В Краснодаре находится уникальная обитель – женский ставропигиальный монастырь в честь иконы Божией Матери «Всецарица». Единственный в мире, посвященый этому образу Пресвятой Богородицы. Инициаторами постройки сначала храма, а потом и монастыря на территории, прилегающей к краевому онкологическому диспансеру, явились главный врач этого диспансера, заслуженный врач России, доктор медицинских наук Юрий Евгеньевич Дудик и его мама, Нина Яковлевна Кузьмина – почетный нефтяник, всю жизнь проработавшая на ответственных должностях в нефтегазодобывающей промышленности, ныне игумения монастыря Неонилла. Летом 2025 года обитель будет праздновать двадцатилетие открытия и назначения монахини Неониллы настоятельницей. Сегодня мы беседуем с матушкой Неониллой о монастыре, жизни его сестер, о спасении и молитве.
Монастыри – это самое драгоценное сокровище нашей жизни,
наша гордость, с каким бы высокомерным презрением ни относились к ним те,
кто не знает духовной жизни, кто не хочет даже подумать о том,
ради чего столь многие люди избирают столь жертвенный путь. <…>
Мы ценим монастыри, невзирая на их недостатки и немощи,
ради тех святых жемчужин, которые сияют из-за их стен.
Они были местом духовного и нравственного воспитания народа.
Князь С.Н. Трубецкой
Дорогая матушка Неонилла, Вам с Божией помощью удалось возвести в Краснодаре дивную обитель в честь иконы Божией Матери «Всецарица» – место духовного и физического исцеления людей в наше непростое время. Скажите, пожалуйста, как сегодня удается наполнять монастырь спасительным духовным содержанием? Есть ли у обители духовник, ведь нынче непросто найти для женского монастыря опытного духовного руководителя?
Вы правы, гораздо легче оказалось построить монастырь, чем набрать насельниц и организовать духовную жизнь. Особенность Краснодара в том, что в прошлом веке он входил в «красный пояс», монастырей в этом огромном городе никогда не было, да и по всей Кубанской области (до революции так называли Краснодарский край) все восемь монастырей были разграблены, закрыты или уничтожены, а монахи и монахини расстреляны или разогнаны. И здесь многие люди до сих пор просто не понимают, что такое монастырь: приют для бездомных, место, где можно спрятаться от проблем, тюрьма, колхоз, дом престарелых или дом отдыха... Поэтому и возникают недоразумения. Часто приходят желающие стать насельницами, которые думают, что можно просто так жить в монастыре и не надо трудиться над собой…
Мне, например, очень повезло, что я выросла в глубоко верующей семье и у меня был благодатный духовник: в течение сорока лет меня духовно наставлял архимандрит Герман из Троице-Сергиевой лавры. И он предсказал, что если мы с сыном создадим монастырь в честь иконы Божией Матери «Всецарица», то пойдем «в рукопашную с сатаной» – это вскоре после постройки монастыря оправдалось в виде самых разнообразных искушений, которые пришлось перетерпеть и с Божией помощью преодолеть.
В созданную обитель приходили насельницы, но в Краснодаре найти духовника не получалось. С 2005 года я стала посещать Александро-Невский Ново-Тихвинский монастырь в Екатеринбурге, познакомилась там с духовником – схиархимандритом Авраамом (Рейдманом), он многое подсказал, и до сих пор я к нему иногда обращаюсь. У него вышло много книг для монашествующих: «Благая часть» в трех томах, «Трезвомыслие», «Великопостные поучения», «Истина Воскресения», «Евангельские поучения», «Апостольские поучения», «Ключ разумения», «Беседы о кончине мира» и другие. Ново-Тихвинский монастырь издает и дарит нам эти книги, наши сестры с удовольствием их читают. Мы приняли внутренний устав Ново-Тихвинского монастыря, так как на Кубани не нашли достойного образца. С 2010 года налажен телемост между нашими монастырями, мы слушаем духовные беседы схиархимандрита Авраама с сестрами, можем по скайпу задавать вопросы и получать ответы.
В 2013–2018 годах, по благословению митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора у нас был духовником – исповедником сестер очень благочестивый батюшка иеромонах Феофан, заместитель проректора по воспитательной работе и преподаватель Екатеринодарской духовной семинарии. Потом к нам в штат пришел местный иеромонах, которого я назначила быть духовником сестер, но надежда на него не оправдалась. Сейчас у нас период, когда нет постоянного духовника. Сестры исповедуются у одного из наших служащих иеромонахов, а все духовные вопросы задают мне или ищут ответы в святоотеческих книгах.
Мы очень надеемся, что с помощью Божией у нашего монастыря, недавно ставшего ставропигиальным, скоро появится духовник из приезжих иеромонахов. Монастырь – это врачевание души, и делать это нужно с любовью и желанием, чтобы все окормляемые сестры спаслись. К сожалению, таких духовников, как отец Герман, сейчас нет. Но я рада, что в Краснодаре появился монастырь, и его любят люди, которые желают спасения.
Матушка, как, на Ваш взгляд, должны складываться отношения между духовником и игуменией монастыря? И насколько игумения должна быть посвящена в тему бесед между сестрами и духовником?
Я считаю, что духовник должен вникать в жизнь монастыря, монахинь. Игумения должна знать, какую работу ведет духовник с сестрами, чтобы не было расхождений в духовном воспитании сестер. Только единомыслие между игуменией и духовником может способствовать тому, чтобы монастырь был крепким.
Скажите, пожалуйста, как Вы осуществляете руководство сестрами, какой подход кажется Вам наиболее правильным, чего хотелось бы в духовном попечении достичь?
Стараюсь, чтобы сестры не чувствовали, что я над ними руководитель, ведь перед Богом мы все равны. В нашем монастыре нет различия между игуменией и сестрами ни в трапезе, ни в монашеском облачении (кроме того, что у меня крест), ни в обстановке келий. У нас одинаковое молитвенное правило. Физическим трудом я стараюсь сестер особенно не загружать, основное послушание – молитвенное. Уже пять лет мы, по благословению схиархимандрита Авраама, читаем Неусыпаемую Псалтирь – очень помогает. Молитвой можно достичь всего, особенно усердной совместной молитвой – она не раз выручала нас из трудных ситуаций. Монашество – это молитва. Будем молиться, и Господь не оставит.
Бывает ли так, что сестры приходят к Вам и жалуются друг на друга? Как Вы к этому относитесь, а главное, как их примиряете?
Бывает. В таких случаях я говорю: «Не ссорьтесь и ничего не докладывайте». В междоусобицы я не вникаю. В монастыре всё должно быть мягко, мирно. Прошу, чтобы был мир и чтобы они сами уладили разногласие. Господь подаст смирение. Потом сестры сами удивляются, как могли поссориться. Цель у всех нас общая – спасение. Беру пример со своей мамы. В детстве она дома нас никогда не била, не кричала, а просто наставляла, как надо мирно жить и помогать друг другу, любить друг друга. Мы это делали в нашей многодетной семье, и все выросли порядочными верующими людьми.
Классическая игумения – это мать, сестра и руководитель. Как удается это совмещать?
Надо быть равной с сестрами. Мы все пришли спасаться, у каждой это главное – спасаться с молитвой. Но у игумении большая ответственность за монашескую жизнь, за здоровье сестер, за благоустройство обители...
Какие черты современных людей, приходящих сегодня в монастыри на послушания, Вы могли бы особо отметить, какие изменения, на Ваш взгляд, произошли за последние 20 лет?
Стало больше девушек и женщин из неблагополучных семей, приходящих в обитель не из-за любви к Богу и не с желанием отработать грехи для спасения души, а с серьезными мирскими проблемами, от которых хотят спрятаться в монастыре. Это сразу бывает видно. У нас были прячущиеся от долгов и от судов, от алиментов, от нелюбимых родственников, от злых отчимов… Таких мы поселяем отдельно от тех, кто подвизается, чтобы не было влияния. Приходили также пожилая женщина и молодая девушка после мест заключения, но у обеих не получилось спокойно молиться и трудиться, им хотелось устраивать разборки с сестрами, поэтому пришлось с ними расстаться. В прошлом году приходила послушницей пожилая женщина, которая, как вскоре выяснилось, зарабатывала деньги, сдавая отдыхающим свою благоустроенную квартиру в Сочи, а сама придумала во время сезона бесплатно жить в монастыре. Двадцать лет назад такого не было. Стало также больше людей, привыкших к интернету, к телефонам, но телефоны я у сестер забираю на хранение, звонить родственникам у нас можно только в исключительных случаях. Преподобный Паисий Святогорец предсказывал, что скоро люди станут больше приходить в монастыри не из чистых побуждений, не с покаянием, а потому, что просто устали от греха. Именно это мы и наблюдаем за последние двадцать лет.
Вы сказали, что взяли для своей обители как образец устав Александро-Невского Ново-Тихвинского монастыря. Сейчас вы получили новый, ставропигиальный статус. Внесло ли это какие-то изменения в уставную жизнь, и как поступившие в монастырь сестры входят в нее?
Как ставропигиальный монастырь мы получили устав, регламентирущий наше новое состояние. Но внутренний устав остался прежним – по образцу Александро-Невской Ново-Тихвинской обители, разработанный на основе монастырских традиций и творений святых отцов о монашестве. Вновь приходящим послушницам мы сразу предлагаем для прочтения этот устав и книгу «Благая часть» схиархимандрита Авраама, беседуем с ними, чтобы им все было понятно. Если в новой послушнице я сомневаюсь, то поселяю ее поначалу отдельно. Это себя оправдывает: несколько лет назад к нам пришла послушницей одна странная беженка с Украины и просила побыстрее оформить ей российское гражданство, но проверка выявила, что она скрывается от суда за хищение в особо крупных размерах…
Особенностью нашего монастыря является то, что он немногочисленный. Тем не менее люди монастырь любят и ценят, очень многие приезжают потрудиться и помочь. Я считаю, что многочисленность сестер – не самый главный показатель. Главное – вера у насельниц, их единомыслие, чтобы это чувствовали люди, которые приезжают к нам помолиться и помогают с огромным желанием и благодарностью. Конечно, нам хотелось бы иметь больше насельниц, и сегодня Московская Патриархия занимается пополнением сестричества из других российских монастырей. Кроме того, наш монастырь содержит штатных трудников – это хор с византийским пением, профессиональная охрана, киоскеры, повара, садовники и другие специалисты – в городской обители и на подворье. Без этих служб насельницы не смогли бы вести настоящую монашескую жизнь, то есть подвижническую, молитвенную. А молитва – послушание самое трудное, но и самое результативное. Яркий пример: на месте нашего подворья раньше был колхоз, и никакого святого источника не было, а когда земля стала монастырской и там начались монашеские молитвы, чудесным образом Пресвятая Богородица в Свой праздник дала источник!
Ваше подворье можно назвать местом сильного притяжения для многих людей. Какую работу с паломниками проводит монастырь?
Наше подворье в Динском районе стало местом притяжения, когда 9 июля 2007 года, в праздник Тихвинской иконы Божией Матери, неожиданно забил источник. А до этого мы в течение двух лет с молитвой приводили в порядок полученную запущенную землю обанкротившейся колхозной садовой бригады, и никому это место интересно не было. Из колхозной кузницы сделали первый храм в честь преподобного Саввы Освященного, стали молиться. Господь и Пресвятая Богородица услышали молитвы, и при попытке соединить два искусственно вырытых пруда, на перешейке между ними тремя фонтанами забил источник. Гидрологи выяснили, что источник бьет из далекого подземного святого озера, из которого берут начало многие источники России.
С тех пор на подворье стало бывать все больше паломников, нашлись православные благодетели, мы построили храмовый комплекс в старинном стиле по проектам известного архитектора-реставратора из Переславля-Залесского Вячеслава Николаевича Ижикова, который восстановил и возвел множество храмов по всей России. Были построены все необходимые бытовые помещения, мы красиво оформили территорию декоративными растениями, стали развивать сельское хозяйство, оборудовали трапезную и помещения для ночлега паломников. Устроенная в 2013– 2014 годах и освященная митрополитом Екатеринодарским и Кубанским Исидором «Кубанская Гефсимания», где можно вспомнить евангельские события перед арестом Спасителя, сразу привлекла много паломников – далеко не каждый может поехать в Иерусалим в Гефсиманский сад, тем более сейчас. Экскурсии по святыням и красивым природным уголкам подворья проводят наши монахини, и с каждым годом приезжает все больше организованных групп. Приезжают и паломники, и туристы, и школьники. До эпидемии ковида ежегодно у нас бывало 70–90 групп, а в прошлом году на подворье мы приняли 145 групп с экскурсиями и трапезой. В группах обычно бывает от 20 до 50 человек. В этом году за прошедшие три месяца сестры провели уже 24 экскурсии. Экскурсия для паломников начинается в аллее Покаяния из плакучих ив, эта аллея посвящена убиенным игумении Рафаиле (Кончаковой) и сестрам Покровского монастыря, который столетие назад полностью уничтожили богоборцы вблизи станиц Динской и Пластуновской. Монастырь был разграблен и разрушен до основания, от него остались только архивные документы, а сестры и трудницы зверски замучены и расстреляны. Наше подворье, по промыслу Божию, возрождает монастырскую жизнь в Динском районе. В нашем монастыре для паломников во славу Божию и трапеза, и ночлег, и экскурсии, и купель источника. Это тоже причина, по которой паломнические группы выбирают для посещения наш монастырь.
Один знакомый священник воскликнул недавно с изумлением и горечью: «Да люди же совсем не верят в силу молитвы!» Действительно, часто приходится слышать: «Мы, конечно, молимся, да толку нет. Какие мы молитвенники…» И когда священник, отвечая на вопросы и давая наставление страждущему, говорит: «Молитесь», человек это часто воспринимает как шаблонный ответ с нулевым результатом. Матушка, скажите, пожалуйста, в чем секрет искренней и сильной молитвы, где берут веру люди, познавшие чудо молитвы, ее великие дела?
Секрет молитвы – искренне полюбить Бога, он наш Творец, а мы Его творения. Только тогда Господь услышит молитву, когда человек с Ним хочет соединиться в добрых делах, а потом и в вечности. Молиться нужно изо всех сил, и тогда происходят чудеса. Один молодой человек рассказал нам о происшедшем с ним. Он ехал с попутчиками в машине по автодороге М4, и они попали в страшную аварию, все его спутники погибли. А он, когда увидел, что прямо на них несется большая фура, взмолился Богородице. Его выбросило из машины на обочину, и на нем не оказалось ни единой царапины! Он добрался до нашего монастыря, снял свой большой золотой крест и просил скорее повесить на икону Богородицы «Всецарица», потому что Она ему помогла. Вот оно – чудо молитвы!
Матушка Неонилла, беседуя с монашествующими, я поняла, что духовную силу и жизнестойкость чаще всего им давала верующая, крепкая, многодетная семья. Именно на таких семьях держалось наше государство, выходцы из таких семей сегодня духовно скрепляют наше общество. Но, к сожалению, согласно статистике, сегодня в России из десяти браков – восемь разводов, у многих детей один родитель. Как в этих условиях сохранить и преумножить силу нашего народа?
Это очень серьезный вопрос. Большие семьи, действительно, – крепость государства. Сейчас во многих семьях родители не уделяют детям внимания, неправильно воспитывают. Надо работать с семьями, потому что браки нынче несерьезные, и часто будущих детей убивают абортами. А страдает Россия как государство…
Опять вспоминаю историю нашей семьи. Моему папе дедушка четыре года подбирал невесту, нашел, девушка была воспитанная и трудолюбивая, из глубоко верующей семьи. Папа окончил церковно-приходскую школу, тоже был верующим и трудолюбивым. Папа и мама прожили в венчанном браке 64 года, родили девятерых детей. Мы с детства были с Богом. Когда я приняла монашество, из моих коллег по работе никто не удивился. Когда за деньги от продажи своих нефтяных акций построила первый и пока единственный в Краснодаре монастырь, тоже никто не удивился.
Приходящих к нам детей я благословляю, говорю, что надо ходить в храм, молиться, читать книги, особенно по истории России, говорю о вреде привычки к телефонам…
В детстве мы даже не слышали слов «наркомания», «гей-парады» и тому подобных, пришедших в Россию с запада. А сейчас дети много всего плохого слышат, видят и знают, а родители и не стремятся уберегать их нежные детские души от таких знаний… Самое большое богатство страны – это народ. Детей надо воспитывать, подавать добрый пример. Ведь семья – это маленькое государство.
Вы были серьезным руководителем в нефтяной сфере, строителем многих нефтеобъектов, имеете большой опыт работы в государственных структурах, построили прекрасный монастырь. Что, на Ваш взгляд, в первую очередь необходимо сегодня нашему Отечеству для его эффективной «пересборки» и дальнейшего процветания?
Да, руководителем я стала в 25 лет – руководила отделом в Главтюменьнефтегазе. И в то же время училась на вечернем отделении института, чтобы соответствовать должности. Наш главк был организован правительством как филиал Министерства нефтяной промышленности, он был на правах министерства. Дисциплина была строгая, кадры в основном пожилые – люди, прошедшие Великую Отечественную войну. Они учили нас, молодое поколение, работать, подбирали по способностям. Мы добывали нефть, очень нужную стране, и страна крепла. «Мы добываем Божие добро», – говорил наш начальник Виктор Иванович Муравленко, четырежды Герой Социалистического Труда. Была цель работать так, чтобы Россия процветала – это был наш патриотизм в мирное время.
Сегодня у страны другой менталитет. Нужно больше специалистов, нужно воспитывать талантливых молодых людей, развивать науку, работать с молодежью, чтобы они овладевали в том числе и рядовыми рабочими специальностями. Сейчас слишком многие стремятся чем бы то ни было торговать, но ведь так скоро нечем станет торговать!
Наш православный Президент обращает внимание на работу с молодежью, чтобы страна вновь была крепкой, сильной, непобедимой, процветающей.У российского народа своя историческая миссия, и, конечно, страна должна процветать. Как писал Федор Иванович Тютчев:
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить.
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.
Будем молиться, и Господь не оставит своих верных. Для того и создаются монастыри.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в одной из своих проповедей отметил, что монашествующие пришли в церковную ограду, чтобы самим быть как можно ближе к Господу, а также для того, чтобы другие, взирая на нас, недостойных и слабых, все-таки видели нашу инаковость и задумывались об ином жизненном пути.
Беседовала Вера Первова
Фото предоставлены
ставропигиальным женским монастырем
в честь иконы Божией Матери «Всецарица»
























