Чтобы не произошло замены цивилизационного кода России...

XXIX Международные образовательные чтения

Насколько реальна опасность такой глобальной катастрофы для родного Отечества в XXI веке, говорилось в целом ряде докладов участников Международных образовательных чтений «Александр Невский: Запад и Восток, историческая память народа». Но во главу угла всех выступлений было поставлено главное: как мы можем сегодня, сейчас, в наши дни противостоять агрессивным попыткам политических врагов оболгать, очернить наше многовековое наследие. Как нам черпать силы и мудрость из того далекого XIII века, в котором святой благоверный князь Александр Невский сумел остановить экспансию с Запада и отстоять Православие, что позволило сохранить духовное единство и создало основание для будущего единства государственного

Главный фронт на этой войне – пространство исторической памяти

Тон конференции «Духовное наследие Византии и Афона в истории и культуре России» задал профессор Российского Университета дружбы народов, доктор исторических наук С.И. Реснянский, выступивший с докладом «Цивилизационный выбор России: духовно-нравственный образ Александра Невского или постмодернистская рефлексия культуры потребления». В Красном зале Храма Христа Спасителя собралось немало студентов, и утверждения, размышления профессора были прежде всего обращены к молодежной аудитории. Потому что, по его словам, мы видим, что в мире идет настоящая война духовных смыслов разной семантики с использованием так называемой мягкой силы. Этой «мягкой силой» заполнен интернет и всё медиа-пространство, а продуктом потребительской культуры становятся молодые люди, которых наш современник, итальянский мыслитель и писатель Умберто Эко назвал рецепторными типами, пожирателями видеороликов, рекламы, с внутренней пустотой в душе. И – с последующей оцифровкой самого человека.

– Молодым людям пытаются привить чуждую матрицу инославных ценностей, и главным фронтом этой когнитивной войны является, как известно, пространство исторической памяти, – продолжил Сергей Иванович.


Он привел цитату из книги Николая Бердяева «Смысл истории»: «Свободен духом тот, кто перестал ощущать историю как внешне навязанную, а начал ощущать историю как внутреннее событие в духовной действительности, как свою собственную свободу». А чтобы ощущать родную историю как внутреннее событие духовной действительности, надо читать жития святых, изучать жизненный путь русских воинов, политиков, дипломатов, ибо память поколений должна прорастать наследием великой державы. И надо четко знать, что без подвига веры Александра Невского, без его успешных военных сражений и успешной дипломатии наше Отечество могло бы превратиться «этнографический материал» для сильных хищников всемирной геополитической игры. В XIII веке – тяжелейший переломный момент! – вопрос о существовании самой Руси, сохранении своей идентичности, государственности встал очень остро. В 1237 году остатки разгромленных меченосцев соединились с Тевтонским орденом, и образованный в результате этого Левонский орден готовил вторжение на Русь, что не было локальным конфликтом, а было глобальным скоординированным наступлением – религиозным и военным – латинского христианства. Совсем юный князь остановил эту агрессию с русской ратью на Неве, а победой в Ледовом побоище он сорвал продвижение ливонских рыцарей на восток, обезопасил западные границы Руси. Во время битвы со шведами ему было 19 лет, а в момент битвы с немецкими рыцарями на Чудском озере – 21 год...

Что касается союза с Ордой, то и по сей день иные упрекают в этом святого благоверного князя Александра Невского. Манипуляции нашим сознанием приобретают разные формы. На просторах интернета можно встретить статьи с хлесткими заголовками типа «Почему Александр Невский пресмыкался перед Ордой?» Тема исторического выбора правителя земель Русских отчетливо прозвучала в докладе С.И. Реснянского. Далее ее развил директор Центра исследований проблем территориального управления и самоуправления Московского государственного областного университета В.В. Балытников в своем докладе «Святой благоверный князь Александр Невский (1220-1263) и святой благоверный царь Иоанн Дука Ватац (1192-1254) как борцы с агрессивным натиском Запада и сторонники конструктивного сотрудничества со всеми соседями своих земель». По убеждению выступавшего, и тогда, и спустя века, было очевидным: Запад требовал отказа от веры. Отказа от своей культуры, семейного уклада и быта. То есть произошло бы полное поглощение нашего народа иноверными, иноплеменными, иной цивилизацией. А ордынское иго, отметил Вадим Владимирович, в конечном итоге это явление временное: оно может быть свергнуто и сброшено. Народ и цивилизация при этом сохраняются. Такая вот альтернатива была в XIII веке.

– В историю Руси Александр Невский вошел прежде всего примером взвешенной политики – грамотной, правильной, сбалансированной, учитывающей обстоятельства, лишенной всяческой гордыни, – подчеркнул докладчик. – В этом нам урок святости! Поэтому Александр Невский – имя России. Он символ не только воинской доблести, но и подлинного христианского смирения, здравого смысла.

Крайне интересным был сравнительный анализ В.В. Балытникова в отношении двух величайших фигур той эпохи, твердо противостоявших угрозе со стороны Запада. На самом высшем государственном уровне ими была явлена личная святость – предпоследним властителем Византии Иоанном III и Александром Невским. Только русский национальный гений, к счастью, смог заложить более прочные основы для создания нашего социума. А павшая Византия, к прискорбию, стала тем самым «этнографическим материалом»...

О широком народном почитании благоверного князя Александра Ярославовича Невского в лике святых, как и о его полном непризнании отдельными лицами (мол, предатель, верный слуга татар: не тот путь развития средневековой Руси выбрал; палач: применял жесткие методы к новгородцам и прочее, прочее) написано немало. В этом направлении, с четкой расстановкой акцентов, с анализом научных, псевдонаучных и публицистических работ был сделан доклад «Александр Невский: исторический образ в общественном сознании», подготовленный Э.Э. Шульцем, доцентом Московского государственного областного университета. Разные периоды российской истории рассмотрел выступающий – от написания Жития святого князя во второй половине XIII века и до наших дней. Если, к примеру, в годы Великой Отечественной войны появилось огромное количество плакатов и другого изобразительного материала с образом древнерусского князя-воина, князя-победителя, вдохновлявшего защитников Родины (а радиосообщение 22 июня 1941 года о нападении немецких войск на СССР заканчивалось музыкой из кинофильма Сергея Эйзенштейна «Александр Невский» – знаменитой хоровой кантатой Сергея Прокофьева «Вставайте, люди русские!»), то в перестроечное время на нас обрушился целый массив негатива. (К слову, в войну, в июле 1942 года был учрежден орден Александра Невского. В 2021 году – церковный орден).

«Первой ласточкой» из хлынувшего мутного потока стала книга М. Сокольского, написанная в 1978 году и напечатанная в годы перестройки. Через сей многостраничный «труд» главным лейтмотивом проходит мысль: Александр Невский предал Русь монголо-татарам, для того чтобы противостоять Западу и установить деспотическую систему правления. Поэтому героизация князя, жестоко исковеркавшего судьбу народа, – позор России! В последующие годы эта тенденция, подхваченная ненавистниками русской истории, продолжала развиваться.

– Ряд исследователей стали говорить, что из-за навязчивой пропаганды фигуры Александра Невского она получается не объединяющей, а раскалывающей общество, – сказал в заключение Эдуард Эдуардович. – На самом деле этот раскол происходит в головах небольшого числа людей, имеющих право на такую точку зрения, вот только к науке не имеющей никакого отношения!


Образ, объединивший русских людей в разных уголках земли

На другой конференции – «Наследие святых отцов в жизни семьи и общества», тоже проходившей в Красном зале Храма Христа Спасителя, только через день, ее участникам запомнилось выступление нашего зарубежного гостя – архиепископа Михаила (Донскова), священнослужителя Русской Православной Церкви Заграницей, находящегося сейчас на покое. Владыка любит Россию, приезжает сюда, охотно делится воспоминаниями о святителе Иоанне Шанхайским и Сан-Францисском, с которым лично был знаком, и с наслаждением слушает звучащую всюду русскую речь. Тема его доклада – «Роль личности святого Александра Невского в воспитании молодежи в русских организациях в зарубежье». Родившийся в Париже в 1943 году, во время бомбардировки города, он поведал о тревоге своих родителей – глубоко религиозного казака с Дона и богобоязненной чешки (да и не только их, а большинства русских эмигрантов). Эмигранты из России, конечно же, боялись, что их дети, растущие вдали от Родины, могут не почувствовать с ней никакой связи и со временем, погружаясь в чужой мир, они могут разорвать также кровную связь с семейным очагом, что обернулось бы для этих семей трагедией. Действительно, по рассказу архипастыря, тот чужой мир постоянно ставил ультиматум: или ты ассимилируешься, забудешь свой родной язык, свою культуру, или останешься в нашей стране человеком второго сорта. Еще от французов можно было услышать: «России больше нет и не будет!» Но Господь не оставил русских людей на чужбине без Своей милости. Дети многих эмигрантов выросли с прекрасным чувством русского языка, с исповедованием православной веры.


Большой вклад в укоренение в них подлинной русскости внесли детские и юношеские организации, которые возникали везде, куда попадали выброшенные из бывшей Российской империи страдальцы. И особое место среди них занимала созданная в Париже Н.В. Федоровым Национальная организация «Витязи». Столько всего интересного рассказал владыка про основателя этой организации, выбравшего для нее девиз «За Русь, за Веру!» «Витязи» вверили себя небесному покровительству святого благоверного князя Александра Невского и святой равноапостольной княгини Ольги. Эти два образа – на эмблеме организации. Дни памяти этих святых являются праздниками «Витязей». Впечатлил рассказ владыки и о жизни подростков, молодежи в летнем лагере во Французских Альпах, где был построен православный храм, хотя препятствий чинилось немало. Как было понять прагматичным французам, что несмотря на непродолжительное пребывание там, высоко в горах – два-три летних месяца, эта молодежь, обитавшая в палатках, без храма, без интенсивной церковной жизни не могла жить? Впечатлили и слайды, показанные на экране: вот летний лагерь в 1947 году. Где-то 30-40 ребят. Вот он в 1975 году. Почти столько же ребят. И вот лагерь в позапрошлом году – уже 130 человек! Сегодня национальная организация «Витязей» насчитывает тысячи участников по всему миру, от Австралии до Италии. Есть «Витязи» и в России.

– Мы, мальчишки, хорошо себе представляли Александра Невского юношей, полководцем. Этот образ был для нас близок, прочувствован изнутри, – поделился воспоминаниями зарубежный гость. – И не представляли тогда его в схиме!

Наверное, святой образ смиренного схимника Алексия архипастырь смог увидеть внутренним взором, когда сам после десятилетий плодотворной педагогической работы в юношеских православных лагерях, после напряженной работы в госпиталях (в реанимационных и детских отделениях) решил принять монашеский сан...


О великой миссии правителей

Много в докладах было таких цитат, которые участники Чтений, особенно молодежь, записывали, чтобы потом вернуться к ним и увидеть какое-то событие, какой-то пласт истории, открывшиеся им под определенным углом зрения. Так на первой указанной в этой статье конференции С.Г. Гладышева, доцент Московского технологического университета, кандидат философских наук, в докладе «Святой благоверный князь Александр Невский: образ христианского правителя» привела слова французского писателя Оноре де Бальзака, который утверждал: «В принципе великий политик должен быть злодеем, иначе он будет плохо управлять обществом. Порядочный человек в роли политика – это всё равно что чувствующая паровая машина или кормчий, который объясняется в любви, держа рулевое колесо: корабль идет ко дну». А позже его собрат по писательскому цеху Максим Горький сравнивал политику с почвой, «на которой быстро и обильно разрастается чертополох ядовитой вражды, злых подозрений, бесстыдной лжи, клеветы, болезненных честолюбий, неуважения к личности...» и т.д. Но еще в XIII веке на Русских землях был явлен образ правителя-миротворца, который жил в духе истины и выполнил великую миссию обожения людей и сохранения территории, будучи наделен многими христианскими добродетелями.

