Иконописное послушание

Монастырский журнал «Дивеевская обитель»

В 1857 году в Серафимо-Дивеевском монастыре начала работу живописная и иконописная мастерская. До революции в ней проходили послушание около 130 сестер. В конце 1900-х годов были устроены отдельные помещения для обучения рисунку, левкасной работе, чеканке по грунту и золочению. У каждой сестры была своя специальность. Помимо написания икон они занимались литографией, изготовлением фигурок преподобного Серафима из алебастра и росписью на досках. Иконы, написанные насельницами обители, а также выполненные их руками сувениры пользовались широкой известностью, некоторые из них были преподнесены в дар членам Императорской Фамилии.


Живописи сестры обучались в Санкт-Петербурге под руководством профессоров Академии художеств. Мозаичному искусству – у известных итальянских художников братьев Бонафеде, исполнявших грандиозные мозаичные иконы в Исаакиевском соборе. Так формировался уникальный стиль дивеевской иконописной мастерской. Его особенность: светоносность, одухотворенность образов, сочетание академической живописной манеры с традиционными канонами иконописания.

В дивеевской мастерской писались различные изводы икон Спасителя, Богородицы, праздников и целые иконостасы, преимущественно в масляной технике, на толстом грунте, золоченом по красному полименту фоне, обильно украшенном гравированным по левкасу орнаментом. В живописи использовался цветной грунт различных оттенков. Постоянно применяли фактурные мазки в наиболее освещенных местах, бликах или орнаментах. Сестры-живописки имели особый вкус к белому цвету, чувствовали его светосилу. На холстах надписи и нимбы почти всегда выполняли разбеленной желтой краской.

Одним из самых излюбленных образов, наряду с изображениями преподобного Серафима, были списки его келейной иконы «Всех радостей Радость». Дивеевские копии – это не буквальные повторения, а творческие самостоятельные работы. Первые выполнены на темном фоне, внизу в небольшом прямоугольнике помещена памятная надпись: «Подобие святой чудотворной иконы Божией Матери Умиление, пред которою в молитвенном подвиге скончался приснопамятный старец Саровской пустыни иеромонах отец Серафим 1833 г. января 2 дня»; позже иногда писался тропарь иконе.

Священномученик Серафим (Чичагов) писал в начале ХХ века: «Дивеевский собор начал украшаться удивительной живописью собственной монастырской работы, нигде не встречаемой в других обителях по всей России. По молитвам отца Серафима Господь послал в Дивеевскую обитель несколько сестер, одаренных талантом живописи, между которыми в особенности отличалась и поныне стоит во главе живописного послушания мать Серафима. Ее кисть чрезвычайно нежна, дает настоящий свет и выражение ликам святых праведников… Вообще художество Дивеевского монастыря поражает своими достоинствами, вкусом, обдуманностью и выдержанностью».

Монахиня Серафима (в миру – Ольга Захаровна Петракова), возглавлявшая мастерскую до закрытия монастыря, происходила из крестьян Нижегородской губернии. Родилась она в 1846 году. Паломник, побывавший в мастерской, оставил такое воспоминание о ней: «всегда неутомимая, всегда вдохновенная мать Серафима».

В годы советской власти, когда монастырь закрыли, традиция была прервана. Немногие сестры-художницы писали по домам. Писали масляными красками. Писали просто, по-женски мягко, с любовью. До нас дошли иконы, написанные преподобномученицей Матроной (Власовой), наброски, сделанные монахиней Серафимой (Булгаковой).


С возрождением обители в начале 90-х годов начиналось все с нескольких сестер, очень одаренных художественно. Кто-то закончил Мухинское училище, кто-то хохломское, кто-то художественную школу. Ездили в Третьяковскую галерею – чтобы посмотреть там «Троицу», в Ферапонтов монастырь – к сохранившимся фрескам Дионисия, в Троице-Сергиеву лавру, в Псково-Печерский монастырь. Возвращение к канону у нас совершила монахиня Ирина (Куимова). Ею был написан центральный иконостас Троицкого собора, иконы «Донская», прп. Амвросия Оптинского, Сорока мучеников Севастийских, Преображение, прп. Серафима Вырицкого, прп. Лаврентия Черниговского и многие другие.


Потом было прославление преподобных жен Дивеевских. Надо было писать их икону. Для нас, привыкших видеть на портретах матушку Александру в зипуне и шапочке с заячьей опушкой, трудно было отойти от привычного образа. Но родилась икона, в подобие древней новгородской, на которой они в изумрудно-синих схимах, гематитовых мантиях и светлых рясах.

Дивеевская иконописная мастерская окончательно оформилась в возрождающемся монастыре только к 2003 году. Основной принцип работы современных иконописок – сохранение традиций дивеевской иконописной мастерской путем точного копирования старинных образцов, в которых современник заметил столько «торжествующей святости, этой тихости, этой детской чистоты, безграничной мягкости и ласковости». Копирование дает опыт проникновения внутрь традиции, в сам процесс создания иконы, раскрывает творческий потенциал, помогает увидеть не сухую схему, а естественные живописные и пластические законы.


Чаще всего сестры дивеевской иконописной мастерской пишут образы Божией Матери «Умиление», преподобного Серафима и дивеевских святых. Они советуются в своей работе со специалистами из Оптиной пустыни, совершают поездки в другие монастыри, посещают древние храмы, бывают в музеях. В мастерской собрана большая библиотека по истории и теории иконописи.

Иконописное послушание возглавляет монахиня Феофана (Аверьянова), на нем сегодня занято семь сестер. Кроме того, несколько сестер в левкасной мастерской готовят доски для икон; в рамочной вырезают из дерева рамки, подставки и киоты; в реставрационной старым иконам дают вторую жизнь. Процесс создания иконы – длительный и кропотливый, он требует участия разных специалистов.


Для написания икон используются липовые и кипарисовые доски. Чтобы доска была готова для письма и сохранялась от рассыхания и воздействия влаги, ее левкасят. Делается это так. Доску определенного размера или несколько досок, соединенных между собой, проклеивают клеем и накладывают паволоку. Паволока – состав из мела и желатина, которые в определенных частях соединяются и варятся. Слои паволоки накладывают постепенно, несколько дней. Сначала втирается руками, затем наносится кисточкой. Каждый слой просушивается и потом уже выравнивается шпателем и шлифуется. Слои должны быть одинаковой консистенции, иначе впоследствии они будут деформироваться. Тыльная сторона обрабатывается морилкой для придания цвета и вощится мастикой. Торцы морятся, но не вощатся, чтобы доска «дышала». В состав мастики входят воск и канифоль, они защищают доску от воздействия влаги.

Для того, чтобы доска не прогибалась, с тыльной стороны она закрепляется перекладками-шпонками. Иногда иконы делают с «ковчегом» – специальным углублением в дереве. Края у таких икон называются полями, а переход между ковчегом и полем – лузгой.


Подготовленная таким образом доска затем попадает в иконописную. Существует два вида письма икон – иконописный и живописный. Живопись, в отличие от иконописи, выполняется масляными красками, иногда акварелью. В иконописи используются темперные краски, которые четко отделяют границы рисунка.

В начале делается опись и золотится фон. Традиция золочения фона на полименте идет от преподобного Андрея Рублева; в Дивеево ее привезли московские иконописцы. Полимент – это красная земля, которая накладывается в пять слоев натиранием, затем шлифуется. Золото накладывается кисточкой на смоченную водой и водкой поверхность. Ватой убирается лишняя влага.


После этого начинается работа с самим изображением, накладываются краски. Краски заготавливаются сестрами из природных камней – натуральных пигментов. Для этого камни перетираются в деревянных ступках до мелкого порошка, растираются на стекле до полной однородной массы. Порошок соединяют с эмульсией – смесью из яйца и сухого вина. Цвета краскам даются по названию камней: лазурит – синий, азурит – голубой, аури – желтый.

Как происходит рождение иконы? Ведь теперь прославлены новые дивеевские святые, и нет образцов, по которым можно было бы написать, например, наших преподобномучениц. Ведь даже фотографий этих святых нет. Изучается их житие, идет молитва к этим святым – и в результате складывается новый образ. Когда сестра с благоговением и вниманием, молитвой и терпением, пишет икону, она входит в духовное общение с тем святым, над образом которого работает, и сама духовно укрепляется.


Задача иконы – открыть сокровенный мир души святого человека. Святость ведь можно показать в иконе. Она проявляется, например, через то, что человеческое тело становится источником света. Не свет падает на лицо, а сам лик святого, сама плоть становится лучезарной. Это очень тонко чувствовали авторы дореволюционных дивеевских икон.

Икона показывает, каким станет человек, если победит в борьбе с врагом, показывает, каким он должен быть. Она может сохранять некоторые портретные черты. Но лицо на иконе – это лик, личность, преображенная в свете вечности.

Иконописец не подписывает иконы своим именем. Его дело с самого начала шире, чем личный вкус и чье-то «я считаю», которое ни перед Господом, ни перед лицом Церкви ничего не меняет. В иконописи возможна свобода творчества, но она проявляется внутри предания и канона.

Нет подписи автора и на иконах преподобноисповедницы Матроны (Власовой), священномучеников Иакова и Михаила (Гусевых). По фотографиям после их прославления иконы очень нежно, по-дивеевски составила послушница Вера (Василенко). Незадолго до кончины (†2010 г.) она приняла иноческий постриг с именем Вивея. Как про старинных монахов писали: «Жил тихо и скончался тихо», – так и про нее можно сказать. Тяжело болела, но немногие догадывались об этом. В миру была известной художницей, окончила Строгановское училище, ее работы выставлялись в России, Испании, Германии и Португалии, но никогда не говорила о своей известности. Тихо работала в монастырской реставрационной мастерской и ценила это место за то, что можно проводить много времени в молитве. Восстановленные ею иконы находятся сейчас в дивеевских храмах. Она могла восстановить икону, казалось, совершенно утраченную, какой была икона Божией Матери «Достойно есть»; а сейчас она украшает придел Царственных мучеников Казанского собора. Святые, иконописные образы которых первой написала инокиня Вивея, и по смерти сопровождали ее: на третий день после ее упокоения праздновался день памяти преподобноисповедницы Матроны Дивеевской, на сороковой – священномучеников Иакова и Михаила Дивеевских.


«Дивеевская обитель»

Материалы по теме

Новости:

Публикации:

Монашество:

Монастырский журнал «Дивеевская обитель»
Монастырский журнал «Дивеевская обитель»
Монастырский журнал «Дивеевская обитель»
Монастырский журнал «Дивеевская обитель»
Монастырский журнал «Дивеевская обитель»
Монастырский журнал «Дивеевская обитель»
Монастырский журнал «Дивеевская обитель»
Монастырский журнал «Дивеевская обитель»
Монастырский журнал «Дивеевская обитель»
Монастырский журнал «Дивеевская обитель»
Монастырский журнал «Дивеевская обитель»
Монастырский журнал «Дивеевская обитель»
Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь
Петропавловский мужской монастырь
Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь
Николо-Угрешский ставропигиальный мужской монастырь
Алексеевский ставропигиальный женский монастырь
Монашеская женская община Ризоположения Божией Матери с. Люк
Коневский Рождествено-Богородичный монастырь
Пензенский Троицкий женский монастырь
Свято-Богородице-Казанский Жадовский мужской монастырь.
Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь