«Важно, чтобы монастыри не пошли по пути обмирщения»

Митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий

Митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, председатель комиссии Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества ответил на вопросы портала «Монастырский вестник» о работе международной научно-практической конференции «Преемство монашеской традиции в современных монастырях. Миссия монастырей в современном мире: цели, задачи, принципы построения коммуникации», проходившей 24-25 сентября 2019 г. в Свято-Троицкой Сергиевой лавре.

Ваше Высокопреосвященство на конференции в лавре Вы были ведущим секции «Взаимоотношения насельников монастырей с внешним миром в свете монашеских обетов». Какие вопросы обсуждались участниками секции?

Сегодня главной задачей для нас является сохранение монашеского духа в обителях. Очень важно, чтобы мир не навязывал свои жизненные принципы иночеству и монастыри не пошли по пути обмирщения. Монахи должны жить по уставам святых отцов, написанным для монашеских обителей. Обсуждение этой темы всегда настраивает нас на поиск ответа на вопрос, как наставления святых отцов применить к жизни сегодняшней. Господь дал нам всё – Священное Писание, святоотеческие труды, примеры подвижнической жизни святых. Мы являемся обладателями богатейшего духовного наследия. Но жизнь инока – это ведь не только изучение книжной премудрости. Есть опыт, который при живом общении можно передавать от сердца к сердцу, из уст в уста, и восприятие такого опыта способствует духовному трезвению, лучшему пониманию тех или иных аспектов монашеской жизни.

Также обсуждались различные практические вопросы, чтобы монашествующие, приехавшие из удаленных от центра России епархий, слушая ответы на них, находили бы приемлемые для себя ответы. Поэтому считаем такое общение очень важным.

Например, в одном из выступлений, поднималась тема целомудрия. Целомудрие – это основа основ жизни христианина, а монаха в особенности. Но не только тело надо хранить в целомудрии, целомудренными должны быть мысли, слова, душа и дух инока. Человек должен понимать, что если он не хранит целомудрие, то не достигнет высоты монашеской жизни. А мы часто считаем духовную распущенность невнимательностью и совсем нестрого судим себя за это. Но строгость к себе очень важна для внутреннего созерцания. Когда человек стремится к целомудрию, он понимает и свою немощь, а Господь за смирение дает ему благодать и крепость духовную. В Писании сказано: «Сила Моя в немощи совершается» (2 Кор. 12, 9). Осознание своей немощи является величайшей силой, и это имеет смысл донести до каждого кандидата на поступление в монашеское братство, каждого насельника монастыря. Работай над своим сердцем, заботься о чистоте сердечной, как говорит псалмопевец Давид: «Сердце чисто созижди во мне и дух прав обнови во утробе моей» (Пс. 50, 12).

На конференции эту тему мы обсуждали в практической плоскости: как сохранить целомудрие, соприкасаясь с внешним миром на послушаниях? Кто-то из игуменов говорил, что надо ограждать молодых насельников монастырей от внешнего влияния, а от кого-то мы услышали, что люди превращаются в потребителей и ослабевают в монашеской жизни, когда ограждены от трудностей, в том числе и трудностей общения с миром. Говорили мы и о том, насколько важна духовная бодрость, и как она влияет на общий настрой монастырской жизни. Благодаря тому, что у нас есть возможность обсуждать все эти вопросы, мы можем увидеть одну и ту же проблему с разных сторон, узнать весь спектр мнений, касающихся ее решения. Люди описывают личный опыт, обсуждают сказанное, делятся опытом окормления воспитавших их старцев и стариц, и это замечательно.


После выступлений Вы часто задавали докладчикам уточняющие вопросы, заостряя рассмотренную тему и вдохновляя зал к ее обсуждению…

Выступая, все мы говорим хорошие и правильные слова, стараемся как можно точнее формулировать свои мысли, но всегда хочется понять, что именно из сказанного применимо сегодня? Что уже принесло или может принести в будущем добрые плоды? Ведь мы обсуждаем вопросы монастырской жизни для того, чтобы улучшить ее качество, исправить имеющиеся недостатки, чтобы видеть наши обители оздоровленными, а иноческие общины крепкими. Очень хотелось бы, чтобы все, кому придется выступать на предстоящих форумах, учитывали это. Нам пора от книжного восприятия монашества переходить к реальной жизни.

На конференции не раз звучала мысль о том, что не следует торопиться с принятием послушников в монастыри. Возможно, такой вывод делают те, кто видел последствия поспешных решений о постриге. Но, с другой стороны, при существующем недостатке насельников в обителях руководители монастырей, наверное, хотели бы, чтобы их братства увеличивались.

