5 августа – празднование чудотворной иконе Божией Матери, именуемой «Почаевская» (в память избавления от турок в 1675 году).
В 2019 году – 460 лет принесения иконы в Россию из Константинополя (1559).
10 лет назад, в год 450-летнего принесения чудотворного образа, главной святыни Свято-Успенской Почаевской лавры, второй по значимости на Украине, здесь 5 августа, в день празднования святыни, завершился первый официальный визит в эту страну Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
10 лет назад, в ноябре 2009 года, святыня была доставлена для поклонения в Москву
Одна из наиболее чтимых святынь Русской Православной Церкви – Почаевская икона Божией Матери известна всему славянскому миру: её почитают в России, на Украине, в Белоруссии, Сербии, Боснии, Болгарии и других странах.
Многочисленные чудеса, проистекающие от святыни, засвидетельствованы в монастырских книгах записями верующих, обращавшихся с молитвой об избавлении от неизлечимых недугов, освобождении от плена и вразумлении заблудших.
Вся история Почаевской обители тесно связана с людьми, стоявшими на страже единства Русской земли и Русской Православной Церкви. По преданию, она была основана в 1340 году монахами Киево-Печерского монастыря, бежавшими от татар.
Промыслительно, что Почаевская обитель и её чудотворная икона на протяжении столетий не раз защищали Православие на Западной Руси. Монастырь никогда не закрывался, хотя целых 100 лет, с 1731 по 1831 годы, находился под властью униатов. А ныне это – один из духовных щитов Украины, помогающих защищать нашу веру от новых раскольников, которые неоднократно предпринимали попытки в последние годы отобрать Почаевскую лавру у канонической Украинской Православной Церкви Московского Патриархата.
***Своё название чудотворная икона получила от местечка Почаева, находящегося между городами Кременцем и Бродами в Тернопольской области Украины. По этому же селу называется и Почаевская гора, на которой находится лавра. Гора эта значительно выше всех окружающих её гор и особенно замечательна своей пещерой, образовавшейся естественным образом. В этой пещере некогда поселились два монаха, которые посвятили себя подвигам молитвы, воздержания и пребывали в смирении, покрытые благодатью Божией.
Один из подвижников Почаевской горы около 1340 года удостоился Божественного откровения. Однажды после молитвы он вздумал взойти на вершину и вдруг увидел в огненном столпе Пресвятую Богородицу, стоящую на камне. Изумленный старец тотчас позвал жившего с ним брата. Это видел и пастух Иоанн Босой с отроками, пасший стадо под горою. Он поспешил подняться на гору и увидел там двух иноков, прославлявших Богоматерь. Пресвятая Дева на поверхности камня оставила оттиск правой стопы Своей, наполненный с тех пор прозрачной водой. С этого времени Почаевская гора сделалась селением Божественной славы, а след стопы Богоматери – неоскудевающим источником чудес. В этой стопе Богоматери до сих пор находится вода – великая святыня горы Почаевской.
***В 1559 году греческий (по другим источникам – болгарский) митрополит Неофит, путешествующий по России, приехал на Волынь. По внушению свыше в благодарность за гостеприимство, которое оказала ему в своём имении Орля, недалеко от Почаева, благочестивая дворянка Анна Гойская, владыка благословил её иконою Пресвятой Богородицы.
Эта икона, привезённая им из Константинополя, написана была масляными красками в строго византийском стиле, на простой липовой доске. Размеры её небольшие – 61/4 и 51/6 вершков. Первоначально икона была покрыта тонким серебряным покрытием, сделанным наподобие ризы. Но со временем эта риза обветшала и впоследствии была заменена новой, сделанной из жемчуга, а затем – золотой, украшенной драгоценными камнями, после пожара 1869 года, повредившего прежнюю ризу, но не коснувшегося самого образа.
Икона (типа «Умиление») изображает Матерь Божию в пояс, с Предвечным Младенцем на правой руке. В левой руке Богоматерь держит плат, которым прикрыты ноги и спина Младенца. Богомладенец положил левую руку на плечо Матери, а правой благословляет. Матерь Божия преклонила голову к головке Сына, выражая Свою сердечную любовь к Нему. Кроме того, на иконе Почаевской находится ещё семь миниатюрных изображений святых угодников. Справа, как гласит надпись по-русски, изображён в рост пророк Илия, под ним мученик Мина, слева – первомученик Стефан, под ним – преподобный Авраамий; внизу же иконы – лики трёх святых жен: великомученицы Екатерины и великомучениц Параскевы и Ирины. Подобно Богоматери, нижние изображения святых жен написаны также в пояс. Скорее всего, это была семейная икона, может быть, принадлежащая роду самого Неофита.
У южных славян, как и у прочих народов, был в то время распространён благочестивый обычай избирать себе особых покровителей из святых, память которых от поколения к поколению отмечается как семейный или, скорее, родовой праздник. Замечательно то, что во всех надписях, сохранившихся на той иконе, письмо и язык славянские. Это, как указывает «Преславная гора», свидетельствует о том, что, возможно, по словам О.А. Хойнацкого, «образ Почаевский писан рукой русскою».
***Долго находилась икона в доме Гойской. Служанки много раз видели в сиянии икону, о чём говорили своей госпоже, но та не верила им. Богоматерь во сне являлась Гойской, но она, не веря снам, не обращала внимание.
Наконец, увидев наяву в сиянии Богоматерь, госпожа стала уважать святую икону и приказала, чтобы перед ней постоянно горела лампада.
От иконы стали совершаться чудеса. Когда же от иконы исцелился слепой брат Гойской Филипп, то Анна, удивлённая и обрадованная этим чудом, призвала иноков. Ими был отслужен молебен, и святыня была перенесена на Почаевскую гору и отдана на вечное хранение инокам, жившим в пещере. Это событие произошло в 1597 году. На скале была устроена церковь в честь Успения Богоматери, а при ней создан монастырь, на содержание которого Гойская пожертвовала средства. Вот с этих пор икона стала называться Почаевской.
***Основатель Почаевской обители – преподобный Иов Почаевский (XVI век), который своим служением подготавливал почву для будущего воссоединения Украины с Россией. В нынешнем году вместе с юбилеем принесения на Русь Почаевской иконы Божией Матери отмечается и 360-летие со дня обретения его святых мощей.
Преподобный Иов (в миру – Иоанн Железо) родился в 1550 году в Галиции. Десятилетним отроком он поступил в Угорницкий монастырь. В этом раннем возрасте он так преуспел в иноческих подвигах, что 12-ти лет был уже пострижен в мантию с именем Иова, по достижении совершенного возраста возведён в священнический сан, а тридцати лет удостоен великой схимы, причём ему было возвращено имя Иоанн. Он особенно любил это имя и всегда им подписывался, но к лику святых он был причислен с именем Иова.
По просьбе князя Острожского, преподобный Иов был переведён в находившийся в его владениях Дубенский Монастырь, где стал настоятелем и много писал в защиту Православия.
***Жажда подвижнического уединенного жития заставила его перейти на Святую гору Почаевскую, но и там его избрали настоятелем. Для молитвенных подвигов преподобный Иов удалился в каменную пещеру: ноги его покрылись ранами так, что обнажились кости. Он был делателем непрестанной молитвы Иисусовой – «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго», доводящей подвижника до высоких духовных степеней.
В обители преподобный Иов ввёл общежительный устав. Он окружил её оградой с помощью благочестивых помещиков Феодора и Евы Домашевских и воздвиг Свято-Троицкий собор, а потом и ещё шесть меньших храмов. В свободное время преподобный любил заниматься садоводством и развёл в Почаеве прекрасный сад.
Преподобный Иов создал Почаевскую типографию и продолжал писать в защиту Православия.
Сохранилась одна из его книг под заглавием «Книга Иова Железа, Игумена Почаевскаго, властною его рукою написанная». В 1889 году она была издана под заглавием «Почаевская Пчела».
