Чтобы зерно упало на хорошую землю

Игумен Нектарий (Блинов)

Совсем недавно, в октябре 2023 года, по благословению главы Среднеазиатского митрополичьего округа митрополита Ташкентского и Узбекистанского Викентия в Ташкенте прошел международный Азиатский форум «Традиционные ценности – основа единства народов». В нем приняли участие архипастыри из ряда епархий Русской Православной Церкви, гости в священном сане из бывших советских республик, представители государственной власти, Духовного управления мусульман, общественных организаций и многие другие. Форум помог увидеть гостям, приехавшим издалека, а также тем, кто родился или со временем укоренился в этом крае, что в настоящее время в Республике Узбекистан имеет приоритетное значение формирование у молодежи здоровых убеждений, укрепление межнационального согласия и взаимоуважения, сохранение традиционных семейных ценностей. Слово «молодежь» стало ключевым и в нашей беседе с наместником Свято-Троицкого Георгиевского монастыря в городе Чиричик игуменом Нектарием (Блиновым).

Пандемия, соцсети, духовная поддержка и развитие молодежного проекта

Батюшка, судя по информации и снимкам в соцсетях, молодежное движение при монастыре очень живое и деятельное. Вот и молодежный проект недавно появился – «Дом святого Георгия. Миссия выполнима!» Что Вы можете рассказать о своем детище, которое сами курируете и которому сами помогаете развиваться?

Поначалу этот проект назывался короче – «Дом святого Георгия». Многим памятно, как во время пандемии верующие люди не могли ходить в храмы, не было общественных богослужений, и мы создали в интернете небольшую группу, куда «закинули» основных своих прихожан, чтобы они могли общаться и, по возможности, поддерживать друг друга. Иногда монастырь, узнав о проблемах кого-то из прихожан, оказывал им помощь, иногда они сами приходили друг-другу на выручку. Шло время, но волны ковида не стихали, и не было никакой ясности, когда произойдет возвращение к прежней привычной жизни. Тогда мы решили зарегистрироваться практически во всех соцсетях и начали транслировать монастырские службы. Люди стали потихоньку присоединяться. А через несколько недель мы создали канал в Telegram «Дом святого Георгия», где стали размещать общую информацию, какие-то богослужебные моменты, видео с проповедями и беседами, ответы на вопросы. И буквально в короткий период времени наш Telegram-канал набрал около тысячи подписчиков. Это было очень много – я знаю, что некоторые московские «первопроходцы», представляющие православные каналы, тогда удивлялись: мол, где-то «на обочине» Православия, в Узбекистане, и вдруг сразу столько подписчиков!

Таким было самое начало. Оно показало, что нас читают и слушают не только по всему Узбекистану. Поступало много откликов из соседнего Казахстана, Армении, даже из Америки. То есть многим была необходима духовная поддержка, и люди могли ее получить, связавшись с нами, поговорив со мной или с кем-то из сотрудников монастыря и ощутить, что они не одни. После выхода из самоизоляции мы немного замешкались, однако пауза длилась недолго. Осознав, что для многих духовное общение по-прежнему актуально, мы решили не создавать что-то новое, а развивать то, что есть. Приставка «Миссия выполнима!» появилась следующим образом: в этом году православная молодежь со всей епархии проводила совместные мероприятия на базе кафедрального Успенского собора города Ташкента, на базе нашего монастыря и одного из приходских храмов. И мы поняли, что должен быть какой-то объединяющий всех интересный молодежный проект.  

Иными словами, «пандемийный» проект перерос в молодежный?

Получается, так. Только добавлю существенный момент: в молодежный просветительский (хотя люди самого разного возраста могут найти здесь ответы на свои вопросы). Во главу угла была поставлена задача: молодые люди на понятном их сверстникам языке рассказывают о Православии, о жизни Церкви – причем рассказывают так, как им самим было бы интересно об этом узнать. Стараются донести до подписчиков то, что их самих могло бы задеть, заставить размышлять и что могло бы привести в храм, где им рады и где их готовы принять в приходскую семью. Священнослужителю, имеющему опыт духовного окормления, всё же порою непросто перейти на доступный для молодых людей язык. Особенно если перед ним экран компьютера, смартфона, а не глаза человека. А молодежь – она, как говорится, на своей волне.

И каким образом подбирали модераторов канала? Важны были знания основ православного вероучения, умение общаться с молодежью?.. Или что-то еще?

И первое, и второе. Еще – мое давнее знакомство с некоторыми молодыми людьми, что позволило мне возложить на них ответственность за это дело. Евгений – выпускник Ташкентской православной духовной семинарии и находится сейчас на послушании в нашем монастыре, одновременно помогая в одном из приходских храмов. Юлиан – выпускник российской духовной школы, живет в Подмосковье, и общаемся с ним благодаря Интернету. Александра закончила катехизаторское отделение Ташкентской духовной семинарии. В какой-то мере ее можно назвать сотрудником Чирчикского монастыря, поскольку она как художник-иконописец расписывала монастырскую трапезную, а сейчас расписывает водосвятную часовню. К тому же Александра – тренер по альпинизму, водит группы в горы, общается с разными людьми, среди которых немало далеких от Церкви, и нередко там, где небо прямо над тобой, она рассказывает им о Боге. У нее это хорошо получается. У нас есть еще вакансии, так что мы настроены сотрудничать с теми, кто готов послужить в деле проповеди Христовой истины.

Не могу не спросить Вас, отец Нектарий, об эмблеме молодежного движения «Дом святого Георгия. Миссия выполнима!» Ведь за каждой ее деталью, нарисованной яркими красками, наверняка стоит какой-то глубинный смысл?

Эмблема показывает, что впереди каждого из нас ждет неизведанность. Потому что у любого человека жизнь – это как огромное море. Море, где когда-то бывает штиль, но бывают и штормовые волны. Когда-то светит солнце, а когда-то его полностью заслоняют тучи. Но мы в центре эмблемы поставили восходящее солнце, которое символизирует Солнце правды, Самого Христа – Христа Распятого, Христа Воскресшего. На Солнце изображен крест – как орудие нашего спасения. Смысл для верующего человека ясен: только идя на этот свет, свет Христа, мы сможем пройти через бушующее море, в бурю обложенное непроглядными тучами, к тихой спасительной пристани.

Назван в честь святого апостола Фомы – просветителя Средней Азии

Отче, у многих монастырей имеются подворья в городской или сельской местности. Некоторые обители подсобные хозяйства там обустраивают, некоторые паломников принимают. У вас ведь тоже недавно подворье появилось?

Появилось – в маленьком провинциальном городишке Ташкентской области под названием Ахангаран. Четверть века назад там был основан храм в честь святого апостола Фомы. Вначале была построена небольшая часовня на христианском кладбище, а потом приобретено здание старого детского сада, в котором церковь располагалась все эти годы. Со временем церковное здание пришло в аварийное состояние, и около трех лет назад мы попросили владыку-митрополита, чтобы он передал нам этот храм как монастырское подворье. В самом Ахангаране, являющегося районным центром, да и в других небольших городах, что поблизости от него, православных жителей достаточно много, вот мы и вышли с инициативой строительства нового храма. С Божией помощью он был заложен, началась заливка фундамента. Храм будет небольшой – с расчетом на 100-150 человек. Внешне – как нам видится (проект уже готов) – он будет очень красивым, однокупольный храм в псковско-новгородском стиле.

Настраиваясь с братией на столь благое дело, Вы задавались вопросом, хватит ли на строительство храма средств? Или нашлись благотворители? 

Если задаваться этим вопросом, то храм никогда не построишь. Потому что денег всегда нет. Когда берешься за какой-то масштабный проект, возлагаешь свои надежды на милость Божию и веришь, что Господь благословит, Господь пошлет спонсоров. Получив благословение владыки Викентия, мы начали заниматься этим вопросом, что называется, предметно. В первую очередь решили проблемы с участком земли, оформлением документов и работой над проектом. Крупных спонсоров как таковых у нас по-прежнему нет. Большей частью помогает сам владыка-митрополит – он ищет всякие возможности, чтобы строительство шло, не буксовало. Да и простые люди помогают. Сбрасываются друг с другом, выделяя столько денег, сколько им позволяет их достаток. Кто-то, откликнувшись на мою просьбу в социальных сетях, пересылает какую-то сумму на карту Сбербанка. И так по чуть-чуть, по чуть-чуть поступают нужные средства. Как гласит старая русская пословица, с миру по нитке – голому рубашка. Так, думаю, и здесь наберется в итоге на кирпичи.

Вероятно, в ходе нашей беседы следует вспомнить то обстоятельство, что история христианства в Средней Азии восходит к апостольским временам и имя святого апостола Фомы тесно связано с этим регионом.  

Да, мы помним, что, идя с караванами по песчаным дорогам Великого шелкового пути в Индию, один из ближайших учеников Христа апостол Фома посетил нашу землю и просветил ее жителей светом евангельского учения. Апостольское благовествование принесло обильные плоды: Среднеазиатская Церковь быстро обретала силу и влияние, в этом крае создавались мощные митрополии. Христианские общины существовали до IX века, то есть до того времени, когда произошло завоевание среднеазиатской территории арабами и появился ислам, в результате чего религиозная ситуация целого региона резко изменилась. И только после учреждения Ташкентской и Туркестанской епархии в 1871 году православное христианство опять потихонечку стало набирать силу, а потом – процветать. Относительно храма святого апостола Фомы признаюсь: каких-то особых планов на него как на монастырское подворье у нас нет. Но есть надежда, что там удастся создать хороший крепкий приход, причем с большим числом молодежи. Благо, предпосылки к этому имеются. Хочется верить, что верующая молодежь в Ахангаране и окрестностях, как и молодежь в Чирчике, тоже будет петь на клиросе, помогать по храму, прислуживать в алтаре, да и просто ходить на службы и соборно молиться. А если у представителей молодого поколения возникнет идея жизнеспособного проекта, касающегося большей наполненности приходской жизни, если они найдут свое поле деятельности и захотят засеять его добрыми делами, мы с радостью их поддержим.

Живое общение бесценно!

Видно, что также особо значимыми событиями в монастыре считают и  недавние встречи, совместные богослужения с архиереями Русской Православной Церкви, прибывшими в Узбекистан для участия в международном Азиатском форуме «Традиционные ценности – основа единства народов». Из Великого Новгорода приезжал сюда епископ Юрьевский, викарий Новгородской епархии. Владыка отслужил с братией в священном сане Литургию, а буквально через несколько дней вы узнаете, что решением Священного Синода владыке Арсению определено быть главой Псковской митрополии, священноархимандритом и игуменом одного из известнейших монастырей России – Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. Какие чувства охватили душу?   

Прежде всего – радость. Произнося это слово довольно-таки часто, я предельно искренен. Это замечательное слово очень точно характеризует твое внутреннее состояние, когда ты искренне радуешься успехам и достижениям других людей, испытываешь радость от общения с теми, кто делится своими духовными переживаниями, духовным богатством. С владыкой Арсением мы познакомились во время моего визита в Великий Новгород, куда я по благословению нашего правящего архиерея ездил по епархиальным делам. Он, в ту пору иеромонах Арсений, был наместником древнего Свято-Юрьева мужского монастыря. Затем состоялась его хиротония во епископа. Епископ Арсений много раз приезжал в Узбекистан, в свой родной город Алмалык Ташкентской области, откуда он родом, навещал родных, совершал богослужения в Успенском храме, где в одиннадцать лет крестился и стал алтарничать. Потом он учился в межъепархиальном духовном училище в Ташкенте, а позже по благословению архиепископа Новгородского и Старорусского Льва (ныне митрополита) переехал в Великий Новгород. Дело в том, что в конце 80-х годов прошлого века тогда еще епископ Лев возглавлял Ташкентскую кафедру, и, как я понимаю, заприметил юношу, который, по признанию самого владыки Арсения, переживал «воодушевление новообращенных». 

Сегодня же о нашем земляке, направленном служить на одну из уникальных древних кафедр Русской Православной Церкви, можно найти такие теплые отзывы: человек он очень добрый, мягкий, образованный,(помимо Санкт-Петербургской духовной академии владыка с красным дипломом окончил обучение на кафедре истории России и археологии Гуманитарного института Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого), интеллигентный, позитивный, а по складу характера, прежде всего, монах. Поэтому к нашей радости присоединяется и чувство гордости за владыку.

А приезд к вам митрополита Барнаульского и Алтайского Сергия, совершение им Божественной литургии в монастырском храме, беседа с братией и прихожанами – это было впервые? 

Нет, владыка Сергий приезжал к нам, еще будучи епископом одной из кафедр Екатеринбургской митрополии. Вообще он не раз здесь бывал, а знакомы мы с ним с того времени, когда он служил в Подмосковье в сане архимандрита. Следует отметить, что духовник нашей обители иеромонах Севастиан (Башук) – однокурсник владыки, они вместе учились в Московской духовной академии. В этот раз вместе с маститым архипастырем из Алтайского края служили и священнослужители из Объединенных Арабских Эмиратов – архимандрит Александр (Заркешев), настоятель храма святого апостола Филиппа в Шардже и диакон Алексий Костин, клирик этого храма. Они, когда у них только появляется возможность приехать в Узбекистан (наш правящий архиерей с любовью их приглашает), стараются посетить Свято-Троицкий Георгиевский монастырь, по возможности послужить Литургию, на что митрополит Викентий дает свое благословение. Мне и братии приятно видеть гостей в священном сане, с кем бы мы могли помолиться у Престола Божия, отслужить Божественную литургию и причаститься из одной Чаши. И невероятно позитивный момент – это общение с гостями за чашкой чая или за монастырской трапезой с приглашением на нее и прихожан. Общение с любым священнослужителем, а тем более с архипастырем, имеющим немалый духовный опыт, бесценно! Мы, находясь на периферии, каждый раз ждем, что гость, приехавший, к примеру, из России, расскажет нам что-то важное, интересное, потому что он «вживую» общается со многими пастырями, известными деятелями Церкви, высокодуховными людьми, а у нас общение друг с другом чаще бывает через Интернет…

Беседа с митрополитом Сергием длилась около трех часов

И митрополит Сергий не обманул ваши ожидания?

Беседа с владыкой Сергием длилась около трех часов. Тема заранее не обговаривалась, разговор сам по себе пошел об истории Русской Православной Церкви в советский период. Владыка стал священнослужителем именно в те годы, он встречался со многими старцами (архиереями, священнослужителями, монашествующими и мирянами, которые также несли подвиг исповедничества). К кому-то даже намеренно ездил, чтобы посоветоваться, обсудить волнующие его вопросы, почерпнуть жизненный опыт, пригождавшийся ему потом в разных приходах и разных епархиях, где владыке довелось служить. Сейчас о том периоде начинают много писать, но сколько еще «нераскрытых страниц» остается! На встрече были наши собратья-священнослужители, что в тот день служили у нас в обители, были наши прихожане, и каждый из них мог задать митрополиту вопрос по теме беседы. Кстати, началась она с воспоминаний владыки Сергия и духовника монастыря отца Севастиана о годах учебы в Московских духовных школах – говорили о преподавателях, наставниках, духовниках, а затем разговор плавно перешел на весь советский и даже постсоветский период. Люди этого поколения потихонечку уходят, и было бы хорошо, если бы молодежь научилась их слушать и слышать. К сожалению, не все готовы к такого рода внутренней работе. Но мы с братией и прихожанами стараемся каждый такой момент ловить – насколько нам позволяют обстоятельства или возможности, которые у нас периодически появляются.

***

Недавно после совершения епископской хиротонии в одном из подмосковных монастырей Святейший Патриарх Кирилл обратил внимание на то, что подрастающему поколению свойственны жизнелюбие, энергичность и веселость нрава, поэтому юноши и девушки охотно слушают исполненного радости и душевного света архипастыря, тянутся к Церкви, являют готовность участвовать в ее служении. В продолжение этой мысли им было сказано: строгим взглядом и наморщенным лбом никогда молодежь к храму не привлечешь, не расположишь к себе молодого человека... Что скрывать, в монастырском храме в Чирчике были и «строгие взгляды», и «наморщенные лбы», но на протяжении 13 лет наместничества отца Нектария атмосфера изменилась. Заметно помолодел состав прихожан. Правда, поскольку братия разная, с разным «багажом» в монастырь пришла, то, по признанию игумена, кто-то с воодушевлением воспринимает его идеи по работе с прихожанами и, в частности, с молодежью, а кто-то считает их утопией. Но прихожане начинания отца-наместника приветствуют, и он, жизнелюбивый по своей природе, энергичный, деятельный, собирает и объединяет людей. И, конечно, огромную радость ему доставляет совершение таинства Брака своих духовных чад, которых батюшка помнит еще ребятишками и которых сам взращивал, опекал или наставлял. (Монастырский храм одновременно является и приходским). И Крещение младенцев – это тоже можно отнести к событиям, особо значимым для небольшой обители в Узбекистане, где, как отмечают те, кто там бывал, царит необычная атмосфера – нет никакой суетности, время идет размеренно, спокойно. И молитвенно.

Беседовала Нина Ставицкая
Снимки представлены Свято-Троицким Георгиевским монастырем г. Чирчик

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра
Сретенский ставропигиальный мужской монастырь
Валаамский Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь
Иоанно-Богословский женский монастырь, дер. Ершовка
Сурский Иоанновский женский монастырь
Живоначальной Троицы Антониев Сийский мужской монастырь
Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Николо-Вяжищский ставропигиальный женский монастырь
Константино-Еленинский женский монастырь
Свято-Артемиев Веркольский мужской монастырь