Как из монастыря в Чувашии протянулась духовная ниточка в Африку

Архимандрит Василий (Паскье)

После признания Патриархом Александрийским Феодором украинской раскольнической группировки зазвучали настойчивые просьбы представителей африканского духовенства, не желавших ассоциироваться с расколом, принять их вместе с общинами в лоно Русской Православной Церкви. И 29 декабря 2021 года постановлением Священного Синода был образован Патриарший экзархат Африки в составе Северо-Африканской и Южно-Африканской епархий. Одно из его важнейших направлений – подготовка будущих пастырей. Каким образом включился в эту работу наместник Свято-Троицкого мужского монастыря в Чебоксарах архимандрит Василий (Паскье) – давний друг портала «Монастырский вестник» – об этом мы поговорили с ним сразу же после окончания стажировки в обители иеромонаха Клеоника (Мадуду) из Демократической Республики Конго.

Отправной точкой стал московский храм святителя Николая

Шесть африканских священников, побывавших в 2024 году в благолепном, возрожденном из руин монастыре в столице Чувашии, смогли восхититься красотой православного богослужения и единством сердец верующих, а недавно с большим багажом духовных знаний и впечатлений улетел на Родину конголезский иеромонах, названный в честь святого мученика Клеоника, который пострадал за веру Христову в IV веке. Батюшка, можете рассказать, с чего всё началось? Вероятно, не последнюю роль здесь сыграло Ваше знание французского языка?

Полагаю, что и умение общаться с франкоязычными священнослужителями или кандидатами в священники на родном мне языке, и мой богослужебный опыт (служу я уже 30 лет, а в следующем году будет 45 лет с момента моего монашеского пострига), и возможность в качестве наместника монастыря принять какое-то число стажеров, разместить их, обеспечив им проживание – всё это в совокупности привело к тому, что у меня в 2024 году к моим послушаниям добавилось еще одно. Предысторией его появления стал мой приезд в Москву на Международные образовательные Рождественские чтения и приглашение моего друга архимандрита Симеона (Томачинского), доцента кафедры филологии Московской духовной академии, в храм святителя Николая Чудотворца в Новой Слободе, где совершаются Литургии и на французском языке. Отец Симеон периодически в этом храме бывает со своими студентами-африканцами, служит в нем. В ту январскую поездку Господь сподобил меня возглавить там Литургию на французском языке, после чего поступило предложение от нынешнего Патриаршего экзарха Африки митрополита Зарайского Константина (на тот момент, будучи епископом, он являлся исполняющим обязанности Патриаршего экзарха в Африке).

Какое предложение? Взять на неделю группу недавно рукоположенных священников Северо-Африканской епархии и постараться познакомить их с тонкостями службы и церемониала. Я согласился, мы с братией после Пасхи приняли у себя гостей с далекого континента. Потом, спустя какое-то время мне позвонил сопровождавший эту группу помощник владыки и передал его благодарность. А где-то в июле позвонил сам митрополит Константин. После слов благодарности за гостеприимный прием африканских священников он спросил, готов ли я и далее помогать в этом деле. И когда я сказал, что в таких-то числах августа собираюсь в Москву, буду служить на престольные торжества в храме святителя Николая Мирликийского при Синодальном миссионерском отделе с епископом Луховицким Евфимием (ныне он викарный епископ Патриаршего экзархата Африки), владыка предложил нам встретиться. Замечу, что изначально целью намечаемой поездки в столицу была просьба дочери трагически погибшего главного прокурора Чувашии Андрея Фомина обвенчать ее с женихом...

Программа, как в каждый Ваш приезд сюда, весьма насыщенная. Всё успели?

Успел многое. И сослужил епископу Евфимию в храме в Новой Слободе, где праздничное соборное богослужение прошло на трех языках – церковнославянском, английском и французском; и таинство Венчания дочери достойного человека, приснопамятного Андрея совершил; и с митрополитом Константином встретился, приехав к нему в храм святителя Филиппа, митрополита Московского, что на проспекте Мира. Хотя владыка в тот день должен был лететь в Кению, он выкроил время для нашей встречи, которая получилась теплой и доброй. Мы сразу нашли общий язык, и появилось чувство, будто давно друг с другом знакомы. В ходе беседы зашел предметный разговор об иеродиаконе Клеонике из Демократической Республики Конго (ДРК). Я его немножко знал по соцсетям, имел какое-то о нем представление. И просьба владыки включить его на определенный период в нашу монастырскую жизнь, научить необходимым навыкам совершения служб в богослужебной традиции Русской Православной Церкви и при этом внимательно присмотреться, созрел ли он для рукоположения во иеромонаха, была воспринята мной как следующее ответственное поручение. Владыка сказал, что если мое мнение окажется положительным, то после рукоположения отец Клеоник продолжит служение в нашем монастыре до окончания срока действия визы в России. Так и получилось.

В общей сложности отец Клеоник пробыл у нас около сорока дней, то есть можно сказать, прошел свой «сорокоуст». Он участвовал во всех монастырских богослужениях, а когда братия пекла просфоры, помогал им в этом послушании. Времени на прогулки по городу не оставалось: лишь в первый день мы прошлись по набережной Волги и уже перед самым отъездом выбрались на улицу Патриса Лумумбы – лидера освободительного движения народов Африки, после убийства которого в его честь были названы улицы в десятках российских городов, включая Чебоксары. Там мы сфотографировали табличку с названием улицы, выполнив задание прихожан африканского пастыря.

Желание чистой Церкви

Итак, отче, Вы внесли свою лепту в процесс рождения африканского монаха в священном сане. Насколько трудным Вам этот процесс показался?

Мне с нашим иностранным стажером было легко. Как я уже говорил, я имел о нем представление по соцсетям, благодаря которым увидел, как велико его влияние на большое число верующих своей страны. Будучи еще иеродиаконом, он сумел организовать большую миссию на территории Конго, а также у него широкий круг общения по всей Африке. Для меня особенно важным явилось то, что отец Клеоник – монах, поэтому я стал детально знакомить его с организацией внутренней монастырской жизни, с разными ее аспектами. К примеру, один из них – отношения братии между собой. К монашеству наш гость пришел рано, тем не менее успел получить высшее светское образование. Если конкретно – юридическое. В поисках своего пути он не избежал духовных метаний: католичество, Коптская Церковь, неканонические структуры (их, вводящих в заблуждение людей, на африканском континенте очень и очень много). Но слава Богу, сейчас он в лоне Русской Православной Церкви! Перед рукоположением во иеродиакона он проходил богослужебную практику в Сретенском ставропигиальном мужском монастыре в Москве, перед рукоположением во иеромонаха – у нас.

Вспомним интервью Патриаршего экзарха Африки митрополита Константина Зарайского порталу «Африканская инициатива», где первая фраза его ответа на вопрос, что в Русской Православной Церкви притягательно для Африки, прозвучала так: «Конкретные люди, конкретные встречи, желание чистой Церкви». А в конце ответа на этот вопрос владыка заметил: по его мнению, африканцы чувствуют, что в нашей Церкви есть духовная сила.

Иеромонах Клеоник (Мадуду) со своими прихожанами

Да. И в продолжение разговора об отце Клеонике скажу: услышав его проповедь в Москве, в храме святителя Николая Чудотворца, я в душе порадовался тому, что он хороший проповедник. Говорит он красиво и убедительно, чему, думается, в какой-то степени поспособствовала его адвокатская практика в миру. Если брать его личные качества, то, пожалуй, на первое место можно поставить благородство, проявлявшееся во многом. Это трудно описать словами, но почувствовать – когда ты находишься рядом с человеком, видишь его изо дня в день – легко. Что касается недостатков, назову один, над устранением которого нам пришлось потрудиться. Хотя имеется в виду даже не недостаток, а некая языковая особенность, присущая многим представителям южных стран, где обычно разговаривают громко, эмоционально. Как мы знаем, во время богослужения, когда священнослужитель произносит ектении, возгласы, не в литургической традиции Руси произносить их во всю мощь своего голоса, наполняя их эмоционально. Возможно, я сейчас неточно подобрал слово, переводя его на русский язык, но я призывал отца Клеоника быть в этом отношении скромнее. Он ко многому прислушивался, многое схватывал на лету, и у меня по окончании его стажировки появилась уверенность, что апостольское служение новоиспеченного иеромонаха Клеоника (Мадуду) на родной земле принесет там немалые плоды.

Человек попал в далекие края, где другой климат, другая природа, другая пища. Не возникало ли проблем с едой? Разделял отец Клеоник трапезу с братией?

Тут на первых порах проблемы были! К примеру, его желудок категорически не воспринял одно питательное блюдо, чрезвычайно распространенное во многих российских монастырях. Какое? Грибной суп. Стали искать замену. Рис, каши, рыба, орехи, фрукты (включая экзотические плоды, которые из дальних стран к нам привозят) – это ему подошло, так что он у нас не голодал, даже немножко поправился.

Перейдем от приземленного (хотя и немаловажного) вопроса к другим. Какие моменты, на Ваш взгляд – взгляд облеченного полномочиями представителя принимающей стороны – дали понять гостю, что здесь ему рады и готовы оказывать всяческую помощь? Словом, воодушевили его?

