Гуслицкий Спасо-Преображенский мужской монастырь расположен на востоке Подмосковья, в ста километрах от столицы, в городе Куровское. Официально обитель ведет свою историю с середины XIX века, в будущем году исполнится 150 лет со времени ее основания.
Спас на Нерской
Место, на котором стоит обитель, издревле называлось «монастырище», с ним связано много преданий и легенд. Гуслицы, давшие название монастырю, ранее были обширным краем, частью Богородского и Бронницкого уездов Московской губернии, захватывали Владимирские и Рязанские земли. Древними рукописями скупо зафиксировано, что в 1410 году на месте нынешней обители были болота, которых в округе и сейчас сохранилось множество. Митрополит Киевский Фотий во время татаро-монгольского нашествия сорок дней скрывался среди гуслицких болот. Во время одной из переправ через реку Нерскую ему чудом посчастливилось спастись. На том месте, где ему удалось выйти на берег, он велел построить храм, освятив его как Спас на Нерской. Позднее церковь стала именоваться Преображенской, а при ней образовался погост на Мошеве. В писцовых книгах 1631–1633 годов упоминается, что храм был уничтожен, но причины его ликвидации остались неизвестными. В тех же источниках написано, что церковная земля сдавалась в аренду. В 1667–1668 году священником Григорием была срублена новая деревянная церковь, сгоревшая впоследствии, потом ее вновь отстраивали. И все это время при храме бережно хранилась старинная чудотворная икона Нерукотворного Спаса, ее обрели во мхах на месте чудесного спасения митрополита Фотия. С этой святыней совершались многочисленные крестные ходы. После произошедшего церковного раскола, с конца XVII века, Гуслицы приглянулись староверам – они стали селиться в глухих лесах. Местность хоть и находилась недалеко от столицы, тем не менее, прекрасно скрывала не только не согласных с Никоновскими реформами священников и паству, но и многих разбойников.
Основание обители
Гуслицкий Спасо-Преображенский мужской монастырь был учрежден по повелению императора Александра II и благословению митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова). По мысли митрополита, обитель должна была сочетать традиционное монашеское делание с миссионерством и обучением детей.
Для организации обители был призван схиигумен Парфений (Агеев). К тому времени уже была издана его книга «Сказание о странствии и путешествии по России, Молдавии, Турции и Святой Земле постриженника Святой Горы Афонской инока Парфения», которая стала значительным событием в мире российской словесности. Отец Парфений – личность незаурядная. Уроженец Молдавии, он воспитывался в богатой старообрядческой семье, в шесть лет самостоятельно познал азбуку. В монашество был первоначально пострижен старообрядцами, впоследствии присоединился к Русской Православной Церкви. Отец Парфений многократно странствовал по России, затем уехал на Афон, где принял иночество, а потом и схиму с именем Парфений. От Свято-Пантелеимонова Афонского монастыря был направлен в Россию для сбора милостыни. Господь свел отца Парфения с митрополитом Филаретом. По благословению священноначалия он, оставив странствия, стал созидать обители в Подмосковье.
В 1856 году под его руководством была построена Николаевская Бирлюковская пустынь, а через два года иеромонаха назначили на строительство миссионерских монастырей. Осмотрев все предложенные места нынешнего Орехово-Зуевского района, он обратил внимание на старинную Спасскую церковь, она и стала отправной точкой для развития, как сейчас скажут, проекта.
В начале октября 1858 года иеромонах Парфений установил на берегу реки Нерской крест в знак основания монастыря. В это же время были составлен общежительный устав для братии. Одним из пунктов стало обязательство обращения старообрядцев в Православие, предписывалось это делать примером – ревностным служением, горячею молитвой и примерным житием. В распоряжение монастыря были выделены наделы земли, леса, в том числе храм Спас на Мошеве.
1859 года – дата основания Гуслицкого Спасо-Преображенского мужского монастыря. В торжественной обстановке была проведена закладка первого камня, на празднике присутствовали более шести тысяч мирян. Старый Спасский храм, высившийся на противоположном берегу реки, разобрали и перенесли на территорию монастыря, а на его месте установили часовню. Из разобранной церкви на основательном каменном фундаменте выстроили храм в два этажа, верхний придел освятили в честь Успения Богородицы, а нижний в честь Воскресения Христова. Также появились корпуса с кельями для братии и колокольня с шестью колоколами.
За два года (1859–1860) обитель окружили деревянной оградой и возвели красивейший девятиглавый деревянный собор, освященный в честь иконы Спаса Нерукотворного образа с приделами Преображения Господня и Николая Чудотворца. Внутреннее убранство составили иконостасы – в главном приделе установили пятиярусный, а в боковых – трехъярусные. Устав монастыря отличался строгостью, женщин на территорию никогда не допускали, но для них от ограды на хоры вела галерея, где дозволялось проводить время в молитве.
На монастырь выделялись средства из пожертвований, благотворители также активно принимали участие в строительстве. В обители удалось построить и расписать храмы, собрать обширную библиотеку, собрание древнерусских икон было здесь одним из лучших и самых многочисленных. При монастыре создали мастерские, разбили обширные фруктовые сады, принимала больных и нуждающихся больница с богадельней. К концу 1880-х годов монастырь приобрел законченный облик. К этому моменту настоятелем обители стал иеромонах Иероним, при нем монастырь достиг вершины расцвета. Территория была обнесена кирпичной оградой с угловыми башнями, в колокольне над центральными вратами действовала церковь, освященная во имя св. Фотия.
По некоторым данным, из главного собора было проложено два подземных хода. Один из них выводил к реке, а второй – к монастырской бане. Говорят, что еще в 1950 году по ним можно было пройти, но впоследствии их засыпали.
По монастырскому уставу, в монастыре должны подвизаться в служении 33 монаха – в их числе настоятель, и столько же послушников. Цифра неслучайна, она символизировала количество земных лет Спасителя. При монастыре действовала второклассная монастырская школа, в 1913 году при ней был построен и освящен храм в честь святителя Алексия. Учебное заведение было одним из старейших во всей Московской епархии и давало отличную подготовку слушателям. К моменту переворота 1917 года братия состояла из двадцати шести монашествующих и шести послушников.
Разорение
Сразу после 1917 года начались гонения на Церковь и изъятие ценностей. По решению местных советов на попечение братии были отданы воспитанники одного из детских домов. В 1922 году из монастыря были вывезены все ценные вещи – изъята серебряная церковная утварь, иконы, книги. Часть рукописей, чудом уцелевших, сейчас находится в Государственном историческом музее. В тот же год Преображенский собор был отдан под склад и столовую. В уже закрытом монастыре остались жить несколько монахов. Службы совершались в бывшей монастырской бане.
Вскоре в большинстве своем монахи были репрессированы, последние насельники ушли из монастыря в 1928 году.
После Великой Отечественной войны на территории Гуслицкого Спасо-Преображенского мужского монастыря размещался Дом инвалидов, в соборе были устроены склады и столовая, в одном из храмов – клуб и пекарня, а колокольню отдали под мастерские. В начале 60-х годов в бывшей обители разместили диспансер и интернат для пациентов с психическими отклонениями. Комплекс монастыря постепенно ветшал, не проводились ремонтные работы, не нашлось организаций, заинтересованных в сохранении исторического наследия.
Возрождение
Ситуация изменилась в 1994 году, когда инициативная группа прихожан организовала общину, и часть территории была передана верующим. Летом 1998 года храм вернули общине, началось восстановление монастыря. Настоятелем назначили игумена Георгия (Хлебникова). После десятков лет разорения обители вернули только часть владений, основная территория занята крупнейшим в Подмосковье психоневрологическим диспансером. Монашеская жизнь постепенно возрождалась, реставрировались помещения, прибавлялась паства. В 2009 году настоятелем был назначен игумен Стефан (Макаров). Братия, наследуя старинный устав, ведет просветительскую и миссионерскую работу. С 2010 года ежемесячно выходит газета «Преображение», при монастыре работает книжная лавка, проводятся православные ярмарки, вновь функционирует воскресная школа для детей и взрослых. Работа с подростками имеет расширенный формат, их приглашают в организацию «Гуслицкое братство». Монастырь принимает активное участие в жизни города, священники занимаются с детскими коллективами, на православные праздники приходит все больше людей, расширяет свою деятельность социальная служба «Милосердие».
Реставрация
За последние годы проведена реконструкция старинного двухэтажного трапезного корпуса. Работы включали усиление фундамента, перекрытие крыши, укрепление стен здания. На втором уровне устроен и освящен храм Царственных страстотерпцев, сделана настенная роспись, установлен иконостас. На первом этаже, на постоянной основе, разместилась фотогалерея, посвященная последней царственной семье династии Романовых, а также дореволюционной жизни российского общества.
С 2016 года начаты работы по реставрации колокольни, построенной к 1916 году. Сразу после революции она была некоторое время пристанищем для сестер Колычевского монастыря. Через несколько десятилетий случился пожар, после которого колокольня стала выполнять функции водонапорной башни. Постоянные протечки воды подмыли фундамент, в результате его разрушения в 1978 году обрушилось западное крыло здания. Планировался полный снос колокольни, но в 1981 году ее признали памятником архитектуры, снос был запрещен. После передачи здания в монастырскую собственность проведена консервация, установлен купол с крестом, сооружены лестницы, размещены колокола, часть из них – старинные. Нынешний настоятель обители игумен Серафим (Голованов) продолжает дело своих предшественников по восстановлению обители. В 2016 году разработан проект реставрации, по которому в данное время реализуется комплекс работ в Гуслицком Спасо-Преображенском мужском монастыре. Современное состояние обители еще требует больших усилий для восстановления, масштабных строительных и реставрационных работ.
Материал подготовила Юлия Стихарева
Фото с сайта монастыря