Вознесение Господне

Епископ Солнечногорский Алексий (Поликарпов)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

«Земля празднует и ликует, радуется и Небо вознесением днесь Творца твари... Мир весь празднует, видимый и невидимый, в радости Ангели ликуют, и человецы славословят непрестанно Вознесение» [1],– так в нынешний день Святая Церковь победно воспевает Господа Иисуса Христа, вознесшегося от земли на Небо.

Господь пострадал, воскрес, ходил по земле, являясь ученикам Своим и другим людям для уверения, что Он действительно воскрес. А в сороковой день после Своего Воскресения Он вознесся на Небо. «Ныне люди уподобились Ангелам, – говорит святитель Иоанн Златоуст. – Человеки соединились с бесплотными, и из сего сродства произошел великий союз. Господь сел, восшедши на Небо, примирил с Отцом Своим род человеческий. Мы же, кои были недостойными, ныне вознесены на Небо самым естеством нашим, и природа, от которой Херувимы охраняли рай, ныне сама восседит на Херувимах» [2].

Господь восприял нашу плоть, и эту плоть Он вознес от земли на Небо. Он сел одесную Бога Отца и ходатайствует сейчас за нас. Апостолам же Он сказал, чтобы они не скорбели, что Он ниспошлет им Духа Святого, потому что если Он не взойдет на Небо, то не сойдет на землю Дух Святой [3]. Господь вознесся, и этим Своим Божественным Вознесением Он указывает и на вознесение наше, на вознесение нашей души от земли к горнему.

На Божественной литургии священник постоянно возглашает: «Горе имеем сердца». А хор за нас отвечает: «Имамы ко Господу». И вот это возношение души от земли к Небу и должно быть путем нашей жизни. О Вознесении говорится, что Господь извел учеников Своих из Иерусалима до Вифании и там уже вознесся. И, как говорит Евангелие, они узрели это, поклонились Ему и с великой радостью возвратились в Иерусалим [4]. Наш жизненный путь указан в этих словах.

По Своем Воскресении Господь в течение сорока дней являлся ученикам, уверяя их в истинности Своего Воскресения, наставляя и научая их Божественным Тайнам. Они горячо и искренне любили Господа, но они были маловерны, они были малодушны, они не были вполне уверены в Господе, когда Он ходил и проповедовал на земле, они сомневались и тогда, когда Он воскрес. Он являлся им неоднократно: Марии Магдалине [5], ученикам по пути в Эммаус [6]. Апостол Петр видел пустой гроб и изумлялся [7]. К свидетельствам других ученики относились как к словам несбыточным, и даже когда они увидели Господа Воскресшего, то не сразу в это поверили.

Но вот пришло время, когда ученики Его, все еще смущенные, тем не менее увидели силу Божественного Учителя и уверились, что действительно Господь воскрес, что Он действительно Бог и человек, что Он действительно Сын Божий. Что же произошло? Он вознесся от земли на Небо. Почему апостолы, малодушные и маловерные, получили такую благодать? Вместе со Христом вознеслись их души. Души апостолов получили великую благодать. И сила этой благодати укрепила их и вознесла от земного, дольнего – к горнему.

Иерусалим, город, из которого вышли апостолы, может представить нам жизнь нашу суетную, ту жизнь, которая заполнена грехом, ненужными попечениями, пылью, грязью греховной. Это город со всеми его страстями и пороками. И мы исходим из этого города, отрешаясь от всего земного. И получаем то, что нужно нам «на потребу», что спасительно нам, что служит во исцеление души нашей, что Господь дает и оставляет нам.

Спаситель призывает нас выйти из Иерусалима и пойти до Вифании. Путь же от Иерусалима до Вифании – это часть Крестного пути, по которому шел Господь. Следовать за Господом нужно, как Он Сам говорил, только взяв крест. Испытания, трудности, сложности, которые, как нам кажется, появляются помимо нашей воли на жизненном пути, закаляют нас, они призывают нас служить Господу, постоянно к Нему обращаться. А на этом пути есть кресты, которые мы избираем сами. Господь указывает нам прямой путь. Но мы сходим с него, и вот отсюда – скорби, испытания. Это уже тот крест, который мы сами избираем, приобретаем сами себе и идем с этим собственным крестом.

Апостолы дошли до Елеона, до Масличной горы, с которой Господь вознесся. Каждый из нас призван к этому вознесению. Апостолы взирали на небо, и нам, последователям Господа Иисуса Христа, надо взирать на Небо, то есть всеми мыслями, чувствами, всеми своими устремлениями взирать в горняя. Где сокровище ваше, там и сердце ваше [8],– говорит нам Священное Писание. И каждый может ответить на этот вопрос: где же сокровище наше и где же сердце наше? Конечно, зачастую – это наши земные привязанности, наши страхи, пороки, наше саможаление. Вышних ищите, идеже есть Христос одесную Бога седя. Горняя мудрствуйте, а не земная [9],– читаем мы в Священном Писании.

Мудрствовать горняя – что это означает? Сразу на это трудно ответить. Трудно ответить, потому что мы можем сказать, что мы не богословы, что мы не умны, а потому мы не можем сразу понять, что же заповедует нам Священное Писание.

Мудрствовать горняя – это значит жить Небесным, помышлять о Божественном, дела стараться творить так, чтобы они были все проникнуты Духом, и все свое упование, и все свое счастье иметь именно в духовном, иметь в горнем, иметь в Божественном. Это весьма трудно.

Мы живем на земле, и нас окружает все то земное, что нам потребно для наших житейских нужд. Часто мы уделяем время этому земному в ущерб духовному. По дороге в храм мы нередко думаем о житейском, о наших заботах и тревогах, о том, что осталось у нас дома. Придя сюда, мы также отвлекаемся на молитве. Где наши мысли? Часто ли в горнем? Нет, зачастую они омрачены суетой, и дела наши зачастую не бывают духовными. Это не значит, что надо отрешиться от всего житейского. Но это житейское надо насыщать мыслию о горнем, о Божественном. И вот тогда, когда здесь мы творим духовное, мы не будем мудрствовать земная. Когда же мы будем делать свои житейские дела и будем помышлять о Боге, будем молиться и просить у Него помощи, а получив, благодарить Его, то тогда мы будем помышлять о горнем.

Еще раз скажу: конечно же, это нелегко. Но мы имеем Бога – Бога, Который, возносясь на Небо, благословлял нас. Господь являет нам множество примеров. Возьмем хотя бы малый из них – зерно пшеничное, которое погребено глубоко в земле. Растет это зерно, раскрывается и своим ростком пробивает толщу земли, преодолевая тяжесть ее. Зерно это стремится к горнему.

Так неужели же Бог – Бог, Который сотворил человека как венец Своего творения, – даст ему силы меньше, чем этому зерну? Конечно же, Он дает нам силы, дает нам Свою благодать. Господь говорит: «Аз есмь с вами, и никтоже на вы» [10]. Так ныне воспевает Святая Церковь. Если же Он будет с нами, то разве не будет и у нас силы, разве не будет и у нас крепости устремляться в горняя, мудрствовать горняя. Конечно же, будет, если только мы сами будем понуждать себя к этому, если мы у Бога будем просить силы и благодати.

Так будем же просить Господа, чтобы в нынешний день Он души наши устремлял к Небу. И не только в нынешний, но и во все дни жизни нашей. Чтобы давал нам эту силу, чтобы мы могли преодолеть ту тяжесть, которая нас к земле клонит.

Преподобный Амвросий Оптинский в своих наставлениях говорил, что человек должен весь устремляться мыслию, житием своим в Небо. Как колесо, которое только одной точкой касается земли, так и душа человеческая должна постоянно стремиться к Своему Творцу. И мы, живя здесь, на земле, пользуясь земными благами, имея житейские попечения, будем, однако, помнить, что нашей целью, нашим главным устремлением должно быть Небо. И туда мы вознесемся, если только очистимся, если только получим силу Божию. Господь будет с нами, а мы будем с Ним тогда, когда Он пребудет в нашем сердце, когда душа наша будет преисполнена Господом, когда самое главное место будет занимать Он, наш Христос Спаситель. Тогда никакие трудности, никакие сложности, никакие тяжести креста не будут обременять нас. Мы будем иметь силу совершить это земное поприще.

С Елеона, с места благодатной молитвы Господа, из нашего сердца мы сможем тогда вознестись на Небо. И там этой радости, этой силе не будет уже меры, потому что Господь любящих Его, служащих Ему награждает всемерно. Я думаю, что каждое христианское сердце, когда оно отрывается от греха и соединяется со Христом, испытывает эту милость Божию, которая ни с чем не может сравниться. Господь утешает неизреченно.

Будем же, дорогие братья и сестры, в нынешний день просить, чтобы Господь и нас, немощных и тяжеловесных грехами, не оставил Своей благодатью, но вознес от земли в горнее, туда, где нет печали, ни воздыхания, но жизнь, потому что там вечное пребывание со Спасителем нашим. Будем же просить Господа: «Отверзи нам двери милосердия Твоего, дай нам силы мудрствовать и стремиться в горняя, оставить земная позади, оставить земное земле». Да будет милость Божия со всеми нами. Аминь.

М., «Даниловское слово», 2009.

_______________________________________________________________________________

[1] См.: Тропари 3-й и 4-й песней канона.
[2] Свт. Иоанн Златоуст. Полное собрание сочинений в 12-ти т. т. Т. 3. Кн. 2. – М., 1994. С. 949–851.
[3] Ср.: Ин. 16, 7.
[4] Ср.: Лк. 24, 50–53.
[5] Ср.: Ин. 20, 14–18.
[6] Ср.: Лк. 24, 13–32.
[7] Ср.: Лк. 24, 12; Ин. 20, 6–7.
[8] Лк. 12, 34; см. также: Мф. 6, 21.
[9] Кол. 3, 1–2.
[10] См.: кондак праздника, глас 6-й.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