«Молитесь во всякое время духом»

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)

Во вторую Неделю святого Великого поста Церковь празднует память святителя Григория, архиепископа города Фессалоники. И многие задаются вопросом: почему мы совершаем память именно этого святого сразу за Неделей Торжества Православия? Дело в том, что Церковь, как мудрая мать, выстраивает для нас лестницу духовного восхождения в течение Великого поста. Стартовой чертой Великого поста было Прощеное воскресенье, которое напоминало нам о необходимости стяжать добродетели милосердия и всепрощения: «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6, 36), говорит Господь.
Следующая неделя за Прощеным воскресеньем — Торжество Православия. Апостол Павел говорит: «Без веры угодить Богу невозможно» (Евр. 1, 6), потому что правая вера является основанием, фундаментом нашего спасения. А третьей составляющей в этом фундаменте является молитва. И Господь нам так и говорит: «Сей род (бесовский) изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17, 21). А какое отношение к молитве имеет этот святой, чью память мы ныне совершаем?

Он жил в XIV веке. В своих богословских трудах он сформулировал то понимание, то видение и знание Церкви, которое имели подвижники и святые. Он объяснил, что через молитву мы реально можем соединяться с Богом. У него были оппоненты, которые говорили: с Богом соединиться невозможно, потому что Бог находится над этим миром и с ним никак не соединим. Он трансцендентен, Он пребывает над этим миром и никак с ним не смешивается. И тогда святитель Григорий сказал: да, действительно, Бог Своей Сущностью находится над этим миром, но Своей энергией, Своей благодатью Он пребывает в этом мире и действует в нем. Мы не можем соединиться с солнцем — оно бесконечно удалено от земли. Но с лучами солнца мы можем соединиться: когда мы подставляем свое тело под лучи солнца, то оно греет нас.

Вот так, говорит он, через памятование Божие, через делание молитвы Иисусовой мы соединяемся с Богом. Он принадлежал к церковному движению, которое называется «исихазм» (от греческого слова «исихи» — безмолвие). Исихасты учили о том, что именно молитва, творимая в сердце, дает человеку возможность соединиться с Богом. Эту реальную возможность имеет любой человек. Поэтому сегодня Святая Церковь празднует память этого подвижника — святителя Григория Паламы, чтобы напомнить каждому из нас: для духовной жизни мало одного только всепрощения, мало одного только поста — нужна еще и молитва.

Святые отцы говорят, что если у человека нет внутренней молитвы, то нет и никакой. Потому что богослужения, псалмопения, «двадцатка», кафизмы, каноны, акафисты, правило ко Святому Причащению и все другие молитвы, которые мы с вами читаем,— они называются «псалмопением». А внутренняя молитва, творимая в глубине сердца своими словами,— это и есть, собственно, молитва. И если нет этой молитвы, то нет и никакой. Псалмопение — это только введение в молитву, это лишь ее фундамент. Это тоже молитва, но она ниже по своему достоинству, чем молитва внутренняя.

Возможность внутренне молиться имеется у каждого из нас. Идет богослужение — и каждый человек мысленно может читать молитву Иисусову, о которой преподобный Иоанн Лествичник сказал: «Бей мысленных супостатов именем Иисусовым, потому что не найдешь ни на небе, ни на земле оружия, сильнейшего этого».

Апостол Павел говорит: «Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством» (Евр. 6, 18).

Святитель Иоанн Златоуст говорит, что не одним только монахам и священникам заповедано делание молитвы Иисусовой, но и всем верным вообще. Потому что когда ты ешь, пьешь, куда-то идешь, работаешь — все время в уме можешь держать памятование о Боге. Преподобный Силуан Афонский говорит: «Любить Бога никакие дела не мешают». Святитель Феофан Затворник Вышенский говорит: «Посмотрите на отношение жениха и невесты: где бы они ни были, чем бы они ни занимались, на первых порах, когда у них сильна еще любовь и привязанность друг к другу, они почти постоянно думают друг о друге. Вот также и нам возможно,— говорит он,— чем бы мы ни занимались, думать и призывать имя Божие».

