В Москве началась работа направления «Древние монашеские традиции в условиях современности» XXIX Международных образовательных чтений

17 мая 2021 года началась работа монашеского направления XXIX Международных образовательных чтений «Александр Невский: Запад и Восток, историческая память народа».

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, в связи с нестабильной эпидемиологической ситуацией традиционный январский форум был перенесен на третью седмицу по Пасхе и проходит в режиме видеоконференции. Организатором работы направления является Синодальный отдел по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви во главе с председателем, митрополитом Каширским Феогностом, викарием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, наместником Донского ставропигиального мужского монастыря Москвы; ответственный секретарь направления – игумения Иулиания (Каледа), заместитель председателя Отдела, настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря Москвы.

В видеоконференции, дополнительно транслируемой на YouTube-канале, зарегистрировались более трехсот участников: архиереи, наместники, игумены и игумении, насельники ставропигиальных и епархиальных монастырей девяноста семи епархий Русской Православной Церкви, Украинской Православной Церкви МП, Белорусского экзархата МП и Латвийской Православной Церкви. Трансляция первого дня осуществлялась на Московском подворье Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря.

Перед началом конференции к участникам обратился митрополит Каширский Феогност. Его Высокопреосвященство передал присутствующим благословение Святейшего Патриарха Кирилла и пожелал плодотворной работы. Затем председательствующий митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, председатель Комиссии по вопросам организации жизни монастырей и монашества Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, тепло поздравил владыку Феогноста с возведением в сан митрополита и поприветствовал участников Чтений, пожелав всем помощи Божией. Владыка Георгий напомнил, что монашеские собрания всегда проходят живо и интересно, потому что игумены и игумении призваны вместе делать очень важное дело – соборно искать решения стоящих перед монашеством проблем. Внимательное изучение духовного и исторического наследия помогает современным инокам находить правильные ответы на сложные вопросы в русле духовной традиции, сложившейся в Православной Церкви.

Монашеский форум начался с пленарного заседания. С докладом «Достойный преемник Крестителя Руси. Судьбоносный выбор святого благоверного князя Александра Невского и его значение для развития монашества на Руси» выступил митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор. Начав с утверждения, что благоверный великий князь Александр является ключевой фигурой не только в истории средневековой Руси, но и всей истории восточнославянской цивилизации, владыка представил слушателям многогранную характеристику личности святого. Докладчик выстроил «ряд образов» великого князя, каждый из которых заслуживает отдельного исследования, что, как отметил владыка Исидор, и происходило на протяжении веков. Прежде всего, это исторический образ мудрого политического деятеля и выдающегося полководца, со времен Петра I избранного символом могущества России и побед русского воинства. Но не менее значим образ святости, который являет благоверный князь Александр, в иночестве Алексий. Как сказал митрополит Исидор, «князь явил в своем житии и управлении Русью совершенно новый тип православной русской героической святости, подвижничества и мученичества на самом высшем государственном посту, став олицетворением выражения заповеди любви и ревностного служения народу, оканчивающегося жертвенной смертью». Важно, что история почитания князя Александра продолжается доныне: не только в России, но и в других странах, насчитывается более 1600 молитвенных мест, носящих имя святого Александра Невского, что свидетельствует о поклонении именно христианскому подвигу князя.

Далее владыка остановился на рассмотрении некоторых ключевых аспектов служения святого князя Александра в разные периоды его жизни. Так, уже в юности Александр, осознавая существенное духовное различие опасностей, угрожавших Руси с Востока и Запада, принял судьбоносное решение отразить натиск немецко-шведской агрессии. Второй период его деятельности характеризуется обращением всех сил на борьбу с Ордой, при этом восточная политика князя основывалась исключительно на мудрой дипломатии и готовности к всецелому смирению ради сохранения и накопления сил для будущей победы. Во внутренней политике князь опирался на высокий христианский идеал устроения государства на основе Божественной Правды.

Исходя из этих «доминант служения», подчеркнул митрополит Исидор, правомерно назвать благоверного великого князя Александра Невского преемником святого равноапостольного великого князя Владимира. Это касается и приданного Александром нового мощного импульса развитию русской государственности, и его вклада в созидание культуры русского народа. Все эти грани преемства имеют в качестве фундамента православную веру – как цивилизационную основу российского общества и государства.

Выступление иеромонаха Меркурия (Хоменчука), магистра богословия, насельника Спасо-Преображенского мужского монастыря Бориспольской епархии Украинской Православной Церкви было озаглавлено «Отношение к принятию монашества во времена святого благоверного князя Александра Невского и сегодня». Отец Меркурий дал подробный исторический обзор распространения монашества на Руси, начиная со времен святого князя Владимира и митрополита Илариона. Особое внимание он уделил становлению иноческого идеала в мировоззрении русского человека. «Монашество, как “ангельский чин” привлекало разные сословия, в том числе и высшие, – подчеркнул докладчик. – Оставляя славу и богатство, честь и власть земного своего преходящего княжения ради Небесного Царства, князья приходили в монастырь, облекаясь в святой иноческий образ». Русский народ, таким образом, усваивал себе аскетическое, сугубо монашеское понимание христианства. В отношении того, как монашество может найти свое место в современном мире, иеромонах Меркурий, подводя итог своему выступлению и ссылаясь на слова архиепископа Феодора (Поздеевского), сказал: монастырь, как и в древности, должен выступать духовным светочем и привлекать души и сердца страждущих, приводя их ко Христу, Церкви и спасению.

В завершение пленарного заседания слово было предоставлено игумену Дионисию (Шлёнову), преподавателю Московской духовной академии, заведующему библиотекой МДА. Доклад отца Дионисия носил название: «“Оставив временная, возжелав небесная”. Выбор святого благоверного князя Александра как пример верности Христу для монашествующих современного поколения». Известный исследователь в области богословской тематики и оригинальных святоотеческих текстов, игумен Дионисий в данном контексте рассмотрел жизнь святого князя Александра Невского. В начале доклада он провел параллели между последним выбором князя – принятием монашества – и речением старца Матфея Скитского (из «Луга духовного» преподобного Иоанна Мосха), где говорится о силе подлинного отречения и самопожертвования ради достижения неотмирного идеала Небесного Царствия. Процитированная докладчиком далее молитва Святой Троице преподобного Симеона Метафраста также удивительно точно передает то, что должно было происходить 14 ноября 1263 года в предсмертные часы великого князя: покаяние, пострижение, принятие Святого Причастия и переход в жизнь вечную.

Отец Дионисий описал обстоятельства последнего года жизни святого Александра (путешествие в Орду с целью отвести очередное нападение на русские земли и пребывание в Городце, где наступила его кончина) и представил обзор источников, повествующих об этих обстоятельствах. Более всего докладчика интересовали подробности пострига великого князя, о которых, конечно, можно рассуждать только с позиции научной реконструкции события. Опираясь на известные тексты древнерусских чинов пострига и на краткие письменные свидетельства происходившего, отец Дионисий отметил, что постриг совершался в праздничный день (на память апостола Филиппа), вероятнее всего, на Литургии в присутствии всей братии монастыря, и князь был облечен в великую схиму – «самое совершенное духовное состояние». Наречение постриженного именем Алексий должно указывать на святого Алексия, человека Божия (упоминания об этом нет в летописях, но отец Дионисий привел ряд убедительных косвенных подтверждений данной гипотезы). Завершая выступление, игумен Дионисий сказал о духовных уроках, которые мы можем извлечь из совершившегося тогда события. Прежде всего, нужно признать, что на основании всего, что мы знаем о благоверном князе, мы можем назвать его решение глубоко осознанным выбором. Уже в своей мирской жизни святой Александр был близок монашескому идеалу, который он и осуществил в постриге перед своей кончиной. Все его поступки свидетельствуют о том, что основанием и смыслом его жизни было Небесное Отечество, а срединный «царский путь», смиренный и миротворческий, которому он следовал в политике, был не простой данью дипломатии, а приверженностью истинно христианскому пути, ведущему в жизнь вечную.

После перерыва началась работа секции «Развитие монашества на Руси в свете исторического выбора Православия» под председательством митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия, который выступил с первым докладом  на тему «Богослужебно-молитвенная жизнь монастырей как основа Богообщения и Богопознания». Митрополит Георгий напомнил, что монашеский образ жизни, основанный на отречении от мира, позволяет достичь полноты Богообщения в совершенной мере. Молитва и богообщение положены в основу монашеского жития, они же составляют и его вершину. Священное Писание говорит о том, что молитва требует особой подготовки. Раскрывая важное значение необходимых для молитвы условий (веры в Бога, страха Божия, мира со всеми, беспристрастия и беспопечительности, внимания, поста или воздержания, покаяния, плача или слез), владыка сказал, что их необходимо выполнить, чтобы молитва была плодотворной. Далее в своем докладе митрополит Георгий остановился на необходимости правильного соотношения между храмовым богослужением и келейным правилом, которое может быть определено в каждом монастыре по-разному, однако главным признаком благополучного устроения монастыря следует считать совершение полного суточного круга богослужений. Литургия же есть истинное средоточие монашеского братства, и желание участвовать в ней есть признак подлинной духовной жизни. Гармоничное сочетание суточного храмового богослужения, келейного правила и трудов на послушаниях является залогом духовной благоуспешности братии.

Следующим докладчиком был епископ Лидский и Сморгонский Порфирий, председатель Синодального отдела по делам монастырей и монашеству Белорусского экзархата Московского Патриархата. Основной темой его доклада «Организация внутренней жизни монастыря и духовное возрастание монашествующих» стало размышление о том, как должна быть устроена жизнь в монастыре, чтобы монахи укреплялись и воодушевлялись в любви к подвижническому житию. Владыка Порфирий, выступая на монашеских форумах, уже не раз высказывал мысль, что пришедшему в монастырь очень важно ощутить себя в семье, понять, что настоятель или настоятельница – это отец или мать, что его окружают братья или сестры, с которыми надо делить все радости и печали. Нынче он особенно подчеркнул это обстоятельство, заметив, что современная молодежь чаще всего имеет травматичный опыт пребывания в семье – без понимания, что такое авторитет старших, истинная любовь и ответственность. Игумены и игумении призваны учесть и восполнить этот опыт, дать человеку чувство защищенности и ценности его личности, одновременно воспитывая послушание и умение противостоять страстям. Епископ Порфирий считает, что одним из условий успеха такой духовной работы с желающими монашества должно быть достаточно продолжительное время испытательного срока – послушнического искуса. Ключевым звеном остается также то, что духовное благополучие каждого монастыря зависит, прежде всего, от руководителя – игумена, игумении. Игумен и братство неразрывно связаны друг с другом, и воздействие этой связи не может заменить собой даже самый продуманный и совершенный устав.

В заключение доклада владыка напомнил слова преподобного Паисия Святогорца об опасности, в которой находится современное монашество: «…мир сегодня горит, а монашество утрачивает силу, теряет достоинство. Если из монашества уходит духовное, то в нем потом ничего не остается», – и призвал к молитве об укреплении на иноческом пути.

Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий, предваряя свое выступление на тему «Священное Писание и творения святых отцов в повседневной жизни монашествующего: обзор исторических и современных практик обителей Русской Православной Церкви», выразил надежду на то, что данная тема еще найдет свое развитие в научных богословских трудах, так как не может быть отражена во всей полноте в докладе. Владыка предложил слушателям своего рода экскурс в историю монастырской традиции, связанной с чтением Слова Божия. «В древности в монастырях, в том числе и монастырях Русской Православной Церкви, которые были не только духовными центрами, но и центрами образования и культуры, производились работы по переписыванию текстов Священного Писания и наследия святых отцов», – напомнил владыка. Однако исследовательский интерес митрополита Амвросия был больше направлен на то, какое место занимало Священное Писание в жизни монашествующих. Принятый изначально в Русской Церкви Студийский устав предписывал чтение поучительных писаний за трапезой.  С этим уставом с самого начала в монашескую традицию Русской Церкви входит благоговейное и почтительное отношение, прежде всего, к Священному Писанию. При переходе на Иерусалимский устав эта традиция не исчезла, предписывая множественные чтения из творений святых отцов и Священного Писания, распределенные по всему богослужебному кругу. Традиция чтения духовных книг сохранялась на протяжении веков трудами как древних русских отцов, так и последующими поколениями монашествующих. Жизнеописания и творения сонма великих русских святых свидетельствуют о том, сколь большое значение придавали они чтению слова Божия. Перейдя к обзору трудов Оптинских старцев, которые вслед за преподобным Паисием (Величковским), переводившим творения древних отцов на славянский язык, основали своего рода школу русского перевода святоотеческого наследия, докладчик отметил, что именно в Оптине были изданы на русском языке «знаменитые творения “великих врачевателей душ человеческих”: преподобных Варсонофия Великого и Иоанна Пророка, аввы Дорофея, Петра Дамаскина, Иоанна Лествичника, Исаака Сирина, Симеона Нового Богослова, Феодора Студита, Анастасия Синаита, святителя Иоанна Златоуста. Книгами, изданными Оптинскими старцами, руководствовались в своей духовной жизни многие поколения русских людей». Установившуюся традицию изучения слова Божия в современных монастырях владыка проиллюстрировал примерами из жизни Троице-Сергиевой лавры и обителей Тверской митрополии, а также рассказал о том, сколь большое значение имеет чтение духовной литературы в сочетании с молитвой для монашествующих всех поколений. В завершение митрополит Амвросий привел слова современного подвижника отца Иоанна (Крестьянкина), часто говорившего в своих проповедях о необходимости соотнесения своей жизни со Священным Писанием: «Последовать Христу – это изучить святое Евангелие так, чтобы только оно стало деятельным руководителем в несении нами нашего жизненного креста».

18 мая направление «Древние монашеские традиции в условиях современности» продолжит работу в том же режиме.

Фото: Владимир Ходаков

Материалы по теме

Доклады:

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Живоначальной Троицы Антониев Сийский мужской монастырь
Сретенский ставропигиальный мужской монастырь
Марфо-Мариинская обитель милосердия
Иоанно-Богословский женский монастырь, дер. Ершовка
Череменецкий Иоанно-Богословский мужской монастырь
Пензенский Троицкий женский монастырь
Мужская монашеская община прихода храма Тихвинской иконы Божией Матери
Донской ставропигиальный мужской монастырь
Тихвинский скит Спасо-Преображенского мужского монастыря города Пензы
Коневский Рождествено-Богородичный монастырь