В свои 84 года почитаемый румынский старец отец Прокл (Никэу) отшельничает на окраине глухой карпатской деревушки, куда еще не добралась мобильная связь. Народ он принимает в небольшом сарайчике, в котором две длинных лавки, стол под стать им, здоровая бочка, в которую складывают гостинцы, да стены, сплошь увешанные иконами. Чаще других встречается образ преподобного Серафима Саровского, с которым хорошо знающие старца люди любят его сравнивать. А он и впрямь такой же жизнерадостный и любвеобильный, да и треух, что сползал ему на лоб в течение всего нашего разговора, очень похож на тот, что хранится в Дивеево среди вещей дорогого каждому православному человеку святого. Отец Прокл рад каждой душе, приходящей к нему, может говорить часами, а исходящая от него любовь уже через десять минут заставляет забыть о минус 12°С в неотапливаемой келье (на улице было столько же).
Провожавший меня к старцу наместник монастыря Путна отец Мелхиседек, увидев на моем лице некую озабоченность по поводу предстоящей встречи, напутствовал советом поменьше думать о вопросах, а просто помолиться, чтобы Господь дал слово мне и отцу Проклу. Этот совет очень пригодился, когда после теплых приветствий старец, глядя на включенный с его благословения диктофон, начал свое слово:
– Я был у отца Иоиля (Гергиу; духовника старца Клеопы. – И.З.) незадолго до его смерти. И несколько отцов, зная, что я хожу к нему, заставили меня рассказать о разговорах с ним. А один из них дал мне магнитофон и просил записать наши беседы (хотя магнитофоны тогда не любили). Пришел я к отцу Иоилю; он, увидев магнитофон, сказал: «Нечистая вещь. Плохо в доме попа». И после этого я ничего у него больше не спрашивал, потому что имел назидательное слово от отца Клеопы, который многому меня учил, но я скажу только это. (После таких слов блокнот с вопросами был убран за ненадобностью, вся работа была переложена на диктофон, и оставалось только молиться, чтобы аккумуляторы выдержали мороз.)
Когда я ушел в монастырь, отца Клеопу забрали с послушания пасти овец и поставили настоятелем в обители. Отец Клеопа не тратил время зря, когда пас овец: он очень много читал святых отцов. Был один святой Иоанн-Иаков из Нямца, подвизавшийся в пустыне Хозева, рядом с Иерусалимом, где и умер, который искал для отца Клеопы хорошие книги. Я очень сильно чувствовал его (Иоаннa-Иаковa. – И.З.) милость к братии, я верю, что Дух Святой через него дотрагивался до их сердец, и все сразу жаждали покаяния и желали служить Богу.
Я очень многому назидался от отца Клеопы, потому что он с детства имел скучание по Богу. И больше всего в монастыре он любил послушание и отсекание своей воли.
При коммунистах, когда Румынией правил предшественник Чаушеску Георге Георгиу-Деж, отца Прокла хотели забрать в армию. В военкомате ему сказали, что если он пойдет в армию, то ему сейчас же дадут тысячу лей, и еще пообещали высокооплачиваемую работу после службы. Его спросили, сколько лет он уже в монастыре; отец Прокл ответил, что уже семь. Тогда его поставили на стол, позвали других призывников и попросили, чтобы он сказал им, что Бога нет. Отец Прокл обратился к окружившим его с такими словами: «Меня попросили сказать вам, что Бога нет. Но это не так: Бог есть!» Не успел он произнести это, как очутился лежащим на полу, и был сильно избит за свое исповедование.
Когда я поступил в монастырь, то только один год пробыл в Сихастрии. И патриарх Юстиниан (Марина), который тогда был, забрал меня оттуда и отправил в монастырь Слатина. Туда отправили половину братии, чтобы открыть общежительный монастырь. Коммунисты говорили, что нет Бога, а отец Клеопа – что Бог есть. И получалось, что было как будто две партии, и за это коммунисты хотели посадить отца Клеопу. Но благой Господь так управил, что они отошли. Я многим говорил и еще скажу, что отец Клеопа был чудесным батюшкой. Вряд ли когда увижу еще такого старца. Мы все по человеческому естеству можем грешить, но таких, каким был отец Клеопа, вряд ли найдешь. Даже когда к нему приходили очень большие люди или коммунисты, которые делали это тайно, чтобы не потерять свой хлеб, они сразу же менялись, стоило ему только заговорить. Чувствовалось, что Дух Святой, Которого он имел в себе, работал через него. От него я много узнал о сердечной молитве. Тот, кто жаждет сердечной молитвы и хочет ей научиться, должен быть девственником свои умом. Потому преуспевал в духовной жизни отец Клеопа, что имел святое смирение. От него никогда не хотелось уходить. Это не только у меня было такое чувство, но и у многих отцов.
Один батюшка из Слатины сказал мне: чтобы Дух Святой меня не оставил, я должен стараться никого не обижать. Очень часто он советовал монахам, чтобы они прощали братьев. Однажды в Слатине я почувствовал, что один брат – мой сокелейник – имеет что-то в сердце против меня, но я не был уверен в этом и не попросил тогда у него прощения, но решил помолиться за него. Потом на исповеди я сказал батюшке, который, как и отец Клеопа, исповедовал многих людей, что почувствовал, что этот брат обиделся на меня, и я должен был попросить у него прощения. Он спросил меня, как я уснул в тот день, когда это случилось: произнося молитву, или имея какой-нибудь плохой помысел, или думая о чем-то? Этим вопросом он очень помог мне, потому что я очень хорошо осознал в тот момент, что должен был попросить у своего соседа по келье прощения, сказав ему так: «Простите меня, и Господь да простит вас!» Но из-за того, что не сделал так, я потерпел поражение. Это важно, как ты засыпаешь: если произнося молитву, то Дух Святой помогает тебе обрести сердечную молитву.
Когда в Румынии начали изгонять монахов из монастырей, в Слатину пришли коммунисты и раздали братии анкеты для заполнения. Одним пунктом там значилось: «Я хочу уйти из монастыря». Отца Прокла силой заставляли подписывать эту анкету, но он ответил, что соблазнился об этих начальниках, поскольку думал, что только простые люди невысокого положения могут обманывать, а оказалось, что и занимающие высокие должности тоже. Тогда приказали отрезать ему бороду. Коммунисты подбодряли отца Прокла, чтобы он не горевал, а радовался, что лишился только бороды, а не головы. Безбородому отцу Проклу коммунисты посоветовали «держать рот на замке, чтобы тот не отправил его в другое место». А чтобы сделать оскорбление более чувствительным, безбородого отца Прокла обязали каждый день в течение двух недель ходить из монастыря в город отмечаться в милиции.
В Слатине были некоторые отцы, которые преуспевали в Иисусовой молитве, и я учился у них. И один из них мне рассказал, что однажды он уснул, произнося Иисусову молитву, и, проснувшись, почувствовал, что начал произносить молитву умом, и, продолжая произносить ее, почувствовал Святую Силу, Которая взяла его ум вместе с молитвой и отнесла в сердце. И там, в сердце, он беспрерывно произносил молитву. В конце концов Святая Сила так помогла ему, что взяла его, что он как будто бы выходил из тела. И он помнил слово одного духовного отца, который имел большой опыт делания Иисусовой молитвы и который говорил ему, что когда увидишь, что Святая Сила хочет взять тебя, то ты уже больше и не молишься, потому что настолько переполнен радостью, что уже не хочешь видеть этот мир. Этот батюшка говорил, что его так учили, что если ты молишься Иисусовой молитвой, то Дух Святой может взять тебя. Я точно знаю, что этот батюшка был взятым четыре дня, а потом снова вернулся. После этого он строго берег свой ум: старался не думать о времени и прочих пустяках. И когда я его спросил: «Когда ты был взят, то ты уснул?» Он ответил, что нет. Он творил Иисусову молитву, и когда Дух Святой вернул его, то тоже творил ее. И через некоторое время Святая Сила снова его взяла, и тогда он даже ни есть не хотел, ни отдыхать. Я вспомнил из Египетского патерика, как один отец ел раз в 40 дней, и думал, что это чудо, поскольку выше человеческих сил. Но если благой Господь помогает нам, то все возможно.
Братия избегали рассказывать эти тайны, боясь духа тщеславия. Если Дух Святой хочет помочь человеку поститься, то это чудо Божие. Но иногда Он оставляет нас, чтобы мы могли жить в смирении, потому что мы и в земном нуждаемся. И вот эти радости очень сильно чувствует тот, кто больше не смущается, если его кто-то ругает. Тот отец сказал мне, что если я хочу стать монахом, то я должен жить так, чтобы на меня никто не обращал внимания, чтобы мною пренебрегали и большие, и малые. Ты не имеешь права ни на кого обижаться – только так можешь достичь смирения. Дух Святой так помогает нам, чтобы мы могли достичь смирения, поэтому мы, насколько это возможно, должны стараться никого не обижать. Но часто случается, что помимо своей воли я обижаю кого-то из ближних своих. А если вижу, что кто-то не получает моего духовного слова, то я даю ему шуточку, чтобы он пришел в себя, чтобы исчезла злость из души.
Однажды к отцу Проклу пришли трое мужчин. Он сразу понял, что это образованные люди, а поскольку считал себя простым человеком, то не начинал первым беседу. Мужчины, желая испытать его вопросами, в свою очередь, хотели узнать, какими словами он их встретит. Так они молча и смотрели друг на друга. Но поскольку времени прошло достаточно, то отец Прокл заговорил первым: «Когда я умру, то бес меня возьмет в ад, потому что если человеку не нравится, как он живет, то и Богу не нравится». Тогда один из пришедших сказал: «Если бес тебя возьмет в ад, то что же говорить о нас?!» В ответ отец Прокл посоветовал им найти духовника и дал наставления о духовной жизни.
Приходят ко мне люди и говорят, что они колеблются в вере. Отвечаю им: будьте спокойны. Если не хотите колебаться, то поменяйте свою жизнь: плохую на хорошую. И тогда Дух Святой, по мере того как мы будем соединять смирение с покаянием и не будем засыпать с рассеянным умом, поможет нам. Вот эти искушения мы не можем сразу преодолеть. Те, кто хочет жить в покаянии, они все словно на весах. Грех и страсти будут нас бить об землю, и мы их будем бить об землю через покаяние и сокрушение. И бесы будут стараться опускать нашу душу, а Дух Святой – поднимать. И если враг не может сокрушить нас напрямую, то действует через различные предлоги. Но Дух Святой помогает нам достигнуть добродетелей через смирение. А если у нас слабовато с этим, то искушения будут идти без остановки, чтобы мы увидели свою немощь.
Однажды шел снег, и не было никого вокруг моей кельи, и я услышал: «Знай, ты лучше, чем кто-то». Рядом лежали палки, которыми я стал бить себя и молиться при этом: «Господи! Ты знаешь, какой я грешник! Господи, не оставь меня!» И, несмотря на то, что смирился, я тогда «выпил свой кофе». Если через мой ум прошел помысл, что я лучше кого-то, то я уже упал. И никто не знает, что я падший, только один Бог и я. Господи, не оставь меня! И тогда я должен молиться за своих врагов. Господи, не наказывай их, прости их, Боже! И если я прошу для них прощения, то надеюсь, что Господь помилует и меня.
Сердечная молитва окружена многими ересями, многими ложными духами и подделками. И только тот, кто имеет духовника, сможет преуспеть. То есть если будет говорить своему духовнику, что нападает на него. И кто захочет говорить про сердечную молитву, тот никогда не закончит.
Сейчас надо читать Египетский патерик сколько возможно. Он дает очень большую пользу. Там описано много святых людей; когда читаешь его, то чувствуешь любовь, жажду покаяния и желание измениться. Но наша многозаботность мешает нам в этом. Иногда я хочу спрятаться, но не знаю где: куда бы ни пошел, опять себя нахожу. Молчать надо, сколько могу. Иногда человеку может придти мысль, что лучше бы все пошли в ад, а он пошел бы в рай. Мне такое не подходит. Я должен иметь милость к ближнему, и по ее мере сам принимаю помощь от Господа.
Ко мне приходят люди, которые говорят, что хотят спастись и изменить свою жизнь. И я жалею этих людей. Но иногда приходят такие, которые говорят, что не могут простить ближнему. Упаси Господи, помилуй их! Я стараюсь всех ко мне приходящих посылать в церкви к священникам, чтобы они поучали их. Стараюсь больше никому не давать советов. Этой осенью ко мне пришел один человек и сказал, что вот я сижу тут один и молюсь, и не могу плакать, что я заживо мертвый человек. И еще сказал мне, что я должен плакать не о том, что на земле, а то я обманываю и себя, и других, а о том, что меня ждет после смерти. Только тогда ум сможет пробудиться и больше не захочет быть в этом веке. Наш век очень обманчивый. Очень важно сохранить православную веру чистой.
Однажды отец Прокл ушел из монастыря Слатина в горы Нямца, чтобы жить там отшельником. Это была его первая попытка уйти в безмолвие. Никто из братии не знал, имел ли он на это благословение от своего духовника. Отец Клеопа сказал, что, может быть, такое благословение есть, но если это не так, то отец Прокл быстро вернется. Так и случилось. Через три дня отец Прокл вернулся и рассказал, что только он построил себе шалаш на краю одной лесной поляны, как к нему подошла стая свирепых кабанов. По своей молодости и неопытности отец Прокл сразу не понял, что под видом кабанов скрывались бесы. Он побежал от них по лесу к вершине горы, но навстречу ему бросилось еще больше кабанов. Он схватил палку, чтобы на бегу отбиваться от них. И вот восемь кабанов окружили его, а отец Прокл, поняв, что это бесы, потому что они имели очень мерзкий вид, начал от страху кричать на них. Кабаны-бесы начали кричать на него, и отец Прокл не смог молиться и стоял с открытым от удивления ртом. Тогда одна кабаниха бросилась на него и откусила ему палец. Отец Прокл только и смог подумать про себя, что если Господь спасет его от этих кабанов, то он обязательно вернется в монастырь. И только он это подумал, все кабаны отошли от него, а отец Прокл услышал голос, который спрашивал его: почему он не хочет терпеть эту напасть и быть растерзанным бесом, почему он не имеет послушания и ушел из монастыря? Вернувшись в монастырь, он, показывая всем откушенный палец, рассказывал, какой урок получил.
Я хочу быть один, когда умру. Но многие люди держат меня и не дают мне уйти: они хотят, чтобы я им говорил. Но очень страшен тот час, и в тот момент должен быть только я и Бог. Я уже достаточно сказал.
Один батюшка так сказал: «Хватит! Сколько говорил?! Надо и для себя поговорить!» Однажды, когда я почти умирал, пришел человек, который хотел говорить со мной... Брат ты мой! В этот час мы нуждаемся в молчании. Должны быть только я и Бог. И бывает, что сам диавол посылает ко мне людей, чтобы они силили меня говорить, и это нехорошо.
Я жил и в монастыре, и некоторые отцы, находясь при смерти, видя, что вокруг собралось много людей, просили присутствующих – ибо от слабости они уже не могли сами это сделать – повернуть их лицом к стене, чтобы мирно уйти к Богу. То же самое случается и с монахом, что находится в больнице; он старается, чтобы перед смертью его повернули лицом к стене, чтобы никто не видел его лицо и как он говорит Иисусову молитву.
Знаю одного батюшку, которого объял Дух Святой в момент смерти. Умирая, он хотел передать свою радость и сделал это, когда увидели его лицо после смерти. Это очень важно иметь вот эту последнюю борьбу, чтобы остаться наедине с Богом. Если я имею сердечную молитву, то я смогу быть наедине с Ним в ту минуту. Но до тех пор, как «что это он так со мной» и «я ему сейчас тоже отвечу», не сможем достичь ничего. Вот такие дела... Горе мне, простите меня! Я думаю, что только рот пойдет в рай...
Однажды к отцу Проклу пришел некий монах и попросил слово наставления для наместника своего монастыря. Отец Прокл сказал: «Если я храню свой ум, то меня зовут монах Прокл, а если нет, то – свиньей» (слова эти созвучны в румынском языке: свинья по-румынски – porc).
Что сказать вам? Я совсем позади, горе мне... Я заметил, что имеет большое значение, когда я стану на молитву, не иметь ничего с кем-то (то есть не иметь что-то в сердце против кого-то. – И.З.). Если кто-то имеет что-то против меня, то это его дело; главное – чтобы я не имел ничего против него. Большую пользу можем иметь, если постараемся жить так, чтобы нас не замечали, – не выделяться. Господь да поможет вам! Очень много помогает чтение святых отцов.
Кто хочет искренне и по-настоящему заниматься Иисусовой молитвой, тот напрямую идет в рай. Но такой человек не должен думать, что если он стяжал сердечную молитву, то он уже спасся. Все зависит от того, как застанет его смерть. Если я имею молитву и дошел до состояния, когда только я и Бог, – это хорошо, но диавол не боится начала, он боится конца. Вот такие дела... Вокруг молитвенника собирается много бесов, которые могут принести ему разные видения. Однажды мне надо было идти на исповедь к отцу Клеопе – это было в то время, когда мне не разрешалось уйти в отшельничество, но я несколько месяцев жил один, и мне бесы являлись в виде разных людей. В тот день выпало много снега, и когда подмерзло, я пошел к старцу и сказал ему обо всех моих искушениях. Он посоветовал мне, что если я понимаю, что бес в образе человека начинает поучать меня, то ему нужно сказать: «Если ты от Бога, то произнеси со мной "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго". Ибо враг не хочет говорить: "Помилуй мя". Все, кто имеет Иисусову молитву, могут связать ею беса, но, несмотря на это, враг готовит такому человеку много искушений, и только через смирение и раскаяние можно полностью победить его.
Важно засыпать с сердечной молитвой. Бес может принять образ человека, чтобы исказить мою молитву и уклонить меня в ересь. Все, кто хочет научиться сердечной молитве, должны чаще исповедоваться, чтобы могли избавиться от этих духов, которые смущают нас. Они хотят исказить нашу веру, испортить ее. И если бесу это удается, то он увозит тебя в своей коляске. Поэтому очень важно иметь духовника, обладающего и опытом сердечной молитвы, и опытом безмолвия. Самое здоровое безмолвие – это то, в котором ты можешь плакать. Когда ты станешь на молитву, то не имей ни с кем ничего.
Господь да поможет вам! И все, кто имеет возможность помочь Церкви, пусть не пренебрегают ею, потому что это очень большое дело. И если человек имеет состояние плакать о своих грехах, то тоже этим надо пользоваться. Один батюшка говорил мне, что если время мирное, и я его использую во славу Божию, то когда приходят искушение, я имею помощь от Духа Святого. Если я не пользуюсь мирным временем, то приходит долгое время искушений, которое можно пережить только покаянием, исповедью, благим началом, но надо знать, что за это с большой силой наваливаются духи тщеславия. Поэтому нет другого пути – кроме плача, и нужно иметь осознание, что все лучше меня. Если в уме прошел помысел, что я лучше кого-то, то пришла опасность, горе мне.
Знаю, что в монастырях есть батюшки, которые были побеждены духами тщеславия. Благой Господь так попускал, что их или ругали, или другие искушения они прошли.
Однажды в Бухаресте отец Прокл шел в храм вместе с верующими людьми, у которых ночевал накануне. Монах был одет в мирскую одежду, а знакомые даже надели на него кепку. Их путь пролегал через оживленную площадь, на которой шла торговля. И тут им встретилась цыганка, вся перемазанная сажей, из Ясс. Она закричала ему: «Эй ты, деревенщина из Молдовы! Зачем ты приехал в Бухарест? Зачем кепку напялил? Провались ты на этом месте!» Вся площадь собралась смотреть этот скандал.
Однажды, когда отец Клеопа ушел из Сихастрии, я исповедовался у другого духовника. Он сказал мне, что если я вижу, что кто-то меня ругает, то нужно поговорить с ним один-два-три раза, и если тебя не понимают, то следует закрыть рот и говорить про себя «Господи Иисусе...» И вот через несколько недель случилось так, что кто-то меня сильно отругал, так что я был очень сильно побежден этим. И понял, что смирение нельзя стяжать сразу за мгновение, на это уходит время. Знаешь, как узнать, что стяжал смирение? Когда почувствуешь Духа Святого и увидишь, что в тебе нет ничего своего хорошего, а все только от Него. Тогда я пошел к духовнику и сказал ему, что случилось, как был настолько побежден смятением от сказанных мне слов, что«перебил все банки». И когда я услышал, как «бьется стекло», то понял, что надо было мне молчать. Я спросил его, почему со мной это случилось, ведь мне же никогда не нравились смятение, я же больше всего любил безмолвие? Духовник мне сказал тогда, что бес меня победил, потому что я снял с себя молитвенную одежду и был голым перед ним, не имея поминания Божия. Я заметил, что когда человек совершает грех, он голый и пустой. Когда человек имеет молитву, то он как кружка с горячей водой, от которой мухи держатся далеко. Но как только кружка остыла, то все мухи слетаются на нее.
В России очень много святых и людей, которые дошли до святости. Нужно сохранить веру здоровую, такую, какой нас учили святые отцы. А те, кто хочет идти другим путем, они обманываются. Мы нуждаемся в поучении святых отцов. Большая напасть, что наша Православная Церковь разделяется. Это очень нехорошо. Я молюсь за всех, чтобы они пошли в рай, но не могу говорить, что тот хороший, а тот нет, чтобы не согрешить. Я не могу совершать святую литургию, потому что простой монах, но я поминаю всех православных в своих молитвах. Все мы, кто любит правду и мир, Церковь и святых, Бога, – обязаны все соединиться. Если мы соединимся, то Дух Святой поможет нам. Но если Церковь будет все разделяться и разделяться – это очень нехорошо. Сейчас из-за того, что все думают по-своему, очень большое смешение в Церкви. О ней надо плакать. Сейчас спасение таково: каждый за себя. То есть если у тебя есть духовник, и ты чувствуешь, что он ведет тебя к раю, то тогда держись за него. И спасение человека во многом зависит от того, есть ли у него духовник. Если человек чувствует, что духовник ведет его к раю, он должен держаться за него. Кто-то упрекает меня в том, что я говорю по своему уму. Я согласен, я не хочу говорить, пусть Церковь сама говорит. Я никому не судья, у меня есть свои грехи, зачем мне чьи-то еще? Если меня поставят работать судьей, то моя зарплата в месяц будет всего пять франков.
В Яссах Секуритате охотилась на монахов, которых не удалось арестовать после закрытия монастырей. Спецслужбам даже удалось внедриться в клир. Отца Прокла тоже хотели отправить в тюрьму. Старец одного из монастырей, которого не посадили по старости, выгородил монаха, сказав пришедшим: «Кого вы хотите посадить?! Прокла? Да он, когда в поезд садится, не знает, в какую сторону тот поедет!» Тем не менее, отец Прокл предпочел переждать ситуацию в многолюдном Бухаресте. Уходя из Ясс, он встретился с цыганкой, с которой завязался у них разговор. На прощание она сказала, что приготовила ему бомбу. Эта та цыганка, которая ругала его потом на базаре в Бухаресте.
У нас есть люди, которые пытаются рассорить между собой старцев и через это посеять смуту, но мы знаем, что они ходят с котом в мешке. Я молюсь обо всех, молюсь, чтобы благой Господь соединил Церковь. Большая опасность, что мы перестали слушать святых, а они всегда говорили правду. Все, кто слушает святых, слушают Бога. Потому что только святые имеют Дух Святой. Когда отца Клеопу хотели посадить в тюрьму, то он оставил вместо себя одного архимандрита, который поступил в монастырь еще до прихода коммунистов, и дал ему сказать за послушание монахам, что интерес носит шапку (в румынском языке это звучит в рифму. – И.З.). В ту ночь отец Клеопа ушел в горы.
Один батюшка так сказал: «Когда на Церковь придет большая напасть, тогда мы увидим тех, кто стоит на ногах». А так как пока время еще хорошее, не видно, кто стоит, а кто нет.
Святыми стали только те, кто терпели. Благой Господь хочет очистить каждого человека, чтобы он попал в рай. Мы должны, по силе своей, стараться иметь в сердце страх Божий.
Всем, кто трудится для Церкви, Господь дает тот дар, который получили святые апостолы. Апостолам нынешних времен Господь дает пережить скучание по Себе. И когда человек переживет это, то в его сердце поселяется любовь к Богу. И тогда человек уже не прилепляется к этому веку. Тот, кто проснулся (пришел в себя), не должен делать ничего другого, как только плакать. Но плакать не о земном, а о том, что ждет нас после этой жизни. Потому что по-другому я обманываю сам себя и других. Нынешняя наша короткая жизнь – плотская, а впереди нас ждет жизнь вечная – духовная. Правда у Спасителя и у святых, Которых Он сделал таковыми. Некоторые люди говорят, что святые есть и у них. Но святых нашей Церкви сделал Сам Бог, и надо беречься от таких «святых» – тех, которых таковыми прославляют люди. Святые творят чудеса. Святые – это ступени к Богу.
Один батюшка сказал, что мы все имеем общую радость, но каждый из нас имеет в себе и отдельную, которую получил через свою молитву, хранение ума и покаяние. Если мы своей жизнью здесь утешаем Духа Святого, то Он утешит нас в той жизни. Дух Святой настолько благ, что Он открывает в этой жизни красоты будущего века тем, кто утешил Господа. Такие люди уже никогда не будут болеть неверием. Господь да отнесет вас всех в рай.