Святитель Спиридон: история святых мощей

Святитель Спиридон был погребен в храме Святых Апостолов в Тримифунте (Кипр). Затем его святые мощи были помещены в мраморный саркофаг в храме, посвященном святому, где они и находились почти триста пятьдесят лет. Как и при жизни, когда в дом к святителю Спиридону приходили многочисленные просители, так и после его смерти люди шли в храм, к месту его упокоения, со своими бедами и невзгодами. Весь храм был наполнен благоуханием, у мощей происходили многочисленные исцеления, что для окружающих являлось несомненным доказательством его святости.

В конце VII века по причине арабского нашествия на Кипр и опасения, что нечестивые могут надругаться над святыней, мощи были перенесены в Константинополь. Вероятно, это произошло в 691 году, когда по указу императора Иустиниана II началось массовое переселение киприотов. При вскрытии саркофага все присутствующие были поражены – мощи Святого не только оставались нетленными, но и сохраняли температуру человеческого тела, были пластичными и на ощупь подобны плоти живого человека.

За время пребывания в царственном граде святые мощи не раз меняли место своего нахождения. Мы не располагаем историческими сведениями о том, какой храм первым оказал гостеприимство Святому. В дальнейшем его мощи почивали в женском монастыре Богородицы Обрадованной (Благодатной). Русский путешественник XIII века упоминает об этом в своих заметках. В XIV–XV веках святыня хранилась в соборной церкви Святых Апостолов.

После взятия Константинополя турками в 1453 году, греческий священник Георгий Калохерет (Калохеретис), служащий священник храма Святых Апостолов, спрятав в мешках святые мощи святителя Спиридона и праведной царицы Феодоры (восстановившей почитание святых икон в 843 году), перенес их через Фракию и Македонию в Эпир. Там он оставался два года, а затем в 1456 году ради большей безопасности переправил на остров Керкиру (Корфу).

Существует еще одна, «кипрская» версия, согласно которой «мощи святителя Спиридона оставались на Кипре до 1448 года, когда королева Кипра Элени, наследница византийской династии Палеологов, продала их эмиссарам из Ватикана. На обратном пути эмиссары заехали в Арту к венецианскому правителю по имени Кароло. Однако их корабль сел на мель в заливе Амбракикос, где солдаты войска Кароло (они были православными уроженцами Арты) и местное духовенство отобрали у них мощи. Жена Кароло, принадлежавшая к Римской Католической Церкви, упросила православных отдать эмиссарам правую руку святителя Спиридона, чтобы они отвезли ее в Ватикан в доказательство всего случившегося. Мощи святителя Спиридона были положены в городе Арта, и священник этого храма отец Георгий Калохеретис перевез их ради сохранности на Корфу».

Но эта версия кажется маловероятной, так как не соответствует письменным свидетельствам русских паломников, которые в XIII–ХV веках побывали в Царьграде и поклонялись святым мощам святителя Спиридона.

В 1480 году Георгий Калохеретис завещал святые мощи своим сыновьям – Луке и Филиппу. После смерти Филиппа право владения частьюМощи ств.Спиридона Тримифунтского святыни перешло по наследству его дочери Асимине. В 1512 году она вышла замуж за Стаматия (Стамателлоса) Вулгариса, и в качестве приданого Лука Калохеретис передал племяннице свое право владения частью святыни. Таким образом Асимина оказалась единственной полноправной наследницей святых мощей, которые неоднократно меняли место своего пребывания. В 1577 году по просьбе семьи Вулгарисов городские власти выделили в центре города участок земли для нового храма святителя Спиридона. На следующий год на средства, собранные местными жителями, было начато его строительство. В 1589 году в него после освящения храма были перенесены мощи святителя Спиридона. Строительство колокольни было завершено в 1630 году. На протяжении многих лет семья Вулгарисов выступала в роли хранителя великой святыни – святых нетленных мощей святителя Спиридона, и все эти годы кто-либо из членов этой семьи был священником и служил в храме у мощей. В собственности семьи Вулгарисов святые мощи оставались вплоть до 1925 года, когда они были переданы Керкирской Церкви.

В начале XVIII века русский паломник Василий Григорович-Барский оставил воспоминания о поклонении мощам святителя Спиридона. Он отметил, что мощи святого были в полном составе, кроме правой руки (десницы), которая, неизвестно когда и по каким причинам, была отделена от тела. (В Греции мощи святого, чье тело сохранилось полностью, как у святителя Спиридона, никогда не дробятся.) Считается, что в период с 1592 по 1605 год десница была доставлена из Константинополя в Рим папе Клименту VIII, который передал ее кардиналу Чезаре Баронио, известному церковному историку, который в свою очередь поместил святую десницу в церкви Божией Матери Санта Мария ин Валличелла в Риме. Долгие годы керкирцы стремились вернуть святыню в Грецию. Наконец в ноябре 1984 года длительные переговоры успешно завершились. Митрополит Керкирский, Паксийский и Диапонтийских островов Тимофей (Тривизас) лично ездил в Рим и привез десницу на остров, дополнив бесценное сокровище – святые мощи святителя Спиридона.

Вид нетленных мощей святителя Спиридона никого не может оставить безучастным, они поражают с первого взгляда – Божией милостью они полностью нетленны. Это удивительные мощи весят как тело взрослого мужчины и чудесным образом не утрачивают свойств живой плоти, имеют температуру человеческого тела и сохраняют мягкость.

Мощи ств. Спиридона ТримифунтскогоДо сих пор ученые разных стран и вероисповеданий приезжают на Керкиру для того, чтобы подвергнуть исследованию нетленные мощи Святителя, но после тщательного рассмотрения приходят к выводу, что никакими законами и силами природы нельзя объяснить нетление этих мощей, которые почти 1700 лет пребывают в неповрежденном виде; что иного объяснения, кроме чуда, нет; что здесь, несомненно, действует всемогущая сила Божия.

В 1848 году, во время путешествия в Иерусалим, одним из свидетелей чудесной сущности мощей стал Николай Васильевич Гоголь. Он сам рассказал об этом одному из насельников Оптиной пустыни, а позже о том писал своим духовным чадам преподобный Амвросий Оптинский: «Николай Васильевич Гоголь... сам видел мощи св. Спиридона и был свидетелем чуда от оных. При нем мощи обносились около города, как это ежегодно совершается 12 декабря с большим торжеством. Все бывшие тут прикладывались к мощам, а один английский путешественник не хотел оказать им должного почтения, говоря, что спина угодника будто бы была прорезанная и тело набальзамировано; потом, однако, решился подойти, и мощи сами обратились к нему спиной. Англичанин в ужасе пал на землю пред святыней. Этому были свидетелями многие зрители, в том числе и Гоголь, на которого сильно подействовал этот случай».

В апреле 2007 года, когда честная десница святителя Спиридона прибыла в Россию, отвечая на вопрос журналистов: «Может ли тело человека пребывать нетленным, возможно ли это без вмешательства человека?» – Митрополит Керкирский, Паксийский и Диапонтийских островов Нектарий ответил со всей определенностью: «Для неверующего человека факт нетления необъясним, но для верующего, который живет благодатной жизнью Церкви, это очевидный факт. Благодать святости почивает не только на душе святого, но и на его теле. Дух Святой нисходит на всю целостность человека, освящает его и делает бессмертным. Следовательно, поклоняясь святым, мы поклоняемся прежде всего благодати Божией, которая действует в телах святых».

Автор: Наталия Шапошникова


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Ставропигиальный мужской монастырь
Константино-Еленинский женский монастырь
Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь
Пензенский Троицкий женский монастырь
Корецкий Свято-Троицкий ставропигиальный женский монастырь
Монашеская женская община Ризоположения Божией Матери с. Люк
Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь
Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь
Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь
Коневский Рождествено-Богородичный монастырь