***Много скорбей принес преподобному Иову наследник Анны Гойской, лютеранин Фирлей. По смерти Гойской, её имение и Почаевская гора достались ему, ненавистнику Православия. 19 июля 1623 года слуга Григорий Козенский с воинами по приказу Андрея Ферелея ограбили Почаевскую обитель. Была похищена и икона Божией Матери.
Андрей, озлобленный против Православной веры, решил надругаться над святыней. Он призвал свою жену, надел на неё священные одежды, дал в руки святой потир, и она при множестве народа решилась хулить Богоматерь. Царица Небесная наказала за это безумную. Ею тотчас овладел злой дух и стал жестоко мучить. Страшное наказание продолжалось до тех пор, пока в 1644 году икону не возвратили в Почаевский монастырь.
***А земли были возвращены обители судом незадолго до кончины преподобного Иова.
В 1620 году он принимал участие в Киевском Соборе, осудившим унию и постановившем твёрдо стоять за Православие. Под постановлением этим есть подпись: «Иоанн Железо, Игумен Почаевский».
Скончался Преподобный Иов в 1651 году. Мощи его были открыты в 1659 году после трехкратного его явления митрополиту Киевскому Дионисию.
Вскоре после этого в обитель приехала на богомолье Ева Домашевская. Ночью она увидела, что в Троицкой церкви сияет свет и услышала пение. Служанка её, девица Анна, пошла узнать, какое служение совершается, и увидела, что церковные двери открыты, а посреди церкви, между двумя Ангелами, молится в необычайно светлом одеянии преподобный Иов. Обратившись к девице, он приказал ей позвать игумена Досифея, в это время безнадежно больного, и дал ей для него плат, омоченный в миро. Больной, получив этот плат, помазался им и получил исцеление.
***До 1664 года различные чудотворения, которые неоскудно изливались от Почаевской святыни, не записывались. Однако народная молва о таких чудесных событиях быстро разносилась по всем концам земли Русской. И со всех сторон стали стекаться к Почаевской иконе Божией Матери множество паломников.
***Летом 1675 года во время Збаражской войны с турками, в царствование польского короля Яна Собесского (1674-1696), полки, состоящие из татар, под предводительством хана Нурредина, через Вишневец подступили к Почаевской обители, обступив её с трёх сторон. Слабая монастырская ограда, как и несколько каменных зданий обители, не представляла никакой защиты для осаждаемых. Игумен Иосиф (Добромирский) убедил братию и мирян обратиться к небесным заступникам: Пресвятой Богородице и преподобному Иову Почаевскому (память 28 октября). Иноки и миряне усердно молились, припадая к чудотворному образу Божией Матери и к раке с мощами преподобного Иова.
Утром 23 июля (по новому стилю 5 августа) с восходом солнца татары держали последний совет о штурме обители. Игумен же велел петь акафист Божией Матери. С первыми словами «Взбранной Воеводе» над обителью внезапно явилась Сама Пречистая Богородица, «омофор белоблистящийся распуская», с небесными ангелами, держащими обнажённые мечи. Преподобный Иов находился близ Божией Матери, кланяясь Ей и молясь о защите обители.
Татары приняли небесное воинство за привидение, в смятении стали стрелять в Пресвятую Богородицу и преподобного Иова, но стрелы возвращались назад и ранили тех, кто их пускал. Ужас охватил неприятеля. В паническом бегстве, не различая, где свои, а где чужие, они убивали друг друга.
Защитники монастыря устремились в погоню и захватили многих в плен. Некоторые пленные впоследствии приняли православную веру и остались в обители навсегда.
***В 1721 году Почаевским монастырем завладели униаты. Однако и в это трудное для лавры время монастырская летопись зафиксировала 539 чудотворений от прославленной православной святыни. А вот доступ к мощам преподобного Иова униаты закрыли. Однако же через 20 лет чудеса преподобного заставили их допустить к ним верующих.
Во время господства униатов, во второй половине ХVIII века, например, граф-униат Николай Потоцкий стал даже благотворителем Почаевской лавры. Произошло это благодаря чудесному обстоятельству. Обвинив своего кучера в том, что взбесившиеся лошади перевернули коляску, граф достал пистолет, чтобы убить его. Кучер, обратясь к Почаевской горе, поднял руки вверх и воскликнул: «Матерь Божия, явленная в иконе Почаевской, спаси меня!». Потоцкий несколько раз пытался выстрелить из пистолета, никогда ему не изменявшего, но оружие делало осечку. Кучер остался жив. Граф немедленно отправился к чудотворной иконе и решил себя и всё своё имущество посвятить на устроение обители. На его средства построены Успенский собор и братский корпус.
***В 1831 году униаты были воссоединены с Русской Православной Церковью. Мощи преподобного Иова были вновь торжественно открыты, а Почаевский монастырь стал лаврой. Возвращение Почаева в лоно Православия было ознаменовано чудесным исцелением слепой девочки Анны Акимчуковой, пришедшей на поклонение святыням с семидесятилетней бабушкой за 200 верст из Кременец-Подольска. В память этих событий архиепископ Волынский, священноархимандрит лавры Иннокентий (1832-1840) установил еженедельное, по субботам, чтение соборного акафиста перед чудотворной иконой.
Католики распускали слух, что чудотворная икона, оставив Почаев, перенеслась в соседний, лежащий в Австрии Доминиканский монастырь. Но новые и новые исцеления застарелых болезней, прозрение слепых, укрепление парализованных опровергали эти лживые слухи. Во время управления лаврой священноархимандритом Агафангелом, архиепископом Волынским (1866-1876) был устроен и 23 июля/5 августа 1875 года освящён особый придел на хорах Свято-Троицкой церкви в память победы над турками.
***В начале XX века Почаевская лавра вела успешную работу по присоединению униатов к Русской Православной Церкви и противодействию революционному террору.
«В 1914 году началась Первая мировая война. Своим чёрным крылом она зацепила и православную обитель, – повествует сайт лавры. – Боясь поругания и разграбления австро-венгерскими войсками, из монастыря вывозят все ценности: от колоколов до архива, библиотеки и свечного завода.
Чудотворная икона Божией Матери и мощи преподобного Иова в серебряной раке были доставлены в Житомир, где и пробыли до 1918 года. В обители пожелало остаться восемнадцать человек. Однако австрийцы, занявшие монастырь в августе 1915 года, отправили их в Венгрию, в город Вассаргены, в лагерь военно-пленных... Там они пробыли три года. Двух оставшихся в обители иноков-старцев выселили с монастыря, – их приняли местные жители.
А сами же австрийцы хозяйничали в монастыре без церемоний. В Успенском храме поставили свой престол и служили мессы. Трапезную церковь превратили в кинозал, Троицкий собор в конюшню. Престолы в алтарях были сдвинуты с места, оборваны, иконы прострелены пулями, церковная утварь переломана и выброшена, цельбоносная стопа Пресвятой Богородицы засыпана мусором. Но недолго хозяйничали по-своему иноверцы. В мае 1916 года, вследствие Брусиловского наступления в Галиции, в Почаев приходят русские войска. В лавре восстанавливаются богослужения. Архиепископ Евлогий, совершив благодарственный молебен, служит в обители всё лето 1916 года. Возвращаются из плена иноки. Начинает налаживаться хозяйственная жизнь монастыря. В 1918 году из Житомира были возвращены лаврские святыни, привезены и колокола».
…Типография преподобного Иова, возобновленная в начале XX века архимандритом Виталием (Максименко) (в дальнейшем – митрополитом, первоиерархом Русской Зарубежной Церкви), была им вывезена после революции за границу и ныне продолжает существовать в Америке, в Свято-Троицком монастыре, обслуживая духовные нужды русской эмиграции.
…В годы Великой Отечественной войны нацистские пособники – бандеровцы расстреляли близ Почаевской Лавры митрополита Киевского и всея Украины Алексия (Громадского), епископа Мукачевского и Тарнавского Мануила и многих священников за то, что они отказались переходить в раскол и сохранили единство с Русской Православной Церковью.
В советские годы безбожной власти не удалось закрыть лавру.
«После войны возвращаются монахи-фронтовики, в храмах возносятся молитвы, соединяя землю с небом; совершаются епископские хиротонии, – повествует сайт лавры. – Опалённые великой трагедией войны и репрессий, люди спешили поклониться лаврским святыням. Но время свободы оказалось недолгим. Вскоре власти снова подняли на щит идеологию воинственного атеизма (1958 год) – началась очередная волна притеснений и репрессий. О начале новых гонений насельников обители предупредила Сама Божия Матерь. В 1958 году Она явилась над Троицким собором вся в чёрном с чёрным омофором в руках. Чудесное видение знаменовало заступничество Богородицы в наступающую лихую годину и укрепляло молитвенников в их подвиге. Божия Матерь помогла пережить антирелигиозный разбой в монастыре, когда монахов буквально вытягивали из келий, поливали водой из пожарных машин, лишали прописки, сажали в тюрьмы, помещали в психиатрические больницы».
***10 лет назад, 3 ноября 2009 года, в честь 450-летия принесения на Русь чудотворного образа, Почаевская икона была доставлена в Москву.
Ранним утром 4 ноября Почаевский образ Царицы Небесной был принесён в Центральный выставочный зал «Манеж», где в тот день состоялось торжественное открытие VIII церковно-общественной выставки-форума «Православная Русь - к Дню народного единства». Здесь святыня находилась в течение всех дней работы форума, ей смогли поклониться тысячи верующих.
Затем Почаевская святыня была доставлена в Богоявленский кафедральный собор в Елохове. Здесь чудотворный образ пробыл до 15 ноября 2009 года и по завершении вечернего богослужения снова возвратился на Украину, в Свято-Успенскую Почаевскую лавру.
Для настоятеля, а ныне почетного настоятеля собора протопресвитера Матфея Стаднюка, одного из старейших пастырей Москвы и России, – это было особенно знаменательное и волнующее событие. Родные места протопресвитера Матфея Стаднюка – украинское село Залесцы Тернопольской области близ Почаевской лавры. Шесть с лишним десятилетий он, очевидец и непосредственный участник многих памятных и значимых для истории Русской Православной Церкви событий, служит в священном сане, более четверти века – в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове.
Молясь у списка чудотворной Почаевской иконы Божией Матери, который протопресвитер Матфей Стаднюк привёз из Почаевской лавры (это было одно из его посещений родных мест) любимый народом батюшка черпает силы для дальнейшего служения Церкви.
***Ныне Почаевская обитель по-прежнему остаётся главным оплотом Православия на Западе Украины.
Чудотворная икона помещена в звездообразном киоте в третьем ярусе иконостаса. Его пожертвовал Успенскому храму в 1859 году император Александр Николаевич в память паломничества в Почаевскую обитель.
… Каждый день в пять часов утра в Успенском храме, освещённом в предутреннем сумраке лишь одними лампадами, монастырской братией служится полунощница. После неё, при пении тропаря «Непроходимая Врата», чудотворный образ Почаевской Матери Божией медленно опускается и останавливается на уровне человеческого роста. Икона держится теперь на двух шёлковых лентах. Рядом с нею стоит иеромонах, называемый по традиции «киотным». Иноки, а вслед за ними и все молящиеся в храме безмолвно и неторопливо подходят и прикладываются к чудотворному образу. Точно так же опускается святыня по субботам после соборного акафиста перед ней, а также по воскресным и праздничным дням после поздней Божественной Литургии.
…Чудеса по исцелению перед этой иконой бесконечны, как и поток паломников из России, Белоруссии, Украины, Молдавии, Сербии и других стран, приезжающих к ней, в лавру.
Далеко не на каждого изливаются чудеса от Почаевской святыни, но каждому, кто обращается к этому образу с сердечной молитвой, и тайно и явно подаётся помощь духовная, душевная и телесная. У каждого из притекающих к святыне есть что-то, что можно выразить лишь молитвенным вздохом, для которого всегда не хватает слов.
Пресвятая Богородица, спаси нас!
Фото: Владимир Ходаков