История мощей святого князя Даниила – одна из многих загадок, связанных с его именем. К началу Отечественной войны 1812 года мощи князя Даниила почивали в прекрасной серебряной раке. «Цивилизованные» французские солдаты устроили в монастыре скотобойню и, насколько успели, разграбили. В первую очередь, конечно, пропала серебряная рака. Но урон мог быть гораздо больше.
В начале XX века святые мощи князя были в прекрасной сохранности. Известный московский старец архимандрит Даниил (Сарычев, †2006), который в 20-е годы был послушником в Даниловом монастыре, рассказывал, что один из епископов, участвовавших в переоблачении мощей в 20-е годы, говорил ему, что князь Даниил лежит как живой – будто сейчас откроет глаза и встанет. Даже если епископ так сказал с некоторым преувеличением, можно все-таки сделать вывод, что, по крайней мере, глава и лик князя сохранились до того времени нетленными.
В годы советской власти начались мытарства не только братии и прихожан, но и святых мощей князя Даниила. Князь опять разделил судьбу всей Церкви и своего монастыря. Власти постепенно забирали у монастыря храм за храмом, и даниловские монахи крестным ходом переносили из отобранного храма свою главную святыню – мощи князя. И опять же – это одно из чудес святого князя: власти не отобрали мощи вплоть до 1932 года, хотя большинство святых мощей Русской Церкви были в 20-е годы у верующих отобраны. Над мощами святых устраивали публичные надругательства, помещали их открытыми для всеобщего праздного «обозрения трудящихся» в музеи – как, например, было с нетленными мощами святителя Иоасафа Белгородского. Правда, мощи святителя оказывали на людей далеко не «антирелигиозное» воздействие, и поэтому их быстро убрали.
Мощи князя Даниила власти тронуть не решились. Хотя в одном из следственных дел 1933 года по даниловской братии говорилось, что к мощам «бывшего князя Даниила», постоянно устраивались паломничества, приезжали даже из других городов. Так или иначе, но в 1932 году мощи князя Даниила бесследно исчезли. Причем, по воспоминаниям того же архимандрита Даниила (Сарычева), их увезли ночью. Власти по ночам из храмов мощи не увозили – они не стеснялись делать это и днем. Так что, судя по всему, святые мощи спрятали сами даниловские монахи, чтобы сохранить их. И с тех пор даже след мощей князя Даниила утерян. В одной из книг о Церкви в послевоенное время промелькнули воспоминания, что, мол, власти предлагали Патриарху Алексию I (Симанскому) отдать на выбор одни из хранящихся в Кремле мощей – или князя Даниила, или святителя Алексия Московского. И что, мол, патриарх Алексий выбрал мощи своего небесного покровителя – святителя Алексия, которые с того времени находятся в московском Елоховском соборе. Но больше подтверждений этой информации нигде не было. Если бы это действительно было так, и мощи князя были где-то в «запасниках», то их в наше время, скорее всего, уже отдали бы, как все отобранные в свое время мощи, в том числе преподобного Серафима Саровского, Александра Свирского и многих других святых. Правда, напомним, что, например, мощи преподобного Серафима были утеряны в музее атеизма в Санкт-Петербурге и «случайно» найдены. Может, такое же «случайное» обретение ждет и мощи князя Даниила.
Дожившие до 90-х годов прихожане Данилова монастыря передавали нам разные слухи о возможном местонахождении святых мощей князя. Михаил Макаров вспоминал, как тогда говорили, что мощи закопаны где-то под мостом. Схимонахиня Даниила (Мачкина) утверждала, что мощи были каким-то образом переправлены в Канаду, и недоумевала, почему их не возвращают. Были версии, что мощи князя могли тайно ночью захоронить на ближайшем Даниловском кладбище, в могилу кого-либо из похороненных там в то время даниловских монахов. Всё это версии, но мощи князя Даниила пока не возвращаются.
В Даниловом монастыре твердо верят, что надо молиться, и князь Даниил, вернувший в свое время после 250 лет запустения свой монастырь на его исконное место и сам указавший людям забытую ими могилу, где он был похоронен, найдет способ и сейчас указать нам, где почивают его святые мощи. Только произойдет это тогда, когда на это будет Божья воля, когда сам князь посчитает это необходимым и когда мы будем этого достойны. Может, князь вернется к нам своими святыми мощами в самое тяжелое для нас время, когда он будет нам наиболее необходим и мы будем особо просить его об этом. Может, то, что он до сих пор не вернулся, и указывает как раз, что мы недостаточно много просим его об этом и недостаточно чтим память первого московского князя.
По крайней мере, сейчас в монастырь вернулись несколько частиц мощей князя Даниила. Одна частица – из Америки. История возвращения этих частиц очень интересна.
Возвращение частиц мощей князя Даниила в обитель
История возвращения частиц мощей князя Даниила связана с именем академика Дмитрия Сергеевича Лихачева. В 30-е годы Дмитрий Сергеевич отбывал ссылку на Соловках вместе с будущим известным лингвистом профессором Игорем Евгеньевичем Аничковым. С 1933-го по 1938 год Аничков отбывал еще одну ссылку – в Сыктывкаре. Во время этих ссылок некий архиерей, имени которого Аничков не назвал, передал ему на сохранение небольшой ковчежец, похожий на школьный пенал, с частицей мощей святого князя Даниила. Вполне может быть, что это был настоятель Данилова монастыря архиепископ Феодор (Поздеевский), который тоже был в ссылке в Сыктывкаре с 1934 года. Аничков хранил эту святыню всю свою жизнь, а незадолго до своей кончины в 1978 году передал ковчежец с мощами Дмитрию Сергеевичу Лихачеву с наказом сохранить и в благоприятное время передать Церкви. Для большей сохранности Дмитрий Сергеевич передал мощи протоиерею Иоанну Мейендорфу, который увез их в США и обещал вернуть Русской Православной Церкви, когда ее положение упрочится. В 1995 году отец Иоанн исполнил свое обещание. Частицы мощей князя вернулись в Россию, в Данилов монастырь. 17 марта 1995 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий II передал в Данилов монастырь частицы мощей его святого основателя.
Возвращенные частицы мощей были помещены в большую раку, установленную на месте, которое она занимала до революции, – в храме Святых отцов семи Вселенских соборов.
Еще одна частица мощей, которую называют «Голубок» за очень большое сходство по форме с летящим голубком, вернулась в монастырь через единственного дожившего до возрождения монастыря монаха Даниловой обители 20-х годов – схимонаха Михаила (Карелина; 1911–2003). Отец Михаил пришел в Данилов совсем еще юным, был келейником у одного из даниловских старцев архимандрита Симеона (Холмогорова). После окончательного закрытия монастыря в 1930 году и изгнания братии из Данилова они жили во Владимире, потом в городе Киржач Владимирской области. Там все они были арестованы в декабре 1936 года и в сентябре 1937 года расстреляны. Отец Михаил был приговорен к пяти годам лагеря. Отбывал срок на Колыме, потом там же был
в ссылке. В Москву вернулся в 1959 году. В 90-е годы отец Михаил вновь стал насельником возрожденной обители. Частицы мощей князя Даниила ему передали для возвращения в монастырь две тайные монахини, духовные чада еще одного известного даниловского духовника – архимандрита Серафима (Климкова; 1896–1970). В 30-е годы даниловские монахи раздавали частицы мощей князя Даниила верным чадам, чтобы была возможность их сохранить.
Благословиться у князя
Данилов монастырь был к началу XX века небольшим, но очень любимым москвичами. В Москве был распространен обычай – благословиться у князя. Об этом обычае рассказал в своей книге «Сокровенная память души» прихожанин Данилова монастыря с 1914 года, когда он мальчиком ходил в даниловскую воскресную школу, и до окончательного закрытия монастыря в 1930 году – Михаил Иванович Макаров, доживший до возрождения обители и до XXI века (он почил в 2003 году в возрасте 96 лет):
«В то время, когда я учился в монастырской приходской школе, среди пожилых жителей Даниловской слободки был обычай: начиная большое важное дело, идти в монастырь “благословиться у князя”. Благословлявшийся приходил в храм Вселенских соборов, брал свечу по своему достатку, ставил ее у мощей князя, припадал на колени, усердно прося помощи в предстоящем деле, прикладывался к мощам и уходил, уверенный в успехе.
Как-то раз я спросил у одного старика – жителя слободки:
– Давно ли люди ходят “благословляться у князя”?
– Не знаю, касатик, – ответил мне старик, – мой дед говорил, что его прадед, когда захотел построить новую избу, а ставить-то, почитай, было некому – он да его безусый малец внук, – пошел “благословиться у князя”. Веришь ли: вдруг приехали из Коломенского двое его зятьев. Спрашивают: “Может, что помочь надо?” Прапрапрадед – так он, верно, мне доводится, – отвечает: “Вы-то поможете, а кто же вам в деревне поможет: ведь сейчас лето?”. “Ничего, – говорят, – бабы там с садами да огородами управятся”. И помогли зятья, да так споро, что прапрапрадед диву дался.
Старик немного помолчал, а потом добавил:
– Без благословения князя, голубок, нашим слободчанам пользы в большом деле не будет.
Кто знает, быть может этот обычай, как и неофициальное название “Даниловская слободка”, передававшиеся из поколения в поколение с давних пор, уходят своими корнями ко временам милостливого, добросердечного, особенного князя, дававшего здесь и в новом граде Московском приют всем, приходившим сюда от татарского насилия и от невзгод и бед княжеских междоусобий. А здесь была любовь, благодать и мир. И святой князь всех благословлял, всем помогал и обо всех молился».
Святой князь и в наше время помогает всем, с верою и надеждой просящих его святых молитв. Из уст в уста переходили и сейчас переходят рассказы о чудесной помощи милостивого князя. А иначе, если бы князь не помогал, никто бы и не просил о помощи. Как говорится, к высохшему источнику за водой не ходят.