«Дни Достоевского» – продолжение традиции просветительского служения Оптиной

Дарья Филатова

С 12 по 14 июля 2024 года на оптинской земле состоялись ставшие традиционными «Дни Достоевского». По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла мероприятия этого духовно-просветительского проекта проходят с 2022 года, летом, в непосредственной близости к июльскому празднованию памяти преподобного Амвросия Оптинского. Доброй традицией стало проведение фестиваля в Губине, селе, находящемся в 11 км от обители, – за восемь лет восстановления оно превратилось в настоящую жемчужину Козельского района.

Проект, созданный с целью напоминания о глубинных связях русской литературы и православной духовной традиции, с каждым годом становится все более масштабным, привлекая участников из разных уголков России, а в этом году и мира. Предлагаем читателям «Монастырского вестника» познакомиться с многочисленными событиями фестиваля.

Интересно, что в истории Оптиной пустыни именно просветительская деятельность была основной на протяжении целого столетия, с 20-х годов XIX до 20-х годов XX века. Уникальное в Русской Церкви явление: четырнадцать преподобных оптинских старцев, достигнув монашеским подвигом должного устроения, несли свое служение Богу и народу Божию. Сейчас же мы видим, что обитель не только не забывает об этом великом служении миру, но и всячески его развивает: уже третий год подряд при ее непосредственном участии проводятся «Дни Достоевского», в рамках которых проходят духовно-просветительские мероприятия.

Оптину пустынь писатель избрал своей духовной родиной, получив здесь в тяжелейший период жизни сочувствие и укрепление от преподобного Амвросия. Эта встреча, как известно, отразилась на всей последующей судьбе и творчестве Федора Михайловича. Поэтому оптинская земля и принимает фестиваль, посвященный творчеству классика.

Мероприятие позволило мыслящему обществу, может, далекому еще от Церкви или не укрепившемуся в вере, приобщиться монастырской благодати древней обители. Святейший Патриарх Кирилл в обращении к участникам фестиваля этого года отметил и иное его просветительское значение: «Проект помогает участникам встреч прикоснуться к духовному наследию Федора Михайловича, открыть для себя красоту и богатство православной культуры, частью которой, несомненно, является и творчество писателя».

Чтобы не нарушать привычный монастырский уклад, программы фестиваля реализовывались на двух площадках – часть мероприятий проходила в Губине, а образовательную составляющую Оптина принимала в своих стенах.

12 июля в Губине состоялось официальное открытие «Дней Достоевского». В 2024 году проект был поддержан Президентским фондом культурных инициатив, что позволило, в числе прочего, дать старт новым направлениям. Одним из них стал международный студенческий лагерь, который, предваряя основную церемонию, открылся на прибрежной территории поселения.

На открытии «Дней Достоевского» наместник Оптиной пустыни епископ Можайский Иосиф и приглашенные государственные деятели обратились к гостям фестиваля со словами приветствия и с пожеланием получить пользу от приобщения к духовному наследию нашего Отечества. Ранее на портале была опубликована новость, где мы подробно обозревали ход открытия. Сосредоточимся теперь на мероприятиях последующих двух дней проекта.

«XХI век, как век ХХ, пройдет под знаком Достоевского»

Как уже было замечено, дни фестиваля выдались очень насыщенными. Одновременно на двух площадках проходили различные духовно-просветительские мероприятия, встречи, дискуссии и культурные программы. Во второй день проекта, 13 июля, с 11 утра в лектории Оптиной пустыни состоялся ряд лекций, посвященных жизни и творчеству Федора Михайловича Достоевского.

В Губине участники форума встретились с протоиереем Андреем Ткачевым, который, как известно, считает, что чтение Достоевского перерождает человеческую личность. Уже сами вопросы, которые ставит в своих произведениях писатель, рождают работу духа. О значении чтения произведений Федора Михайловича и об их влиянии на душу человека и говорил отец Андрей.

В лектории монастыря слушатели могли рассмотреть творчество писателя немного в ином, более глубоком научном аспекте. Старт образовательным докладам дала открытая тематическая сессия Фонда Достоевского «Достоевский в национальном сознании», ведущим которой выступил Игорь Леонидович Волгин, вице-президент Международного Общества Ф.М. Достоевского. Мысли Достоевского о великом служении России и цивилизационном противостоянии Западу, о русском человеке и его внутренних борениях в наше время представляются особенно важными для изучения. В круглом столе принимали участие: доктор филологии, ведущий научный сотрудник Института мировой литературы РАН А.Г. Гачева, заместитель директора по научной работе Государственного музея истории российской литературы им. В.И. Даля П.Е. Фокин, директор Омского государственного литературного музея имени Ф.М. Достоевского В.С. Вайнерман, поэт Н.В. Кондакова, доцент кафедры русской литературы Белорусского государственного университета Д.Л. Башкиров, хранитель фондов народного литературно-краеведческого музея в д. Достоево (Беларусь) ГУО «Достоевская средняя школа имени Ф.М. Достоевского» В.В. Пуцыкович, клирик храма Рождества Христова деревни Большое Стиклево под Минском протоиерей Сергий Мовсесян, советский и белорусский литературовед И.А. Чарота, литературовед, критик и публицист Е.Д. Трухан, президент Русского ПЕН-центра В.О. Семёнов, поэт и композитор А.З. Мирзаян, заведующая кафедрой русской литературы Башкирского государственного педагогического университета В.В. Борисова, духовный писатель архимандрит Иоанн (Коган), автор исследований в области культурной антропологии А.А. Новиков-Ланской, писательница М.И. Арбатова.

Во вступительном слове Игорь Леонидович сказал о том, что проблемы, поднятые Достоевским в его произведениях, в наши дни требуют внимательного рассмотрения. В этой связи «Дни Достоевского» выступают отличной площадкой для поисков ответов на поставленные писателем еще полтора столетия назад вопросы. Тем более, что события последних двадцати лет свидетельствуют о том, «…что и XХI век, как век ХХ, пройдет под знаком Достоевского», – заметил Волгин.

Дополняя сказанное Игорем Леонидовичем, Анастасия Георгиевна Гачева и Валентина Васильевна Борисова подчеркнули и тот факт, что классик – всечеловечен, то есть понятен не только русскому православному человеку, но и любому другому. Об этом говорит и одна из центральных для творчества Федора Михайловича тем – преображение человеческой души и следование ее по пути спасения. Эта цель для всех людей едина.

В продолжение этих рассуждений протоиерей Сергий Мовсесян в своем слове отметил, что Христос в произведениях Достоевского «зовет тихо», оставляя выбор человеку и не лишая его свободы. И в этом видится параллель между миссионерским служением Церкви и влиянием классика на сознание людей. Церковь не декларирует, а зовет к Живому Спасителю. Также и Федор Михайлович не насилует волю героев своих произведений, а вместе с ними и читателей, а мягко и деликатно указывает верные пути.

О корнях этого особого подхода Достоевского к сердцам читателей сказал В.О. Семёнов. Он напомнил о том, что основой «проповеди» Толстого являлась гордыня, а творчества Достоевского – сострадание. «Достоевского часто обвиняют в том, что он “погружается в бездны”. Но, погружаясь в эти бездны, он сострадает своим героям. Сострадает через понимание их боли, а не через богоборчество», – подчеркнул Владимир Олегович.

Вспоминая об открытии памятника Федору Михайловичу Достоевскому в 2023 году в Оптиной пустыни, Валентина Владимировна Пуцыкович и Павел Евгеньевич Фокин рассказали о других памятниках писателю, находящихся на территории нашей страны, а также упомянули о белорусских корнях древнего рода Достоевских. Эту же тему в своем выступлении более подробно осветил Дмитрий Леонидович Башкиров.

Неисчерпаемый мир Достоевского во всей полноте описать за небольшое время тематической сессии, конечно, не представлялось возможным. Но яркие фрагменты из его творчества и биографии, которые удалось обсудить на этой встрече, свидетельствуют о том, что Достоевский полифоничен, а его живое слово уподобляет его апостолам.

По окончании форума с лекциями выступили В.В. Пуцыкович, И.А. Чарота и Д.Л. Башкиров. В каждом из докладов был выбран особый ракурс рассмотрения творчества и жизни писателя.

Со вниманием к содержанию произведений

В селе Губино параллельно с образовательными мероприятиями оптинского лектория проходили лекции, в которых большее внимание уделили именно самим произведениям Достоевского и их особому влиянию на душу читателей. Например, с протоиереем Артемием Владимировым прошла встреча на тему «Мир Христов в сердце христианина и душевный драматизм героев Ф.М. Достоевского». О драматичном также продолжил рассуждать философ и преподаватель РАНХиГС Никита Сюндюков. Тема его встречи – «Утопия Великого инквизитора». В завершение второго дня фестиваля И.Л. Волгин прочитал лекцию «Достоевский и Толстой: два полюса русской жизни». Чуть позже на главной сцене форума была показана театральная постановка «Идиот» Белорусского национального академического театра имени М. Горького. Культурная программа фестиваля в этом году стала органичным продолжением образовательных мероприятий.

Заключительный день фестиваля по большей части был посвящен теме семьи, которой Федор Михайлович уделял особое внимание в своих произведениях. В Оптиной пустыни прошли лекции специалистов по творчеству писателя. В докладах также рассматривалась известная Пушкинская речь Достоевского.

Судьбы России в пророчествах Федора Михайловича

В то время как в оптинской обители рассуждали на темы традиционных ценностей, в селе Губино проходила тематическая встреча-дискуссия, на которой творчество и жизнь писателя предстали, действительно, «неисчерпаемым источником». Спикерами встречи были епископ Можайский Иосиф, протоиерей Владислав Береговой, председатель общественного движения «Сорок Сороков» Андрей Кормухин и ведущие телеканала «Спас» Роман Голованов и Анна Шафран. В ходе двухчасовой встречи удалось затронуть самые разнообразные темы: о влиянии каторги на личность Достоевского, о пророчествах писателя, касающихся состояния современного мира и промышленного прогресса, о значении старчества для России. Владыка Иосиф осветил малоизвестные, но очень значимые фрагменты из биографии писателя, акцентировав при этом внимание на непростом пути Достоевского, которого трагические события жизни не только не сломили, но и привели к глубокому покаянию и перерождению. Наместник Оптиной пустыни напомнил и об особом месте старчества в судьбе России, в частности, о преподобном Амвросии Оптинском и его влиянии на формирование Достоевского как великого творца, который явил миру венец своего «пятикнижия» – роман «Братья Карамазовы». О судьбах России говорил каждый из спикеров. Анна Шафран в продолжение мыслей владыки сказала о том, что величина гения Федора Михайловича измеряется величиной вопросов, которые он поднимает в своих произведениях. Например, один из них: «Что же такое русский человек?» Из творчества классика выходит ответ: это тот, чьей миссией является свидетельствование, что Бог есть и что жизнь зиждется на евангельских истинах. В заключение дискуссии прозвучала мысль о том, что произведения Достоевского можно назвать светским Евангелием. И в этой связи они становятся точкой входа в православную традицию тех, кто по каким-то причинам пока не может воспринять Благую Весть через церковную проповедь.

О целях и средствах

Чуть позже в портрет писателя, который детально обрисовали спикеры дискуссии, внес свои штрихи пресс-секретарь Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятель оптинского подворья в Москве архимандрит Мелхиседек (Артюхин), выступив с темой «Достоевский – писатель, философ, пророк». Отец Мелхиседек отметил, что Федор Михайлович в своих произведениях выступает не только с позиции Церкви. Писатель был весьма образованным человеком, и именно поэтому он становится авторитетом для всего культурного, даже и неверующего, общества. Если писатель Достоевский высказывает мысль: «Жизнь без веры в свое бессмертие бессмысленна, пуста и бесцельна», – то это что-то да значит? Такой вопрос может и должен возникнуть у еще неверующего, но мыслящего человека нашего времени при знакомстве с личностью и произведениями Федора Михайловича. Также отец Мелхиседек рассказал об уникальной копии каторжного Евангелия Достоевского, ознакомиться с которой могли все участники фестиваля в дни его проведения.

Красной нитью всех образовательных мероприятий проходила мысль о миссионерском значении произведений Достоевского. Действительно, многие люди впервые узнают о евангельских истинах благодаря книгам писателя, потому что они доступны и более близки светскому человеку, чем Священное Писание. Их язык и форма легче воспринимаются, чем труды святых отцов. Творческое наследие Федора Михайловича в наши дни становится для многих первой ступенью в лестнице восхождения к Богу. И «Дни Достоевского» на этом пути – значительное подспорье.

***

По завершении последних просветительских мероприятий фестиваля портал «Монастырский вестник» попросил архимандрита Мелхиседека (Артюхина) ответить на несколько вопросов о проекте.

Отец Мелхиседек, а для чего нужно такое мероприятие, как «Дни Достоевского», монастырю Оптина пустынь?

Думается, что подобный форум нужен не только монастырю, но и вообще всей России. Ведь Федор Михайлович Достоевский – хранитель святого православия. И мало кто знает о том, что он был не только гением мировой литературы, но и великим публицистом и философом. Потому что его мысли о православии, всеединстве и о хранении веры, его полемика с католиками – уникальны. Его личность грандиозна, ее нельзя вместить в рамки, например, «православного писателя», и тут можно сказать о классике его же словами о человеке: «широк… слишком даже широк, я бы сузил». При всей сложности характера и нравственных проявлений своей непростой натуры это был человек с горячим, пытливым до Истины сердцем, искренне ищущим Бога и желающим к этому поиску привлечь все человечество. В этой своей предельной честности перед самим собой и перед читателем он становится близким каждому!

В целом «Дни Достоевского», как мне кажется, проводятся именно с этой целью – побудить общество к знакомству с «миром Достоевского». И, встретившись лишь отчасти с красотой православия в произведениях Федора Михайловича, сердце человека может возгореться сначала любопытством к учению Церкви, а после знакомства с ним – настоящей, крепкой любовью. Видится, что это мероприятие имеет и миссионерское значение.

А хорошо ли, что фестиваль приобрел такой масштаб?

Мне кажется, что концертную программу можно было бы немного сократить, сделав акцент именно на образовательных мероприятиях. Но в то же время подобными программами больше привлекается молодежь. И все-таки действеннее всего здесь оказывается отзвук в обществе от самого мероприятия, его масштабности и значимости. А влияние это, как известно, можно будет увидеть впоследствии. «Если так масштабно, то, может, и мне нужно поинтересоваться тем, кто такой Достоевский и что собой представляет Оптина пустынь?» – вопрос, которым, надеемся, задастся человек, встретившийся с информацией о «Днях Достоевского». А через нашего классика светским людям можно понемногу рассказывать об оптинском старчестве, а вместе с этим и о нашей православной вере, как я и сказал ранее.

Сам же Федор Михайлович проделал огромный путь из Питера в Оптину пустынь ради встречи со старцем Амвросием, потому что у него была вера в духовный авторитет. Он чувствовал и понимал, что есть люди, которые знают больше, чем он. В век скептицизма, социализма и неверия сюжет «Братьев Карамазовых», в котором одними из главных действующих лиц являются представители Церкви (имеются в виду старец Зосима и Алеша Карамазов), – предстает как смелое и революционное решение со стороны писателя. Он не побоялся выступить ретроградом и консерватором. Его ничто не напугало, а сейчас мы видим, что всех прежних социалистов и нигилистов никто и не помнит, а классика читают и перечитывают по сей день. Это ли не показатель его авторитетности для нашего мыслящего общества?

Отец Мелхиседек, а всё-таки можно ли говорить о том, что форум является полезным и для братии монастыря?

Сейчас всё устроено так, что братия в форуме не участвует. Но насельники Оптиной могут, конечно, посетить какие-то образовательные мероприятия. А само событие, личность писателя, его жизнь и произведения отцы могут использовать именно с миссионерской позиции. Потому что, как и говорил апостол Павел: Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах… (1 Кор. 3:2). Не начнешь же сразу со Священного Писания и святых отцов! А с произведений Федора Михайловича вполне можно начать свою проповедь. Ведь о православии он говорит очень ясно: «Если б кто доказал мне, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше хотелось бы оставаться со Христом, нежели со истиной». По-моему, очень хороший ориентир для каждого человека, в том числе и монаха.

Фото инокини Виринеи (Тумановой), а также с сайта Оптиной пустыни
и телеграм-канала проекта «Дни Достоевского»

Материалы по теме

Новости

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь
Ко дню памяти святителя Феофана, Затворника Вышенского
Памяти лаврского архимандрита Виталия (Мешкова)
Монахиня Феофания (Тупеко)
Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь
Ко дню памяти святителя Феофана, Затворника Вышенского
Памяти лаврского архимандрита Виталия (Мешкова)
Монахиня Феофания (Тупеко)
Донской ставропигиальный мужской монастырь
Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь
Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь
Воскресенский Новодевичий монастырь
Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Пензенский Спасо-Преображенский мужской монастырь
Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь
Николо-Вяжищский ставропигиальный женский монастырь
Иоанновский ставропигиальный женский монастырь
Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь