«Мы собираемся, чтобы делиться не только опытом своих озарений, но и опытом ошибок»

Участники круглого стола «Богослужение и молитва как средоточие жизни монашеского братства»

 «Монастырский вестник» попросил участников конференции «Богослужение и молитва как средоточие жизни монашеского братства», проходившей в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском женском монастыре 13–14 ноября 2019 года, поделиться впечатлениями от прошедшей встречи.

Варнава, епископ Выксунский и Павловский 

Монашеские совещания – это традиция новейшей истории Русской Православной Церкви. В XXI веке инициатором их проведения стал Синодальный отдел по монастырям и монашеству. Хотя и раньше игумены и игумении некоторых монастырей приглашали к себе старцев или духоносных монахов, которые делились с братией и сестрами своим опытом. Опыт, который передается через подобные встречи, может помочь игуменам управить жизнь в своих обителях. У нашего времени – свои особенности, поэтому нам есть, что обсудить в рамках таких совещаний. Например, каким образом применять к монастырской жизни монашеские уставы, учитывая индивидуальные особенности монастырей.

 Большое значение для монашествующих имеют, как молитвенное, так и личное общение. Когда люди чувствуют, что они не одиноки, что у иноков есть некая духовная общность, которая позволяет нам нащупывать путь спасения и плечом к плечу продвигаться по нему – это радует сердца.

 Тема сегодняшней конференции актуальна, как уже было отмечено, потому что между современным монахом и монахом III-V вв. есть существенные различия. Мы обсуждали применение заповеди о молитве в наши дни. Святитель Игнатий (Брянчанинов) упоминает, что человек, который налагает на себя слишком длинное молитвенное правило, в конце концов,отказывается и от короткого. Говорили и о том, как человеку подобает правильно проходить молитву. Существуют разные ее формы: молитва богослужебная, молитва келейная и молитва Иисусова. Последняя является особым деланием, которое должен проходить каждый монах. Без этого вида молитвы обойтись никак нельзя, но в тоже время для инока существует и опасность прелести. Очень сложно исполнять заповедь о молитве без советов опытных старцев, ведь духовная литература и живое слово – это разные вещи.

 Нашему обсуждению подвергается и применение различных богослужебных уставов в монастырях. Сегодня не во всех обителях братия имеет возможность совершать ночную молитву. Но в тоже время человек, который знаком с такой молитвой по собственному опыту, никогда от нее не откажется. Ночная молитва существует на Афоне, раньше и на Руси монахи молились ночью, но теперь такая практика есть лишь в некоторых монастырях.

 Мы собираемся для того, чтобы делиться не только опытом своих озарений, но и опытом ошибок. Могущий вместить да вместит (Мф.: 9,12).

Игумен Гавриил (Рожнов), настоятель Раифского Богородицкого мужского монастыря Казанской епархии

 В монашеской конференции я принимаю участие в третий раз, и на каждой такой встрече узнаю для себя много нового.

 Хотелось бы отметить прогресс в обсуждении монашеских вопросов: от внешних уставных моментов участники перешли к обсуждению внутренней духовной жизни. Митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий задал весьма интересное направление дискуссии: он поделился своими наблюдениями из архиерейской жизни управляющего монастырями Нижегородской митрополии и бывшего насельника Троице-Сергиевой лавры.

 Понравилось обсуждение богослужебного круга монастыря. Для себя я отметил такой момент – посещение братией Литургии является необходимостью для иноков. Ведь действительно есть такая проблема – большинство насельников монастыря не каждый день попадают на это богослужение, хотя, как было отмечено, Литургия является средоточием богослужебной жизни и вершиной богослужебного круга.

 Об интересном опыте рассказал владыка Иоанн, епископ Уржумский и Омутнинский, бывший благочинный Николо-Шартомского монастыря: игумен этой обители благословлял не всем насельникам, а только тем, которые не были заняты на послушаниях, присутствовать на Литургии. Но когда братия вкусили сладость Литургии, то уже по собственной инициативе стали часто приходить на богослужение. Этот опыт можно перенять и нашему монастырю, поскольку не все иноки сильно заняты на послушаниях – для части братии будет возможно с некоторой периодичностью ходить на Литургии.

 Раифский Богородицкий мужской монастырь – самый первый из возрожденных монастырей во всем Поволжье. Он был открыт в 1991 году. Наш монастырь – своего рода альма-матер монастырей Казанской епархии Татарстанской митрополии. Из нашей обители игуменов и братий переводили в монастыри, которые открывались позднее. В частности, два первых игумена из Раифы были переведены в Богородице-Успенский Свияжский мужской монастырь. Часть братии забрали во Введенский Кизический мужской монастырь и в Свято-Вознесенский Макарьевский мужской монастырь. Подобно Оптиной пустыни и Введенскому Толгскомуженскому монастырю в своих регионах. Раифский монастырь стал первым местом на Казанской земле, куда нанес визит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II († 2008). В 2016 году к нам приезжал Святейший Патриарх Кирилл. По количеству братии наш монастырь – самый крупный в Казанской епархии. В дни праздников Крещения Господня и Пасхи, а в этом году и на Троицу, у нас служит правящий архиерей. Обитель находится на берегу живописного заповедного Раифского озера. По традиции, на Крещение, иордань украшается ледовым городком с подсветкой разных цветов и ледовыми фигурами. В течение трех дней тысячи человек приходят сюда окунуться, заходят в храм, молятся, что весьма отрадно. Монастырь занимается миссионерским и социальным служением. В прошлом году на базе монастыря были открыты богословские курсы, и вот уже второй год на курсах обучаются насельники монастырей не только Казанской, но и других епархий.

Иеромонах Лазарь (Белянин), благочинный Свято-Троицкого мужского монастыря г. Алатырь (Чувашская митрополия)

 Польза сегодняшней конференции в том, что человек, живя в своей обители,не всегда может увидеть целостную картину происходящего в монастырях нашей Церкви. На таких встречах мы получаем возможность узнать о жизни обителей различных епархий и составить общее представление о том, как живут монастыри и как схожие проблемы решаются зачастую совершенно разными методами. Опыт, который можно перенять на конференциях, весьма разнообразен и полезен.

 Очень важно, чтобы такого рода собрания помогали на практике, чтобы заключения, к которым мы пришли в ходе дискуссий, не оставались лишь словами. В каждом монастыре есть проблемы, с которыми насельникам приходится сталкиваться ежедневно. Самое ценное и запоминающееся в такого рода встречах – то, что люди делятся своими опытом, духовными переживаниями... Например, одна матушка рассказала даже и о физических трудностях своего игуменского послушания на момент вступления в должность. Кто-то поделился молитвенным опытом: человек старался, несмотря на телесные немощи, нести духовные подвиги.

 Особенно хотелось выделить выступление игумена Вассиана из Печерского монастыря Нижнего Новгорода. В простых словах, но при этом глубоко и ярко, он рассказал о молитвенном делании и внутреннем духовном подвиге, столь важном для монаха.

 Наш монастырь Святой Троицы города Алатыря – один из крупнейших монастырей Поволжья. Хотя и располагается он, можно сказать, в глубинке, но при этом является местом весьма значимым с исторической и духовной точек зрения. Основанный в 1552 году, он всегда играл важную роль в духовной жизни края. И по сей день остается местом притяжения многих паломников и гостей города.

Фотограф: Владимир Ходаков 


Материалы по теме

Новости

Публикации

Игумен Гавриил (Рожнов), игумения Рахиль (Ковалева)
Раифский Богородицкий мужской монастырь
Участники круглого стола «Богослужение и молитва как средоточие жизни монашеского братства»
Игумен Гавриил (Рожнов), игумения Рахиль (Ковалева)
Раифский Богородицкий мужской монастырь
Участники круглого стола «Богослужение и молитва как средоточие жизни монашеского братства»

Доклады

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Пензенский Спасо-Преображенский мужской монастырь
Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь
Данилов ставропигиальный мужской монастырь
Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь в Эстонии
Сурский Иоанновский женский монастырь
Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь
Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра
Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь
Макарьева пустынь
Свято-Богородице-Казанский Жадовский мужской монастырь.