И сегодняшний праздник напоминает нам об этом. Мало вспахать огород — надо его еще и засеять. То, что мы соблюдаем пост, это — милость Божия и это хорошо, но этого недостаточно. Правая вера, пост и молитва. «Сей род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17, 21). А настоящая молитва и собственная молитва — это и есть молитва Иисусова.

Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Пусть сердце поглотит Бога, и Бог тогда поглотит сердце». То есть когда в сердце будет памятование о Боге, тогда внутри тебя, внутри твоей простой, обыкновенной, мирской жизни будет пребывать Бог. Вот это и есть учение паламистов — что надмирный, непостижимый Бог, над нами находящийся, может в одном маленьком сердце сотворить Себе храм и обитать в нем. И эта возможность есть у всех, а не только у монахов и священников, но и у обыкновенных мирян. Занимаясь каждый своей работой, заботой о хлебе насущном, будем помнить слова преподобного Силуана Афонского: «Любить Бога никакие дела не мешают».

А Иисусова молитва, внутренняя молитва — это как раз и есть выражение нашей любви к Богу, если мы так любим Его, что все время о Нем помним и призываем Его в нашу обыкновенную, простую, мирскую жизнь. И молитва эта — она всеобъемлющая. Когда человек читает молитву: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго», в слова «помилуй мя» он может вкладывать самый широкий смысл. «Помилуй меня» — значит, спаси меня в вечность; «помилуй меня»— значит, измени мое сердце, дай мне любовь, терпение, смирение; «помилуй меня» —родных и близких моих приведи ко спасению; «помилуй меня» — устрой мою обыкновенную мирскую жизнь; «помилуй меня» — дай мне силы и крепость творить добрые дела; «помилуй меня» — сделай так, чтобы побыстрей подошел автобус, чтобы я успел на всенощное бдение. И вот это «помилуй меня» начинается с мольбы о предметах высоких, а кончается нашими обыкновенными бытовыми прошениями. Это и значит: «помилуй меня» — мою семью, моих родных и близких, устрой обстоятельства моей жизни, чтобы они были служением Тебе. Так что эта молитва всеобъемлющая, доступна, потому что для нее не надо ничего — ни храма, ни особой иконы, ни особого положения. Даже здоровья для нее не надо, потому что и больной человек, лежащий с инсультом, умом может молиться и в таком положении находиться с Богом, а его сердце станет храмом Божиим. Он с Богом будет даже в том случае, если, как бревно, будет лежать на одре болезни. Он и молитвослов уже не может взять в руки, и не видит ничего, а внутренняя жизнь у него может быть такой, что нам и не снилось. Мы в алтаре можем не иметь такой внутренней жизни, такого соединения с Богом, как тот человек, который неподвижно лежит на одре болезни и непрестанно творит внутреннюю молитву. Потому что «Дух дышит, где хочет» и «не мерою дает Бог Духа» (Ин. 3, 8, 34).

Бог может быть в любом месте, в любое время и в любом сердце, призывающем Его с верой, смирением и покаянием.

Этот день, который Святая Церковь посвящает святителю Григорию Паламе, напоминает нам именно о той бесконечной перспективе, бесконечной радости, о той высоте, к которой может подниматься простой, обыкновенный, тленный, смертный человек. Сам, будучи существом ограниченным, он может вместить в свое сердце невместимого Бога — посредством молитвы, посредством правой веры, поста и покаяния. Аминь


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Епископ Солнечногорский Алексий (Поликарпов)
Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Епископ Солнечногорский Алексий
Игумен Тихон (Борисов)
Игумен Тихон (Борисов)
Епископ Солнечногорский Алексий (Поликарпов)
Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Епископ Солнечногорский Алексий
Игумен Тихон (Борисов)
Игумен Тихон (Борисов)