Преподобноисповедник Георгий (Лавров) в начале 20-х годов ХХ столетия был насельником Данилова монастыря и почитался как известный московский старец. Он был воспитанником Оптиной пуcтыни, затем настоятелем Мещовского монастыря. По рассказам батюшки своим духовным чадам, в 1918 г. он был арестован и приговорен к расстрелу и только чудом избежал смерти. В 1920 г. отец Георгий отбывал заключение в Таганской тюрьме в Москве. Там он освоил основные медицинские навыки и как санитар помогал другим арестованным, и при этом тайно исповедовал заключенных.
В Таганской тюрьме в это же время находились многие архиереи, например, митрополит Кирилл (Смирнов), настоятель Данилова монастыря епископ Феодор (Поздеевский) и другие. Митрополит Кирилл, увидев в отце Георгии явный дар Божий к утешению страждущих, благословил его на старчество. Владыка Феодор после своего освобождения в 1922 году взял «на поруки» в монастырь отца Георгия. Послушанием батюшки в Даниловом была исповедь.
Слух о любвеобильном даниловском духовнике быстро облетел всю Москву. В будни в маленькой церковке на первом этаже Храма Святых Отцов семи Вселенских Соборов, а в праздники – в Троицком соборе, около раки с мощами преподобного князя Даниила Московского, принимал отец Георгий «скорбный московский люд, текущий рекой в заветный уголок утешения».
К духовному окормлению батюшки прибегал и простой народ, и интеллигенция – врачи, инженеры, актеры, ученые. На каждой службе к нему на исповедь стояла большая очередь. К отцу Георгию стало ходить много молодежи. Архимандрит Георгий привлекал к себе людей своим добрым и простым отношением ко всем, душевной теплотой, умением утешать в скорбях и жизненных невзгодах. «Отец Георгий учил внимательно относиться к людям и усердно исполнять свои семейные и служебные обязанности. Он требовал от духовных детей постоянства в вере и ежедневной молитвы, пусть краткой по необходимости, но внимательной и искренней, и доказательства веры добрыми делами. Всегда говорил, что нужно и можно быть подвижником в повседневной жизни, – вспоминал один из духовных чад архимандрита Георгия. – Батюшка советовал жить трудовой, размеренной, мирной и благочестивой жизнью. Не поощрял пустой болтовни о религии за увеселительным чаем и говорил, что веру нужно утверждать в себе, в семье и в окружающих постоянными добрыми делами, соединенными с молитвою».
В 1928 году архимандрит Георгий был арестован. Его обвинили в том, что он «играл роль «старца» в черносотенном Даниловом монастыре», что количество его духовных детей достигало тысячи человек, и он вел среди них антисоветскую пропаганду». Архимандрит Георгий был сослан на 3 года в Казахстан, за любимым духовником последовали некоторые из его духовных чад, чтобы облегчить отцу Георгию тяготы ссылки, многие приезжали навестить батюшку, хотя путь был далек и небезопасен.
В Кара-Тюбе у батюшки начался рак гортани. Срок его ссылки кончился, однако власти затягивали освобождение. Скончался архимандрит Георгий в Нижнем Новгороде, куда его привезли в 1932 году уже смертельно больным. Кончина отца Георгия была необычной. Он почувствовал облегчение от болезни и мог подолгу беседовать с приехавшими к нему духовными чадами. Среди них был архимандрит Сергий (Воскресенский), который в последние минуты земной жизни старца преподал ему Святые Дары. Батюшка взял Чашу в руки, принял Святые Дары и так, с Чашей в руках, тихо скончался.
В 2000 году Архиерейским Собором в числе Новомучеников и Исповедников Церкви Русской архимандрит Георгий (Лавров) был причислен к лику святых, его святые мощи были обретены и перенесены в Покровский храм Данилова монастыря.
Известный московский батюшка – протоиерей Василий Серебренников, в 20-е годы исповедовавшийся у архимандрита Георгия, вспоминал об этом так: «У отца Георгия была особая доброта, духовная. К нему подходишь и, как бы ни волновался, – успокоишься. Впоследствии таких исповедей, как у отца Георгия, мне не удалось переживать. Это был необыкновенный духовник». И в наше время верующими замечено, что преподобный Георгий помогает чистосердечно покаяться на исповеди, умиряет в ссорах, утешает в скорбях и болезнях, особенно онкологических.
Тропарь преподобному Георгию Даниловскому
глас 2
Издетска монашескую жизнь возжелал еси, / преподобне отче Георгие, / в нейже любовь Христову стяжав, / пастырь добрый многим людем был еси, / последи же и изгнание претерпев, / венцем исповедничества украсился еси. / И ныне, предстоя престолу Святыя Троицы, непрестанно моли // спасти и просветити души наша.
Кондак преподобному Георгию Даниловскому
глас 4
Евангельским словом вооружився, / всяку скорбь жития сего тленнаго и непостояннаго претерпел еси, / утешая чад твоих любовию, яже во Христе Иисусе, / преподобне Георгие, Даниловская похвало, // моли Христа Бога спасти и нас, чтущих тя.
Молитва преподобному Георгию Даниловскому
О преславный угодниче Божий, преподобне отче Георгие, Даниловы обители похвало и украшение! Ты от юности своея монашеское житие вожелал еси, в нем же подвизався, любовь Христову стяжал еси, в немже подвизався, любовь Христову стяжал еси, и был еси пастырь добрый притекающим к тебе: последи же изгнания и многи скорби претерпев, Небесное Царство наследовал еси. И ныне призри на нас, чад твоих, молящихся тебе, и управи души наша ко спасению; обитель же нашу святую миром и благочестием укрепи, да чистым житием благоугодим Богу, Ему же всякая слава подобает, честь и поклонение, во веки. Аминь.