С замечательной последовательностью Центр изучения истории и наследия Московского Златоустовского монастыря ежегодно проводит в февральские дни научно-практическую конференцию «Златоустовские чтения». На сегодняшний день уже девятую. Нынешний форум проходил в сложной эпидемиологической обстановке, потому и формат, как в прошлом году, был очно-заочный. Но число участников, если брать в целом, не уменьшилось. Давний друг Златоустовского монастыря – заведующая сектором «Археология» Музея Москвы» Екатерина Святицкая – написала в своей статье, посвященной этой святыне, очень точные запоминающиеся слова: «Монастырь в средневековой Москве воспринимался не просто как место проживания людей, избравших удаление от обыденной жизни для усиленной молитвы и поста. Основной его функцией, несомненно, было создание в гуще мирской жизни островка духовного и душевного благоустройства. Обитель представлялась тогда людям уменьшенной и улучшенной копией средневекового мира, наделенной духовной потенцией влиять на этот мир, исправляя его к лучшему».
Вот и в наше время (как бы его там ни называли – прагматичным или временем цифровой революции) неустанные труды духовенства и мирян по возвращению исторической и молитвенной памяти о тех, кто здесь подвизался, и о щедрых жертвователях на строительство и благоукрашение монастыря, а также изучение наследия святителя Иоанна Златоуста, в честь которого был освящен древний монастырь, помогают изменять мир к лучшему.
Не дежурные слова
Бывает, торжественная часть того или иного форума, на которой произносятся приветственные слова официальных лиц, проходит как бы стерто. Чувствуешь, что это – лишь дань традиции, попытка соблюсти этикет. Но на Златоустовских чтениях всё происходит по-другому. В каждом приветствии звучит то, что важно услышать из уст высоких авторитетов, занимающихся сохранением культурного и исторического наследия Москвы и всей России. Например, важно знать, удалось ли сформировавшемуся за эти годы коллективу единомышленников – богословам из духовенства и мирян, археологам и историкам, архитекторам и иконописцам, краеведам и музейным работникам, плюс энтузиастам-любителям – задать правильный вектор исследовательской работы и выбрать грамотный, научно-обоснованный формат? Получилось ли это у них, и не свернули ли они с пути? Оценка проекта возрождения Златоустовского монастыря, данная руководителем Департамента культурного наследия г. Москвы А.А. Емельяновым еще раз подтвердила, что получилось. И вектор выбран правильный, и формат грамотный. Вероятно, поэтому в 2019 году эта уникальная команда смогла взять тот рубеж, к которому, как сказал (тоже в приветственном слове) протоиерей Феодор Бородин, настоятель прихода храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке, шли очень долго. Но в итоге не просто здание бывшего келейного корпуса, а территории была внесена в реестр охранных объектов со статусом «Достопримечательное место. Здесь с начала XV века до 1930-х гг. располагался Московский Златоустовский монастырь». Иными словами, был получен статус-кво, что в дальнейшем позволит уберечь от разрушений, от захвата для какого-либо строительства те слои земли, в которых есть надежда обрести немало памятников и артефактов, рассказывающих о святой обители.
Запомнилось также приветственное слово человека, которого многие лично знают в разных регионах страны. Потому что П.М. Шульгин – заведующий Центром комплексных региональных программ социально-культурного развития Института социальной политики НИУ ВШЭ – является научным руководителем и автором уникальных концепций развития таких известных музеев-заповедников, как «Куликово поле», «Михайловское», «Ясная Поляна». Последняя работа его группы была связана с объектами в Республике Татарстан – островом-градом Свияжск, Свияжским монастырем и др. Присоединившись к участникам конференции по видеосвязи, Павел Матвеевич высказал идею: целью развития Достопримечательного места «Златоустов монастырь» может стать формирование на этой территории своеобразного исторического квартала. Монастырского квартала – допустим, такое название ему можно дать. Далее Шульгин развил эту идею, назвав ряд конкретных предложений, которые он обсуждал со своей группой, тоже считающей, что таких прецедентов как возрождение Златоустовского монастыря в его многогранной деятельности мало в российской культурно-охранной практике и этот пример нужно широко пропагандировать. Вообще по-хорошему (было озвучено и такое мнение) на территории, заключенной между Мясницкой улицей и Солянкой, следовало бы сделать уникальный музей московской истории под открытым небом. (Эпитет «уникальный» на конференции звучал часто, и нужно отметить – оправданно часто). А опыт воплощения в жизнь проекта возрождения Златоустовского монастыря как уже действующего музея и как организации, прошедшей многие бюрократические моменты и создавшей «Достопримечательное место», в данном деле чрезвычайно бы пригодился. «Если мы хотим стать мировой культурной столицей, такого рода прорыв в сохранении и использовании архитектурной культурной среды какого-либо московского района нам очень нужен», – заключил П. М. Шульгин.
Заманчивая перспектива! Насколько она осуществима, время покажет. Что касается проекта «Златоустовский монастырь» и взятия следующего «рубежа» то, по убеждению отца Феодора и его сподвижников, это должно быть устроение домового храма, сердцевиной которого станет литургическая жизнь, литургическое поминовение. Благословение на это получено. К работе над проектом храма приступили.
Два юбилея, две памятные даты этого года
«Отчет о научной деятельности Центра» секретарь Центра изучения истории и наследия Златоустовского монастыря А.П. Хондзинская начала с сообщения о двух юбилеях. Маленьким юбилеем она назвала пятилетие Центра, а большой юбилей – это 150-летие с момента основания братства святителя Петра Митрополита. Основано оно было во время настоятельства архимандрита Григория (Воинова) – церковного историка, составившего историческое описание монастыря. Братство было создано для миссионерской противораскольнической деятельности, то есть для возвращения в лоно Российской Православной Церкви отпавших от нее старообрядцев. Здесь мне хочется сделать некое отступление и обратиться к рассказу руководителя Центра священника Сергия Чуракова на «Радио Вера» в программе «Светлый вечер», который он повторил в сокращенной версии на конференции. Вполне вероятно, что «маленького юбилея» могло и не быть, если бы не решимость и неравнодушие ряда людей. В первую очередь – архитектора Веры Александровны Тимкиной. Вместе с сотрудниками архитектурной мастерской она, выполняя городское задание, изучала квартал между Мясницкой и Маросейкой – здания, строения, их историю. Когда было выявлено, что от Златоустовского монастыря остался один корпус, Вера Александровна пришла на прием к викарию Святейшего Патриарха Алексия II владыке Арсению, и сообщила ему об этом. Взяться за решение вопроса по возвращению в ареал церковного влияния бывшего братского корпуса (полуразрушенного на то время и тем не менее плотно заселенного всевозможными организациями) было предложено нескольким храмам, окружающим Златоустинский переулок. Откликнулся протоиерей Феодор Бородин. Это и стало «точкой отсчета», началом пути, который привел к тому, что теперь, как отметила А. П. Хондзинская, словосочетание «Златоустовский монастырь» – не пустой звук. Немало москвичей, да и гостей столицы связывают его именно с этим местом.
Забегая вперед, скажу: В.А. Тимкина присутствовала на IX Златоустовских чтениях, и ее выступление, посвященное двум юбилеям нынешнего года, стало достойным завершением первого дня конференции. Интересно было слушать о братстве святителя Петра Митрополита, чей духовный потенциал оказался настолько велик, что сегодня в этом святом месте четко просматривается преемственность тех форм его деятельности, которые оказались важны и в наши дни. Но вернемся к докладу А.П. Хондзинской. Анастасия Павловна сообщила: минувший год охарактеризовался для Центра не столько поиском новых архивных данных, сколько систематизацией уже имеющихся документов, что тоже привело к новым интересным открытиям. Рамки материала не позволяют подробно о них рассказать, поэтому приведу лишь один факт. Открылось, засверкало яркими красками имя, прежде здесь не звучавшее. Имя благотворительницы – иркутянки Юлии Ивановны Базановой, впоследствии переехавшей в Москву. Сколько миллионов вдова богатого купца (скромная и щедрая, как писали о ней современники), направила на дела милосердия! А Златоустовский монастырь привлек ее внимание тем, что в 1821 году в нем появился одним из первых в Российской земле придел во имя святителя Иннокентия Иркутского...
Всё отчетливее видны масштабы неординарных личностей
Тема благотворителей святой обители рассматривалась на всех Златоустовских чтениях. Как правило, в центре внимания был род Апраксиных, потому что Апраксины являлись главными ее ктиторами. Выделялись доклады, посвященные жизни и подвигам сподвижника Петра I, первого в истории России генерал-адмирала Федора Матвеевича Апраксина. Ф.М. Апраксин очень много доброго сделал для полюбившегося ему монастыря, а главной его постройкой явилась Благовещенская церковь, подклет которой стал фамильной усыпальницей Апраксиных. На нынешней конференции раскрылись новые грани деятельности не только самого Федора Матвеевича, но и его старшего брата Петра Матвеевича. Свой доклад руководитель Информационно-просветительского отдела, заведующий архивом и музеем Свято-Успенской Святогорской Лавры архимандрит Лазарь (Терещенко) зачитал дистанционно, подключившись по видеосвязи. Тема – «Братья Апраксины – благотворители Святогорского монастыря на Северском Донце». Какое, оказывается, деятельное участие принимали в судьбе будущей Лавры в Святых Горах, расположенной на границах Донецкой и Харьковской области, представители известнейшей аристократической фамилии России! И Федор Матвеевич – в свою бытность губернатором Азовской губернии. И Петр Матвеевич, назначенный командиром Украинской дивизии. Последний был хорошо осведомлен о нуждах насельников монастыря, оказавшегося в центре военных событий, и как мог старался о них заботиться.
Познакомив участников конференции с большим массивом найденных в архивах документов, архимандрит Лазарь обратился с просьбой помочь в поисках монастырского синодика, заведенного в начале июля 1710 года. Куда, по сообщению пастыря, помимо имен настоятелей, братии, многочисленных жертвователей обители вносились также некие тексты и исторические документы касательно монастыря. Но следы святогорского синодика теряются после закрытия обители в 1922 году... Еще отец Лазарь попросил помочь найти изображение Петра Матвеевича Апраксина и добавил, что братия Святогорской лавры ежедневно поминает боляринов Петра и Феодора.
А имя одного из настоятелей Златоустовского монастыря XIX века архимандрита Даниила (Сивиллова) впервые прозвучало на Златоустовских чтениях в 2020 году. В этом году научный сотрудник Института востоковедения РАН, доцент Финансового университета А.М. Куликов углубил тему, дополнил ее новой информацией, и еще более выразительно обозначился масштаб личности этого неординарного человека, избравшего в молодые годы монашество. Господь провел отца Даниила по многим земным стезям. В Китае, находясь в составе десятой Пекинской духовной миссии, иеромонах Даниил стал переводить богослужебные тексты на китайский язык, одновременно выполняя и вполне практическую цель – он старался утверждать в православной вере потомков албазинцев. В Москве архимандрит Даниил около пяти лет возглавлял Златоустов монастырь. В Казани он, ординарный профессор Казанского университета, создал первую в России кафедру китайского языка. Последние годы своей жизни отец Даниил был настоятелем Ростовского Борисоглебского мужского монастыря Ярославской епархии, благочинным над Угличскими монастырями. «"Зерцало православного исповедания" в китайском переводе архимандрита Даниила (Сивиллова)» – таково название доклада А. М. Куликова.
Ну, а ветеран Златоустовских чтений, если можно так выразиться, аспирант кафедры истории России историко-филологического факультета ПСТГУ С.С. Сингх в пятый раз подготовил доклад о насельнике обители, несшем свое послушание на флоте: «Новые сведения о деятельности судового священника броненосного крейсера «Адмирал Нахимов» иеромонаха Авеля (Иванова)». Изначально у Созонта Сингха была одна зацепка: послужные списки монашествующих из Российского государственного архива древних актов, представленные ему Центром изучения истории и наследия Златоустовского монастыря. Иеромонах Авель особенно заинтересовал. Последовало изучение трудов с упоминанием его имени. Также московский аспирант посылал запросы в военные музеи и военные архивы Франции, Америки, куда заходил русский крейсер. «Зацепка» переросла в исследование. Появились примечательные факты. Например: предполагалось, что отец Авель был рядовым судовым священником, однако в итоге удалось установить: он являлся благочинным Тихоокеанской эскадры. «Был главным священнослужителем Русской Православной Церкви на всем Тихом океане и в общей сложности нес послушание на флоте более десяти лет!», – сообщил С.С. Сингх.
...Как и большинство российских обителей, Златоустовский монастырь пережил дивные времена расцвета и печальные – упадка. Второй аспект был освещен в докладе «Истории из жизни златоустовских насельников второй половины XVIII века (по документам архива Московской консистории)», подготовленном кандидатом исторических наук из Ростова Великого А.Е. Виденеевой. Секуляризационная реформа 1764 года много бед с собой принесла. Бедой для древней обители в Москве стал статус монастыря низшего (!) третьего класса и жесткий регламент, согласно которому в монастыре должны проживать всего 12 насельников, включая настоятеля. А тут еще грянула эпидемия чумы, так что одно время 7 «вакансий» пустовали. Горький был период.
«После Павла второй Павел, уста благодати...»
Работа богословской секции во второй день конференции, направленная на изучение творений одного из трех Вселенских учителей Церкви, тоже продолжалась с утра до вечера. Духовное наследие Святителя настолько значимо и актуально для верующих христиан, так велико было его почитание в разные эпохи, что последнее нашло свое отражение в церковной гимнографии. Доклады на эту тему можно выделить в отдельный блок. Назову их: «Иоанн Златоуст в византийском гимнографии» (подготовила ведущий научный сотрудник Дома русского зарубежья имени А. Солженицына, старший научный сотрудник ИМЛИ РАН, ПСТГУ А.Ю. Никифорова); «О житийном источнике памятника славяно-русской гимнографии XV века "Кондаки и икосы святителю Иоанну Златоусту"» (докладчик – студент магистратуры МДА священник Иоанн Перминов,); «Преподобный Никодим Святогорец как почитатель и воспеватель святителя Иоанна Златоуста» (докладчик – кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН, доцент кафедры систематического богословия и патрологии богословского факультета ПСТГУ О.А. Родионов).
Вспомним, что преподобный Никодим Святогорец – в какой-то степени наиболее близкий нам по времени святой, живший в XVIII – начале XIX века. На одном из самых распространенных иконописных изображений он сидит с пером в руке над раскрытой книгой. Практически вся жизнь подвижника прошла над книгами, по большей части представляющими собой святоотеческие творения. Перу Никодима Святогорца принадлежит и замечательный памятник поствизантийской гимнографии – молебный канон святителю Иоанну Златоусту, в котором подчеркивается, что святой Златоуст – это секира, отсекающая отчаяние, потому что поучение о покаянии не приводит к ниспадению в глубину отчаяния. Такое образное сравнение... Есть в том каноне и другие удивительные по смыслу слова: «После Павла второй Павел – уста благодати...». Второй после апостола Павла! Вот каким виделся преподобному Никодиму великий подвижник IV века.
***Центр изучения истории и наследия Московского Златоустовского монастыря любит делать подарки участникам Чтений. В этот раз подарком стала экскурсия по территории Достопримечательного места «Златоустов монастырь» с VR-очками. Участники форума смогли переместиться в фотореалистичное виртуальное пространство и увидеть, как в современном городском ландшафте оживает древний монастырь. Поднялись они на колокольню – конечно, виртуально (ее последней из монастырских строений разрушили) – и посмотрели на территорию монастыря с высоты птичьего полета. Впечатляюще! А другим приятным подарком стали выступления ансамбля «Sei cantanti» (в переводе – «Шесть певцов»), которым руководит Елена Щеглова, преподаватель отделения «Дирижирование академическим хором» Государственного музыкально-педагогического института имени М.М. Ипполитова-Иванова. Благодаря выпускницам знаменитой Ипполитовки, к слову сказать, недавно отметившей свой столетний юбилей, участники Чтений словно бы погрузились на какие-то мгновения в атмосферу минувших веков и явно себе представили, что могло бы звучать в стенах прославленной обители. Этому, думается, помогли также доклад Е.Д. Щегловой «История русского церковно-певческого искусства: «звучащие фрески» и доклад кандидата искусствоведения, ведущего специалиста Мемориального музея-квартиры Ел. Ф. Гнесиной (при РАМ имени Гнесиных) Н.А. Потемкиной «Монастырские певческие обиходы 1-й половины XVIII века из московского Златоустова монастыря и нижегородской Флорищевой пустыни».
Удивительное дело: время-то сейчас не только прагматичное, но и крайне тревожное, до краев наполненное негативом и стрессами из-за эпидемиологических ограничений и растущей на планете напряженности в военно-политическом плане. Но, быть может, это и заставляет людей еще больше мобилизовать свои силы и работать в избранном направлении с удвоенной энергией? Как и в предыдущие годы, на нынешней конференции велика была концентрация ценных сведений, приведенных в нескольких десятках докладов. И нельзя было не заметить, насколько окреп, получив прочное фундаментальное основание, процесс скрупулезнейшего анализа разных этапов развития монастыря, благодаря чему уже не просто просматриваются контуры прошлого древней московской обители, а выстраивается целостная картина жизни того «островка духовного и душевного благоустройства», что находился в самом центре Москвы – Москвы великокняжеской, боярской, купеческой, дворянской, торгово-ремесленной.
Нина Ставицкая
Снимки представлены Центром изучения истории и наследия
Московского Златоустовского монастыря
и волонтером Центра Германом Дя