В первую очередь назову воодушевляющим фактором беседу с нашим правящим архиереем митрополитом Чебоксарским и Чувашским Савватием. Встретив гостя на вокзале, я доставил его в монастырь, выделил ему келью, он свои вещи в ней оставил, и мы отправились к владыке. Эту встречу в митрополичьей резиденции можно охарактеризовать теми же эпитетами, что и мою встречу в Москве с митрополитом Зарайским Константином: она была теплой и доброй. Чувствовался неподдельный интерес владыки к личности человека из Африки, избравшего православное монашество. Владыка Савватий подарил гостю прекрасно изданные книги, молитвослов (что-то было в кожаном переплете) и преподал нам архипастырское благословение. Великое дело – архипастырское благословение, в чем постоянно убеждаешься.

Когда, к примеру, после Пасхи в наш монастырь прибыли на неделю шесть священников из Северо-Африканской епархии, митрополит Савватий находился в отъезде. Поэтому такой встречи с ним не состоялось, и как-то невольно чувствовалось, что не хватает благословения правящего архиерея... Да много было моментов, дающих понять отцу Клеонику, что ему здесь готовы оказывать всяческую помощь! Ранее Вы сказали, что он улетел домой с большим багажом духовных знаний и впечатлений, это так, но я добавлю: и с большим багажом в прямом значении этого слова, вес которого значительно превысил норму провоза багажа, установленную тарифом, и пришлось доплачивать за перевес. К счастью, один наш прихожанин – мое духовное чадо, мой верный помощник и благодетель – снабдил отца Клеоника определенной суммой, так что (о чем последний сразу же сообщил по прилете на Родину) проблем не возникло.

Наверное, значительную часть багажа составляли подарки?

Они! Рукополагали иеродиакона Клеоника во иеромонаха в Москве в день празднования Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, а я в это время принимал участие в праздновании 30-летия со дня основания женского монастыря Архангела Михаила в селе Комаровка соседней Симбирской епархии и купил там для новоиспеченного иеромонаха два комплекта священнического облачения – желтого цвета (золотистое) и красного.

Давайте напомним читателю: о том, как по просьбе игумении обители Магдалины (Митропольской) и по благословению митрополита Чебоксарского и Чувашского Савватия и митрополита Симбирского и Новоспасского Лонгина Вы стали духовным наставником сестер, было подробно рассказано в интервью на портале «Монастырский вестник» – «Почувствовал себя своим в России».

В Комаровке я стараюсь бывать в каждый пост: совершаю службы, исповедую сестер, провожу с ними духовные беседы. При монастыре существует широко известная пошивочная мастерская, где шьют дьяконские, священнические, архиерейские облачения, мантии, скуфьи, камилавки, одежду для престола и многое другое. Отцу Клеонику я объяснил, что мы дарим ему эти облачения как пример: потом он найдет у себя подходящую ткань и того, кто сумеет пошить по этому образцу облачения других цветов, символизирующих духовные значения празднуемых в данные дни событий. Еще я ему подарил кадило, крест и греческое, совершенно новое облачение, которое у меня было. Один батюшка дал ему требную епитрахиль. И книг собралось немало. Уже накануне отъезда нашего гостя мы с Олегом Степановым, руководителем регионального отделения общества «Царьград», членом Общественного совета при МВД по Чувашии, приняли решение свозить отца Клеоника на епархиальный склад. Конечно, там у него глаза разбежались.

Очень много чего из богослужебной утвари, а также софринские иконы на оргалите мы с Олегом Константиновичем купили, говоря по-русски, вскладчину. Деньги из монастырской кассы я взять не мог, поскольку в средствах монастырь ограничен: всё лето у нас велось строительство, сейчас идет реставрация куполов главного нашего собора – Свято-Троицкого, поэтому пришлось потратить свои личные сбережения, но сделал я это с большой радостью. С любовью и пониманием, что всё это – на благо нашей Церкви, не оставившей своих африканских братьев во Христе без поддержки. А сам отец Клеоник стал для меня духовным сыном.

Новая миссия, духовная поддержка

Батюшка, на прогулки по Чебоксарам времени не было, но в то же время (простите за тавтологию) Вы свозили стажера в другой город – в Алатырь, и в общей сложности за день преодолели 400 километров. Как Ваш гость перенес дорогу?

Думаю, для него это не такое большое расстояние – у себя на Родине он по миссионерским делам тоже ездил за сотни километров от Киншасы. Разница лишь в том, что там жара и другой пейзаж, а здесь – холод и бескрайние заснеженные поля. В дороге я пел на французском языке какие-то русские песни и особенно душевно выходило «Полюшко-поле». А на обратном пути мы уже спали. В Алатыре, до Чебоксар, я прослужил около 15 лет – многих крестил, венчал. И вот меня пригласили на церемонию чествования почетных граждан города и торжественно вручили нагрудный знак «Почетный гражданин города Алатыря». Моему спутнику было интересно увидеть совершенно уникальный Музей русской провинции, в стенах которого проходило награждение десятков людей, и, конечно, его покорила и согрела атмосфера самого мероприятия.

Коль мы заговорили об Алатыре, хочется спросить Вас о епископе Феодоре (Белкове). Владыка возглавлял новобразованную Алатырскую епархию, а сейчас он, епископ Бердянский и Приморский, духовно окормляет паству многострадального края, откуда приходят тревожные сведения о массированных ударах НАТОвскими ракетами. Он ведь монашеский постриг принимал в вашем монастыре?

Да, я его постригал. Прежде он был иереем Александром, а в монашестве получил имя в честь святого праведного Феодора Ушакова. Хиротония во епископа состоялась двенадцать лет назад в Храме Христа Спасителя – возглавил ее Святейший Патриарх Кирилл. Общение с епископом Феодором – это особая страница в моей жизни. С первого взгляда мы прониклись доверием друг к другу. Я его навещал в Алатыре; он, бывая в Чебоксарах, приходил в наш монастырь – мы обедали или ужинали и со всей откровенностью делились своими радостями и печалями. Когда в марте этого года, в начале Великого поста по решению Священного Синода он был назначен на Бердянскую кафедру Запорожской области, у меня в душе появилась решимость помочь ему на новом месте. Я сказал владыке, что могу с ним поехать, только сам у священноначалия просить об этом не буду. Не положено монашествующему бежать от должности наместника монастыря. Пусть владыка подумает, просить ли у Патриарха меня в помощь в ту епархию. Видимо, епископ Феодор решил, что я здесь нужнее: он уехал, я остался. Однако периодически мы созваниваемся, а также виделись в те моменты, когда он приезжал в Москву и затем в Алатырь, к тяжело больной маме. Мама его умерла, владыка был на похоронах, мы снова свиделись. Он – бывший военный, подполковник медицинской службы запаса, любит порядок во всем. И там постарался навести порядок, проведя по российскому законодательству госрегистрацию в качестве религиозных организаций тех приходов Бердянской епархии, что были присоединены к Русской Православной Церкви.

А у меня здесь новая миссия появилась...

Которая, вероятно, требует немалых сил.

И времени. Его-то у меня в течение дня почти нет, поэтому порою приходится засиживаться до самой глубокой ночи. Мы создали в интернете группу, куда вошли побывавшие в нашем монастыре шесть священников, а также африканские студенты, с которыми я встречался в Москве. Некоторые вопросы выносим на всеобщее обозрение, на какие-то я стараюсь ответить во время личного общения по видеосвязи. Большая их часть – литургического плана. Возникают вопросы по организации и проведению исповеди. Или такого рода вопрос недавно мне довелось услышать от молодого священника, у которого мало духовного опыта по окормлению паствы: пришла на исповедь женщина – кается в том, что делала аборты. Как быть? Если епитимью давать, то какую? Довольно глубокий и продолжительный разговор у нас состоялся по этой проблеме – с привлечением духовных авторитетов разных эпох. А иеромонах Клеоник сразу по возвращении домой объявил в своем приходе Архангела Рафаила в Киншасе, что в ближайшие дни он совершит таинство Венчания одной пары. И радостно сообщил мне об этом, попросив совета по проведению церемонии. Но я написал, что по традиции Русской Церкви Венчание не совершается во время поста и в определенные дни.

Прислушался к Вам африканский батюшка?

Вскорости он прислал мне свое обращение к прихожанам, процитирую его: «Для всеобщего блага важно, чтобы вы внимательно изучили эту рекомендацию игумена Василия из монастыря Святой Троицы в Чебоксарах, духовного отца всех нас». Мои подопечные – они на данном этапе как дети, им надо всё объяснять «от А до Я». Буквально на днях я получил письменную благодарность митрополита Зарайского Константина, заканчивающуюся словами: «С надеждой на продолжение нашего плодотворного сотрудничества в будущем». Я к этому внутренне готов.

Беседовала Нина Ставицкая
Снимки предоставлены Свято-Троицким мужским монастырем в Чебоксарах
и иеромонахом Клеоником из прихода Архангела Рафаила в Киншасе

Материалы по теме

Публикации

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь в Эстонии
Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь
Свято-Богородице-Казанский Жадовский мужской монастырь.
Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь
Петропавловский мужской монастырь
Богоявленский Кожеезерский мужской монастырь
Марфо-Мариинская обитель милосердия
Свято-Артемиев Веркольский мужской монастырь
Тихвинский скит Спасо-Преображенского мужского монастыря города Пензы