Дом за монастырской оградой

Экскурсия по Сретенской семинарии

Училище в монастыре

Городские монастыри — особое место. Зайдя за ворота, чувствуешь, словно шумный мир как-то разом схлопнулся, остался за спиной, отгороженный монастырскими стенами. Тут все иначе. Пока еще не знаешь, как именно, но — иначе. И вот на этой «иной» территории вдруг оказались расположенными не только монастырские храм и кельи, но и корпуса духовной семинарии.

В 1999 году архимандрит Иоанн (Крестьянкин) благословил тогда еще отца Тихона (Шевкунова) просить у Святейшего Патриарха Алексия IIразрешение на создание в стенах Сретенского монастыря высшего духовного учебного заведения. Так появилось Сретенское высшее духовное училище, через 5 лет преобразованное в Сретенскую духовную семинарию. Сегодня в ее стенах учится более 200 воспитанников.

Большинство первых семинаристов были насельниками монастыря, для которых, собственно, вначале семинария и образовывалась. Семинаристы и братия жили в весьма суровых условиях возрождающейся из руин обители. Но четыре года назад у семинарии появилось собственное, отдельное здание. В него мы предлагаем вам войти.

Это здание — бывшая школа. Ее построили в советские годы на месте захоронения солдат, погибших в Отечественной войне 1812 года. То ли по иронии судьбы, то ли чьим-то намеренным усердием, но школа эта была с углубленным изучением французского языка.

На реконструкцию школы ушло три года. Епископ Тихон говорит, что легче было бы ее сломать и выстроить здание заново, но в то время это не получилось.

И вот во что можно превратить обычную советскую школу-пятиэтажку.


Снаружи стены нашей любимой семинарии украшают объемные орнаменты византийской традиции и удивительной красоты майоликовые панно: одно — исполненное на сюжет «Святой Пророк Божий Иоанн Предтеча — Ангел пустыни», другое — посвящено священномученику Илариону (Троицкому), покровителю монастыря и семинарии. И то, и другое рассказывают о восхождении к Богу.

Здание нашей семинарии было настолько кардинально реконструировано, что даже люди, когда-то учившиеся здесь в школе, не могут ее узнать: надстроены библиотека и верхний, шестой, этаж, пристроен актовый зал, появились новые лестничные пролеты и лифт.

Из своей Almamater учащиеся выходят лишь в трапезную, в храм на богослужение и в город, по делам, для спортивных пробежек и на прогулку — все необходимое для жизни и учебы в семинарии есть.

А теперь откроем новые огромные дубовые двери и зайдем внутрь.

Первое, что видят вошедшие в семинарию,  — это наш герб — Ангел, ведущий отрока ко Христу. Это — символ особого пути каждого воспитанника семинарии, избирающего для себя путь священнического служения.


Лики насельников

Первые три этажа в семинарии — учебные. Три верхних этажа — жилые: там располагаются кельи.

Каждая из четырех лестниц устроена по-своему.

На парадных лестницах большие портреты   насельников Сретенского монастыря: патриарх Сергий (Страгородский), митрополит Серафим (Чичагов), архиепископ Иларион (Троицкий), архиепископ Фаддей (Успенский), архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий), епископ Вениамин (Милов), епископ Афанасий (Сахаров), епископ Феодор (Поздеевский), архимандрит Серафим (Тяпочкин), архимандрит Иоанн (Крестьянкин), протоиерей Алексей Воробьев, профессор Алексей Федорович Лосев и многие другие.

Вы спросите, почему они — насельники Сретенского монастыря? Потому что все они были в заключении здесь, на Большой Лубянке, во внутренних тюрьмах ВЧК, ГПУ, НКВД, находившихся частью и в самом монастыре. Поэтому братия монастыря и считает их насельниками, пусть разоренной в те годы, но духовно живой Сретенской обители.

Проходя рядом с портретами новомучеников, семинаристы еще и еще раз вспоминают о подвиге этих людей, показавших цель христианской жизни и ту цену, которую бывает необходимо заплатить за верность Христу. Будущим священникам это напоминание — не лишнее.

На лестнице, ведущей в студенческие кельи портреты христиан — великих людей науки, искусства, литературы и их высказывания о вере. Также как и высказывания святых отцов —  в рамках по стенам трех келейных этажей. Эти высказывания запомнятся на всю жизнь студентам, каждый день проходящим мимо них и читающим эти мудрые мысли.

Я вручаю мою душу в руки Бога, моего Создателя, надеясь и твердо веруя, что через Иисуса Христа, моего Спасителя, получу вечную жизнь.