– Не было бы и Дмитрия Донского, если б не было Александра Невского, – подытожила докладчица.

Не было бы тогда и Руси, России, нашего с вами Отечества! Эта тема глубоко освещалась и на конференции «Благоверный великий князь Дмитрий Донской – потомок святого Александра Невского». Выступившая с сообщением депутат Государственной Думы Н. Н. Пилюс (в Госдуме Наталия Николаевна представляет Тульскую область), процитировала русского ученого, историка-этнолога Льва Гумилева: «На Куликово поле пошли рати москвичей, владимирцев, суздальцев и т. д., а вернулась рать русских, отправившихся жить в Москву, Владимир, Суздаль и т. д. Это было началом осознания ими себя как единой целостности – России».

...Вспомним 2008 год, когда страна выбирала «Имя России» и в итоге народного голосования победителем стал святой благоверный князь Александр Невский. Наверняка представителям российских и зарубежных радиостанций, ряда ведущих информационных агентств (а также их огромной аудитории) многое запомнилось из сказанного будущим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом (на тот момент Местоблюстителем Патриаршего престола, митрополитом Смоленским и Калининградским). Встреча проходила в резиденции в Чистом переулке. И особое внимание привлекли такие слова: «Мы говорим, что мы православный народ, православная страна. А как это определить, как выявить? Я думаю, что голосование почти 50 миллионов людей засвидетельствовало, что именно святость удивительным образом после стольких лет безбожия и разрушения святынь в нашей стране осталась ценностной доминантой нашего народа...»

Ныне Россия празднует 800-летие со дня рождения благоверного князя, и 2021 год объявлен «Годом Александра Невского». В видеообращении участникам Чтений Предстоятель Русской Православной Церкви акцентировал внимание на том, что масштаб личности святого князя и величие его исторической миссии заключается не столько в одержанных им победах, сколько в том выборе, который он сделал для своей страны. «Он сумел утвердить наш цивилизационный путь как путь особый, не сливающийся ни с Западом, ни с Востоком. Это своего рода средний, "царский" путь, основанный на традициях православного мировоззрения, которое соединено с жизненным укладом и национальной культурой русского народа», – сказал Святейший.

Нельзя не осознавать, что сегодня следует еще крепче держать оборону на пространстве исторической памяти. Но ясно видится и другое: какие бы обороты ни набирала тенденция злых нападок на святого заступника России, вряд ли кому-то удастся навязать нам свои измышления. Потому что есть четкая позиция нашей Православной Церкви и, слава Богу, есть четкая позиция государства. Это делает тверже и личную позицию.


Автор: Нина Ставицкая

В материале использованы снимки из открытых источников

Материалы по теме

Доклады:

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Вознесенский женский монастырь г. Козельска
Свято-Троицкая Сергиева лавра
Архимандрит Сергий (Воронков)
Инокиня Спиридона (Жевлакова)
Вознесенский женский монастырь г. Козельска
Свято-Троицкая Сергиева лавра
Архимандрит Сергий (Воронков)
Инокиня Спиридона (Жевлакова)
Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь
Живоначальной Троицы Антониев Сийский мужской монастырь
Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь
Алексеевский ставропигиальный женский монастырь
Валаамский Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь
Пензенский Троицкий женский монастырь
Николо-Вяжищский ставропигиальный женский монастырь
Мужской монастырь святых Царственных Страстотерпцев (в урочище Ганина Яма) г. Екатеринбург
Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь