Монах ― это тот, кто добровольно принимает на себя и нищету, и голод, и слезы, и гонения. Монах - это как бы живая лаборатория, в которой видимым для всех образом осуществляется Божий замысел о человеке. Отказавшись от всего ― от радостей жизни, от денег, от хорошего питания, от свободы передвижения, от всех тех радостей жизни, которые являются столь вожделенными, монах, живя с Богом, обретает такое внутреннее состояние духа, которое дает подлинное счастье человеку ― блаженство, радость общения с Богом.
И вот что говорит Господь по отношению ко всем, призывая нас не бояться скорбных обстоятельств жизни, но наоборот, даже в этих скорбных обстоятельствах вместе с Ним препобеждать и обстоятельства, и самого себя, устрояя в сердце божественный мир. Он дает нам в качестве примера великих угодников Божиих - таких как преподобные Сергий и Герман. Даже сейчас до Валаама добраться трудно - и погода бывает очень плохая, да и климат не самый легкий. Но сегодня здесь все-таки можно жить в тепле, пользоваться какими-то благами, которые дает нам современная цивилизация. А что было в то время? Холодные воды Ладоги, леса, одиночество, снег, мороз, холод, дождь. И здесь два инока создали великую обитель. Конечно, они были нищими, конечно, они голодали, наверняка и плакали. Нельзя сказать, что они жили вне всякого притеснения, потому что сами обстоятельства притесняли - но ведь достигли святости и блаженства в жизни с Богом. И сегодня мы вспоминаем их имена, а не имена тех богатых и славных, что жили во времена Сергия и Германа - что у нас, что по другую сторону границы, у соседей. Мы вспоминаем этих нищих старцев, потому что в их жизни явлена была красота Божественного образа.
В каком смысле преподобные Сергий и Герман могут быть для нас всех примером? Для монахов - конечно. В монашеской жизни ведь тоже есть свои искушения и кризисы: когда вдруг человек начинает думать, а то ли он сделал? а зачем все это надо? Современный монах сталкивается и с искушениями, с какими, может быть, в древности не сталкивались. Приезжают и на Валаам богатые, хорошо одетые люди, которые живут в комфорте, и у кого-то из монахов может возникнуть вопрос - а может, и я бы так жил? Разные искушения постигают нас. Пример Сергия и Германа - великая помощь для монашествующих, особенно пребывающих на этой святой земле. Вы избрали правильный путь, святой путь. Ни о чем никогда не жалейте, но, по Слову Божию, взявшись за плуг, не оборачивайтесь вспять. Ибо вы вспахиваете ниву Господню, и трудные обстоятельства - это лишь условия возрастания духа, и возрастать надо не только для того, чтобы себе обрести блаженство, но для того, чтобы и для других быть духовной поддержкой.
Но пример Сергия и Германа является примером не только для монахов. Конечно, для мирских людей не требуется от всего отрекаться, жить в тесноте, жить в нищете, голодать. Нет этих требований. Есть иное требование - жить с Богом, чтобы и в том случае, если нищета, голод или гонения настигнут нас, сохранять силу духа в общении с Богом.
Но эта сила духа нужна не только в стесненных обстоятельствах. Для богатых людей она нужна во много раз более, чем для бедного человека. Потому что бедный уповает на Бога, у него нет иной защиты, он ищет помощи Божией; а у богатого есть защита, у него есть деньги, он все себе может позволить, он чувствует себя самодостаточным, самодовольным. Вот почему Господь и говорит: трудно богатому войти в Царствие Небесное. Не потому что деньги сами по себе зло, а потому что деньги создают иллюзию полного довольства и независимости от Бога. И эта иллюзия встает как стена на пути человека к Богу. Помните замечательные слова: трудно богатому войти в Царствие Небесное. Поэтому и богатый человек должен помнить слова, которые сегодня сказал нам Евангелист Лука, передавая великое, бессмертное и непревзойденное по силе духовного воздействия Слово Спасителя в Нагорной проповеди. И примеры святых угодников, и Слово Божие учат нас тому, что есть человеческое счастье, что есть блаженства, что есть подлинное радость.
Если мы обретем это знание, если мы положим его в основу нашей жизни, то мы станем блаженными, радостными, счастливыми, как, несомненно, счастливыми, радостными и блаженными были великие угодники - преподобные Сергий и Герман, имена которых мы во славе сегодня вспоминаем в день их памяти.