Уильям Шекспир

Природа есть в некотором смысле Евангелие, благовествующее громко творческую силу, премудрость и всякое величие Бога.

Михаил Васильевич Ломоносов

Нет другой двери, кроме указанной Иисусом Христом.

Николай Васильевич Гоголь

Всякий, кто не верит в будущую жизнь, мертв и для этой.

Иоганн Вольфганг Гёте

Без веры в свою душу и ее бессмертное бытие человека неестественно, немыслимо и невыносимо.

Федор Михайлович Достоевский

Чем больше я занимаюсь изучением природы, тем более останавливаюсь в благоговейном изумлении перед делами Творца.

Луи Пасте


Христос и Его ученики

В вестибюле на первом этаже нас сразу заставляет остановиться удивительная фреска «Христос и Его ученики». В центре — Господь наш Иисус Христос, а по обе стороны — Его ученики: апостолы, мученики, святые отцы, подвижники. В этом же ряду можно увидеть Ф.М. Достоевского, Н.В. Гоголя… Они тоже ученики Христа. Здесь же и патриарх Алексий II, и отец Иоанн (Крестьянкин), и почившие монахи Сретенского монастыря.


Пройдя по первому этажу, спустимся вниз, чтобы на минуту заглянуть в актовый зал семинарии. Различные собрания, встречи студентов с интересными людьми, презентации книг Издательства Сретенского монастыря — все это здесь.


А снаружи на просторной крыше актового зала разбит самый настоящий сад. В центре него — небольшой амфитеатр, служащий в теплое время года аудиторией на открытом воздухе, где проводятся занятия.


Напротив актового зала — спортивный сектор.  Здесь вполне можно поддержать себя в тонусе и хорошенько размяться после учебного дня, проведенного над книгами. Ребята тренируются в тренажерном зале, играют в футбол, баскетбол, волейбол, занимаются кикбоксингом и другими видами спорта.

Бытовые помещения — прачечная и гладильная, котельная, отапливающая корпус семинарии,  — в цоколе.


Вернемся на первый этаж и продолжим путешествие. Нас встречают великие учителя и подвижники Церкви — апостол Петр, святитель Иоанн Златоуст, преподобный Серафим Саровский и святитель Тихон, Патриарх Российский. Парсуны с их изображениями находятся в парадном фойе семинарии. К слову, мощи первого после синодального периода патриарха обретались при участии нашего ректора, епископа Тихона (Шевкунова). И наречен ректор именем Тихон как раз в честь святителя.

Пройдя дальше по первому этажу, мы попадем в преподавательские комнаты, где наши наставники отдыхают, совещаются, готовятся к лекциям и слушают студенческие предзащиты.


Здесь можно увидеть картину, посвященную польскому пленению патриарха Филарета (Романова)   (1613 по 1619). Почему именно ее? Потому что в плену его сопровождал наместник Сретенского монастыря игумен Ефрем. На стенах преподавательских комнат висят портреты и некоторых других наместников обители.

Экскурсия по первому этажу завершена. Поднимаемся на второй.


Сенсорные экраны и два этажа книг

В коридоре на стенах — сенсорные панели. С их помощью каждый семинарист может найти необходимую ему информацию: расписание занятий и богослужений, сведения о преподавателях и выпускниках, историю монастыря и семинарии. А рамами для этих экранов служат орнаменты по мотивам византийских фресок.

Три учебные аудитории, канцелярия и кабинет ректора — все это здесь, на втором этаже.


У аудиторий нет номеров. Зато есть названия и свои особенности.


«Святая Земля» — самая большая аудитория в семинарии. В ней могут заниматься сразу несколько курсов. Такие предметы, как  Ветхий Завет,  Новый Завет  и другие дисциплины, связанные с историей Святой Земли, Священным Писанием и богословием, читаются здесь. По стенам комнаты развешаны карты Палестины и Аравийского полуострова разных периодов истории ветхозаветной и новозаветной Церкви. Также в «Святой Земле» располагается небольшой музейный уголок, где собраны копии древних артефактов: динарий времен земной жизни Иисуса Христа; лепта, подобная той, что приносила в Иерусалимский храм бедная вдова; византийские сосуды для масла и благовоний; иудейские молитвенные принадлежности; копия свитков Торы и точная копия древнего папирусного отрывка из Евангелия на древнегреческом языке (кстати, семинаристы должны уметь ее прочесть и перевести).


Следующая аудитория второго этажа — «Литературная». Это небольшой учебный зал, где по стенам развешаны портреты духовных и светских писателей, философов, композиторов, ученых, художников — от античности до современности. Гомер, Сократ, Платон, Аристотель, Конфуций, святитель Игнатий (Брянчанинов), святитель Феофан Затворник, митрополит Антоний Сурожский,  иеромонах Серафим (Роуз), архимандрит Софроний (Сахаров), Вольфганг Амадей Моцарт, Людвиг ван Бетховен, Георгий Васильевич Свиридов, Александр Сергеевич Пушкин, Михаил Юрьевич Лермонтов, Николай Васильевич Гоголь, Валентин Григорьевич Распутин и многие-многие другие.


Все эти люди внесли неоценимый вклад в развитие человеческой цивилизации, своим трудолюбием и поиском Истины они показали нам путь к достижению полноты и радости жизни. Их пример и творчество важно изучать будущим пастырям, чтобы лучше понимать мир и людей.

Последняя аудитория второго этажа — «Путешествие».

Это одна из двух аудиторий, где изучаются языки. Русский, церковнославянский, древнегреческий, латинский и английский — такова обязательная программа Сретенской семинарии. Арабский, иврит, или древнееврейский, испанский, китайский, итальянский, немецкий и некоторые другие языки можно изучать по выбору.


Тут, в соответствии с названием комнаты, нашли свое место неожиданные вещи: и старинный пистолет XIX века, и челюсти акулы, и африканские охотничьи снасти, и японские картины,  и многие-многие другие диковины. Все это привезено епископом Тихоном из поездок. Когда, как шутит сам владыка ректор, он «решительно взялся бороться с грехом мшелоимства», он передал все привезенные артефакты семинарии.

На стене «Путешествия» красуется и карта странствий хора Сретенского монастыря (где они только ни были!).

Но совершенно особое место в семинарии — это библиотека. Как говорят сами семинаристы, ничего более красивого, чем наша библиотека, они не видели.


В этом книжном царстве мы защищаем свои дипломные проекты. Круглые столы и совещания, конференции, собрания братии, преподавателей, семинаристов, встречи с гостями   проводятся под этими сводами.

Библиотека представляет собой двухэтажное помещение. Потолок и одна из стен — стеклянные. На втором этаже можно не только почитать, но и воспользоваться Интернетом и спокойно позаниматься. На библиотечных стенах — лики всех патриархов Русской Православной Церкви.


У кабинета ректора лучше   замедлить ход, чтобы полюбоваться   удивительными витражами работы художника Сергея Николаевича Андрияки, выполненными специально для нашей семинарии.

Античность, Византия и Святая Русь

Оказавшись на втором ярусе библиотеки, мы имеем возможность попасть на последний из учебных этажей — третий. Здесь располагаются кабинет проректора, методкабинет и пять аудиторий: «Литургика», «Византия», «Святая Русь», «Языки» и «Античность».


Одна из стен третьего этажа расписана уже знакомыми византийскими орнаментами. Другая — украшена гравюрами с видами русских городов и Сретенского монастыря.

Аудитория «Литургика». Без дисциплин, которые преподаются за этой дверью, священник просто не сможет провести ни одну службу: это литургика, диаконское служение, гимнография, история богослужения.

Копии балканских фресок встречают заходящих в аудиторию.  Это не просто иконы, а шедевры иконографии, каждая деталь которых исполнена глубочайшего литургического и богословского смысла. Здесь же, в подлинниках, — дониконовский антиминс и епископское богослужебное облачение, принадлежавшее митрополиту Вениамину (Федченкову), писателю и подвижнику. Владыка известен своими литургическими трудами и трогательными, полными простоты и веры  рассказами из его «Записок архиерея».


Богословские предметы, историю Византии и восточного христианства, историю Поместных Церквей изучают в аудитории под названием «Византия». Тут можно увидеть копии барельефов византийских храмов и удивительные фрески святых: Георгия Победоносца, Димитрия Солунского, императора Юстиниана с архонтами.

На левой стене висит уже ставшая знаменитой картина с изображением Собора Святой Софии в Константинополе, окруженного гигантскими зажженными свечами. Сегодня  Святая София  — это музей, а еще совсем недавно здесь была действующая мечеть. Вокруг нее построили шесть минаретов. Впервые картина, изображающая зажженные свечи вместо минаретов,  появилась в заставке к фильму нашего ректора епископа Тихона «Гибель империи. Византийский урок», и с тех пор она стала весьма распространенной и популярной в православном мире.


После «Византии» нам открывает двери другая империя, преемница ее богатого наследия, прежде всего в отношении веры,  — «Святая Русь». И вот  разлилась Россия по континенту, как река Клязьма в половодье, и в сердце ее сияет православная вера, как собор Покрова-на-Нерли. Панно с этим сюжетом — доминанта комнаты — занимает всю фронтальную стену.

Аудиторию украшает русская иконография Ангелов кисти преподобного Андрея Рублева. А в углу аудитории — облицованная изразцами печь (стилизованная, конечно, но очень уютная).


Аудитория «Языки» — вторая языковая аудитория. Здесь мы осваиваем латинский и древнегреческий. Вы спросите, зачем нам нужны древние языки? Ответим:  их знание дает семинаристам возможность читать древние тексты, с тем  чтобы глубже вникать в их суть. Ведь,  как бы ни был хорош перевод, точный смысл посланий апостола Павла или проповедей святителя Иоанна Златоуста может передать только оригинал. 

По стенам аудитории «Языки» — копии древних манускриптов: Евангелие на древнегреческом, письмена на латинском и старославянском, арабская вязь. Каждый  добросовестный семинарист, выбравший тот или иной язык, обязательно разберется в них.


«Античность» — последняя аудитория третьего этажа. Предметы, наполняющие ее, обращают внимание входящих на красоту античного мира. Но не в одной красоте дело. Мир античной философии, литературы, риторики был тем миром, в котором жили святые отцы первых веков. Христианство распространялось именно в греко-римском мире и, восприняв наследие античности, сумело устремить его к Божественному.Без понимания и изучения наследия античности как понять логику святителей Василия Великого или Григория Богослова, суть споров на Вселенских Соборах, отраву христологических или тринитарных ересей (воскресающих сегодня не в одной сотне сект)? Можно ли понять нынешний день, не разобравшись во вчерашнем?

Не случайно иконой этой аудитории стал Спас Синайский, написанный в технике фаюмского портрета (здесь же можно увидеть копии знаменитых фаюмских портретов).

Быт, праздники и двухъярусные кельи

Последние три этажа — жилые. Поднявшись по лестнице, вы можете увидеть, как живут воспитанники Сретенской семинарии. По стенам келейных этажей развешаны специально подобранные цитаты святых отцов, которые каждый день, находясь перед глазами семинаристов, из суеты будней возвращают нас к главному в христианской жизни.

Это, например, преподобный Феодор Студит: «Не будь ни слишком благ, ни через меру строг, но,  от того и другого примешивая во всем,  тем и другим действуй во благо; болящим болезнуй, скорбящим споскорби, трудящимся спомоществуй». А вот слова святителя Иоанна Златоуста: «Никто не может оправдываться тем, что будто бы хотел, но не мог, ибо бесспорно не мог потому, что не хотел». Или еще — наставление Оптинского старца Амвросия: «Когда заметите в себе невольное чувство неприязни к кому-либо, старайтесь победить это греховное чувство молитвой за него».

Живем мы в кельях, вмещающих от двух до шести человек. Некоторые кельи — двухъярусные, с устроенными антресолями. Это очень удобно — можно жить и отдыхать на втором этаже, а готовиться к занятиям ‒ на первом.

На шестом этаже, кроме келий, находится студенческий архондарик. Архондарик,  или фондарик,  — так называется приемная комната для гостей в православном монастыре или гостиница для паломников в Греции (на Афоне, в Метеорах) и Египте (Синайский монастырь). Здесь отдыхают семинаристы: отмечают именины и дни рождения  или просто приходят пообщаться за чашкой чая, посмотреть кино или почитать книги.

Вот такой он,  наш дом за монастырской оградой, где каждому из нас посчастливилось быть. Здесь живут более 200 человек, ребят от 16 лет и старше. Несмотря на такое угрожающее количество молодых и энергичных людей под одной крышей,  за все эти годы, как заметил наш ректор, епископ Тихон, в семинарии не было сломано ни одного стула.

Это заслуга братии Сретенской обители, наших дорогих наставников и всех тех людей, которые каждый день делают все возможное, чтобы мы обучались в нашей любимой Сретенской духовной семинарии.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь
Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской монастырь
Коневский Рождествено-Богородичный монастырь
Свято-Троицкий Стефано-Махрищский ставропигиальный женский монастырь
Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь Зосимова пустынь
Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь
Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь
Свято-Артемиев Веркольский мужской монастырь
Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь