К 700-летию Высоко-Петровского монастыря мы продолжаем знакомить читателей с людьми, которые спасаются посреди шумного мегаполиса. Духовник монастыря игумен Петр (Пиголь) совмещает четыре послушания: преподает богословские предметы, руководит информационно-издательским центром «К Свету», совершает богослужения и является духовником обители. С какими вопросами игумен Петр обращался к прп. Паисию Святогорцу, как решить главную духовную проблему москвичей, почему неофиты со временем остывают и как не остыть самому, и в чем, наконец, состоит «русская идея» — читайте в нашем интервью с духовником Высоко-Петровского монастыря.
С какими проблемами и бедами сегодня приходят москвичи в монастырь, что их больше всего терзает?
Все прегрешения, с которыми человек приходит на исповедь, это, как правило, и источник его проблем — проблем, с которыми он сталкивается, борется и которые он должен решать. Желание и стремление решить ту или иную проблему — главное устремление человека, которое часто мотивирует его движение к Богу. И это правильно, человек действительно должен заботиться о себе. В Евангелии именно отношение к себе дано как критерий правильного отношения к ближнему: «возлюби ближнего как самого себя». Возлюбить себя — это значит желать себе подлинного блага, исходящего от Бога. Напротив, жизнь по греховным страстям и стремление получить в этом какое-то наслаждение — это не любовь к себе, а путь деградации и разрушения своей личности. Это грехи против самого себя.
Так вот, если говорить об общей тенденции, то можно наблюдать, что современные люди больше всего поражаются грехом, который прп. Иоанн Лествичник называет «окамененным нечувствием». Это состояние духовного безразличия, или, как выразилась бы молодежь, духовной непрошибаемости. Человек приобретает некий панцирь, которым облекается его душа, и становится малочувствительным к вопросам спасения своей души. Это, конечно, очень опасное состояние. В таком состоянии человек не стремится на исповедь, у него нет интереса к духовным проблемам и вопросам духовной жизни, он все глубже погружается в безразличие.
В чем причина подобного безразличия?
Святые отцы объясняют причины такого состояния, прежде всего, так называемыми мелкими грехами, которые постоянно совершаются человеком. Вторая важная причина — сильное воздействие, которое производят на человека разнообразные греховные впечатления. Сегодня эти впечатления предлагаются человеку через телевидение, СМИ, Интернет и игры. Грехи и греховные впечатления делают человека нечувственным и лишают самого главного и дорогого — желания идти путем спасения и угождения Богу. Того, что святые отцы называют «ревностью по Бозе».
Чем можно помочь такому человеку?
Святые отцы пишут, что это состояние разрушает, прежде всего, пример подлинной жизни во Христе, пример святости, который мы имеем через знакомство с житием святых. Чтение житий, их изучение — одно из средств приобретения ревности по Богу, желания подражать подвигу святых и желания идти путем спасения. Путь спасения — это путь восстановления своих утраченных в грехопадении способностей, путь богоуподобления и приобретения качеств и свойств, необходимых в жизни будущего века в Царствии Божием, к чему и призван человек.
Начало пути всегда происходит от желания по нему идти. Когда у человека появляется это желание, начинается его движение к Богу. И если человек стремится к Богу, просит Его, то Господь и Сам приближается к человеку (см. Иак. 4:8). Есть такая пословица: «лиха беда начало». Из своего опыта могу сказать, что как только начало произошло, человек прошел этот трудный момент, то дальше все идёт легче, начинается активный процесс воцерковления.
На этом пути очень важно как можно быстрее осознать свою немощь, самонедостаточность и необходимость помощи Божией. Через осознание собственной немощи усиливается и помощь Божия. «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5) и «Сила Божия в немощи совершается» (2 Кор. 12:9). Если такое искреннее осознание происходит (а оно, как правило, происходит, если человек прилагает усилия и старается тщательно исполнить Евангелие), тогда человек на опыте осознает свои возможности, которые без Бога ничто, видит немощь, нищету духовную и становится на первую ступень духовного возрастания. «Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие» (Лк. 6:20).
Тогда духовная жизнь происходит как творческий процесс, а предметом творчества становится сам человек. Человек совершенствует себя в Боге, а в Церкви освящается благодатью Божией, прежде всего, через Таинства.
Ревность по Богу, о которой вы говорите, часто встречается у недавно обратившихся в Православие. И, наверное, так же часто встречается и охлаждение этого неофитского порыва. Почему это происходит?
Такая проблема существует, и возникает она по разным причинам. Иногда это происходит под действием Промысла Божия. Господь ведь заботится о каждом человеке персонально и каждого человека ведет своим путём. Эти пути неисповедимы, невозможно их исследовать.
Существует и особая, как говорят святые отцы, Божественная педагогика, когда Господь дает человеку благодать, которую называют предваряющей и которая поначалу ограждает человека от искушений. Действие этой благодати бывает очень сильно, и люди, которые только пришли к вере, бывают очень ревностными христианами и активно подвизаются. Сохранить эту ревность на протяжении всей жизни — вот в чем трудность и главный подвиг духовной жизни. На Афоне, когда видят активно подвизающегося человека, иногда многозначительно говорят: «Посмотрим, как помирать будет».
Но, так как испорченность природы довлеет над человеком, сохраняется и тенденция ко греху. Если человек проявляет неосторожность, невнимательность к своей жизни, не трезвится и не поддерживает трезвение молитвой, не возгревает в себе дух, то происходит некоторое охлаждение и человек может упасть. Падения нужно сразу же врачевать покаянием. Если этого не происходит сразу и не восстанавливается ревность, то греховное состояние может усугубляться и благодать отойдет от человека. Благодать не совместима с нечистотой и греховностью. Как Господь говорит, «в злохудожную душу не внидет премудрость и не обитает в теле, повинном греху» (Прем. 1:4).
Если происходит такое расслабление, забываются заповеди Евангелия и предупреждения святых отцов, то происходит и духовное охлаждение, и потеря первоначальной ревности. Конечно, это очень опасное состояние, чреватое последствиями. Апостол предупреждает: «Блюдите убо, како опасно ходите» (Еф. 5:15), и: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить (1 Пет. 5:8).
А если человек не послушает предупреждений?
Господь снова приводит человека в сознание своей греховности, своего состояния и назначения своей жизни через обстоятельства жизни. Но святые отцы советуют все-таки не испытывать судьбу и не дожидаться болезненного вразумления, а осознавать свое состояние и заранее самостоятельно принуждать себя к богоугодной жизни через исполнение заповедей Божиих. Не случайно в Евангелии сказано, что «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11:12). Господь в ответ на эти начальные усилия всегда помогает человеку и дает силы и благодать.
А кто больше вдохновляет современного человека — древние великие подвижники или святые нашего времени, которые жили и живут среди таких же искушений? Вам довелось беседовать с прп. Паисием Святогорцем. Правда ли, что одного его взгляда иногда хватало, чтобы человек внутренне переменился?
Пример современных нам святых вдохновляет, наверное, сильнее. Когда благодать касается сердца человека, с ним действительно происходят изменения. Но чтобы такое произошло, человек должен быть к этому расположен, должен дать Богу место действовать в своем сердце. Это происходит через обстоятельства жизни или через приобщение жизни Церкви через святыни и Таинства, а бывает и через общение со святыми людьми. Когда человек имеет определённую меру святости, то это ощущается сразу же, и это передается тому, кто общается со святым. Через таких людей святость просвечивает, человек воспринимает ее, ощущает. Он переживает радость общения и опытно начинает понимать, что такое жизнь во Христе, что такое святость. Подобный опыт очень сильно действует на человека, часто меняет его жизнь. Такие события человек запоминает на всю жизнь, и они служат в дальнейшем некими путеводными ориентирами. Многие, кто общался со старцем Паисием, это переживали, в том числе и я в свое время.
Какая встреча со старцем Паисием оставила наиболее теплые воспоминания?
Случаев общения было много, многие определили мой выбор и повлияли на всю мою дальнейшую жизнь. Мы всегда приходили к старцу со своими вопросами, просили помочь в разрешении недоумений. И, если получали ответы, становилось очень легко и радостно. В том числе, старец Паисий успел поучаствовать в возрождении Афонского подворья в Москве. Когда я был настоятелем Афонского подворья и только начинал его организовывать, были очень большие трудности. Храм занимало учреждение идеологической направленности — студия «Диафильм», на территории было множество частных гаражей. У нас были с ними большие проблемы, нам даже угрожали физической расправой, и была определенная опасность того, что угрозы воплотят в жизнь. Это все создавало какое-то гнетущее настроение. С такими вопросами я и приехал к старцу Паисию.
Когда я пожаловался ему, что мне угрожают, он меня обнял за плечо и говорит: «Патер Петрос, а сколько у тебя святых?» Я сразу не понял, о чем речь. Оказалось, старец спрашивал, сколько у меня престолов в храме. Я ему стал перечислять все престолы. «Вот, — говорит старец Паисий, — они не спят, они все молятся, они тебе помогают. И помогут. И всех, кто тебе препятствует, всех выметут». Буквально так и сказал. Ты, говорит, территорию свою обозначь колышками и с молитвой святым обходи, проси у них помощи. И все будет. Когда он это говорил, ощущалось очень радостное настроение на сердце. Я возвратился с вдохновением, желанием продолжать работу и с уверенностью в том, что с нами Господь и все будет так, как Господь определил. Я это сообщил братии, и мы, невзирая на все возражения, поставили колышки и стали обходить территорию с молитвой. И сейчас, если посмотреть на подворье, то там, где были колышки, стоит огромная монастырская стена. Когда в жизни людей происходят такие чудесные случаи, человек, прежде всего, сам осознает, что это чудесный момент, лично переживает этот опыт Божественного посещения. Каждый христианин, если он проявляет ревность о своем спасении, обязательно имеет в своей жизни такие переживания, этот религиозный опыт у него есть или был. Или будет, так или иначе.
Почему такой опыт встречи с Богом производит сильное впечатление, прежде всего, на самого человека, а всех прочих трогает не так сильно?
Нам наиболее ценно и дорого то, что относится именно к нашему опыту. Духовное возрастание происходит особенным, личным путем, связанным непосредственно с конкретным человеком, его личностью. Это его путь, его возрастание. Он не может быть перенесен на всех. Есть общие для всех принципы, обозначенные Откровением, основы, а их воплощение в жизнь — дело всегда личное и творческое. В этом и интерес, и тайна духовной жизни, что каждого Господь ведет персональным и неповторимым путем. Я на Афоне, когда был библиотекарем, нашел одну рукопись, которая содержала таинственные изъяснения о духовной жизни и была оформлена в виде ответов на вопросы. Она так и начиналась: «Ты меня спросил, и я тебе ответил». Конкретно на вопросы этого человека и лично для него был дан ответ. Именно ему это будет понятно и полезно. А другому, находящемуся в другой мере опыта, может быть, подойдет другой ответ, представляющий собой менее твердую пищу. Как младенцу подобает молоко, а взрослому — пища твердая.
Что бы вы хотели передать нашим читателям?
Еще раз хочу подчеркнуть, что всегда надо исходить из принципов и начал, которые впоследствии облекаются в необходимую форму, а не наоборот — от формы пытаться выстроить смысл. Смысл нам дан. Изучая Писание, мы видим смысл нашей жизни и то, что мы должны делать в жизни, чтобы она была правильной. Перед человеком открываются только два пути — путь жизни и путь смерти. Эта мысль красной нитью проходит через все Священное Писание. Господь говорит: «Даю тебе жизнь и смерть, благословение и проклятие. Выбери жизнь, чтобы ты жил и потомки твои (см. Втор. 11:26-28, 28:1-68, 30:19).
Где критерий или мерило, которым мы определяем — что хорошо и что плохо? Во все времена святые отцы об этом говорили, но, тем не менее, приходится об этом напоминать и сегодня: Господь определяет, что хорошо и что плохо. Критерий истинности содержится в Священном Писании и Священном Предании Церкви, но не внутри нас. Нельзя доверять своему сердцу, нельзя верить себе, нельзя мерить все мерой своей испорченности, нельзя смотреть со своей колокольни, по «своей правде». Все подобное будет неправильным. Нужно судить по правде Божией. Если это станет нормой и постоянным принципом, определяющим всю жизнь, мы (и каждый лично, и наше общество и страна в целом) будем идти правильным путем — путем Божественного призвания. Тогда и все остальное приложится. В этом и есть суть нашей «русской идеи».
Господь этого намерения от нас ждет. Главное, что здесь вдохновляет — если мы проявляем решимость, то нам помогает Сам Бог, все святые и ангелы. Они ждут только, чтобы человек проявил решимость в этой борьбе. Тогда добро начинает торжествовать. От нас ждут только самого малого — твердости в своем выборе и решимости следовать правде Божией.
Беседовал Кирилл Миловидов
Смотрите также: Высоко-Петровский монастырь в лицах: ученый-славист, обратившийся в Православие из ордена иезуитов