Свияжский Успенский монастырь – остров молитвы

Игумен Симеон (Кулагин)

Как духовные традиции Оптиной пустыни развиваются в Свияжском монастыре

1 февраля 2019 года в Казани состоялось торжественное мероприятие, посвященное завершению масштабного историко-культурного проекта «Культурное наследие: остров-град Свияжск и Древний Болгар». Работы по воссозданию уникального исторического комплекса зданий в Свияжске ведутся с 2010 года республиканским фондом «Возрождение». Среди прочих объектов был реконструирован Успенский собор Свияжского Богородице-Успенского монастыря. Самая активная фаза работ пришлась на последние два года. Это удивительным образом совпало с назначением наместником монастыря 27 декабря 2016 года игумена Симеона (Кулагина).

Отец Симеон, недавно исполнилось два года с момента Вашего вступления в должность наместника обители. Какой Вы ее нашли в свой приезд, что знали о ней, что удалось сделать за два года? Что пришлось менять?

Всю свою жизнь я интересуюсь историей России, и когда-то занимался этим профессионально, поэтому я, конечно же, знал о Свияжске и его древних святынях. Главное преимущество монастыря, на мой взгляд, –это то, что он заботами республиканского руководства был полностью отреставрирован. Это позволяет заниматься больше не строительными хлопотами, а устроением монашеской жизни и богослужением. Со мною пришло несколько человек из Оптиной пустыни, они стали костяком нового братства, принесли традиции одной из лучших православных обителей.


Монастырь древний, основан в XVI веке, ансамбль монастыря полностью сохранился. Расположен в удивительном по красоте месте, на острове при слиянии трех рек: Волги, Свияги и Щуки.

Главные изменения – это именно восстановление монастырского устава во всех сферах жизни обители. Например, богослужение у нас ежедневно совершается по монастырскому уставу, что, как ни странно, большая редкость в русских монастырях. Вечером мы служим вечерню и повечерие с каноном Богородице.

А утром, в 6 часов, мы совершаем полунощницу, утреню, часы и литургию (иногда две Литургии). Канон на утрене у нас читается с библейскими песнями – это древняя уставная традиция, которая почти забыта в России и поддерживается в монастырях Афона. В планах – еще более приближать богослужение к уставу. Вообще, из-за того, что в монастыре почти отсутствует подсобное хозяйство – так как мы расположены на небольшом острове, – богослужение, келейная молитва и поддержание благолепия в храмах – основные наши послушания. За эти два года мы подготовили к освящению два отреставрированных храма, в которых сейчас постоянно идет богослужение. Состоялись первые постриги в монастыре. В планах на уже начавшийся год –освящение Успенского и Никольского храмов XVI века, а также Германовского храма, который расположен в братском корпусе. Именно подготовкой этих древних храмов к освящению мы сейчас преимущественно и занимаемся.


В чем Вы видите свою главную миссию и задачу как наместника? Какие векторы развития монастыря Вы считаете наиболее важными и приоритетными?

Я родился и вырос в Сибири. Еще в детском возрасте появился интерес к вере и Церкви, по собственному желанию был крещен, хотя семья была нерелигиозная. Окончил университет и занимался преподаванием истории России. В 27 лет отправился в паломническую поездку по монастырям, в том числе три дня должен был провести в Оптиной пустыни. Когда эти дни прошли, я понял, что не хочу уезжать оттуда. Подошел к духовнику обители отцу Илию, и он благословил остаться. Так я остался в Оптиной на 12 лет, принял постриг. Проходил самые разные послушания – на коровнике, в экскурсионной службе, в гостинице для трудников, по благочинию, практически ежедневно приходилось принимать исповедь у многочисленных богомольцев. Последние годы заведовал монастырскими трапезными, в которых ежедневно питалось в среднем 600 человек.

Свияжский монастырь меня привлек своей древностью и удаленным расположением на острове, так как я считаю, что монашескую жизнь в городе либо вблизи мегаполиса устроить крайне сложно.

Главную свою задачу вижу в том, чтобы возродить монашеские традиции в древнем монастыре, собрать братию, действительно любящую монашескую жизнь и молитву, и поддерживать уставное богослужение.


Обители уделяется большое внимание со стороны властей республики и правящего архиерея. Что удалось сделать благодаря их поддержке?

В 2018 году закончилась реализация комплексного проекта по возрождению острова-града Свияжска, в рамках которого были отреставрированы все объекты Свияжского монастыря. На самом деле – это уникальный для России проект.

За несколько лет были полностью восстановлены два свияжских монастырских комплекса.

В 2017 году наш Успенский собор был признан памятником Всемирного наследия ЮНЕСКО – таких памятников в России менее 30-ти. Это, конечно, было бы невозможно без особого внимания к возрождению Свияжска со стороны властей республики, особенно Государственного Советника Минтимера Шаймиева и возглавляемого им фонда «Возрождение». Искренняя им благодарность от братии обители и паломников! Именно благодаря этой работе монастырь теперь полностью обустроен и удобен для монашеской жизни.

Наш правящий архиерей митрополит Феофан лично вникает во все детали строительных и реставрационных работ, участвует в рабочих совещаниях. Но главная, на мой взгляд, забота владыки – это восстановление уставных и духовных монастырских традиций.


Как проходит возрождение исторического облика обители? Какие работы ведутся сейчас, какие – в ближайших планах?

Реставрационные работы заканчиваются. Летом этого года планируется освящение нашей главной святыни – Успенского собора. Также будет установлен иконостас в Никольском храме и открыта новая паломническая трапезная на территории Иоанно-Предтеченского подворья нашего монастыря. Мы надеемся, будут проведены работы по благоустройству территории Успенского монастыря, так как без этого сложно будет обеспечить доступность собора с его уникальными фресками XVI века для массового посещения.


Свияжск – один из важнейших туристических центров Татарстана с огромным трафиком посетителей, зачастую не вполне воцерковленных. Как насельникам обители удается сохранить в этой ситуации молитвенный настрой?

Эта проблема большинства современных монастырей, особенно имеющих определенную известность. Но надо отметить, что и в прошлом монастыри принимали не меньший поток паломников. Например, Оптина пустынь в дореволюционные годы была центром духовного окормления, принимала многотысячный поток посетителей со всей России, и это не мешало братии сохранять строгий строй монастырской жизни. В Свияжске поток туристов и паломников имеет ярко выраженную сезонность – это лето и новогодние праздники. Большую часть года жизнь в монастыре уединенная. Это преимущество островного и отдаленного от городов расположения Свияжска. Но и в летние месяцы посетители бывают только в дневные часы, утром и вечером – когда мы совершаем богослужение – в стенах монастырского комплекса практически нет туристов или паломников. Ворота обители открываются в 9 часов утра, а закрываемся мы для посетителей в летний период в 18 часов, в зимний – в 17. Сейчас наиболее важная задача – создание братской территории, то есть ограждение территории, примыкающей к братским корпусам, от посетителей. Это совершенно необходимо для дальнейшего развития обители, и правящий архиерей нас здесь полностью поддерживает.

Вообще, наш владыка говорит, что апостолы ходили по всей земле и искали кому бы проповедовать Слово Божие, а к нам сами в обитель приезжают люди, многие из которых, видя благолепие древних храмов, посещая уставные службы, получают духовную пользу. Как писал современный учитель монашества, старец Иосиф Ватопедский: «Когда мы трудимся ради нашего спасения со страхом и прилежанием, соблюдая свои монашеские установления, мы становимся и миссионерами для нашего народа, не выходя за ограду монастыря».


Свияжский монастырь – особое место в истории Поволжья, форпост в распространении православной веры среди народов региона. В его истории много страниц как радостных, так и трагических. Какие из них, по Вашему мнению, недостаточно хорошо известны и нуждаются в более тщательном изучении и освещении?

Сейчас я занимаюсь исследованием истории монастырей Свияжска в начале XX века, то есть перед революцией 1917 года, а также после революции и вплоть до закрытия монастырей. Это время святых новомучеников и исповедников, которые явили подвиг веры, но также и эпоха отречений, предательств. Мне кажется, знакомство с этой страницей истории нашей страны весьма актуально для современного христианина.


Кто сегодня приходит в монастырь и как происходит формирование и воспитание насельников?

В монастырь приходят самые разные люди. Кого-то приводят жизненные проблемы, кто-то сознательно интересуется монашеской жизнью. Часть братии и трудников связаны с Оптиной пустынью и приходят к нам по совету оптинских духовников. Для всех приходящих в монастырь обязательно посещение богослужебного суточного круга.

В течение дня между богослужениями – трудовые послушания, которых хватает в большом монастыре с семью храмами. В нашем монастыре принята практика частой исповеди и причащения – обычно раз в неделю. Также мы стараемся, чтобы все получали духовное образование на заочном отделении Казанской духовной семинарии. Причем наши студенты отличаются очень хорошей успеваемостью. Периодически проводим беседы с братией и трудниками по вопросам духовной жизни. Сейчас в монастыре семь монахов. Есть послушники и трудники из разных регионов России, которые имеют серьезное расположение к монашеству. Монастырь большой и полностью восстановленный, так что мы готовы принять всех, кто серьезно задумывается о спасении души.


Каков порядок жизни в монастыре? Насколько он строг и имеет ли историческую традицию?

Утреннее богослужение, которое продолжается в среднем три с половиной часа и посещение которого обязательно. После этого всем назначаются послушания. С двенадцати до двух перерыв, во время которого совершается трапеза и можно отдохнуть. С двух до четырех братия и трудники вновь на послушании. В пять начинается служба, которая на этот раз занимает около полутора часов, после службы – ужин. В половине девятого собираемся в храме для вечернего правила. Накануне праздничных дней совершается всенощное бдение. Этот распорядок во многом похож на тот, который действует в Оптиной пустыни, и соблюдение его обязательно. Конечно же, стоит отметить, что в прошлом распорядок жизни в монастырях был более строгим и подвижническим. Обязательность посещения монастырских служб – главная сложность нашего устава. Для многих современных людей гораздо проще тяжелый труд, чем многочасовая молитва.


Если ли у Вашей обители связь с другими монастырями?

Мы, конечно, имеем связи с монастырями Казанской земли, приглашаем на все наши монастырские праздники братию других монастырей, некоторые монастыри также приглашают нас на свои торжества. Наиболее тесная духовная связь лично у меня и у других наших монахов поддерживается с Оптиной пустынью. Нас часто навещают оптинские братья, оптинские трудники также приходят в нашу обитель. Мы всегда рады тем, кто ищет монашеского жития, любит молитву и богослужение. Монастырь сейчас полностью восстановлен, налажена богослужебная жизнь, создан костяк братии – и мы молимся и надеемся, что со временем обитель наполнится ищущими духовной жизни.

Беседовал Дмитрий Хохлов

Материалы по теме

Монастыри

Свияжский Богородице-Успенский мужской монастырь
Республика Татарстан, Зеленодольский район, село Свияжск, Успенская улица, 6
Свияжский Богородице-Успенский мужской монастырь
Республика Татарстан, Зеленодольский район, село Свияжск, Успенская улица, 6

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Участники XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений
Участники XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений
Участники XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений
Игумения София (Сухова)
Участники XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений
Участники XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений
Участники XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений
Игумения София (Сухова)
Сурский Иоанновский женский монастырь
Пензенский Троицкий женский монастырь
Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь
Коневский Рождествено-Богородичный монастырь
Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь
Свято-Троицкий Стефано-Махрищский ставропигиальный женский монастырь
Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь
Константино-Еленинский женский монастырь
Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь
Иоанно-Богословский женский монастырь, дер. Ершовка