Исходя из моего личного практического опыта, могу сказать, что человек, приходя в монастырь, чтобы стать монахом, обязательно должен сначала себя испытать. Время трудничества – это время особого исследования своего сердца, когда человеку предстоит понять, нужно ли ему монашество, его ли это обитель, по силам ли ему монастырская жизнь? Руководители монастырей в свою очередь тоже должны разобраться, подходит ли им тот или иной брат или сестра, готов ли человек к монашеской жизни. Это касается и периода трудничества, и периода послушничества, оба этапа очень важны. Пока кандидат еще не дал монашеских обетов, ему нужно многое увидеть в себе. Например, способен ли он жить в послушании. Ведь в монастыре нет слов «не хочу», «не буду», «не могу»… И если мы с этим встречаемся сегодня, значит, на каком-то этапе духовного формирования монаха произошел сбой. Возможно, что причиной ухода из монастыря для кого-то было поспешное принятие его в обитель.

Чтобы избежать подобных проблем в дальнейшем, мы обсуждаем все эти темы на монашеских встречах. Нельзя осуждать тех, кто, не дав монашеских обетов, покинул обитель. Эти люди остались христианами и членами Церкви. Но тем, кто стремится к монашеству, необходимо до принятия пострига понять, для чего человек идет в монастырь, ведь обеты, которые мы даем Христу, нельзя отменить.

Насколько мы поняли, темы выступлений конференции перекликались с темами готовящихся документов возглавляемой Вами комиссии Межсоборного присутствия. Скажите, мнения, высказанные участниками конференции, могут ли повлиять на изменение текстов документов?

Конечно. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла подготовленные рабочими группами Комиссии проекты документов сначала обсуждаются всеми ее членами, а затем мы предлагаем их вниманию участников монашеских встреч – собраний игуменов и игумений монастырей, Рождественских чтений, конференций – только в этом случае тексты документов могут быть содержательными и глубокими. Обсуждая их на форумах, мы всегда имеем в виду возможность что-то усилить, а что-то исправить в документах. Это и есть работа соборного разума Церкви, которая вызывает неподдельный интерес в монашеской среде.

Профильной Комиссией Присутствия уже издано несколько документов, регламентирующих монастырскую жизнь. Всё ли, из того, что изложено в документе, удается воплотить в жизнь монашеским общинам? Насколько обязательным является исполнение этих документов?

Документ можно сравнить с дорогой, которую проложили для того, чтобы по ней ездить. Но всегда найдутся те, кто предпочитает передвигаться по обочине, в обход или по непроходимой местности. Выбор всегда остается за нами. Конечно, есть обители с особым укладом, но это не мешает им исполнять общий для всех монастырский устав. Сельский монастырь отличается от городского. Исторически значимые обители, как Троице-Сергиева Лавра, Оптина пустынь, Дивеевский монастырь принимают большое количество паломников и туристов, а потому образ их жизни связан с тем, что насельники должны проявлять любовь и внимание к мирским людям. У насельников небольших монастырей, удаленных от населенных пунктов, больше возможностей для уединенного образа жизни. И то, и другое есть в нашей Церкви. Не надо только выдумывать собственные, не апробированные святоотеческим опытом, формы монашества. Ведь мы, опираясь на опыт своих предшественников и собственный, пишем документы для того, чтобы монастыри могли приблизиться к правильному устроению монашеской жизни. Воплощение в жизнь положений документа предполагает необходимость учитывать особенности обители, в которой это происходит.

Владыка, в заключительном слове, обращенном к участникам конференции, Вы призвали руководителей монастырей знакомиться друг с другом, общаться, перенимать имеющийся опыт, чтобы быть единомысленными и участвовать в возрождении нашего Отечества. Обязательно ли быть единомысленными, чтобы возрождать Отечество?

Да, и это очень важно. Если мы говорим о принципах церковной жизни, то позиция всех, кто ими руководствуется, сильна тем, что эти принципы имеют в своем основании святоотеческое учение. У каждого времени есть свои особенности, и мы всегда обсуждаем, как, учитывая их, не разрушить накопленный опыт монастырской жизни, но Христос один и тот же вчера, сегодня и во веки веков. И монашеские обеты остаются неизменными. Благоустроенность монашеской жизни зависит, конечно же, и от внешних факторов, но все же в большей степени она зависит от игумена монастыря, его знаний, его опытности, его способности найти людей, которые могут поделиться положительным опытом, вдохновить братию гореть монашеской жизнью, учиться у того, кто являет собой пример для подражания, так как исполняет Евангелие собственной жизнью. В этом и заключается наше единомыслие, которое необходимо для благоустройства монастырей, Церкви и Отечества.

Беседовала Екатерина Орлова

Фото: Владимир Ходаков

Материалы по теме

Новости

Публикации

Монашество

Монастырский журнал «Дивеевская обитель»
Монастырский журнал «Дивеевская обитель»

Доклады

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Сретенский ставропигиальный мужской монастырь
Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра
Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь
Иоанновский ставропигиальный женский монастырь
Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской монастырь
Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Ставропигиальный мужской монастырь
Свято-Троицкий Стефано-Махрищский ставропигиальный женский монастырь
Успенский нижнеломовский женский монастырь
Мужская монашеская община прихода храма Тихвинской иконы Божией Матери
Пензенский Спасо-Преображенский мужской монастырь