«Любить Бога никакие дела не мешают»

Участники XXXII Международных Рождественских образовательных чтений

Ответы докладчиков – участников направления «Древние монашеские традиции в условиях современности» XXXII Международных Рождественских образовательных чтений на вопросы слушателей

«Не бойтесь рутины»

Епископ Бахчисарайский Каллиник 
викарий Симферопольской и Крымской епархии, наместник Свято-Климентовского Инкерманского мужского монастыря

Ваше Преосвященство, Вы приводили слова о том, что Богом пресытиться невозможно и что в богопознании и духовном делании у человека есть ненасытимое чувство жажды Бога, но иногда само делание по греховности и несовершенству утомляет. Как находить для себя что­-то новое, например, в молитве – чтобы слова святых отцов не становились просто вычиткой, а были прочувствованы, пережиты?

Позволю себе ответить словами старца Коптской Церкви, которого мы посетили во время нашего недавнего визита в Египет, совершенного по благословению Святейшего Патриарха. Старцу было около ста лет, и ему задали примерно такой же вопрос: как не уставать от постоянства действий и как совершенствоваться? И этот подвижник сказал: «Не бойтесь рутины». Нам кажется, что мы все время делаем одно и то же – совершаем одно и то же правило, читаем одни и те же молитвы, исполняем ежедневно послушания, которые нам установлены в монастыре... Многие от этого устают и опускают руки. Но эта рутина очень важна: с каждым днем, когда мы все больше и больше себя понуждаем для исполнения, казалось бы, элементарных правил, – мы строим забор, ограждающий нас от сатаны. Такая рутина на самом деле есть совершенствование в познании Бога, тот ежедневный труд, которым мы, монахи, и призваны заниматься.

Вы отметили в своем докладе, что церковное искусство, при всей каноничности, не должно рождать механическое копирование. Что помогает соблюсти здесь разумную грань?

Я думаю, что для церковного искусства разумной гранью являются наша история и наши каноны, уже утвердившиеся и в иконописи, и в песнопениях, и в художестве, и в зодчестве. У нас есть примеры. Конечно, мы не должны просто копировать, художники должны иметь развитие, но развитие духовное – для того, чтобы прославить Христа, для того, чтобы искусство не превратилось в антихристианство.

«Там, где побывало слово Божие, слово святоотеческое, – становится чище»

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
пресс-секретарь Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятель московского подворья Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь.

Если у монаха нет времени читать святых отцов, – как ему не забывать о вечности, как себя поддерживать?

Святитель Феофан, Затворник Вышенский говорит, что любить Бога никакие дела не мешают. Он говорит: возьмите пример из мирской жизни – юноша влюбился в девушку. Он просыпается – думает о ней, завтракает – думает о ней, идет на учебу – думает о ней... Если сердце уязвлено любовью, время для любимого человека непременно найдется. Поэтому, наверное, вопрос о том, что нет времени для святых отцов, мог возникнуть только от уныния. Это, конечно, печально, когда человек «не в ту лодку» попал, и не времени у него нет, а любви к Богу.

Святые отцы знали, что люди немощны, поэтому святой Варсонофий Великий проводит такую аналогию: аппетит у человека возникает, когда трапеза разнообразна; так же и в чтении – у нас одновременно должно быть нескольких книг. Это может быть «высококалорийная пища» (по выражению старца Паисия): Лествица, Поучения аввы Дорофея или, например, упомянутая сегодня Симфония по творениям преподобных Оптинских старцев – двухтомник, который Оптина пустынь переиздает в течение многих лет. Отец Иоанн (Крестьянкин) говорил нам: «Изучайте ваших святых отцов, там вы найдете ответы на все ваши вопросы». И тогда, следуя совету того же святителя Феофана, – если возникла у тебя проблема уныния, – найди, почитай, что писали святые отцы об унынии. Ты раздражителен – читай, как бороться с раздражительностью. Нет времени – прочитал короткую выдержку. Время появилось – читай духовные книги целиком.

Существует мнение, что современный человек вообще ленив и современные монахи, наверное, не исключение. Поэтому есть еще такой совет: книги, которые вы читаете, должны быть открыты и лежать у вас на виду. Святитель Игнатий говорит: «Воззрение на святые книги возбуждает дух человека». Вспоминаю в связи с этим, что приснопоминаемый архимандрит Венедикт, наместник Оптиной пустыни, был привержен такой духовной практике против уныния: каждые полгода он унывающих монахов переселял внутри монастыря на новое место. И вначале для перевоза их вещей требовалась машина, через полгода их перевозила уже монастырская лошадка с прицепом, а еще через полгода хватало и двухколесной тачки, на которой они перевозили самое ценное – книги. То есть всё второстепенное и лишнее постепенно отпадало, оставалось главное.

Какой смысл в чтении святых отцов, если монах забывает прочитанное или не находит в себе сил исполнять свято­отеческие советы?

...К старцу пришел ученик и говорит: «Авва, я читаю Евангелие, и у меня ничего в памяти не остается». Старец отвечает: «Ну, хорошо, а вот ты каждый день ешь – тебе же это необходимо, чтобы поддерживать свои силы? Так и чтение поддерживает твои силы. Принеси мне две грязные кастрюли. Налей в одну воды, сполосни и вылей. И еще раз налей и вылей, и еще... Посмотри: теперь в обеих кастрюлях воды нет, но которая из них чище? Та, в которой вода была». Вот так иногда кажется, что слово Божие через нас проходит и мало что остается, потому что лукавый его у нас похищает. Но там, где побывало слово Божие, слово святоотеческое, – становится чище. Оно душу очищает.

«Святоотеческое наследие – это нечто предельно современное»

Игумен Дионисий (Шлёнов)
наместник Андреевского ставропигиального мужского монастыря Москвы, профессор Московской духовной академии, руководитель аспирантуры МДА

Андреевский ставропигиальный мужской монастырь
119334, г. Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Гагаринский, наб. Андреевская, д. 2, стр. 1
Андреевский ставропигиальный мужской монастырь
119334, г. Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Гагаринский, наб. Андреевская, д. 2, стр. 1

Кого из современных отцов Вы посоветовали бы читать новоначальным послушникам?

Надо сказать, что нам, как правило, легче обращаться к святым отцам прошлого. И процесс канонизации обычно происходит не быстро. В то же время преподобный Симеон Новый Богослов сразу канонизировал Симеона Благоговейного, своего учителя. Никита Стифат – Симеона Нового Богослова. Григорий Нисский после смерти Василия Великого, своего родного брата, не ожидая канонизации, сравнивал Василия Великого со святым Моисеем пророком и описывал его как святого. Во всех этих примерах мы видим ревность. В настоящее время в Троице­Сергиевой лавре идет работа над переводом поучений старца Ефрема Аризонского, умершего зимой 2019 года. Архимандрит Ефрем вел подвижнический, молитвенный образ жизни, создал большую систему монастырей, братия в которых ревностно подвизаются. Гомилии, беседы, поучения Ефрема Аризонского – это очень глубокие исихастские, молитвенные тексты. Мне лично пришлось принимать участие в переводе некоторых гомилий, и меня поразило, что старец Ефрем очень детально говорит о необходимости внимания к своему внутреннему состоянию, состоянию души. В этом ясно можно услышать голос святителя Василия Великого, почувствовать традицию не теоретическую, а практическую – традицию молитвы, духовных подвигов.

Также в течение шестнадцати лет мы занимались издательским проектом – готовили книгу Жана­Клода Ларше «Исцеление духовных болезней», она увидела свет в издательстве Московской духовной академии. За этим текстом стоит много трудов. Автор книги не святой отец, но современный православный писатель, который очень глубоко, на основании богословия преподобного Максима Исповедника, которого он безмерно любит, излагает целую терапевтическую аскетическую систему, что предельно важно и духовно значимо.

Можно еще вспоминать разные современные книги духовных авторов. Любая духоносная информация может быть предельно важной. Но есть все же разница: например, мы читаем книги архимандрита Софрония (Сахарова) – духоносные, по­своему очень сильные. Но если мы будем читать святых отцов «Добротолюбия», которыми вдохновлены, отчасти, и книги отца Софрония, мы увидим, что святоотеческая мысль – более ясная и кристально чистая. Поэтому святоотеческое наследие – это тоже нечто предельно современное, и мы должны, осознавая это, обращаться к нему не как к чему­то старому, что отличается от того, что написано современными людьми. А как к тому, что не просто современно, а сверхсовременно, потому что заключает в себе огромное богатство и глубочайшее духовное назидание.

Материалы по теме

Публикации

Участники XXXII Международных Рождественских образовательных чтений
Участники XXXII Международных Рождественских образовательных чтений

Доклады

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Сурский Иоанновский женский монастырь
Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра
Богоявленский Кожеезерский мужской монастырь
Свято-Троицкий Стефано-Махрищский ставропигиальный женский монастырь
Николо-Угрешский ставропигиальный мужской монастырь
Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь Зосимова пустынь
Коневский Рождествено-Богородичный монастырь
Живоначальной Троицы Антониев Сийский мужской монастырь
Петропавловский мужской монастырь
Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь