О том, почему основателя обители называли «железный с железными», а сейчас именуют одновременно и Евфросином, и Елеазаром; по какой причине рыбаки Талабских островов совершали крестные ходы с иконой «Спас Елеазаровский»; как протоиерей Николай Гурьянов сохранил от безбожной власти почитаемую святыню обители Цареградскую икону Богородицы; о елеазаровском старце Филофее и его идее «Москва – Третий Рим»; о монашестве как исключительном призвании и многом другом рассказала читателям журнала «Монастырский вестник» и.о. настоятельницы Спасо-Елеазаровского монастыря Псковской митрополии монахиня Мария.
В архивных документах Спасо-Елеазаровского монастыря встречаются разные наименования основателя обители преподобного Евфросина (Елеазара). Матушка, а Вы с сестрами как величаете небесного покровителя вашего монастыря? Чем прославился преподобный и как почитают его в наши дни?
Мы чаще всего называем Евфросином, по-монашески, это имя преподобный получил в постриге. В миру, а затем в схиме его звали Елеазаром. Преподобные Евфросин и Никандр Псковский происходили из одной местности – деревни Виделебье близ Пскова, оба желали постнического жития. Приняв постриг в Рождества Пресвятой Богородицы Снетогорском монастыре, Евфросин стал ревностно подвизаться, угождая Богу. Чтобы избежать славы человеческой, около 1425 года он испросил у духовника благословения поселиться в уединении на реке Толве близ Пскова. Впоследствии здесь и образовался наш монастырь, а место стало называться Елеазаровой пустынью.
В то время на Руси еще не существовало как таковых уставов монастырей, а были уставные грамоты епископов и митрополитов, духовные грамоты, завещания, поучения игуменов-основателей. Общее житие (когда монахи ничего не имели в своей собственности, все было общим) в монастырях очень трудно приживалось, часто в общежительные монастыри проникали черты особножительства.
Преподобный же Евфросин был сторонником именно общего жития («не держите ничесоже особины в общине») и для своей братии написал общежительный устав. Для XV века, когда жил святой, этот устав был настолько строг, что многие называли старца «железный с железными». Он был очень скромным и смиренным и даже не принял священнического сана, в конце жизни постригся в схиму с именем Елеазар и преставился обычным схимонахом в 95 лет. Таким образом, имя, данное при рождении, вернулось ему в схимническом постриге. Поэтому и называется наш монастырь Спасо-Елеазаровским.
Изначально монастырь был мужским и являлся центром молитвенной жизни Псковской земли. Сам преподобный был образованным человеком, и братию в обитель принимали в основном ученую. Монахи занимались переписью книг и рукописей, были аскетами и богословами. Для выяснения вопросов, связанных с отправлением богослужения, преподобный Евфросин пешком ходил в Константинополь и там был принят самим Константинопольским патриархом.
По одному из монастырских преданий, Константинопольский патриарх Геннадий II в благословение обители Евфросина передал через богомольца чудотворный список Цареградской иконы Богородицы – хранительницы I и II Рима. После отпадения Рима от Православия образ оказался в Константинополе. С принятием Византией Флорентийской унии он перешел на Русь, а именно – в Спасо-Елеазаровский монастырь, где впоследствии была сформулирована идея «Москва – Третий Рим».
Спустя столетие, когда усилилось Московское государство, старец Евфросиновой пустыни Филофей в своем послании к великому князю Василию III писал: «Два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти». На великого князя, его подданных и их потомков (то есть нас), возложена величайшая миссия – сохранение чистоты православной веры.
Где находятся мощи основателя и небесного покровителя обители?
Мощи преподобного Евфросина пребывают под спудом главного монастырского собора, где именно – неизвестно. Как сказал старец Николай Гурьянов, «придет время и преподобный явит себя».
Преподобный Евфросин был молитвенником, настоящим старцем. Подобно авве Сергию Радонежскому, он стал учителем многих подвижников, которые, выйдя из Евфросиновой обители, по благословению старца основали на Псковщине десять монастырей и были прославлены в сонме святых: Савва Крыпецкий, Досифей Верхнеостровский, Иларион Псковоезерский, Онуфрий Мальской и другие.
В Спасо-Елеазаровском монастыре с 1811 года совершался водный крестный ход «Дорогой Спасителя», у него интересная история. В наше время этот крестный ход проводится?
Крестный ход начал совершаться по причине отсутствия уловов рыбы на Талабских островах. А островитяне жили рыбной ловлей. Когда рыба оскудела, жители, зная об иконе «Спас Елеазаровский», обратились в молитвах к Спасителю, и Господь дал рыбу. Сразу вспоминается евангельская история об умножении рыбы, когда от ее обилия чуть не утонула лодка. С тех пор решением Священного Синода в 1811 году был установлен крестный ход со Спасом Елеазаровским, «по водам на Псковском озере в день славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла 12 июля». Братия плыли на лодках со святым образом Спасителя и другими святынями обители. Шествие длилось почти неделю.
Начинался крестный ход в день памяти святых апостолов Петра и Павла Божественной литургией на Верхнем острове, где ранее был монастырь, основанный учеником преподобного Евфросина Досифеем Верхнеостровским. Затем крестоходцы обходили все дворы рыбаков, живших и на Верхнем, и на Талабском (нынешний остров Залита) островах. Служились молебны в рыбацких избах. Потом икона торжественно возвращалась в Елеазаровскую обитель. Так благочестивые талабские рыбаки вымаливали себе пропитание и заработок. После Великой Отечественной войны крестный ход продолжался до конца 50-х годов XX века.
С особым почтением к крестному ходу со Спасом Елеазаровским относился протоиерей Николай Гурьянов, который продолжал, несмотря на запрещение, ходить со списком святыни. Усеченный крестный ход совершался по острову Талабск. Батюшка с паствой не прерывал традиции крестного шествия все годы его настоятельства в храме святителя Николая Чудотворца. Спустя полвека забвения крестный ход «Дорогой Спасителя» восстановлен в Псковской епархии по благословению митрополита Евсевия. Во время пандемии не проводился. В июле 2023 года, после двух лет перерыва, слава Богу, возобновлен. Сейчас он длится один день.
Рано утром мы выходим из монастыря, пешком идем через лес до пристани на реке Толбе, садимся на корабли и лодки и плывем на острова Верхний и Залита. По ходу маршрута молимся, на Верхнем острове в храме святых апостолов Петра и Павла служим Литургию, затем идем к памятному Кресту, служим там молебен. Далее плывем на остров Залита, где в Никольском храме поем акафист святителю Николаю, служим литию на могилке старца Николая Гурьянова, посещаем его хибарку (домик-музей).
Отрадно, что в недавнем крестном шествии к нам присоединилась часть братии и сестер Крыпецкого и Снетогорского монастырей. Мы все вместе славили Спасителя и первоверховных апостолов, молились на могилке батюшки Николая. Именно старец Николай в годы безбожной власти сохранил в алтаре храма на острове Залита Цареградскую икону Божией Матери (один из списков с византийского оригинала) и потом передал ее в нашу обитель, когда монастырь вернули Церкви. Согласно одному из местных преданий, древний образ Цареградской иконы был захвачен наряду с другими церковными ценностями во время осады обители шведским войском в 1615 году. Но Матерь Божия не захотела покидать Псковскую землю. В устье реки Толвы шведов настигла буря и потопила их корабли. Батюшка Николай говорил: «Купайтесь, купайтесь в Псковском озере! Там Цареградская икона Богородицы».
Какие чувства испытывает человек, совершая крестный ход по таким местам?
Вы знаете, такая благодать всегда после крестного хода, когда предпримешь маленькие усилия. Ведь крестное шествие – это и физический, и духовный труд, который никогда не проходит для души бесследно. Крестоходцы возвращаются воодушевленные, вдохновленные, наполненные подлинной радостью. Когда посещаешь жилище такого человека, как старец Николай Гурьянов, бывает два состояния: тихие слезы или неизреченная радость. Отец Николай говорил, указывая в сторону Спасо-Елеазаровской обители: «Посмотрите туда! Там был Елеазаров монастырь, и он возродится, в нем будет монашеская жизнь».
Матушка Мария, сколько сестер подвизается сейчас в вашей обители? Какие основные послушания выполняют насельницы?
39 насельниц, из них 15 пожилых. Две сестры в отпуске по уходу за больными родителями, одна учится на иконописца в Троице-Сергиевой лавре, другая несет послушание в Патриархии. Так что основной груз послушаний несут оставшиеся сестры. Если бы не помощь трудников и паломников, нам пришлось бы очень тяжело.
Послушания в обители самые разные: скотный двор, огород, пасека, просфорная и другие труды, обеспечивающие жизнь сестер. Самое главное – это молитва, чтение Неусыпаемой Псалтири (основное послушание пожилых сестер, кто может читать). Летом – огороды, заготовки, прием паломников, проведение экскурсий.
Помимо молитвенного труда главным деланием нашей обители является прием паломников. Мы стараемся создать такие условия, чтобы люди, приезжая в монастырь, отвлеклись от суетности мира, увидели себя, своих близких по-другому и обрели мир в сердце через призму любви Божией к нам, таким слабым и немощным. Чтобы, уезжая от нас, они наполнились Божией любовью и смогли привезти часть полученной в монастыре благодати своим родным и близким.
Спасо-Елеазаровский монастырь также занимается просветительской деятельностью, проводит конференции, при обители организована воскресная школа. Какие значимые проекты были осуществлены недавно?
В этом году в монастыре проходила летняя гуманитарная школа «В поисках Третьего Рима: пять веков русской метафизики власти», посвященная 500-летию послания елеазаровского старца Филофея. В работе школы приняли участие специалисты из Пскова, Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону. Так как монастырь был принимающей стороной, все заботы по созданию условий для проживания студентов и преподавателей легли на плечи сестер. И мы очень рады, что наши гости, живя рядом с монастырем, прикоснулись к святыне, погрузились в атмосферу тишины и молитвы и уезжали от нас просветленные, воодушевленные. Надеюсь, такие школы будут проходить у нас и в дальнейшем.
Весной в обители состоялось открытие и проведение некоторых секций ежегодной международной научной конференции «Москва – Третий Рим» совместно с Псковским музеем-заповедником и Центром палеоэтнологических исследований. Конференция была учреждена еще первой игуменией монастыря Елисаветой, но после кончины матушки какое-то время не проводилась. Благодаря помощи и попечительству председателя Попечительского совета общества «Царьград» Константина Малофеева конференции возобновились.
Матушка, долгое время Вы подвизались в Свято-Никольском Черноостровском монастыре Малоярославца. Сегодня исполняете обязанности игумении Елеазаровского монастыря Псковской епархии. В чем специфика и особенности этой обители?
Свято-Никольский монастырь – место моего монашеского становления. Игумения Николая – моя духовная наставница, мама и просто дорогой человек, которая учит сестер не только поучениям святых отцов, но и собственным примером. Я благодарна Богу, что мой монашеский путь проходил в Черноостровской обители.
В Спасо-Елеазаровском монастыре сложились свои традиции и обычаи. Игумения Елисавета много сил и здоровья положила на восстановление обители и монашеского уклада. И сейчас мы стараемся жить по уставу общежительного жития, за который когда-то ратовал и требовал его исполнения от своих братьев основатель обители. Поверьте, это очень непросто. Мы только учимся и готовимся к тому, чтобы принять такой уклад. Это долгий и кропотливый труд над собой, своим эгоизмом, самолюбием, своим «ветхим» человеком. Бог даст, с Его помощью и мы станем последователями учения нашего покровителя преподобного Евфросина.
В обществе до сих пор бытует стереотип, что в монашество приходят, так как в миру жизнь не сложилась. А что такое монастырь и иноческое житие на самом деле?
Монашество – это жизнь не по своей воле и постоянная борьба: с самим собой, со своими привычками и пристрастиями. Это трудно, сложно, больно, но какие же утешения посылает Господь труждающимся! Не выразить и не сравнить с земными радостями. Это нечто более глубокое: мир, радость, любовь ко всем и вся.
В монашество приходят по разным причинам. Приснопамятная игумения Горненского монастыря в Иерусалиме матушка Георгия (Щукина) говорила, что в монастыре бывает два вида сестер: одни приходят спасаться, а другие – пожить. Конечно, бывает и такое, что в жизни скорби (бросил молодой человек, ушел муж или еще что-то, с чем человек не желает смириться) и человек говорит: «Все, ухожу в монастырь!» Или, к примеру, складывается такая ситуация, что жить негде и не на что, поэтому можно пристроиться в монастыре. А сердце при этом далеко от монастырского жития, от Бога.
Получится ли монах при таком устроении? Сможет ли такой человек, а точнее, захочет ли жить в нестяжании, смирении, послушании? Скорее всего, он будет всем недоволен, на все роптать и пытаться устроиться удобнее для себя. Также сейчас в монастыри приходит много людей с нездоровой психикой. Хотя монастырь – это прежде всего духовная лечебница. Монашеский путь требует особого призвания.
Быть православным, а в особенности монахом, в наше время сродни подвигу, который не каждый способен понести, многие ломаются. Что бы Вы могли пожелать своим братьям и сестрам во Христе на этом непростом пути?
Я бы не сказала, что в монастыре многие ломаются – просто пришли не по призванию. Возможно, некоторые люди находятся в поиске жизненного пути, ищут себя. Хочется пожелать всем желающим иноческого жития не торопиться, не требовать пострига. Вступившим же на этот непростой, но благодатный путь помощи Божией – терпения, сил, мужества и почаще задавать себе вопрос «Для чего я пришел в монастырь?» Так нас учат святые отцы, об этом говорил Святейший Патриарх Кирилл в своем докладе на собрании игуменов и игумений.
В монастырь приводит благодать Божия, просто так сюда не попасть. Смиряться всегда тяжело, но, помня данные Богу обеты (хорошо бы их время от времени перечитывать, как учила сестер игумения Николая), уповая на помощь Божию, отдавая себя в Его руки, все можно пережить и преодолеть. Главное – не трусить, чего всем и себе желаю. Помоги нам всем Господь!
Беседовала Алла Богданова