«Иного пути, кроме служения Церкви, и быть не могло»

Светлой памяти игумении Моисеи (Бубновой; † 8 марта 2021 г.)
В ночь с 7 на 8 марта 2021 года, в канун масленичной Мясопустной недели, перед Прощеным воскресением, после тяжелой болезни, осложненной ковидной инфекцией, в одной из иерусалимских клиник на 78-м году жизни мирно и тихо почила о Господе бывшая настоятельница Спасо-Вознесенского Елеонского женского русского монастыря в Иерусалиме игумения на покое Моисея (Бубнова).

Она была одной из видных и известных игумений в среде всей Русской Православной Церкви конца XX – начала XXI веков, а также очень заметной сановитой фигурой на Святой Иерусалимской Земле. 

В 2017 году священноначалие Русской Зарубежной Церкви удостоило ее права ношения двух крестов с украшениями. В Иерусалиме только ныне здравствующая 90-летняя матушка Георгия (Щукина), почетная настоятельница Горненского монастыря, имеет аналогичную награду. Вообще в Русской Православной Церкви, в особенности на территории России, это крайне редкая награда, которой могут быть удостоены за усердное и многолетнее служение Православной Церкви Христовой только самые видные и избранные православные подвижники. 

Длительный срок – без малого 20 лет, с 1997 по 2017 год, – матушка Моисея возглавляла одну из самых известных монашеских обителей мира – Спасо-Вознесенский Елеонский женский русский монастырь в Иерусалиме. И ее правление ознаменовалось коренным статусным и материально-техническим преображением и обновлением этой величайшей православной обители мира. Мне довелось знать матушку Моисею с Пасхальных дней 2010 года, когда она мне в первый раз благословила небольшое время пожить на Святом Русском Елеоне в Иерусалиме. И с этого времени начались многолетние периодические поездки в нашу Иерусалимскую Елеонскую русскую святыню.

Игумения Моисея (в миру Галина Дмитриевна Бубнова) родилась в 1943 году в Германии в семье русских эмигрантов из России. Перед тем, как прийти послушницей в монастырь, Галина Бубнова и ее семья прошли через множество испытаний. Ее отец, Дмитрий Константинович, белый офицер, вынужден был бежать вместе с Юденичем из России. Вскоре навсегда потеряла родину и будущая мама Гали, Анна Федорова. Она, студентка Оксфорда, оказалась отрезанной от корней, когда на территорию Эстонии, где проживала ее семья, вошли советские войска. Первая встреча двух вынужденных эмигрантов, произошедшая при трагических обстоятельствах, оказалась как нельзя более романтичной. 

«Представляете, начало Второй мировой войны, мама в глубочайшем трауре (за два месяца до этого от туберкулеза умер ее первый муж) идет по улице, толкает перед собой детскую колясочку с новорожденным сыном и рыдает, – вспоминала матушка Моисея. – И вдруг натыкается на моего будущего отца. А он, едва взглянув на маму, без памяти влюбляется». 

Господь создал новую семью, в которой родились две девочки, одной из которых придется стать очень известной и авторитетной игуменией Русской Зарубежной Церкви. 

За три дня до окончания Второй мировой войны семья Бубновых переехала в Бельгию. 

В детстве и юности будущая игумения постоянно общалась со святителем Иоанном (Максимовичем), с девяти лет пела и читала на клиросе. Общение с таким великим святым наложило особый отпечаток на ее жизнь. Впоследствии она сама неоднократно говорила, что с раннего детства Сам Господь и Царица Небесная послали ей одного из главных столпов Русского Православного Зарубежья, после общения с которым иного пути кроме служения Церкви быть не могло.

В ранней юности Галина Бубнова была вожатой «Витязей» в Бельгии. Она получила высшее коммерческое образование и 12 лет проработала в концерне химической промышленности «Сольве». Помимо русского матушка прекрасно владела тремя языками: английским, французским и немецким. Но душа молодой Галины, воспитанницы святителя Иоанна Шанхайского, требовала служения только в родной Православной Церкви Христовой. И она решает поступить в Русскую Гефсиманию в святом граде Иерусалиме. 

Перед этим, в 1970 году, Галина Бубнова посетила СССР для встречи с родной тетей, которая проживала в знаменитых псковских Печорах в довольно бедных, можно сказать – нищих, условиях. Советские власти, прознав, что в Печоры приезжает иностранка из Бельгии, провели для родственницы Галины воду и электричество. КГБ-шники, со слов матушки Моисеи, пытались склонить ее к агентурному сотрудничеству, но она отказалась. Поэтому вплоть до 1992 года въезд в Россию для матушки был закрыт. 

С 1975 года послушница Галина Бубнова подвизалась в Гефсиманском монастыре Русской Зарубежной Церкви, где исполняла послушание письмоводительницы монастыря, пела и читала на клиросе, вела бухгалтерию, а также была гидом. Перед этим она просила у Бога знамения: идти или не идти служить в монастырь инокиней. И Господь у Своего Гроба, в храме Воскресения Христова, открыл мятущейся молодой душе Свою волю. 

В 1977 году Галина была пострижена в иночество с именем Нонна. И только через 15 лет, в 1992-м, – в мантию с наречением имени Моисея в честь преподобного Моисея Мурина. «Заполучить монашество», как говорила матушка, было тогда очень непросто.

На ее иноческом постриге в Гефсимании присутствовала замечательная супружеская пара – Мстислав Ростропович и Галина Вишневская. Увидев постриг, Галина Вишневская горько заплакала: ей было жалко, что молодая девушка, отныне облеченная в черные одежды, никогда не выйдет замуж и не приобретет семейного счастья… 

В 1997 году, после печальных событий в Елеонском монастыре, когда за отказ пускать на территорию обители Святейшего Патриарха Алексия II была отстранена от настоятельства игумения Иулиания, решением Архиерейского Синода РПЦЗ монахиня Моисея (Бубнова) осенью того же года была назначена на должность Елеонской настоятельницы с возведением в сан игумении. Блаженнейший Патриарх Иерусалимский Диодор I лично, по традиции, благословил матушке ее настоятельство и игуменство на Елеоне. Архиепископ Австралийский Иларион (Капрал), ныне Первоиерарх РПЦЗ, возвел монахиню Моисею в сан игумении с вручением игуменского жезла. И с этого момента начался тяжкий крестный, но спасительный путь игумении Моисеи – руководительницы Святого Русского Елеона. 

Монастырь был крайне беден, просто нищий. Все коммуникации, обустроенные со времен игумении Тамары, крайне устарели и требовали ремонта. Положение осложнялось тем, что монастырь был окружен со всех сторон мусульманами, которые старались завладеть частью монастырской земли. В 2000 году ночью, на зимний Николин день, на игумению Моисею было совершено нападение прямо в игуменском корпусе обители.

Требуя выдать все деньги монастыря, бандиты выстрелили в матушку, и только незримое заступничество святителя Николая спасло ее от неминуемой гибели: в тот самый момент, когда в игуменской буйствовали бандиты, с ночной службы у Гроба Господня вернулись сестры монастыря, и бандиты обратились в бегство. Как говорила матушка Моисея: «Я с сестрами каждый день – на фронте». 

Несмотря на огромные бытовые сложности и искусы монашеской жизни, благодаря покровительству Господа и Спаса нашего Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы, величайших иерусалимских святых, а также благодаря молитвенности самой игумении и пасомых ею сестер, духовенства и паломников, Святая Елеонская обитель стала мало-помалу твердо обустраиваться, материально хорошеть, сиять цветниками и садами.

Монастырь стали посещать большие группы паломников со всех стран мира, что резко повысило его религиозно-православный статус как одной из главных святынь Иерусалима и сильно укрепило его финансовое положение. 

Обитель была хорошо обустроена и преобразована: отремонтированы храмы, водоснабжение, сантехника, электроснабжение, отопление, внутренние дороги и дорожки, сестринские и паломнические корпуса, внутренние и внешние стены и все укрепления, трапезная, мастерские, сады, цветники, палисадники, монастырское кладбище. Была отремонтирована и засияла «Иерусалимская свеча» – Елеонская колокольня, один из главных символов Иерусалима и всей Палестины. 


В святом деле материально-технического преображения монастыря выдающуюся роль сыграла монахиня Варвара (Новикова), которая, по благословению матушки Моисеи, в 2002 году пришла в обитель насельницей вслед за свой дочерью Марией. Матушка Варвара – с августа 2017 года Елеонская игумения – вместе с другими сестрами, трудниками и паломниками совершала невероятные трудовые подвиги на благо родного Елеона.


Матушка Моисея радостно приняла известие о воссоединении Русской Православной Церкви Заграницей с Московским Патриархатом в мае 2007 года. Она была уверена, что этим великим актом Россия и Московский Патриарх берут под свое прямое покровительство и защиту все епархии, приходы, обители и всю паству Зарубежной Церкви. 

Игумению Моисею почитали предстоятели и представители Православных Поместных Церквей. Господь судил ей нести служение при трех Первоиерархах Зарубежной Русской Церкви – митрополитах Виталии, Лавре и Иларионе, двух Московских Патриархах – Алексии II и Кирилле, трех Иерусалимских Патриархах – Диодоре, Иринее и Феофиле III. Ее заслуги перед Церковью высоко оценены священноначалием РПЦЗ: в 2017 году, в год 200-летия со дня рождения основателя Русской Палестины архимандрита Антонина (Капустина) и в год 20-летия ее настоятельства над обителью, было принято решение о даровании игумении Моисее права ношения второго креста с украшениями. В России такого права удостоены только две ныне здравствующие игумении – игумения Горненского монастыря Георгия (Щукина) и игумения Серафимо-Дивеевского монастыря Сергия (Конкова). 

После почисления на покой летом 2017 года матушка Моисея посещала все главные церковные и монастырские уставные службы. Для нее устанавливали в Вознесенском соборе особое отдельное кресло.


В последние семь-восемь лет матушка Моисея тяжко болела, переносила много телесных физических мучений, но всегда оставалась молитвенницей, никуда не выезжая с родного Елеона. К ней за советом часто обращалась нынешняя игумения Варвара, которая и сама оказывала матушке Моисее свое почтение, оказывала ей любую помощь как почетной настоятельнице и игумени святой обители. 

Матушка Моисея проживала в отремонтированных помещениях, где когда-то, до своей блаженной смерти в августе 1979 года, проживала великая игумения Тамара (Романова-Багратион-Мухранская), которая также за четыре года до своей смерти ушла на покой и была почетной игуменией и настоятельницей обители. 

Согласно воле почившей игумении Моисеи, она будет погребена на территории Спасо-Вознесенского Елеонского монастыря. 

Воздадим должное блаженнопочившей матушке Моисее (Бубновой) за ее заслуги в святом деле сохранения и приумножения славы Святого Елеона. Почтим ее светлую память молитвой об упокоении ее души!

Владимир Николаев

Материалы по теме

Публикации

Инокиня Иулиания (Игонина)
Инокиня Иулиания (Игонина)

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Алексеевский ставропигиальный женский монастырь
Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь
Сретенский ставропигиальный мужской монастырь
Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь
Коневский Рождествено-Богородичный монастырь
Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра
Саввино-Сторожевский ставропигиальный мужской монастырь
Суздальский Свято-Покровский женский монастырь
Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь
Петропавловский мужской монастырь