедь. Поэтому в воскресные дни в обители три Литургии: в 07.00 – ранняя в Большом Донском соборе, в 09.00 – поздняя и в 10.00 – в нашем храме Преподобного Серафима Саровского, расположенном вне монастырской ограды. Если на ранней Литургии причащается человек 80, на поздней – около 200 и в храме Преподобного Серафима Саровского – до 50, то можете представить, какая нагрузка у братии. Нельзя забывать и о требах. В таком большом городе, как Москва, их очень много.
Правда ли, что Таинство Крещения совершается теперь и в стенах монастыря?
Да, с благословения священноархимандрита нашей обители Святейшего Патриарха Кирилла. Вначале иеромонахи крестили младенцев и взрослых в упомянутом мной Серафимовском храме, но иной раз в один день собирается столько крещаемых, что приходится их распределять по другим церквям: в честь Святителя Тихона, Великомученика Георгия Победоносца, Святого благоверного князя Александра Невского. Это совсем небольшие монастырские церкви, в которых есть купели.
Монастырь известен и своей просветительской деятельностью: высокий авторитет завоевала Воскресная школа. Популярен среди молодежи православный клуб «Донской»...
Снова вернусь в памятные 90-е годы. С самого начала наместник архимандрит Агафодор и братия понимали: стены стенами, восстанавливать их необходимо, сил жалеть на это не надо, но в то же время нужно серьезно заниматься человеком и его душой. А без просветительской деятельности в этом плане далеко не продвинешься. Вот и организовали мы Воскресную школу, которых сегодня, слава Богу, у нас в Москве и в стране много, но в то время они только-только начали появляться. Посещать ее начало по тем временам впечатляющее число детей – более ста. Пришлось разделить этот поток на два: в субботу приходили заниматься малыши в сопровождении родителей, в воскресенье – те, кто немного постарше. Нынче же Воскресная школа Донского монастыря – это школа с традициями, куда воцерковленные или воцерковляющиеся родители охотно приводят своих детей. Она состоялась. Как состоялся и молодежный клуб «Донской», тоже относящийся к Духовно-просветительскому центру обители. Правда, создан он был сравнительно недавно – в конце 2010 года. Отвечает за его работу иеромонах Косма (Афанасьев), тоже насельник «первого призыва». Отец Косма организовывает для молодежи встречи с такими интереснейшими людьми, как известный историк и телеведущий Феликс Разумовский, который выступил перед молодежью с темой «Русская смута и Патриарх Тихон». (А батюшка после лекции поведал собравшимся историю чудесного обретения мощей Патриарха Тихона в трапезной части Малого собора, о чем знает не понаслышке – сам был тому свидетелем). Глубокий живой диалог состоялся с уральским владыкой – епископом Каменским и Алапаевским Мефодием (Кондратьевым), почти четверть века занимающимся реабилитацией наркозависимых. Вечер с Петром Мамоновым, актером, награжденным премией «Золотой орел» за роль старца Анатолия в фильме «Остров», собрал особенно много народа. Маститые московские пастыри – протоиереи Димитрий Смирнов, Владимир Вигилянский, Артемий Владимиров – выступали в молодежном клубе «Донской».
Что касается социального монастырского служения, главный его аспект – пастырское окормление пожилых людей. Ответственный – тоже отец Косма. Батюшку хорошо знают в Центре социального обслуживания Донского района, потому что он не только традиционно на Рождество и Пасху привозит туда подарки бабушкам и дедушкам, но уже более десяти лет проводит с ними раз в месяц беседы, отвечая на вопросы, которые их волнуют. Недалеко расположен филиал этого центра, где отец Косма встречается с детьми, у которых имеются сложности в общении с родителями – из-за особенностей подросткового возраста, ершистого характера, пресловутого влияния улицы или тяжелой атмосферы в семье.
Другой иеромонах – молодой и тоже энергичный, деятельный – отец Антоний (Скорик) отвечает за работу Паломнического центра. В нем трудятся миряне, но несколько человек из братии, когда бывает наплыв паломников, подключаются и проводят экскурсии по монастырю и некрополю – древнейшему кладбищу Москвы, упоминаемому еще Карамзиным в «Истории государства Российского» как главное кладбище элиты дворянства и богатого купечества. Оно стало и местом упокоения многих знаменитых мужей России: художников, поэтов, писателей, философов, архитекторов, генералов. Родственники Пушкина, Тургенева, Толстого, выдающийся российский историк Василий Ключевский, отец русской авиации Николай Жуковский тоже нашли здесь свой последний приют. В 2000 году сюда были перевезены из Франции останки писателя Ивана Шмелева, в 2005 году в монастырском некрополе были перезахоронены останки генерала Антона Деникина, доставленные из США, и останки философа Ивана Ильина из Швейцарии. В 2007 году перевезены из китайского Харбина останки генерала Владимира Каппеля. Мы стараемся донести до паломников и туристов мысль, что возвращение великих сынов России на Родину глубоко символично.
Что касается монастырских послушаний, их спектр достаточно широк: в храме, просфорне, больнице (куда иеромонахи ездят, чтобы соборовать больных), районных социальных центрах, Воскресной школе, монастырской библиотеке, гараже. Список продолжает коптильня, где коптят рыбу для братской трапезной и монастырского кафе, столь популярного у паломников. Еще упомяну рутинную, но просто необходимую для нормального функционирования монастыря уборку нашей совсем немаленькой территории. И главное – в монастыре давно такой настрой, что братии не в тягость любые послушания...
Поскольку наместник обители игумен Парамон (Голубка) в прославленном московском монастыре только третий год, то вопрос к нему был такой:
Отец Парамон, насколько быстро произошел для Вас процесс «врастания» в прошлое и настоящее обители? Сразу ли Вы прониклись духом величия и значимости монастыря?
Вообще мое первое посещение Донского монастыря состоялось давно, когда я учился в первом классе Московской Духовной семинарии. Существовала хорошая традиция – возить новое пополнение семинарии по монастырям Москвы. Посетили мы и эту святыню. Вот только мне, недавно приехавшему из села, закончившему сельскую школу, особенно запомнились... танки, пушка, БТРы, стоявшие у входа. Тогда я впервые узнал, что в годы Великой Отечественной войны на средства верующих и священнослужителей удалось построить целую танковую колонну из 40 единиц техники. На броне одного из танков было написано имя величайшего русского князя-полководца – Дмитрия Донского. Уцелевшие после победы над врагом военные машины долгое время хранились в музеях Вооруженных сил ряда городов, затем было принято решение передать их в дар Донскому монастырю. И много позже, когда наместник обители епископ Павлово-Посадский Кирилл (ныне – митрополит, глава Ставропольской митрополии) пригласил меня к себе, то первое, что вспомнилось в связи с Донской обителью, – бронетехника времен Великой Отечественной войны. Ступив на следующую ступеньку духовного становления, я смог взглянуть на монастырь другими глазами, потянуло к его святыням. Великая святыня – чудотворный список с чудотворного образа Донской иконы Божией Матери – находилась в местном ряду уникального резного семиярусного иконостаса, созданного, как я узнал, в XVII веке по указу и на средства русских государей. Поклониться ей было радостно.
Теперь ежегодно накануне престольного праздника обители, 1 сентября, саму чудотворную икону Божией Матери «Донская», которая помогала русским дружинникам на Куликовом поле и перед которой в древности молились наши предки, торжественно приносят к нам для поклонения верующих из Третьяковской галереи, где она постоянно хранится. Совершаются Божественные литургии и молебны с чтением акафиста Донской иконе Божией Матери. Праздничную Литургию служит Святейший Патриарх Кирилл. Среди молящихся можно увидеть представителей высшего командования, офицеров и прочих чинов казачьих войск, поскольку здание Синодального отдела по взаимодействию с казачеством находится рядом и предыдущий наместник Донской обители митрополит Кирилл возглавляет этот Отдел. Разумеется, в последующие мои посещения монастыря у меня и в мыслях не было, что по Промыслу Божию я стану не просто свидетелем, а и одним из основных организаторов этого великого торжества – принесения чудотворной иконы в обитель. Не мог также предположить, что ответственность за реставрацию списка с чудотворного образа, особо почитаемого верующими, ляжет на мои плечи.
...Иногда в разговорах с братией мы называем Донской монастырь подворьем Троице-Сергиевой лавры. В плане духовном, конечно. Почему так говорим? Да потому, что здесь лаврский дух живет. Вы, наверное, от монашествующих слышали о первом наместнике открытого в 1991 году монастыря – отце Агафодоре. Благодаря ему и архимандриту Кириллу (Павлову) основа монашеского устроения здесь была заложена лаврская. Я не вижу отличия братии Донского монастыря от братии Лавры, насельником которой сам долгое время был. Практически, мы живем по лаврскому уставу. Он, на мой взгляд, наиболее приемлемый для городской обители.
Возвращаясь к разговору о недавней реставрации чудотворного списка Донской иконы Божией Матери, скажу: я с интересом посмотрела материалы официального интернет-сайта Донской обители и увидела новый для себя жанр – фотоотчет. После краткого пояснения, почему необходимо реставрировать эту святыню, размещены фотографии, показывающие, какой была икона до реставрации и какой она стала после нее. И еще несколько других икон представлены на снимках – до и после... Подумалось: будет замечательно, если такого рода фотоотчет появится впоследствии и по Малому собору, ремонт и реставрация которого идут полным ходом. Кстати, в нем ведь на Страстной седмице совершается мироварение и святое миро распределяется по всем приходам Русской Церкви?Мироваренная печь установлена в Малом, или старом, соборе, построенном в 1591–1593 годах вместе с основанием самой обители. Нашим современникам Малый собор хорошо известен тем, что в нем были обретены святые мощи Патриарха Тихона; после того, как там случился пожар, храм отремонтировали, а вскоре, в 1992 году, в его трапезной части обрели святыню. Мощи Патриарха-мученика, похороненного здесь в 1925 году, оказались нетленными. Хочется привести в надлежащее состояние и всю обитель (где, практически, нет такого объекта, к которому не надо было бы приложить руки), и, понятное дело, Малый собор. Он в своем роде точка отсчета монастыря. Его начало. Первое сооружение на его территории. Привлекаем к строительно-реставрационному процессу специалистов, наемных рабочих, поскольку объем работ колоссальный.
Отец Парамон, из беседы с монахами выяснилось, что в начале этого года в преддверии 150-летия со дня рождения святителя Тихона состоялась поездка братии и сотрудников Донского монастыря на родину святителя в город Торопец, где прошло его детство и отрочество. Вы принимали в ней участие?
Я ее возглавил. Мы также посетили местечко, называемое погост Клин в Псковской области, где родился Василий Белавин – будущий Патриарх нашей Церкви. Побывали в Клину на городском кладбище, где покоятся родители Патриарха и его братья. Отслужили панихиду. В храме Воскресения Господня (там был крещен святитель) делегация Донского монастыря приняла участие в общей молитве за Божественной литургией. С иеромонахами нашего монастыря я сослужил епископу Великолукскому и Невельскому Сергию. Что можно сказать о том паломничестве? Наиболее точно отражают состояние души следующие слова: благоговейный трепет, волнение. Бывая в таких местах, понимаешь: человек, которого чтит вся Россия, вырос здесь! Он в этом алтаре пономарил. На этой земле набирался той силы духа, которую потом проявил в жизни. Бывая у истока могучей реки, о чем вы обычно думаете? Наверное, о том, какую силу и мощь она набирает к месту своего впадения в море или океан. Такие сравнения пришли мне на ум в Торопце и Клину. Иногда в шутку, а на самом деле всерьез, мы говорим: сегодня нашей обителью управляют два Патриарха – святитель Тихон и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, своими молитвами и своим участием в правильном устроении монашеской жизни они помогают нам. Мы явно это ощущаем.
Беседовала Нина Ставицкая
Фотограф: Владимир Ходаков