Изменяя мир к лучшему

IX Златоустовские чтения

С замечательной последовательностью Центр изучения истории и наследия Московского Златоустовского монастыря ежегодно проводит в февральские дни научно-практическую конференцию «Златоустовские чтения». На сегодняшний день уже девятую. Нынешний форум проходил в сложной эпидемиологической обстановке, потому и формат, как в прошлом году, был очно-заочный. Но число участников, если брать в целом, не уменьшилось. Давний друг Златоустовского монастыря – заведующая сектором «Археология» Музея Москвы» Екатерина Святицкая – написала в своей статье, посвященной этой святыне, очень точные запоминающиеся слова: «Монастырь в средневековой Москве воспринимался не просто как место проживания людей, избравших удаление от обыденной жизни для усиленной молитвы и поста. Основной его функцией, несомненно, было создание в гуще мирской жизни островка духовного и душевного благоустройства. Обитель представлялась тогда людям уменьшенной и улучшенной копией средневекового мира, наделенной духовной потенцией влиять на этот мир, исправляя его к лучшему».

Вот и в наше время (как бы его там ни называли – прагматичным или временем цифровой революции) неустанные труды духовенства и мирян по возвращению исторической и молитвенной памяти о тех, кто здесь подвизался, и о щедрых жертвователях на строительство и благоукрашение монастыря, а также изучение наследия святителя Иоанна Златоуста, в честь которого был освящен древний монастырь, помогают изменять мир к лучшему.

Не дежурные слова

Бывает, торжественная часть того или иного форума, на которой произносятся приветственные слова официальных лиц, проходит как бы стерто. Чувствуешь, что это – лишь дань традиции, попытка соблюсти этикет. Но на Златоустовских чтениях всё происходит по-другому. В каждом приветствии звучит то, что важно услышать из уст высоких авторитетов, занимающихся сохранением культурного и исторического наследия Москвы и всей России. Например, важно знать, удалось ли сформировавшемуся за эти годы коллективу единомышленников – богословам из духовенства и мирян, археологам и историкам, архитекторам и иконописцам, краеведам и музейным работникам, плюс энтузиастам-любителям – задать правильный вектор исследовательской работы и выбрать грамотный, научно-обоснованный формат? Получилось ли это у них, и не свернули ли они с пути? Оценка проекта возрождения Златоустовского монастыря, данная руководителем Департамента культурного наследия г. Москвы А.А. Емельяновым еще раз подтвердила, что получилось. И вектор выбран правильный, и формат грамотный. Вероятно, поэтому в 2019 году эта уникальная команда смогла взять тот рубеж, к которому, как сказал (тоже в приветственном слове) протоиерей Феодор Бородин, настоятель прихода храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке, шли очень долго. Но в итоге не просто здание бывшего келейного корпуса, а территории была внесена в реестр охранных объектов со статусом «Достопримечательное место. Здесь с начала XV века до 1930-х гг. располагался Московский Златоустовский монастырь». Иными словами, был получен статус-кво, что в дальнейшем позволит уберечь от разрушений, от захвата для какого-либо строительства те слои земли, в которых есть надежда обрести немало памятников и артефактов, рассказывающих о святой обители.


Запомнилось также приветственное слово человека, которого многие лично знают в разных регионах страны. Потому что П.М. Шульгин – заведующий Центром комплексных региональных программ социально-культурного развития Института социальной политики НИУ ВШЭ – является научным руководителем и автором уникальных концепций развития таких известных музеев-заповедников, как «Куликово поле», «Михайловское», «Ясная Поляна». Последняя работа его группы была связана с объектами в Республике Татарстан – островом-градом Свияжск, Свияжским монастырем и др. Присоединившись к участникам конференции по видеосвязи, Павел Матвеевич высказал идею: целью развития Достопримечательного места «Златоустов монастырь» может стать формирование на этой территории своеобразного исторического квартала. Монастырского квартала – допустим, такое название ему можно дать. Далее Шульгин развил эту идею, назвав ряд конкретных предложений, которые он обсуждал со своей группой, тоже считающей, что таких прецедентов как возрождение Златоустовского монастыря в его многогранной деятельности мало в российской культурно-охранной практике и этот пример нужно широко пропагандировать. Вообще по-хорошему (было озвучено и такое мнение) на территории, заключенной между Мясницкой улицей и Солянкой, следовало бы сделать уникальный музей московской истории под открытым небом. (Эпитет «уникальный» на конференции звучал часто, и нужно отметить – оправданно часто). А опыт воплощения в жизнь проекта возрождения Златоустовского монастыря как уже действующего музея и как организации, прошедшей многие бюрократические моменты и создавшей «Достопримечательное место», в данном деле чрезвычайно бы пригодился. «Если мы хотим стать мировой культурной столицей, такого рода прорыв в сохранении и использовании архитектурной культурной среды какого-либо московского района нам очень нужен», – заключил П. М. Шульгин.

Заманчивая перспектива! Насколько она осуществима, время покажет. Что касается проекта «Златоустовский монастырь» и взятия следующего «рубежа» то, по убеждению отца Феодора и его сподвижников, это должно быть устроение домового храма, сердцевиной которого станет литургическая жизнь, литургическое поминовение. Благословение на это получено. К работе над проектом храма приступили.


Два юбилея, две памятные даты этого года

«Отчет о научной деятельности Центра» секретарь Центра изучения истории и наследия Златоустовского монастыря А.П. Хондзинская начала с сообщения о двух юбилеях. Маленьким юбилеем она назвала пятилетие Центра, а большой юбилей – это 150-летие с момента основания братства святителя Петра Митрополита. Основано оно было во время настоятельства архимандрита Григория (Воинова) – церковного историка, составившего историческое описание монастыря. Братство было создано для миссионерской противораскольнической деятельности, то есть для возвращения в лоно Российской Православной Церкви отпавших от нее старообрядцев. Здесь мне хочется сделать некое отступление и обратиться к рассказу руководителя Центра священника Сергия Чуракова на «Радио Вера» в программе «Светлый вечер», который он повторил в сокращенной версии на конференции. Вполне вероятно, что «маленького юбилея» могло и не быть, если бы не решимость и неравнодушие ряда людей. В первую очередь – архитектора Веры Александровны Тимкиной. Вместе с сотрудниками архитектурной мастерской она, выполняя городское задание, изучала квартал между Мясницкой и Маросейкой – здания, строения, их историю. Когда было выявлено, что от Златоустовского монастыря остался один корпус, Вера Александровна пришла на прием к викарию Святейшего Патриарха Алексия II владыке Арсению, и сообщила ему об этом. Взяться за решение вопроса по возвращению в ареал церковного влияния бывшего братского корпуса (полуразрушенного на то время и тем не менее плотно заселенного всевозможными организациями) было предложено нескольким храмам, окружающим Златоустинский переулок. Откликнулся протоиерей Феодор Бородин. Это и стало «точкой отсчета», началом пути, который привел к тому, что теперь, как отметила А. П. Хондзинская, словосочетание «Златоустовский монастырь» – не пустой звук. Немало москвичей, да и гостей столицы связывают его именно с этим местом.

Забегая вперед, скажу: В.А. Тимкина присутствовала на IX Златоустовских чтениях, и ее выступление, посвященное двум юбилеям нынешнего года, стало достойным завершением первого дня конференции. Интересно было слушать о братстве святителя Петра Митрополита, чей духовный потенциал оказался настолько велик, что сегодня в этом святом месте четко просматривается преемственность тех форм его деятельности, которые оказались важны и в наши дни. Но вернемся к докладу А.П. Хондзинской. Анастасия Павловна сообщила: минувший год охарактеризовался для Центра не столько поиском новых архивных данных, сколько систематизацией уже имеющихся документов, что тоже привело к новым интересным открытиям. Рамки материала не позволяют подробно о них рассказать, поэтому приведу лишь один факт. Открылось, засверкало яркими красками имя, прежде здесь не звучавшее. Имя благотворительницы – иркутянки Юлии Ивановны Базановой, впоследствии переехавшей в Москву. Сколько миллионов вдова богатого купца (скромная и щедрая, как писали о ней современники), направила на дела милосердия! А Златоустовский монастырь привлек ее внимание тем, что в 1821 году в нем появился одним из первых в Российской земле придел во имя святителя Иннокентия Иркутского...

Всё отчетливее видны масштабы неординарных личностей

Тема благотворителей святой обители рассматривалась на всех Златоустовских чтениях. Как правило, в центре внимания был род Апраксиных, потому что Апраксины являлись главными ее ктиторами. Выделялись доклады, посвященные жизни и подвигам сподвижника Петра I, первого в истории России генерал-адмирала Федора Матвеевича Апраксина. Ф.М. Апраксин очень много доброго сделал для полюбившегося ему монастыря, а главной его постройкой явилась Благовещенская церковь, подклет которой стал фамильной усыпальницей Апраксиных. На нынешней конференции раскрылись новые грани деятельности не только самого Федора Матвеевича, но и его старшего брата Петра Матвеевича. Свой доклад руководитель Информационно-просветительского отдела, заведующий архивом и музеем Свято-Успенской Святогорской Лавры архимандрит Лазарь (Терещенко) зачитал дистанционно, подключившись по видеосвязи. Тема – «Братья Апраксины – благотворители Святогорского монастыря на Северском Донце». Какое, оказывается, деятельное участие принимали в судьбе будущей Лавры в Святых Горах, расположенной на границах Донецкой и Харьковской области, представители известнейшей аристократической фамилии России! И Федор Матвеевич – в свою бытность губернатором Азовской губернии. И Петр Матвеевич, назначенный командиром Украинской дивизии. Последний был хорошо осведомлен о нуждах насельников монастыря, оказавшегося в центре военных событий, и как мог старался о них заботиться.

Познакомив участников конференции с большим массивом найденных в архивах документов, архимандрит Лазарь обратился с просьбой помочь в поисках монастырского синодика, заведенного в начале июля 1710 года. Куда, по сообщению пастыря, помимо имен настоятелей, братии, многочисленных жертвователей обители вносились также некие тексты и исторические документы касательно монастыря. Но следы святогорского синодика теряются после закрытия обители в 1922 году... Еще отец Лазарь попросил помочь найти изображение Петра Матвеевича Апраксина и добавил, что братия Святогорской лавры ежедневно поминает боляринов Петра и Феодора.

А имя одного из настоятелей Златоустовского монастыря XIX века архимандрита Даниила (Сивиллова) впервые прозвучало на Златоустовских чтениях в 2020 году. В этом году научный сотрудник Института востоковедения РАН, доцент Финансового университета А.М. Куликов углубил тему, дополнил ее новой информацией, и еще более выразительно обозначился масштаб личности этого неординарного человека, избравшего в молодые годы монашество. Господь провел отца Даниила по многим земным стезям. В Китае, находясь в составе десятой Пекинской духовной миссии, иеромонах Даниил стал переводить богослужебные тексты на китайский язык, одновременно выполняя и вполне практическую цель – он старался утверждать в православной вере потомков албазинцев. В Москве архимандрит Даниил около пяти лет возглавлял Златоустов монастырь. В Казани он, ординарный профессор Казанского университета, создал первую в России кафедру китайского языка. Последние годы своей жизни отец Даниил был настоятелем Ростовского Борисоглебского мужского монастыря Ярославской епархии, благочинным над Угличскими монастырями. «"Зерцало православного исповедания" в китайском переводе архимандрита Даниила (Сивиллова)» – таково название доклада А. М. Куликова.

Ну, а ветеран Златоустовских чтений, если можно так выразиться, аспирант кафедры истории России историко-филологического факультета ПСТГУ С.С. Сингх в пятый раз подготовил доклад о насельнике обители, несшем свое послушание на флоте: «Новые сведения о деятельности судового священника броненосного крейсера «Адмирал Нахимов» иеромонаха Авеля (Иванова)». Изначально у Созонта Сингха была одна зацепка: послужные списки монашествующих из Российского государственного архива древних актов, представленные ему Центром изучения истории и наследия Златоустовского монастыря. Иеромонах Авель особенно заинтересовал. Последовало изучение трудов с упоминанием его имени. Также московский аспирант посылал запросы в военные музеи и военные архивы Франции, Америки, куда заходил русский крейсер. «Зацепка» переросла в исследование. Появились примечательные факты. Например: предполагалось, что отец Авель был рядовым судовым священником, однако в итоге удалось установить: он являлся благочинным Тихоокеанской эскадры. «Был главным священнослужителем Русской Православной Церкви на всем Тихом океане и в общей сложности нес послушание на флоте более десяти лет!», – сообщил С.С. Сингх.

...Как и большинство российских обителей, Златоустовский монастырь пережил дивные времена расцвета и печальные – упадка. Второй аспект был освещен в докладе «Истории из жизни златоустовских насельников второй половины XVIII века (по документам архива Московской консистории)», подготовленном кандидатом исторических наук из Ростова Великого А.Е. Виденеевой. Секуляризационная реформа 1764 года много бед с собой принесла. Бедой для древней обители в Москве стал статус монастыря низшего (!) третьего класса и жесткий регламент, согласно которому в монастыре должны проживать всего 12 насельников, включая настоятеля. А тут еще грянула эпидемия чумы, так что одно время 7 «вакансий» пустовали. Горький был период.

«После Павла второй Павел, уста благодати...»

Работа богословской секции во второй день конференции, направленная на изучение творений одного из трех Вселенских учителей Церкви, тоже продолжалась с утра до вечера. Духовное наследие Святителя настолько значимо и актуально для верующих христиан, так велико было его почитание в разные эпохи, что последнее нашло свое отражение в церковной гимнографии. Доклады на эту тему можно выделить в отдельный блок. Назову их: «Иоанн Златоуст в византийском гимнографии» (подготовила ведущий научный сотрудник Дома русского зарубежья имени А. Солженицына, старший научный сотрудник ИМЛИ РАН, ПСТГУ А.Ю. Никифорова); «О житийном источнике памятника славяно-русской гимнографии XV века "Кондаки и икосы святителю Иоанну Златоусту"» (докладчик – студент магистратуры МДА священник Иоанн Перминов,); «Преподобный Никодим Святогорец как почитатель и воспеватель святителя Иоанна Златоуста» (докладчик – кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН, доцент кафедры систематического богословия и патрологии богословского факультета ПСТГУ О.А. Родионов).

Вспомним, что преподобный Никодим Святогорец – в какой-то степени наиболее близкий нам по времени святой, живший в XVIII – начале XIX века. На одном из самых распространенных иконописных изображений он сидит с пером в руке над раскрытой книгой. Практически вся жизнь подвижника прошла над книгами, по большей части представляющими собой святоотеческие творения. Перу Никодима Святогорца принадлежит и замечательный памятник поствизантийской гимнографии – молебный канон святителю Иоанну Златоусту, в котором подчеркивается, что святой Златоуст – это секира, отсекающая отчаяние, потому что поучение о покаянии не приводит к ниспадению в глубину отчаяния. Такое образное сравнение... Есть в том каноне и другие удивительные по смыслу слова: «После Павла второй Павел – уста благодати...». Второй после апостола Павла! Вот каким виделся преподобному Никодиму великий подвижник IV века.

***

Центр изучения истории и наследия Московского Златоустовского монастыря любит делать подарки участникам Чтений. В этот раз подарком стала экскурсия по территории Достопримечательного места «Златоустов монастырь» с VR-очками. Участники форума смогли переместиться в фотореалистичное виртуальное пространство и увидеть, как в современном городском ландшафте оживает древний монастырь. Поднялись они на колокольню – конечно, виртуально (ее последней из монастырских строений разрушили) – и посмотрели на территорию монастыря с высоты птичьего полета. Впечатляюще! А другим приятным подарком стали выступления ансамбля «Sei cantanti» (в переводе – «Шесть певцов»), которым руководит Елена Щеглова, преподаватель отделения «Дирижирование академическим хором» Государственного музыкально-педагогического института имени М.М. Ипполитова-Иванова. Благодаря выпускницам знаменитой Ипполитовки, к слову сказать, недавно отметившей свой столетний юбилей, участники Чтений словно бы погрузились на какие-то мгновения в атмосферу минувших веков и явно себе представили, что могло бы звучать в стенах прославленной обители. Этому, думается, помогли также доклад Е.Д. Щегловой «История русского церковно-певческого искусства: «звучащие фрески» и доклад кандидата искусствоведения, ведущего специалиста Мемориального музея-квартиры Ел. Ф. Гнесиной (при РАМ имени Гнесиных) Н.А. Потемкиной «Монастырские певческие обиходы 1-й половины XVIII века из московского Златоустова монастыря и нижегородской Флорищевой пустыни».


Удивительное дело: время-то сейчас не только прагматичное, но и крайне тревожное, до краев наполненное негативом и стрессами из-за эпидемиологических ограничений и растущей на планете напряженности в военно-политическом плане. Но, быть может, это и заставляет людей еще больше мобилизовать свои силы и работать в избранном направлении с удвоенной энергией? Как и в предыдущие годы, на нынешней конференции велика была концентрация ценных сведений, приведенных в нескольких десятках докладов. И нельзя было не заметить, насколько окреп, получив прочное фундаментальное основание, процесс скрупулезнейшего анализа разных этапов развития монастыря, благодаря чему уже не просто просматриваются контуры прошлого древней московской обители, а выстраивается целостная картина жизни того «островка духовного и душевного благоустройства», что находился в самом центре Москвы – Москвы великокняжеской, боярской, купеческой, дворянской, торгово-ремесленной.


Нина Ставицкая
Снимки представлены Центром изучения истории и наследия
Московского Златоустовского монастыря
и волонтером Центра Германом Дя

Материалы по теме

Публикации

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь
Ко дню памяти святителя Феофана, Затворника Вышенского
Памяти лаврского архимандрита Виталия (Мешкова)
Монахиня Феофания (Тупеко)
Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь
Ко дню памяти святителя Феофана, Затворника Вышенского
Памяти лаврского архимандрита Виталия (Мешкова)
Монахиня Феофания (Тупеко)
Мужская монашеская община прихода храма Тихвинской иконы Божией Матери
Успенский нижнеломовский женский монастырь
Монашеская женская община Ризоположения Божией Матери с. Люк
Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь
Пензенский Спасо-Преображенский мужской монастырь
Корецкий Свято-Троицкий ставропигиальный женский монастырь
Донской ставропигиальный мужской монастырь
Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь
Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь
Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь